Сплав по Миусу


С 1996 года туристы из Куйбышевской детско-юношеской спортивной школы сплавляются по реке Миус
(см. фоторепортаж).


Кто из нас, жителей Примиусья, хоть однажды, пусть даже в детстве, не мечтал проплыть по своей самой большой реке вдоль ее берегов? Посмотреть, что там, «за поворотом» ее причудливых изгибов?
Меж тем люди, которые уже десять лет систематически сплавляются вниз по Миусу и больше всех могут рассказать о нашей реке, живут совсем рядом, в селе Куйбышево. Возглавляет и организует эти путешествия Валерий Анатольевич Нещадим (на снимке), тренер-преподаватель отделения спортивного туризма МБОУ ДОД ДЮСШ в селе Куйбышево:

«А кто вас заставил?»

– Идея сплавляться по Миусу пришла как-то сама собой, из-за наличия у спортивной школы катамаранов. Обычно сплавлялись раз в два года, так удобнее. Год – сплав, год – пеший поход.
Началось все в 1991 году, когда закупали снаряжение для туризма, и купили четыре катамарана. Ребята ездили с этими катамаранами на Кавказ, сплавлялись по горным рекам в Карачаево-Черкесии. К 1996 году, когда я пришел работать в ДЮСШ, один катамаран уже пришел в негодность, а три еще были в неплохом состоянии. Конечно, сплавляться на них по горным рекам было уже нельзя, но для Миуса они были еще вполне годны. Так и родилась идея разработать собственный туристский маршрут.
Сплавляться мы решили от села Куйбышево до Матвеева Кургана. Дальше по течению река становится более широкой, глубокой и это могло уже представлять определенную опасность, учитывая наш транспорт и наличие в группе детей. Если бы мы были на байдарках – было бы гораздо легче плыть. В байдарке сидят по два человека, и грести гораздо легче, чем на катамаране.
Все участники экспедиции – воспитанники спортивной школы, начиная от седьмого класса. Старались, конечно, брать ребят постарше, все-таки грести целый день даже по течению – это тяжело. На один катамаран сажали обычно шесть, максимум – семь человек. Иногда бывало и четверо – но это минимум, так как желательно, чтобы гребцы периодически сменяли друг друга. В итоге на маршрут обычно выходит от 15 до 20 человек.
Из-за того, что наша местность довольно обжита, продовольственная проблема в любом туристском походе не стоит слишком остро. В любом населенном пункте по течению можно было купить и еду, и воду. Иногда мы набирали воду и в родниках на берегах, конечно, кипятили ее. Больше всего понравился ручей в поселке Надежда.
В Матвеевом Кургане, конечной точке, мы вылезали из реки между мостами – автомобильным и пешеходным, и – либо грузились в приехавшую за нами машину, либо, так было в самые первые путешествия, вместе со всем скарбом пешком шли на автобус до Куйбышево. Впечатлений хватало очень надолго.
Детям, конечно, больше всего на маршруте нравились многочисленные «тарзанки» вдоль берегов. Мы всегда возле них останавливались и купались. Ну, для тех, кто нас встречал, это, конечно, было удивительно. Многие купальщики воспринимают такой вид отдыха, как сплав по реке, с недоумением. Удивляются: «А кто вас заставил?» «Да никто не заставлял, – говорю, – нам просто нравится плыть вниз по течению. Вы – на берегу отдыхаете, а мы – на воде». Правда, чем ближе к Матвееву Кургану, тем меньше местные жители обращали внимание на нас: там часто сплавляются до лимана таганрожцы, и зрелище плывущих по Миусу людей более привычное.

Пять дней и девяносто километров

К сожалению, все наши сплавы проходили не в самый подходящий период – июль-август, когда уровень воды в Миусе обычно падает. Оптимальное время для таких путешествий – май-июнь. Но как раз в это время у спортсменов начинаются тренировки и соревнования, плюс – экзамены в обычной школе у школьников. Поэтому раньше июля запланировать туристическое мероприятие никогда не получается.
Все путешествие занимает пять дней. В первый день доплываем до села Русское, во второй – до Кульбаково, в третий – до поселка Надежда, четвертый – до Сад-Базы, и пятый – до Матвеева Кургана, точнее, места чуть выше поселка – «Топольки». И, если по трассе расстояние от Куйбышево до Матвеева Кургана – тридцать пять километров, то по Миусу общая протяженность маршрута составляет девяносто километров. Такая дистанция получается из-за того, что русло Миуса очень извилисто. Часто, после того, как ты два часа греб на юг, петля поворачивает, и ты два часа гребешь обратно на север, практически в ту же точку, из которой начал. Справляешься с картой и убеждаешься, что «по земле» ты все это пятичасовое расстояние прошел бы максимум за полчаса…
Перед началом сплавов мы всегда заявляли о его проведении в Ростов, в маршрутно-квалификационную комиссию, получали для его проведения специальное разрешение. Поскольку расстояние не превышало 90 километров, такой маршрут относится к 1 категории сложности – для новичков. Но и к таким маршрутам существуют определенные требования, которые необходимо выполнять. Служба спасения, например, должна знать, что именно в эти сроки мы идем в поход или сплавляемся по реке. И из каждой контрольной точки (Русское, Кульбаково и так далее) обязательно необходимо созваниваться, что мы дошли, что у нас – все нормально. Кому-то такая практика может показаться излишней, учитывая степень освоенности нашего ландшафта человеком и близости всех населенных пунктов, но это – стандартная процедура для любого организованного туристского маршрута, не важно, в какой местности он пролегает.

Вода уходит – мусора прибавляется

Чем запомнился Миус? Огромным количеством мусора. В советские и частично постсоветские времена Штеровская и Зуевская грэс на Донбассе ежегодно сбрасывали в Миус и Крынку талые воды, отчего наступало половодье, русло реки прочищалось потоком воды, и большая часть мусора просто смывалась.
Сейчас никакого значимого половодья в Миусе и Крынке больше нет. От этого мусор и растительные остатки все больше и больше накапливаются в русле и по берегам реки. А летом уровень воды в реке падает особенно быстро. Иногда плывешь и видишь мокрый берег – здесь вчера вода стояла на десять-двадцать сантиметров выше.
Наш Миус, увы, сегодня находится в ужасном состоянии. С каждым путешествием мы все больше убеждались, что река все сильнее мелеет, воды в ней с каждым годом становится все меньше. Кстати, это проблема не только Миуса – всех рек Ростовской области. Я ездил на соревнования и на Дон, и на Северский Донец – там, где двадцать лет назад было воды по грудь, сейчас – обустроенные песчаные пляжи. Уровень воды в Дону упал минимум на полтора метра.
Упал он и в Миусе. Зато количество мусора с каждым годом по берегам все больше увеличивается. Плыть-то приходится фактически в огородах. В районе Сад-Базы Миус грязный настолько, что в некоторых местах невозможно плыть, не зажав нос. В вонючей воде плавают сотнями пластиковые бутылки, бытовой мусор, пищевые отходы. Некоторые «умники» додумываются вываливать в речку даже навоз от своих животных. Как говорится, впереди двора, где «лицо» – все чисто, а сзади – тихий ужас…
Последние годы у нас не было возможности путешествовать – катамараны пришли в негодность, думаем заменять их байдарками. Но те знакомые, кто за это время путешествовал вдоль берегов Миуса, рассказывают, что мусора в реке стало еще больше.
Ну и еще одна вопиющая проблема – незаконная деятельность местных рыбаков. По реке – очень много плотин, самовольно выстроенных любителями браконьерской ловли. Они спиливают дерево поперек русла и набивают в грунт вдоль его ствола кольев, вплетая в этот своеобразный «плетень» дополнительные ветки. Дальше течение делает свое дело – перед плотиной скапливаются горы несомых водой коряг и мусора, и плотина еще сильнее укрепляется. А рядом с плотиной браконьеры либо ставят черпаки, либо растягивают сети, либо еще какие-нибудь приспособления, позволяющие вылавливать всю рыбу подряд.
Иногда между «плотиной» и рекой ниже по течению возникают существенные перепады в уровне воды. Ну и соответственно, непроходимые буреломы вдоль берега. Проплыть в таких местах, даже имея с собой топор и пилу, невозможно – приходилось вынимать и катамараны, и все вещи из воды и обносить вокруг через лес, разыскивая чистое место.

Два разных Миуса

С каждым годом, именно вследствие обмеления Миуса, по течению становится все больше бродов, в которых вода достигает уровня максимум по колено, а чаще – и того меньше. Появляются и настоящие перекаты, похожие на пороги на горных реках. Это, конечно, смотрится очень красиво, но представляет определенную трудность для сплава по течению.
Миус – он вообще разный на всем своем протяжении. От Куйбышево до Кульбаково – Миус один. А от Кульбаково до Матвеева Кургана – совсем другой. Сверху по течению Миуса его берега скалисты, каменисты, на них практически нет болотных растений. А чем ближе к устью, тем они все больше обрамляются зарослями тростника, камыша, осоки, аира и прочих растений, любящих влажную, богатую органикой почву. Все становится таким красивым, зеленым, заросшим кустами, словно в тропическом лесу. Почти все дети всегда этому удивляются, так как в Куйбышево тот же тростник или камыш, например, растут только на пруду.
Разной, по мере увеличения глубины, становится и вода в Миусе. Ближе к Матвееву Кургану в толще появляется очень большое количество всяких растений, которые колышутся, точно лианы и водяные лилии, распластывают по воде свои широкие, округлые листья. Чем-то похоже по описанию на Саргассово море – так же колышутся зеленые водоросли и совсем не видно дна. Ну и рыбы, чем ниже по течению, тем становится больше, и сама рыба – разнообразнее. Рыбаков – тоже больше…
Мы тоже ловили рыбу. В основном, карасей и плотву. Дети обмазывали ее глиной и запекали на углях костра. Было очень вкусно. Помогало с внесением разнообразия в наше меню и угощение с местных бахчей, которые мы просили у огородников. Принес вечером старик нам пару арбузов со своего поля – и детвора счастлива и довольна.

Как сплавиться самим?

Такой же сплав, как у нас, можно организовать любому желающему. Лучше, конечно, сплавляться на байдарках – резиновых или каркасных. Их можно взять в аренду в городе, в том же Таганроге, например, это вполне реально. Катамараны лучше не брать. Как я уже упоминал, русло Миуса для них – достаточно узкое, а грести с катамарана – физически труднее.
Лучшее время для сплава по Миусу – май-июнь, когда уже и тепло, и уровень воды еще достаточно высок. Река полноводнее, скорость течения в ней больше, за счет чего и легче грести, и многие пороги, плотины и другие препятствия преодолеваются значительно проще, иногда практически неощутимо.
Что еще можно посоветовать? Обязательно сплавляйтесь в обуви; лучше в такой, которую не жалко промочить. Бывает так, что с катамарана приходится прыгать в воду, отталкиваться от земли. И никто не знает, что находится в этот момент у тебя под ногами – стекло, проволока, кусок железа или коряга.
Одежда – обычная, спортивная. Все продукты, вещи, деньги, документы – обязательно в полиэтиленовых пакетах, герметично завязанных, так как существует большая вероятность, что все может намокнуть от брызг или дождя, или просто выпасть в воду. Продукты, воду – можно покупать в любом населенном пункте; если что-то берется с собой впрок – лучше нескоропортящееся, как и в любом походе.
Обязательно надо как следует подобрать коллектив. Если планируется брать детей, стоит предусмотреть, чтобы их было не больше половины от всего состава, и чтобы детей дополняли физически сильные взрослые.
Если переход планируется в течение нескольких дней, то лучше останавливаться на ночевки не позже пяти часов вечера. Тогда времени хватит на то, чтобы поставить палатки, приготовить ужин и привести все необходимое в порядок. И, самое главное – хватит времени на отдых ночью. Если остановиться на ночлег позже пяти часов вечера – все вечерние мероприятия слишком затянутся, и отдохнуть как следует, просто не успеешь. На следующий день это обязательно «аукнется» общей усталостью и разбитостью.
Физическая усталость – это вообще самая большая проблема для новичков. Очень трудно целый день выполнять одни и те же движения руками. Поэтому, если планируется сплав нескольких байдарок или катамаранов, лучше самых сильных гребцов для подстраховки ставить в самом конце – иначе самые слабые могут просто безнадежно отстать. Хотя, на Миусе самых физически сильных часто приходится ставить и в начале экспедиции – им, помимо гребли, приходится еще и периодически прорубать путь топором. Участков, на которых приходится орудовать топором, особенно много между Кульбаково и Матвеевым Курганом, больше всего в районе Сад-Базы.
Как и в любом виде спорта, в туристском сплаве нельзя перегружаться, и не только новичкам, но и опытным участникам. В зависимости от темпа гребли, после тридцати пяти-сорока-пятидесяти минут обязательно надо сделать перерыв: просто лечь в дрейф и плыть по течению в течение минут десяти, чтобы отдохнуть и восстановиться.
У катамарана в плане борьбы с усталостью есть одно достоинство перед байдаркой – можно поменять сторону, с которой гребешь. У байдарки так сделать не получится. Ну и сзади, что на байдарке, что на катамаране всегда нужно сажать более опытного и сильного гребца – он будет рулевым.
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Интервью
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 13
Опубликовано: 14.11.2018 в 14:43
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1