Зигмунд Фрейд и преподобный Иларион Оптинский: два подхода к психоанализу


Зигмунд Фрейд и преподобный Иларион Оптинский: два подхода к психоанализу
1.10 память преподобного Иллариона Оптинского
Любовь и смерть
Зигмунд Фрейд и преподобные старцы оптинские: два подхода к психоанализу
Преподобный ИларионОптинский
К 140 – летию со дня блаженной кончины 1.10.2013.
Влияние Оптиной пустыни на русскую культуру – неоценимо. Эта банальная фраза именно здесь будет как нельзя более кстати. Достаточно перечислить дорогие каждому русскому сердцу имена, так или иначе связанные с Оптиной пустынью, всех в нее приезжавших, обращавшихся к оптинским старцам, черпавших оттуда духовные силы и утешение: Фёдор Достоевский и Алексей Толстой, Константин(?ли) Победоносцев и Константин Леонтьев, князь Евгений Трубецкой и Сергей Нилус, Николай Васильевич Гоголь и наш современник Николай Мельников, тот самый – автор поэмы «Русский Крест» и пронзительно – щемящего стихотворения «Поставьте памятник деревне».
Имя последнего, возможно, мало что скажет современному читателю, особенно невоцерковлённому, и в этом один из подлых страшных парадоксов нашего хитрого лукавого нечитабельного и нелюбимельного времени. Среди людейвоцерковлённых, как ни странно, его имя известно гораздо больше. Странно – потому что люди церковные читают вообще очень мало, а уж светскую литературу и совсем почти не читают, и то, что стихи и поэмы Николая Мельникова разошлись среди церковного люда не только в изданных полуподпольным способом книжечках, но и потрёпанных ксерокопиях, уже само по себе чудо. И одно это говорит о том, что если где и сохранились островки русской культуры, о преждевременной смерти которой так воют современные «пророки», то уж точно среди людей воцерковлённых.
Прочитайте – не пожалеете. Его творчество, как и всё настоящее – обжигает, наполняет душу тихим восторгом и заставляет плакать: как память о войне, как вид могил отцов и дедов, как глаза любимой, как руки матери после долгой разлуки – как тогда, в юности, после службы в армии, когда жизнь приобретает, как казалось, столь забытый и в то же время столь новый и неповторимый вкус…
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз,
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час…
Силы и вдохновение творить, да и просто – жить, Николай Алексеевич брал именно там – в благословенной Оптиной, у светильника современного монашества – схиигумена Илии…
Именно там, в благословенной Оптиной, просияли первые новомученики – нет, не те, пострадавшие в годы советской власти, наши, родные, наши современники, когда, казалось бы, молиться и в полный голос любить Россию нам уже разрешили, убитые сатанистом в самый разгар перестройки, когда Красная Империя была ещё жива. Именно их кончина послужила тому, что с такой глубокой верой были приняты в русском народе эти старческие пророческие слова: «Ждите новых гонений. К этому – идёт…». Это было ещё до нашествия «новых миссионеров», разлагающих нас с помощью попов, играющих в боевиках и монахов, «просто любящих» и играющих рок – музыку и поганых мерзавцев, их на это «благословляющих».
Одно перечисление этих фактов даёт понять, что Оптина играет огромную роль как в нашей культуре, так и жизни в целом, и безусловно, ещё – сыграет… Поэтому для нас так важно благословенное наследие Оптиной и, безусловно, её светильников – святых оптинских старцев… Уникальность Оптиной ещё и в том, что просияли они «дважды седьмерицею», и каждый из них, их духовное наследие по своему уникален и велик, как и прочие известные подвижники благочестия: Серафим Саровский, Фёдор Санаксарский, соловецкие и валаамские святые, но и в том, что они полностью «со-гласны» друг с другом – не только в чистоте своегонеповрежденного учения, но и старческого духовного окормления, наследства и традиции, нить которой в Оптиной, в отличие от других российских монастырей, никогда не прерывалась и сохранилась до страшного ее закрытия и истребления в начале двадцатого века…
Есть среди оптинских светильников один, имя которого безусловно дороже других сердцу наших земляков – преподобный ИларионОптинский… Даже не все воцерковлённые люди знают, что имя старца Илариона напрямую связано с Саратовом: до принятия монашества Родион Никитич Пономарев десять лет жил в Саратове. И не просто жил, а вёл активную проповедническую деятельность – на зависть нынешним «миссионерам». Как свидетельствует книга «Саратовские подвижники», изданная братством Кирилла и Мефодия (Издательство «Летопись» 2000), благодаря братству, основанному Родионом Пономаревым, было обращено в Православие около двадцати тысяч раскольников: Родион Никитич «лично обратил в Православие несколько лютеран, двух иудеев и два семейства калмыков». Будущий старец немало сделал для уничтожения в Саратове секты скопцов, которая в тогдашнем «интеллигентом» обществе, имела немало покровителей, о чём в литературе, кстати, осталось немало свидетельств.
Наверное, именно этим можно объяснить то, что будущий старец был, как свидетельствует одно из его житий, даже «был по некоторому недоразумению привлечён к суду, от которого был освобожден лишь после четырехлетней стеснительной для хозяйственных дел и тяжкой для духа подсудности». Истинное доброе дело без скорби не совершается – как во дни Ноевы и Господа Нашего Иисуса Христа, так и сто сорок лет назад, и сейчас…
Как и все оптинские старцы, преподобныйИларион прославился именно своим старческим служением. Тысячи и тысячи людей со всей Святой Руси шли и ехали к нему в Оптину – как тогда, так и сейчас. Посоветоваться, получить разрешение какой-то сложной жизненной ситуации –«недоумения», утвердиться в вере, а некоторые и просто – за исцелением. Известны многочисленные случаи исцелений от физических и духовных болезней по молитвам батюшки. Как правило, все они начинались с приготовления к Таинству Исповеди. Принимая исповедь, преподобный сам подводил болящего к источнику своей болезни, заставляя вспомнить какой-то забытый свой грех, высказав который, человек получал исцеление от своей болезни. Среди них было много душевнобольных.
Так, однажды во время исповеди, как вспоминают почитатели старца, одна больная постоянно ругала старца непристойными словами. Тот, не обращая на это внимания, добивался лишь того, чтобы она призналась ему в одном забытом грехе, за который так сильно страждет. Наконец, после многих усилий больная созналась и в дальнейшем получила исцеление от своей болезни.
Другой – купеческий приказчик из Нижнего Новгорода постоянно ощущал навязчивые мысли о самоубийстве. «Зачем тебе жить? Утопись!» _ нашёптывал голос. По его убеждению, это произошло оттого, что в детстве мать его прокляла на всю жизнь. Мать же была добрая старушка и всячески желала ему блага. Старец заставил болящего переменить свои взгляды по поводу матери и тот получил совершенное исцеление от своей болезни.
Другой купец – как подчеркивается в житии старца – трезвый, также страдал тяжким душевным недугом: ему казалось, что все над ним насмехаются, и эти мысли доводили его до отчаяния и желания покончить с собой. Побеседовав со старцем, тот избавился дьявольского наваждения. «Ну, езжай с Богом. Не будут больше над тобой смеяться», _ напутствовал его старец.
То есть, говоря языком науки, старец помогал избавиться от того, что современные психиатры весьма условно пытаются обобщить и обозначить таким достаточно точным, тем не менее, термином, как «невроз навязчивых состояний». А старец жил – отметим – задолго до того, как Зигмунд Фрейд выступил с основными положениями своего знаменитого учения. Того самого учения, которое вполне можно рассматривать как пародию на Таинство исповеди, которое Главный Пародист устами своего «пророка» Фрейда предложил страждущему человечеству, чтобы, вместо выхода из глубокого нравственного кризиса, загнать его туда ещё глубже.
Как справедливо пишет иерей Михаил Недельский, «Главная цель психотерапии – «освободить человека, чтобы он мог удовлетворять свои страсти свободно, спонтанно и с удовольствием, ибо ничего более высокого в жизни она не признает». (Иерей Михаил Недельский «Психотерапия: соблазн подмены» «Из дневника православного психиатра» «Свет Православия - Христианский собеседник» Издание Макариев – Ремешской обители Выпуск 36 1998).Согласно учению Фрейда, чтобы избавить человека от неврозов и психозов, надо «освободить» его, дав возможность свободно удовлетворять все свои страсти. О пагубном влиянии теории Фрейда написано много, в том числе и автором этих строк (см. «Идеократия» Опыт анализа современной бесовщины Волга -21 век №3-4 – 5-6 2011). Жаль, что при этом почти не звучит главное, о чём неизвестно зачастую даже специалистам, исповедующим психоанализ. Науке неизвестнопрактически ни одного случая исцеления психических заболеваний даже в самых лёгких их формах – неврозов - благодаря методу психоанализа.Те отдельные случаи, когда исцеления действительно были, настолько научно и клинически неубедительны, что могли произойти как благодаря вмешательству психиатра, так и сложному комплексу других сопутствующих причин. Этот факт тщательно замалчивается всем современным «научным» сообществом.
По сути психиатрия «по Фрейду» - это антинаучное сектантское учение религиозного толка типа «научного коммунизма», призванное придать научному сообществу характер мысли, желательный для его – учения – создателей, а стоящим перед наукой проблемам - соблазн простоты и видимости их решения. Никакого научного и практического значения, и уж тем более – пользы метода Фрейда человечеству не принесла.
А вот о разрушительном действии метода психоанализа не только на медицину, но и на всю жизнь современного человечества, сказано достаточно много. В том же выпуске 36 «Христианского собеседника» в статье П.Н. Будзиловича «Область медицины или новая религия?» приводятся ужасающие факты о переменах в моральном состоянии США за последние полвека: количество незаконнорожденных детей увеличилось в пять раз и сегодня каждый четвёртый ребенок в стране – незаконнорожденный, так что сам термин утерял свой смысл, количество разводов выросло в четыре раза, количество самоубийств подростков – в десять раз, половых преступлений – в десятки раз… И так далее, и так далее, и так далее…
В чем видит автор причины общего морально падения? По словам профессора психиатрии штата Нью-Йорк и пожизненного члена Американской ассоциации психиатров, «психиатрия является той главной разрушительной силой, которая влияла на американское общество в течении последних 50 лет». Потрясающее признание, не правда ли? И очень мужественное.
Думается, не случайно разрушение самой могущественной в мире страны и ее вековых устоев, сопряжённых с настоящим взрывомпсихических заболеваний у населения, сопровождалось принятием на самом высоком уровне –Указа Президента Рф от 19 июля 1996 «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа», без которого нам, как вы понимаете, ну – никак!
Впрочем, это, как вы понимаете, тема если и не большого научного исследования, то, по крайней мере, большой отдельной статьи, к теме которой автор ещё бы хотел вернуться. Молитвы преподобногоИлариона и всех оптинских старцев да помогут нам в этом.
Даже этих немногочисленных фактов достаточно, чтобы понять: наследие старца Илариона для всех нас не просто важно. Оно поистине бесценно. И нас особенно воодушевляет, что этот великий светильник Церкви связан с нашим волжским городом. Верующий человек твердо знает: любое доброе дело начинается с молитвы. Молитвенного обращения и прославления. Автор этих строк надеется, что предложенный читателю акафист поможет всем нам в этом.
Публикацию подготовил
Игорь Храмов

Хорошая и ВЕРНАЯ статья...Психиатры прекрасно знают,что они не лечат людей..Мерилин Монро чуть ли не жила у психиатра перед смертью,но он ничем не мог ей помочь...*Выпей таблетку(антидепрессант),чтобы твой мозг не думал,что тебе плохо*,- вот девиз их лечения...
Асхат Акимжанов 04.02.2018 08:00 •Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Аминь! Я знаком с некоторыми психологами и психиатрами, в том числе и преподавателями – по творческой тусовке и Церкви. Возможно, они ищут в творчестве отдушину от своей деятельности: самые честные из них говорят то же самое…
Игорь Храмов Тесёлкин 04.02.2018 13:17Заявить о нарушении / Удалить
По поводу Мэрилин Монро: основоположник учения о стрессе дал блестящее определение: «Стресс – это нормальная реакция организма на ненормальные обстоятельства». Любой из нас свихнулся бы на её месте. Быть шлюшкой для президента – крайне тяжёлая работа, и самое страшное – от неё невозможно отказаться! Искренне жаль эту прекрасную и безумно талантливую женщину….
Игорь Храмов Тесёлкин 04.02.2018 13:24Заявить о нарушении / Удалить
Из откликов в инете: Сергей Сергеич
Про Мерилин точно не знаю, а с остальным согласен. Не лечится ничего из нервного. Психиатры могут таблетки вручить, чтоб ты был тормоз и настолько туп и вял, чтобы вообше думать о том, что тебе плохо. Нет таких таблеток, которых попил и тебе спокойно, весело и вообше круто)
Игорь Храмов Тесёлкин 11.02.2018 06:17Заявить о нарушении / Удалить
Почему нет таких таблеток...А экстази,прозак и тому подобные...
Асхат Акимжанов 11.02.2018 08:18Заявить о нарушении / Удалить
Это не лекарства...
Игорь Храмов Тесёлкин 11.02.2018 17:23




Это произведение, как и многие другие, было опубликовано на портале стихи ру и проза ру
Оно было опубликовано на сайте проза ру и удалёно - скрыто от показа читателям
Меня заблокировали на сайтах ПРОЗА. РУ и СТИХИ. РУ одновременно. Мои недоброжелатели из церковной среды, которые постоянно третируют меня, жалуются администраторам и требуют удалить мои произведения с сайтов, добились-таки своего. Около полутора тысяч текстов на стихи.ру и около двухсот текстов на проза. Ру недоступны для моего читателя. Прошу неравнодушных помолиться, чтобы мой труд не пропал даром.
О бесноватости как профессиональной болезни психологов

https://www.litprichal.ru/work/305516/

https://www.chitalnya.ru/work/2324959/

https://lit-salon.ru/proza/o-torguyuschih-tainami-serdca-8666.html

http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/jdhvhfjgng/1934586.html?author

Найти просто, забив в поисковик

ИГОРЬ ХРАМОВ ТЕСЁЛКИН


https://www.facebook.com/profile.php?id=100011989815480 –страничка в фейсбуке


Гугл - https://e.mail.ru/message/1461174983000000065


https://twitter.com/hramov_teselkin страничка в твиттере

https://vk.com/public125806213





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Философия
Ключевые слова: Зигмунд Фрейд и преподобный Иларион Оптинский:два подхода к психоанализу,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 39
Опубликовано: 28.09.2018 в 20:52
© Copyright: Игорь Храмов Тесёлкин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1