Про Донскую Русь - матерь городов русских


Про Донскую Русь - матерь городов русских
Много лет изучая разную литературу по истории нашего края, я не раз находила в ней самые удивительные, хотя порой и спорные для многих ученых факты. Не претендуя на научный труд, я сегодня хочу несколько систематизировать самые диковинные из них, относящиеся к древней истории Приазовья и Придонья.

Русская река и город Руссия

Арабский историк и географ Ибн Саид ал-Магриби, живший в 13 веке, оставил такое описание Приазовья в своих картах: «В четвертой секции находится город Судак. Его населяют люди разных народностей и верований, но преобладает там христианство. Город расположен у моря Ниташ (Черного), откуда купцы отправляются к Константинопольскому каналу (Босфор). К востоку от Судака находится проход из моря Ниташ в море Маниташ (Керченский пролив), шириною около 30 миль и протяженностью с юга на север около 60 миль. За ним начинается море, расширяющееся с запада на восток около двух и одной трети дней плавания, а с юга на север – около 160 миль. В этом море есть острова, населённые русами, и поэтому его называют морем русов. Русы в настоящее время исповедуют христианскую веру. На севере этого моря в него впадает река, текущая из огромного озера Тума. На западном берегу этой реки лежит город Русия – главный город русов. Русы – многочисленный народ, выделяющийся свой силой среди храбрейших народов Аллаха. На море Ниташ и море Маниташ ему принадлежит множество неизвестных нам городов».
Кстати, кроме греческого названия Меотида, известными названиями Азовского моря в древности так же были Сурожское (Судакское) и Русское. Именно Русским морем называли его итальянцы, появившиеся здесь в начале средневековья. Кстати, они же на своих морских и портовых картах Приазовья отметили топонимы с корнем «Рос (Рус)». С озером Тума несколько сложнее: оно упоминается арабскими географами еще 10-11 веков. И в принципе, может быть чем угодно. Однако на арабской карте 1339 года, где, кстати, страна Русия – это уже именно Киевская, а не Азовская Русь - озеро Тума изображено огромным водоемом с островом, и находится где-то между Воронежем, Харьковом и Луганском. А вот легендарный город Русию, описываемый сначала историком Ал-Идриси, а потом и Ал-Магриби, не знавшими никаких других русов, кроме тех, что жили на берегах Черного и Азовского морей, ищут до сих пор. Исследователи назначали этим городом и Азов (Тану, Ар-Тану), и город Олешье в устье Днепра, и Киев, остров Рюген в Балтийском море, даже Новгород. Однако средневековый путешественник Гийом де Рубрук, посетивший наши места во второй половине 13 века, помещает какой-то городок русов на восточном берегу Танаиса: «Итак, мы с великим трудом странствовали от становища к становищу так, что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, как река Египта отделяет Азию от Африки. В том месте, где мы пристали к берегу, Бату и Сартах приказали устроить на восточном берегу поселок русских – Cassal de Rossi – которые перевозят на лодках послов и купцов».
Удивительно, но именно по поводу частой повторяемости на средневековых картах Приазовья этого слова – Rossi и его производных с тем же корнем, – историки и сейчас ломают копья. Дело в том, что Миусский лиман и Миус на средневековых арабских и европейских картах обозначены как Rossо или Rosо. Река Rossо и (на отдельных картах) что-то вроде порта или крепости на берегу Азовского моря в устье этой реки, так же называемые «Rossо».
Большинство тех, кто свято верит в происхождение Руси от норманнов, утверждают, что название города или поселения на берегу Дона – Cassal de Rossi (на отдельных картах городок называется Сasar de li rosi) – переводится примерно как «Родовое гнездо семейства Росси», то есть, фактически родовой замок какой-то итальянской фамилии! А название реки Rossо – переводят итальянским словом «Красный». Кстати, сложно представить, что те, кто видел Миус, могли назвать его Красной рекой. Скорее уж, Темно-Зеленой. Или уж вообще цвета хаки.
Зато, даже если все-таки поверить, что реку европейцы назвали Красной по цвету чего-либо, относящегося к ней, можно найти немало упоминаний в исторических записках древности и средневековья, что сначала скифов, а потом и славян-русов европейцы и арабы ассоциировали именно с красным цветом и называли «красными», «рыжими». Причем скифов – непосредственно за цвет их кожи и волосы – среди них было много рыжих и темно-русых, которые более темноволосым древним грекам и арабам опять же казались рыжими. Вот как в своем сочинении описывает славян Абу-Мансур, живший в 10 веке: «Славяне – племя красного цвета, имеющее русые волосы, они граничат со страной хазар. Человека красного цвета называют (у нас) «славянин», по причине сходства его с цветом славян».
Кстати, в Средневековье православных русских рабов на Востоке называли «Россорум». «Рум» – это Византия, со столицей в Константинополе, ныне Стамбуле. А «россо» - красные. Буквально: «красные византийцы (греки)». Северная норманнская теория в этом месте в очередной раз рассыпается. И остаются то ли Русская, толи Рыжая река и канувший в лету город русских или рыжих «сasar» на Танаисе…
Еще одним доводом считать Миус именно Русской рекой, а не какой-то итальянской Красной «Rossо», является тот, что именно через Миус в Средневековье проходил речной Залозный путь, по которому через малые реки Приазовья и притоки Днепра Днепровская Русь сообщалась с Тьмутараканью или Таматархой, как тогда называли Таманский полуостров, где так же жили русы.

Христианская Донская Русь

Христианство в Приазовье появилось буквально с первых веков и распространилось гораздо раньше, чем оно пришло в Киев. В книге донского историка Евграфа Савельева, изданной еще в 1918 году, так описываются эти времена:
«Апостольская проповедь в странах Приазовья пустила глубокие корни. При Юстиниане І (527-565) христианство на восточном побережье Черного и Азовского морей делается господствующим, появляются новые города с храмами и монастырями под прикрытием сильных крепостей. У приазовских народов богослужение совершается на их собственном языке. Об этом говорят Иоанн Златоуст (IV в.) и современник его Блаженый Иероним: «Гунны изучают псалтырь, хладная скифия проникается пламенем истинной веры, рать белокурых Гетов носит с собою походные церкви» С IV же века в Приазовье учреждается особая епископия, а потом и архиепископская кафедра.
В уставе греческого императора Льва Философа (886-911 г.) «О чине митрополичьих церквей, подлежащих ведению патриарха Константинопольского», на 60 месте названа церковь Русская, а следующая за ней – церковь Аланская. Эта «Русская церковь», упоминаемая на 60-м месте, после церквей Боспора и Таматархи, никак не могла быть Киевской, так как ни в одном из актов времен Олега Вещего, в правление которого в Киеве был составлен данный устав, не говорится о крещеной Руси».
До князя Владимира, крестившего Русь по одним летописям, в 988 году, а по другим – в 990 или даже 991 году – действительно, еще очень далеко. Тот же договор Олега с греками, заключенный им после того, как он «прибил свой щит на врата Цареграда» также молчит о христианской Руси. Следовательно, Русская и Аланская церкви, указанные в уставе Льва Философа, могли находиться только в Приазовье.
Еще один отрывок из книги:
«С ХІ века в устье Дона делается известным город Азов, называемый итальянцами по-прежнему, даже и в XIV веке, Таной. О том, что православное русское население на месте нынешнего Азова существовало раньше XI веке и даже раньше X и IX века, можно судить по тому, что в Азове издревле существовал православный храм во имя Иоанна Предтечи, который считался покровителем этого города. Как план этого храма, представлявший в первоначальном своем виде простой квадрат, так и церковная утварь, небольшой колокол в виде широкого конуса, а в особенности храмовая икона, помеченная при ее написании датой 637 годом, ясно свидетельствуют о том, что постройка этого храма относится к VI-VІІ векам…». Донские казаки, после знаменитого «Азовскаго сиденья», в 1643 году вывезли из Предтеченского собора Азова всю церковную утварь, иконы и колокол. Древняя икона Иоанна Предтечи с датой 637 года, колокол и некоторые другие вещи до самой революции 1917 года хранились в Донецком монастыре Воронежской губернии Богучарского уезда. Остальная утварь увезенная казаками из Азова, была доставлена в Старочеркасский собор.
Еще одним интересным моментом, относящимся к христианству в Приазовье, являются сведения, описываемые в другом отрывке книги Евграфа Савельева:
«Феофилакт, Синкел и Феофан ясно и определенно говорят, что Готы или Геты – есть имя собственное этого народа и что раньше они назывались скифами, а теперь – славянами. То же говорят о Готах Туберони и Фома архидиакон. Солунский собор 1060 года назвал славянскую азбуку монаха Кирилла «Готскою». Но самым веским для исторической науки доказательством о славянстве приазовских Готов является нижеследующее. Христианство в Приазовье было распространено в IV веке. Первым епископом был Феофан, подписавший, в числе других, от имени вверенной ему паствы, и «Символ веры» на Никейском соборе в 325 года. Проповедником же среди Готов Приазовья был епископ Ульфиил (Ульфила), который будто бы и изобрел готские письмена, и перевел книги Священного Писания на готский язык. Евангелие Ульфиила, написанное готскими письменами, и теперь хранится в библиотеке Стокгольмского университета и представляет собой редчайшую для науки ценность. Алфавит, которым написано это «Евангелие», и самый язык книги – древнерусские. Мало того, они имеют сходство с алфавитом «Евангелия Остромира» и письменами древних Гетов-Руссов. Именно эти книги и нашли в Крыму, в городе Корсуне (Херсонесе, где крестили Русь), братья Кирилл и Мефодий при путешествии в Хазарию: «обрете евангели и псалтирь русски (по другим летописям — роушьскыми) письмены писаны»…
Но самое интересное для нас – описание русов из Книги видов земли» Абу-Зайда Ахмеда Ибн-Сахль аль-Балхи, жившего в 10 веке нашей эры: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба (Киев), который больше Булгара. Другое племя, (живущее) дальше первого, называется Славия (Ученые предполагают, что речь идет о Новгородской Руси). Еще одно племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу. Что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле.
Только они сами из Арты отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары, и не допускают никого провожать их и вступить в их страну. Русы эти ведут торг с Хазаром, Румом и Великим Булгаром. Они граничат с Румом на севере. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные области из Рума».
Если Рум – это Византия, а Хазар и Великий Булгар – государства-соседи на Волге, (Булгары, кстати, ушли на Волгу и Каму где-то после 7 века именно из Причерноморья и Приазовья) то где, кроме как в Приазовье же, могла находиться эта загадочная третья земля руссов – третья Русь?
Откуда еще, пользуясь «переволокой» из Дона в Волгу, руссы, о которых не упоминает ни одна днепровская, новгородская или европейская летопись, могли попадать на своих стругах в Персию и на Кавказ? Причем ходили они туда явно не с визитами вежливости, как пишут многочисленные арабские летописцы, прямо называвшие руссов, грабивших арабские страны и разбивавших арабские армии, «главными врагами всего мусульманского и цивилизованного мира». Вам это ничего не напоминает?
И, наконец, о каких руссах, прибывших вместе с византийскими послами 18 мая 839 года в франкский город Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого, рассказывается в официальной франкской хронике: «С послами император Византии Феофил прислал людей, утверждавших, что народ их называются «Рос (Rhos)» и что король их, именуемый хаканом (каганом), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании Феофил просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности».
Если предположить, что в 839 году в Киеве правили князья, о чем, кстати, молчат все летописи до 860 года, причем здесь чисто степной титул «Кагана», который носили только императоры кочевых племен? Вот и Людовик Благочестивый, видимо, подумал так же, задержав «дружественных послов кагана руссов», которых он посчитал лазутчиками вражеского государства, до выяснения всех обстоятельств…

Асы – скифы – русы – казаки…

Копаясь в древних летописях, и читая о том, какое величайшее множество народов проходило через наши земли и жило на них, невозможно не задаться одной мыслью. Все историки выводят практически всех жителей Приазовья азиатами-монголоидами. Вспомните самое ближайшее к нам нашествие – монголо-татарское иго – сплошной наплыв монголоидной расы. Меж тем, как говорит генетика, даже татары, сегодня живущие на территории России – монголоиды максимум на четверть. А то и меньше. А в крови этнических русских и вовсе практически нет никаких «монгольских» генов. А ведь, если допустить, что за тысячелетия с Востока на Запад шли орды дикарей, неужели не нашлось ни одной женщины, которая бы после такого нашествия не забеременела и не оставила ребенка, внешним видом похожего на своего отца? Меж тем, реконструированное несколько лет назад по черепу лицо «монгола» Тамерлана оказалось лицом типичного европейца. Мало того, недавние исследования европейскими учеными крови десятков и сотен потомков Чингисхана, уже напрямую говорят о том, что он был европеоидом…
Еще один интересный момент возникает, если предположить, что все великое множество перемещающихся по нашей степи народов не исчезало в никуда, как получается у историков, а просто ассимилировалось с весьма немногочисленными пришельцами меняя лишь свои названия, но, по сути, оставаясь все тем же древним, первоначальным народом Ариев, пришедшим в эти места, как говорят генетики, откуда-то из Средней Азии или Северной Индии от 30 до 10 тысяч лет назад…
Потому что из истории всплывают просто удивительные загадки и «необъяснимости». Например, название того же города Азов. Арабские историки, а за ними и турки, Азов называли Адзак, Ассак, Казава, Казова, Хазов и даже Казак. По сути – «город народа Асов» (Асы, Азы или Ас-саки, как их еще называли, были теми самыми прямыми потомками Ариев). Правда, слово «Казаки» сильно напоминает название этого народа – «Ас-саки»? Этих же мифических Асов, ушедших, по легенде куда-то на Север, превратившись там в легендарных богов, после искал на наших берегах знаменитый путешественник Тур Хейердал. Кстати, сравните слово «Ас» или «Аз» с русским словом «князь» (кон-аз). Получится очень похоже на «Конный Аз». Или со словом «витязь» (вит-аз – «воин-аз»). Или с осетинским словом «Кавказ» (кау-аз – «поселение Азов»). Или с именем древнего Приазовского народа, которым впоследствии стали называть себя донские казаки – «черкассы». Или с названиями казачьих столиц: Старо- и Новочеркасск.
Асы-скифы-русы-казаки – по прежнему живут в нашей земле и в нас с вами…
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 16.11.2018 в 18:57
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1