С глиной в руках, с Богом в душе, с женщиной - в сердце…


Никогда бы не подумала, что в простом миусском селе Камышевка Матвеево-Курганского района может жить и работать один из самых известных скульпторов Дона – Михаил Иванович Демьяненко, автор десятков знаменитых памятников на территории Ростовской области. Но судьба познакомила нас, и в день его рождения меня командировали в Камышевку, чтобы взять интервью у потрясающего своей судьбой, характером и творениями Мастера.

Одним ударом из камня

Родился я и вырос в Камышевке. Тут моя родина. А после армии домой не вернулся, в городе жил сорок лет. Ну, а как на пенсию пошел, опять сюда приехал.
Как скульптором стал, спрашиваете? Привезли в Камышевку, это был 1947-48 год, памятник. Фигуру везли в форме, чтоб не разбилась. И мастер при мне как стукнет по ней раскольником – ухо появилось. Потом стук – лицо. Потом – руки. Я, пацан, был в полном восхищении. Мне казалось, что мастер так легко, одним ударом, высекает из камня фигуру солдата…
Это был памятник павшим воинам. Я его переделывал потом, он рассыпался от ветхости. И я вместо солдата сделал женщину. Хотя меня не поняли наши камышевские женщины. Особенно те, что потеряли на войне мужей. Они мне говорили: «Солдата давай!» А я солдатку сделал. У нас жила здесь до войны тетя Валя Хлабустина, орденоносец, которая потом погибла в бою… Она и стала прототипом этого памятника. Теперь стоит перед клубом в родном селе, в металле кованая…
А до этого в армии я в Москву попал. Там музеев много – я в увольнениях ходил. И еще мы охраняли картографическое управление. На его территории была мастерская Григория Николаевича Постникова. Он как раз делал цикл работ на космическую тему и лепил бюсты космонавтов. Вот там я познакомился и с Гагариным, и с Титовым, и с Терешковой, и с Королевым. Все они бывали в этой мастерской.
Там же я свел знакомство и с Эрнстом Неизвестным, великим скульптором, которого недавно не стало. Мудрейший был человек, скажу вам. И удивительный авангардист. Я тоже первое время тянулся к авангардистам. А потом посмотрел – у нас и реалистическую скульптуру не всегда понимают. А авангард – вообще не поймут. Так и отошел от этого…

Кони сальских казаков

Одна из самых известных моих работ – памятник воинам-казакам на въезде в Сальске. Знаете, чем мне запомнился этот памятник и как он появился? Меня как раз тогда исключили из Союза художников. За недостойное поведение.
Настоящая причина была совсем другая – я на собрании выступил, чтоб за каждую кандидатуру отдельно голосовать по приему в Союз и каждую отдельно обсуждать, а не сразу за весь список руки поднимать, как предлагали сверху. Вот и начались после этого выступления «репрессии». Сначала меня не пустили в Финляндию, где победила в конкурсе и была выкуплена финнами моя работа «Сорок первый год». Мотивировали тем, что я – не член партии. Потом прилюдно оскорбили и спровоцировали дать в нос одному из коллег, которого за «помощь» после инцидента приняли в Союз художников вместо меня. В общем, добились своего.
После исключения мне совсем перестали давать работу. И даже по районам указание дали, чтоб меня не приглашали. С деньгами, естественно, стало туго без заказов. Но однажды все-таки вызвали меня. Оказалось, что все скульпторы загружены, а в Сальске, к той поре ставшем городом, требовалось срочно оформить въезд в город. Приехал я к тамошнему первому секретарю. Он и говорит: «У нас в городе казаки были, они до озера Балатон дошли. Может, их сделать?» Я, прежде чем браться за памятник, прочел книгу об этих казаках. Оказалось, что первый бой их соединения был, когда они выскочили из кукурузы на конях и изрубили в капусту немцев, мирно обедавших после обстрела наших сел. И вот только после этого боя власть им поверила, и местных казаков объединили сначала в казачью дивизию, а потом и в Донской корпус – ведь Сталин до войны не любил казаков, особенно донских…
Идея моя была – два казака в бой идут с тремя конями. Я принес ее готовое воплощение – показал всем в горкоме, там как раз и ветераны присутствовали – и всем понравилось. Так в Сальске в 1987 году и появился памятник, под которым установлена доска с надписью: «В ноябре 1941 года в городе Сальске была сформирована 116-я Донская казачья кавалерийская дивизия». После за героизм, проявленный личным составом в ожесточенных боях с врагом на Кубани и Кавказе, 116-я дивизия была преобразована в гвардейскую. В 1943 году ею была не только одержана победа под Сталинградом, но и освобожден от оккупации Сальский район…

От вдохновения до вдохновения

Сколько у меня работ – даже примерно не скажу. Шесть десятков только монументальных – памятников, воинских захоронений, надгробий. А мелких – вовсе не счесть…
Есть ли любимая работа? Нет, они, как дети, все любимые. Особенно, когда начинаешь работать, и чувствуешь, что она получается. А больше всего радуешься – когда она получилась. А когда идет народ на открытие твоего памятника – вон на открытие моего «Вещего Бояна» в Белокалитвенском районе пять тысяч человек собралось – такое вдохновение ощущаешь, такую гордость в этот момент! Потом, конечно, отпускает. И приходит душевное опустошение. Значит, за новую работу пора…
А вот о творческих планах не скажу. И о том, чего бы мне хотелось еще сделать. Я не люблю об этом говорить. А то похвалюсь – и не сделаю.
Да, работ у меня много за мою жизнь было. Может быть, только одну из них вспоминаю по-особенному. Финны купили мой «Сорок первый год». И наверняка за большие деньги. А я до сих пор не знаю, за сколько. Вызвали тогда в обком, и показывают пустую строчку: «Распишитесь вот здесь, что вы полученные за скульптуру деньги сдаете в «Фонд мира». Я отвечаю: «Да я сам с семьей в полуподвале живу! Какой «Фонд мира?» Они мне: «Как, разве Вы до сих пор не получили квартиру? Пройдите в 316-й кабинет, заберите ордер». Я и говорю: «Вот, когда заберу ордер, тогда и распишусь». И впрямь, в 316-м кабинете дали мне ордер на двухкомнатную квартиру. Пришел я в нее, вставил в дверь ключи – а двери внутрь и упали. Квартира оказалась – полная пыли…


Про памятник Алексею Бересту

Береста я лично знал. Фронтовик, участник штурма Рейхстага вместе с Егоровым и Кантарией. Человек, о котором во времена моей молодости на заводе «Ростсельмаш», где он тогда работал в сталелитейном цехе, ходили легенды. Он потом и погиб, как герой – спасая ребенка из-под колес поезда…
Я в те годы тоже работал на заводе «Ростсельмаш», и одновременно учился в художественном училище. Тогда была создана моя первая серьезная работа – скульптура «Буратино» в ростовском парке имени Вити Черевичкина. И естественно, мне хотелось сделать что-то еще более серьезное, например, вылепить бюст Береста.
Однажды во время обеда в заводской столовой я насмелился и подошел к Алексею Прокопьевичу, попросив его позировать мне для бюста. Он сначала хмыкнул: «Вам не разрешат!», но после все-таки согласился. Тут надо сказать, что Береста, человека прямого, честного и горячего, когда-то, как говорили, несправедливо осужденного, начальство побаивалось и всячески принижало.
Я помню, как он с уважением пожал мне руку. И моя рука в его просто утонула – настолько Берест был крепким и сильным человеком. У нас на заводе делали сдвоенные гусеничные катки для танков. Рабочие вдвоем переносили один такой каток, а Берест один легко поднимал и нес пару...
Я помню, на ладони у Алексея Прокопьевича был шрам от пореза эсесовским клинком во время рукопашной. Он рассказывал, как фашист ударил его ножом, а Берест перехватил его ладонью и держал так, что фашист больше ничего не смог сделать. Вот такой это был человек! Огромной силой духа от него веяло!
После изготовления макета памятника заводчане отлили его из металла и установили возле здания сталелитейного цеха, где работал Берест. Случилось это в 1973 году, уже после его гибели...


О русском духе и вере в Бога

Одного не пойму: почему вокруг так не любят Россию? С тех самых пор, как она организовалась, появилась на свете, все на нее нападают. Может, от того, что дух такой непростой у русского человека?
Ведь мы очень жесткие, даже жестокие к себе и друг другу. До того, как несчастья нет – плохой у нас дух, недобрый. Такие пытки, мучения и гадости друг другу придумываем! Сказать нельзя!
А как беда приходит – люди объединяются и начинают по-настоящему любить друг друга. После войны, я помню, какими дружными были люди – собирались у памятников, всем селом отмечали радость. Бедно жили, чтоб стол накрыть, со всех дворов сносили еду, а жили дружно. И поддерживали друг друга во всем…
В наше село после войны всего три солдата живыми вернулось. Отец, Григорий Максимович и дядя Федя. И это праздник был для всех. А сейчас – ушли из жизни защитники – нету их. А с ними – и общая на всех радость, общая жизнь кончились.
И Бога забыли. Ведь должен быть Бог у человека в душе. И так, с Богом в душе, человек жить всегда должен. «С Богом жить» – это ж не в соборе свечки ставить, а за собором гадости людям делать!
А ведь много есть людей: всерьез верят, что если они два или три миллиона на храм пожертвуют, то Бог им все грехи спишет. Будто у Бога расценки есть на любовь и прощение. Или вон те, которых по телевизору показывают – тоже любят в церковь бегать, перед камерами креститься. Зачем эта показуха Всевышнему? Вместо того чтоб верующим казаться, хоть одного простого человека рядом с собой спаси. Хоть одному человеку помоги. Людям вокруг себя жизни дай…

Ода женщине

У меня много скульптур женщин: «Солдатка» в Камышевке, «Преемственность поколений» в Константиновском районе, «Дающая жизнь» в Ростове. Наверное, потому, что к женщине по-особенному отношусь. А как иначе? Женщина родила весь мир. Это ведь мы только привыкли так считать: «Моя жена». Словно: «Моя собственность». Нет, никогда женщина не будет «моя» или «его». Какие бы отношения не связывали ее с мужчиной. В жизни встречаются два равных человека, которые тянутся друг к другу – это да, но никто никому не принадлежит…
Многие мужики не понимают женщин – унижают их, оскорбляют, бьют. Было в моей жизни немало таких. Знал одну семью: она – великолепная женщина, человек прекрасный, специалист с высшим образованием на хорошей работе. А он, пьяный – ногайкой ее по спине! Потому что «мужчина», «казак», и «хозяин», потому что «воспитывает». Слава Богу – есть в мире справедливость: этого «мужа» уже нет в живых, а она, женщина, – живет…
Да, я восхищаюсь женщиной! Особенно той, что становится матерью. Лисипп – был такой знаменитый скульптор до нашей эры, – никогда не лепил женщин, пока они не рожали. И говорил, что настоящую красоту женщина обретает, лишь родив хотя бы одного ребенка. Он прав, ведь, даже если судить с анатомической точки зрения, лишь после родов женский скелет становится по-настоящему женским. Женщина, чтобы стать настоящей, обязательно должна родить. Только тогда она входит в полную свою силу…
А вообще, женщина – это самое удивительное существо на свете. Ее никогда не познаешь полностью. Жизни не хватит, чтобы понять, что это такое – «женщина»…

Послесловие автора: «Дающая жизнь»

Вот за что лично я бы поклонилась и сказала спасибо Михаилу Ивановичу, так это за его памятник «Дающая жизнь». В современном мире, полном зла, насилия и смерти уже сама идея создания такого художественного произведения может считаться гениальной. А уж ее воплощение обязательно станет шедевром...
Скульптура женщины, под сердцем которой зародилась новая жизнь, женщины, озаренной святым, животворящим огнем материнства – первая в России статуя беременной женщины, появившаяся в Ростове в 2001 году. «Дающая жизнь», созданная Михаилом Демьяненко – сегодня одна из самых любимых скульптур не только у населения столицы Дона, но и у многих жителей области. Установлена эта удивительная будущая мама возле парадного входа в городской родильный дом номер пять, в народе больше известный как «пятерка» – один из самых лучших, добрых и безопасных родильных домов нашего региона.
На создание такого необычного памятника мастера вдохновила его жена Лариса, которая и стала моделью. Как сказал сам Михаил Иванович, «Когда я увидел жену беременной, то понял, как прекрасна зарождающаяся жизнь. Начал создавать скульптуру, когда жена была беременна дочкой, а закончил через четыре года, когда она ждала сына. Перед родильным домом статую установили только через много лет, тогда, когда дочери было уже двадцать лет».
Среди ростовчан и гостей города как женского, так и мужского пола ходит поверье, что «Дающая жизнь» – чудодейственная статуя. Многие женщины на себе убедились, что если прикоснуться к ее до блеска отполированному женскими руками животу и посмотреть в глаза, загадав свое желание, то роды пройдут удачно, быстро и почти безболезненно. Еще большее число женщин уверяет, что они смогли победить даже поставленный им официальный диагноз «бесплодие», забеременели и, вопреки всему, благополучно родили здорового ребеночка, после того, как пришли к статуе и погладили ее живот рукой, попросив помочь подарить этому миру новую жизнь...
Сотрудники родильного дома вспоминают в многочисленных интервью, что даже год установки памятника запомнился им, потому что в отделении вскорости после появления «Дающей жизни» под окнами роддома, забеременели и родили сразу три акушерки, а после них — еще несколько сотрудниц.
Принесла «Дающая жизнь» удачу и самому роддому – в «пятерке» намного увеличилось число новорожденных младенцев, поднялась зарплата у сотрудников, а само здание попало под программу проведения капитального ремонта и модернизации и стало очень престижным. Как заметил сам Михаил Иванович, «Если раньше мужчин женщины били и из машины выскакивали, когда их в пятый роддом везли, – так там было плохо, то теперь, чтоб попасть туда, в очередь становятся».
Говорят, когда работу скульптора Демьяненко отправили на выставку в немецкий город Дортмунд, там предлагали за нее огромные деньги. Но автор отказался продавать свое творение и настоял, чтобы «Дающая жизнь» после увеличения и отливки в бронзе осталась в Ростове, вдохновляя на подвиг именно наших матерей. Потому к памятнику, находящемуся в Железнодорожном районе Ростова на улице Разина, дом 3, и сегодня каждый день в любую погоду с надежной подходят женщины, украдкой касающиеся ладонями бронзового живота будущей матери...
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Интервью
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 16.11.2018 в 18:21
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1