РИСКОВАННЫЕ ГАСТРОЛИ


 Алексей Мальчик

РИСКОВАННЫЕ ГАСТРОЛИ
1
– Светящиеся браслеты! Кому вкусной ваты? Вертушки разной формы! Купите бластер для мальчика! – слышались голоса продавцов, которые ходили вдоль зрительных рядов, на все лады, рекламируя свои товары.
В тот субботний день зрительный зал алматинского цирка был переполнен до отказа родителями с детьми, бабушками и дедушками со своими внуками, молодыми влюбленными парами и просто поклонниками этого зрелищного вида искусства. Считанные минуты оставались до начала первого представления московского цирка. Чувствовалось нетерпение зала, горячее желание зрителей перенестись из обыденности обычной жизни в волшебный, сказочный мир, создаваемый цирковыми артистами. Манеж, украшенный парадным ковром с затейливым узором, пока еще был безлюден, чем все сильнее привлекал внимание зрителей. Но вот наконец-то раздался первый звонок. Торговцы поспешили на выход в фойе, а из динамиков послышался приятный женский голос:
– Дорогие зрители! Через несколько минут начнется новая цирковая программа. Убедительная просьба выключить сотовые телефоны. Видео- и фотосъемка во время представления запрещены. Спасибо за понимание!
Через некоторое время прозвенел второй звонок, а вскоре и третий, послуживший сигналом к началу представления. Лучи прожекторов устремились к манежу, распахнулась бархатная портьера и под звуки зажигательных латиноамериканских ритмов, расходясь в обе стороны от середины манежа, вышли восемнадцать танцующих девушек. Одетые в яркие перья, красочные бикини и мини-юбки с блестками гибкие красавицы синхронно повторяли темпераментные ритмичные движения, пружинисто покачивая бедрами, как в бразильской самбе. Их веселый и импульсивный танец, продолжавшийся всего несколько минут, сразу же создал атмосферу праздничного карнавала, не оставив никого равнодушным. Музыка стала постепенно затихать и танцовщицы остановились в эффектных позах у самого барьера, недалеко от первых рядов зрителей. На манеж, пройдя мимо униформистов, энергичным, легким шагом проследовал моложавый мужчина в бардовом фраке, синем цилиндре и галстуке бабочке.
– Дорогие алмаатинцы! – торжественным тоном произнес Станислав Артемьев – художественный руководитель труппы. – Московский цирк рад представить вам свое новое цирковое шоу «Повелитель хищников». Вас ждет потрясающее, незабываемое зрелище. Вы увидите захватывающие трюки воздушных гимнастов, виртуозных жонглеров и эквилибристов, невероятно смешных клоунов, любимцев публики – морских котиков, попугаев, собак и обезьян. Кроме того, в нашей программе всемирно известный дрессировщик из Сирии Мансур Ахмед продемонстрирует экстремальную работу с тиграми, пантерами и ягуарами. Желаем вам приятного вечера! – закончил ведущий, поклонившись заинтригованным зрителям.
В дальнейшем Артемьев, у которого также был свой номер в первом отделении, уже не появлялся как ведущий, а звучала лишь запись с его голосом, объявлявшим других артистов.
Как только руководитель труппы в окружении танцовщиц вернулся за кулисы, на манеж выбежали молодые жонглеры, недавние выпускники циркового училища, Геннадий Малышев и Сергей Котович. Жонглеры в нарядных шелковых костюмах с невероятной легкостью и быстротой перекидывались звенящими бубенцами и блестящими шарами разных размеров. Каждый из этих предметов, словно заколдованный, в одно мгновение взлетал над головами артистов, переливаясь в темноте различными оттенками, а затем вновь оказывался в их ловких руках. Шары и бубенцы казались неразрывно связанными с жонглерами и перемещались в пространстве с такой скоростью, что сосчитать их было просто невозможно.
На смену молодым артистам, которых проводили громкой овацией, стремительно вышел известный иллюзионист Игорь Данилевский, одетый в восточный халат и чалму. Не теряя времени, он сразу же приступил к своим классическим чудесам, имевшим неизменный успех у публики. Под звуки тревожной музыки иллюзионист закрыл свою ассистентку в саркофаге, украшенном в древнеегипетском стиле. Произнеся «магическое заклинание», Данилевский пронзил несчастную девушку пятью кинжалами и тремя саблями. Но при этом, к большой радости юных зрителей, ассистентка осталась жива.
Время в цирке летело незаметно. Один цирковой номер мгновенно сменялся другим, не только не давая зрителям скучать, но и заставляя их жадно всматриваться в происходящее. Промежутки между номерами, как обычно, заполняли коверные клоуны Юрик и Борик или артисты Юрий Кисляков и Борис Петров, как их звали в реальности. В одной из сценок, особенно понравившейся детям, Юрик забавно изображал надоедливую пчелу, с которой Борику ничего не удавалось поделать даже с помощью огромной хлопушки.
Кроме московских артистов, в первой части программы успешно участвовали и мастера кыргызской джигитовки – братья Борбиевы, работавшие в алматинским цирке по контракту. Под веселую народную музыку братья в национальных костюмах лихо вскакивали на лошадей, становились на полном скаку им на седла, мчались вниз головой, поднимая с манежа шамберьер. Однако не все в этот раз прошло благополучно: один из трех братьев, который стоя скакал на двух лошадях, не удержал равновесие и неожиданно упал вниз. К счастью, наездник сумел быстро оправиться и снова вскочить на лошадь сзади, притянувшись за ее хвост.
Ближе к концу первого отделения перед публикой, на этот раз в качестве дрессировщика, предстал Станислав Артемьев со своей помощницей – племянницей Настей. По воле Артемьева какаду и неразлучники беззаботно прогуливались по жердочке, раскачивались на миниатюрных качелях, в то время как Настя играла в мяч с морским котиком. Кульминацией этого не особенно сложного номера стал выезд на манеж мартышки верхом на пуделе и их совместный подъем по складной лестнице, который со второй попытки оказался вполне удачным.
Первое отделение циркового шоу завершали воздушные гимнасты.
– Лауреат международного фестиваля в Монте-Карло Диана Артемьева и восходящая звезда цирка Сагит Кубанов! – прозвучал голос художественного руководителя.
Стройные, прекрасно сложенные воздушные гимнасты в красно-синих одеждах были примерно одного роста и отлично смотрелись вместе. Казалось, что и выступление молодых артистов должно было пройти блестяще и порадовать зрителей своей непринужденностью. Диана первой, подтягиваясь на руках, забралась под купол по спущенному вниз канату. Вслед за ней поднялся Сагит, аккуратно пристегнувший к пояску девушки тонкий предохранительный трос. После этого гимнаст опустился вниз головой, опершись ногами в край рамки. Тем временем Диана, немного помедлив, тяжело соскользнула с перекладины, сделала размах, в ловком сальто разъединилась с Сагитом и спустя мгновение, вновь соединившись руками с партнером, вернулась в исходное положение.
Трюки, исполняемые артистами, были не из простых, за ординарными следовали двойные обрывы и сальто-мортале. А когда выступление подходило к концу, Диана исполнила финальный штрабат: бросилась вниз головой, и веревки, закрепленные у нее на лодыжках, остановили прыжок только в нескольких метрах от манежа.
Но, несмотря на сложность номера, в нем отсутствовали легкость и изящество, чувствовалось с каким трудом и напряжением давался каждый элемент артистам. В итоге, когда Диана и Сагит с заученными улыбками, поклонились зрителям, те проводили гимнастов довольно сдержанными аплодисментами.
– Дорогие алмаатинцы и гости города! – объявил Артемьев своим хорошо поставленным голосом. – А теперь антракт – пятнадцать минут. Желающие могут сфотографироваться с дрессированными животными.
2
– Такого провала я еще не знала! И во всем ты виноват! – накинулась Диана на своего партнера, едва они оказались за кулисами в артистическом проходе. – За этот номер я получила приз в Монте-Карло, зрители были в восторге, мне…
– Ну и вали в свое Монте-Карло! – запальчиво отрезал Сагит со всем пылом своего кавказского темперамента. – Мне и без твоего дурацкого номера есть, чем заняться. Нечего мнить себя мировой звездой! Да, если б не твой отец, давно послал бы я тебя куда подальше…
– Спокойно, ребята! – поспешил вмешаться Артемьев, которому уже
не раз приходилось выступать в роли миротворца. – Зачем бочки-то друг на друга катить? Номер прошел нормально для первого выступления. Убрать его из программы я все равно не могу, так что придется месяц потерпеть. Сагит, у тебя ведь номер во втором отделении? – молодой человек в ответ кивнул. – Так вот и готовься к нему. А ты, дочка, иди в гримерную, отдохни, немного успокойся. У меня тут и без вас дел по горло.
«И пришла же мне в голову идиотская мысль сделать из них пару», - раздраженно подумал руководитель труппы, глядя на то, как молодые люди, отвернувшись друг от друга, с мрачными лицами расходились в разные стороны.
Однако придаваться рассуждениям Станиславу Олеговичу было некогда. Пока в фойе его племянница за определенную плату предлагала сфотографироваться с мартышкой Микки и двумя попугаями, Артемьеву вместе с алматинскими эквилибристами и обслуживающим персоналом цирка нужно было готовить манеж к следующему номеру. Второе отделение программы включало всего несколько номеров, среди которых особые надежды возлагались на экстремальное «колесо смелости» и дрессированных хищников сирийца Мансура Ахмеда.
В свои пятьдесят лет Станислав Артемьев был настоящим сгустком энергии. Его густые каштановые волосы лишь слегка тронула седина, в синих глазах горел живой огонек и разве что две заметные морщины на лбу выдавали возраст человека, умудренного жизненным опытом. Выходец из семьи цирковых артистов, Артемьев в молодости был акробатом московского цирка, где и встретил свою будущую жену – воздушную гимнастку Иру. Вскоре они начали выступать вместе в акробатических номерах, переезжая с цирком из одного советского города в другой. Их дуэт через несколько лет приобрел широкую известность и популярность у зрителей. Во время гастролей в Воронеже у Артемьевых родилась их единственная дочь Диана. Спустя год в Ташкенте со Станиславом случилось несчастье: при исполнении им кульбита один из резиновых жгутов, державших сетку, оборвался. Артемьев с большой скоростью вылетел с батута, и, ударившись о барьер, получил двойной перелом ноги. Об акробатике с тех пор пришлось забыть. Чтобы сохранить свою пару, нежно привязанные друг к другу супруги решили заняться дрессировкой животных. Хотя Артемьевым больше не удалось повторить свой былой успех у публики, они неплохо справлялись со своими новыми подопечными и имели, пусть и небольшой, но стабильный доход от выступлений. С возрастом здоровье Ирины стало ухудшаться, ей все труднее давались постоянные переезды, поэтому ее место в номере досталось любимой племяннице Насте.
Дочь Артемьевых, Диана, выросла спортивной девочкой, к радости родителей, способности к художественной гимнастике у нее проявились очень рано. К двадцати пяти годам она была сформированной профессиональной артисткой цирка. Внешне очень привлекательная, с каштановыми по плечи волосами и с синими, как у отца, глазами Диана обладала импульсивным и страстным темпераментом. Но в личной жизни девушке не везло, что не лучшим образом сказывалось на ее характере. Всего год продлился брак Дианы с футболистом клуба «Зенит», оставивший только неприятные воспоминания. С бывшим партнером по цирковому номеру у девушки намечались романтические отношения, но тот был экстремальным байкером и трагически погиб в автокатастрофе. Случившееся стало огромным потрясением для Дианы. Кроме того, судьба парного номера по воздушной гимнастике, высоко оцененного в Монте-Карло, оказалась под вопросом. Тогда-то с подачи Станислава Олеговича, на горизонте возник Сагит Кубанов – молодой перспективный гимнаст и акробат, закончивший цирковое училище несколько лет назад.
Сагит родился в Махачкале и, несмотря на свою молодость, имел гордый, независимый нрав. Яркий шатен со жгуче-черными глазами был моложе Дианы на два года, но никогда бы не позволил ей помыкать собой. Диана же на репетициях взяла по отношению к нему покровительственный, придирчиво-назидательный тон. Из-за этого их отношения не заладились с самого начала, и, если бы ни постоянное вмешательство Артемьева, номер пришлось бы исключить из цирковой программы.
Между тем, подкрепившиеся в буфете зрители после антракта возвращались в зал. Вторая часть представления началась со среднего по сложности номера алматинских эквилибристов Нурлана и Венеры Толобаевых, которых затем сменили уже знакомые публике клоуны Юрик и Борик. Заполняя паузу, клоуны с веселыми шутками перебрасывались со зрительными рядами большими мешками с кислородом, а параллельно с этим униформисты вместе с акробатами собирали конструкцию к номеру «колесо смелости».
Этот опасный и экстремальный номер в исполнении Сагита Кубанова и Сергея Костенко произвел на зрителей ошеломляющее впечатление. Акробаты без страховки балансировали внутри двух огромных колес, которые постепенно набирая скорость, раскручивались вокруг своей оси. Находясь на головокружительной десятиметровой высоте, Сагит осторожно перескочил на внешнюю поверхность одного из колес, а когда оказался на самой его верхней точке, прыгнул через скакалку. Тот же трюк Сагит повторил через минуту, но уже с завязанными глазами, чем вызвал бурный восторг, едва отошедших от шока зрителей. Как нельзя лучше, к «колесу смелости» подошла динамичная, жизнеутверждающая мелодия из фильма «Рокки», сопровождавшая номер с самого начала.
С не меньшим воодушевлением встретили зрители популярного дрессировщика Мансура Ахмеда и его трех молодых тигриц, пантеру и ягуара. После того, как были возведены металлические ограждения, взрослых специально предупредили, чтобы они во время представления никуда не отпускали от себя своих детей.
В бежевой рубашке с золотой вышивкой, черных брюках и высоких светло-коричневых сапогах Мансур Ахмед смотрелся очень эффектно среди окружавших его полосатых, пятнистых и черных хищников. Сам дрессировщик был невысокого роста и мускулистого телосложения. Крупные, неправильные черты его мужественного лица еще больше подчеркивали коротко остриженные черные волосы. Грозные хищники, как послушные котята, беспрекословно подчинялись любому приказанию своего повелителя. Щелкая шамберьером, Ахмед громко выкликал имя тигрицы, пантеры или ягуара, заставлял их перепрыгивать с одной тумбы на другую, спускаться вниз и бежать по арене. Одна из тигриц, свирепо рыча, по его команде прыгнула через подвешенный сверху горящий обруч. После этого трюка ягуар дружелюбно лизнул Мансура в щеку, другой же тигрице он с видимой беззаботностью на секунду положил голову в пасть. Под конец представления гигантские кошки, по желанию дрессировщика, зевая, легли на пол, и он, как ни в чем не бывало, расположился между ними, положив руки на спины пантеры и ягуара. Спустя пару минут Ахмед снова
встал на ноги, его бич взметнулся, и хищники, пробежав по арене в последний раз, прыгнули каждый в свою клетку.
Без малого две тысячи человек устроили артисту грандиозную овацию, одобрительные возгласы «браво!», «молодец!» разносились с разных сторон зрительного зала. Обрадованный теплым приемом публики дрессировщик несколько раз поклонился своим почитателям. Тем временем зазвучали знакомые музыкальные аккорды из вестерна «Великолепная семерка» и на барьер торжественным маршем вышли основные участники циркового шоу.
– Ну, вот и завершилось наше представление, дорогие друзья. Но мы не прощаемся с вами, а говорим: до новых встреч! – широко улыбаясь, сказал Станислав Артемьев, и под аплодисменты помахал рукой на прощание.
Полные позитивных впечатлений, довольные зрители расходились из алматинского цирка по домам. В вечерних сумерках, при свете многоцветных огней цирк приобрел еще большую привлекательность, а его необычный гиперболический купол, переливаясь различными цветовыми оттенками, придавал зданию какой-то особый сказочный вид.

                                                                                    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Остросюжетная литература
Ключевые слова: гастроли, цирк, артисты,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 20
Опубликовано: 18.10.2018 в 06:25
© Copyright: Алексей Мальчик
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1