Не боли болячка – я казачка!



Женщина-казачка – что может быть прекраснее? Но знаете ли вы, откуда пошли самые характерные черты донских женщин: яркость, сила, настойчивость и невероятная женственность?

Субэтнос или сословие
Все мы знаем, что наша малая родина – Ростовская область – земля донского казачества. Но что же стоит за этим словом – «казаки»? Ученые, и не только отечественные, вот уже пару столетий ломают копья над вопросом, что же такое казачество, – сословие или все-таки особая часть в составе русского народа.
Не знаю, может, это увиденные мною этим летом пейзажи Дона и старинные казачьи курени так на меня повлияли, но мне тоже вдруг страшно захотелось разобраться в этом вопросе самой – кто я? Причем, разобраться именно по-женски, попытавшись понять: а что, собственно дает женщине эта «казачья кровь»? Отличает ли она вольных жительниц южно-русской степи – казачек – от прочих женщин и, если отличает, то как? Найти ответ на данный вопрос стало интересно еще и потому, что о мужчинах-казаках, их жизни, характерах и военных подвигах у нас уже и так столько написано-пересказано. А вот о женщинах-казачках – мало что известно. Так что стоило попытаться восполнить пробел.


Как становились казачками
Учитывая то, что казаки издревле селились по так называемым «украинам» Российской империи, жизнь тогдашних казачьих женщин назвать легкой просто невозможно. Говорят, первые казаки вообще не имели никаких жен – когда пропитание себе добывать приходилось почти исключительно постоянной войной или разбоем, женщина могла появиться у казака только временно и только в качестве военного трофея. Причем, этот «трофей» не имел в глазах казака никакой ценности в плане долговременного использования – семья в условиях постоянных сражений и стычек становилась самым слабым местом воина, а вовсе не «надежным тылом».
Сохранилась даже песня казачья, о том, как казаки после похода «дуван делили». На первый пай они положили пятьсот рублей, на второй – тысячу, а на третий – «красну девицу». И добрый молодец, которому достался третий пай… расплакался, выказывая обиды на товарищей и судьбу такими словами:
Голова ль ты моя головушка несчастливая,
Ко бою-то, ко батальице ты напервая,
На паю-то, на дуване – ты последняя.
То есть, женщина, даже самая распрекрасная, для казака 15-16 века – самый малостоящий, никчемный «пай»! Ненужное и не представляющее особой ценности обременение!
Видимо, именно эти суровые обстоятельства и заставили первых казачек сделать все, чтобы не только сохранить себе жизнь в течение максимально длительного времени, но и добиться пересмотра собственной ценности в глазах того, с кем ее свела злая судьба. Песенная «красна девица», например, на жалобы «добра молодца» отвечает:
Ах, не плачь, не тужи, удал добрый молодец!
Я сотку тебе шелков ковер в пятьсот рублей.
А другой ковер сотку тебе во всю тысячу.
А третий-то ковер сотку, что и сметы нет.
В общем, ткачеством ли, или какими-то другими талантами, но эти первые казачки в конце концов добились своего – остались в живых и смогли передать своим дочерям главную науку в жизни казачки – умение жить рядом с воином и быть ему необходимой.
Бытие казачки при этом отличалось от быта жительницы более спокойной в военном плане Средней Полосы или Севера еще и тем, что казачка, даже замужняя, весьма приличную часть своей жизни проводила в одиночестве. Походы, в которых участвовал ее муж, могли длиться не месяц, не два – годы. Причем, гарантии, что муж вернется из них живым, у казачки не было никакой…
И в этих условиях женщина должна была не только жить, кормя сама себя – она должна была содержать семью: пахать поле, ходить за скотом, растить сад, ремонтировать дом, ловить рыбу, делать заготовки на зиму, печь, ткать, шить – в общем, самой, максимум, при помощи старых родителей, растить и поднимать детей. А при необходимости еще и уметь защитить свою семью – казачьи станицы и городки в отсутствие строевых казаков часто подвергались набегам со стороны кочевых племен.
Именно такое существование из века в век воспитало в характерах казачьих женщин огромную независимость, самостоятельность, инициативность и бесстрашие. Ни одна простая крестьянка, жительница внутренней части России, такой свободы не знала просто потому, что ее муж – господин и защитник – всегда находился с нею рядом…
Казачки были лишены такой защиты. Потому при нападении врагов на станицу каждая снимала со стены мужнины ружье и саблю и дралась у своего плетня насмерть, защищая детей. Известен исторический факт: на средневековых рабовладельческих рынках Крыма и Тамани продавалось огромное количество русских и украинских полонянок и ничтожное число казачек. Угнать в рабство с Дона могли только совсем юную девушку либо маленького ребенка – но не казачку. Казачки живыми не сдавались никогда…

Бесстрашные воительницы
Известны случаи, когда женщины-казачки были прославлены в качестве великих воинов. Например, в обороне Азова от турок в 1641 году участвовало 800 казачек. Причем, не в качестве «сестер милосердия» либо поварих, а именно в качестве бойцов.
Образованное от Донского Волжское казачье войско в 1770 году было отправлено на Кавказ, где основало 5 первых станиц. В июне 1774 года армия горских народов в количестве девяти тысяч человек напала на недостроенную станицу Наурскую, откуда в поход ушли практически все строевые казаки и где из оборонительных сооружений был только земляной вал с несколькими пушками. Две сотни казачек вместе с немногими взрослыми мужчинами, а так же стариками и детьми начали обороняться от наступающих. Осада длилась два дня. Горцы, потеряв убитыми несколько сотен, отступили. В память об этой «женской» победе Екатерина Великая наградила многих особо отличившихся казачек станицы медалями и велела ежегодно устраивать для них так называемый «бабий праздник».
Еще одна, теперь уже чисто донская казачка, прославила Россию задолго до «кавалерист-девицы» Дуровой. Звали эту героиню Прасковья Куркина. По сохранившимся преданиям, Прасковья была молодой вдовой, ведущей, как бы сейчас сказали, «не очень добродетельный образ жизни». В 1792 году в родной станице по её вине случился пожар, за что Прасковье грозило серьезное наказание. Но наказать не успели – Прасковья сбежала, переодевшись в мужскую одежду и взяв мужнино оружие. Направилась она на польскую войну, где, выдав себя за мужчину, поступила в казачий полк полковника Балабина. Участвовала в боях наравне со всеми, была ранена. За особый героизм была представлена к чину урядника. В конечном итоге стала личным ординарцем полковника Балабина. При этом, несмотря на явно «особое отношение» полковника к своему ординарцу, все товарищи Прасковьи отмечали, что «казак Куркин воюет очень храбро». За что «казак Куркин» в конечном итоге и был произведен сначала в хорунжие, а потом и в сотники. Когда в 1794 году, уже после войны, Прасковья вернулась в родную станицу, ни один станичник больше не вспомнил о грехах ее молодости. Напротив, весь Дон признал Прасковью своей героиней.
Тут надо заметить, что, несмотря на периодическую встречаемость среди молодых вдов тяги к «веселой» жизни, одной из самых главных добродетелей для казачки все-таки оставалась верность тому дому и тому мужчине, с которым ее соединил Бог. Бывали, конечно, всякие случаи – в семье не без урода. Но большинство казачек ждали мужей, как никакие другие женщины. Помогали мужу сражаться, если он сражался рядом. Заступали на место мужа сами, если муж погибал. А если возвращался живым – кланялись в ноги коню, – за то, что довез…

Коня на скаку остановит
Несмотря на то, что общество, в том числе и казачье, все века было очень патриархальным, невзирая на все устои типа «жена да убоится мужа своего», несмотря на то, что женщины формально не имели права голоса на кругу – казачки по факту за столетия смогли не только завоевать себе место под солнцем, но и даже стать на одну ступеньку с мужчиной. А иногда и выше.
«Бери жену с Дона – проживешь без урона» – гласит казачья поговорка. Ну не мог ни один нормальный мужчина, вернувшийся из дальнего похода и отвыкший за несколько лет от мирных мужских профессий: пахаря, шорника, кузнеца, плотника, – не почувствовать уважение к женщине, которая одна управлялась со всем этим хозяйством не хуже, а в чем-то и лучше него самого. И все же это было уважение, к которому где-то в самой глубине души нередко примешивался страх…
Может, потому у казаков не принято было при посторонних ласково и праздно говорить со своей женой, а напротив, принято было обязательно показывать свое над ней превосходство. Но, может, потому и казачкам хватало ума на людях соглашаться с любым, даже самым нелепым приказом мужа, отвечая: «Повинуюсь тебе», но при этом едва склоняя перед ним голову и глядя ему в лицо упрямыми, насмешливыми глазами осознающего свою силу человека, на котором годами держится весь дом?
Так что да, несмотря на всю патриархальность уклада, казачка на Дону всегда была на особом положении. В некоторых станицах даже маленьких девочек называли «родительницы». Идущий на битву и, соответственно, совершающий грех убийства казак был уверен, что все его грехи, вольно или невольно им совершенные, могут замолить перед Богом его женщины: мать, жена и дочь… Может, потому наедине, без посторонних, казаки обходились со своими женщинами совсем иначе, чем на людях: «У казаков мужья обходятся с женами гораздо ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому их жены веселее, живее, благоразумнее и пригожее».
Об истинном отношении казаков к своим женщинам можно судить и по отрывку из повести казачьего писателя Гария Немченко: «В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и зарубил его».
Уважение к казачкам выказывалось и в обращении к ним. Мужчина-казак обращался к незнакомой девушке или женщине в зависимости от ее возраста. К женщине старше себя обращался «мамаша», к ровеснице – «сестра». Женщин сильно младше себя звал «дочка», а если разрыв в возрасте очень большой, то «внучка». При этом, разговаривая с любой женщиной, казак всегда вставал, а если эта женщина была к тому же еще и пожилая, то и обязательно снимал перед ней свой головной убор как перед старшей относительно себя.
И женщины принимали мужское уважение, гордясь тем, что в их жилах течет казачья кровь: «Не боли болячка – я казачка» – присловье любой донской женщины, которое она повторяла себе, столкнувшись с какой-то проблемой…

Жена и мать
Ну и конечно, казачка – это, прежде всего, женщина: жена и мать. Семья – смысл жизни казачки. За свою семью она могла отдать все, что угодно, даже жизнь. Причем, это относилось не только к детям или родителям, но и к духовной, и к материальной составляющей ее бытия. Обязательное посещение всех служб в церкви и искренняя молитва перед Богом за всех семейных. Обязательное и самое пристальное внимание своему подворью и дому: все должно быть чисто, зажиточно и прочно. Все в дом: ниточка к ниточке, зернышко к зернышку, копеечка к копеечке. Причем, не только для себя, но и для окружающих. Чтобы не только «быть», но и «казаться». Например, положено всякой порядочной казачьей жене по утрам сначала толочь, сидя на балясах, кофейные зерна, а потом вместе с мужем пить за столом кофе. Даже если у казачки на кофе денег нет, ни одна душа этого никогда не узнает. Потому что сначала казачка будет на балкончике полчаса демонстративно толочь перед прохожими в пустой ступке «кофе», а потом варить и пить за столом пусть-таки и желудевую толкушку. Но ритуал, характеризующий «хорошую жену, добрую мать и заботливую хозяйку», перед посторонними будет соблюден во всех тонкостях.
Такая же преданность семье и традициям наблюдалась у казачек и в духовной жизни, и в отношении к детям или родителям. Можно много рассуждать о том, как именно казачки первыми воспитывали в своих сыновьях любовь к своей Родине, стремление к справедливости, к братству, преданность, силу и бесстрашие. Но гораздо проще представить, какова характером должна была быть мать, соглашавшаяся посадить своего несмышленого трехлетнего пацаненка на скачущего коня или отпустить семилетнего сына в боевой поход, пусть и с родным отцом. Какова была эта мать, вечно верная казачьим законам и традициям, и что творилось в подобные моменты у нее на душе, как и у всякой любящей матери, – об этом может рассказать, наверное, только сама казачка…


Цена свободы
Говоря о том, каковы казачки – сильные, гордые, упрямые, независимые, бесстрашные и свободолюбивые, – нельзя не сказать и о том, какой ценой давались им их неведомая другим женщинам сила и свобода. Пожалуй, лучше всего об этом может поведать древний казачий сказ, однажды найденный мной среди россыпей степного фольклора:
«Однажды спустилась на Дон Пречистая Дева, наша Небесная Матерь. В лучшей своей жемчужной короне Она тихо скользила вдоль реки, слушая горький плач своих детей. Стоял знойный день, уста Ее пересохли, и Ей захотелось их освежить.
Подошла Она к Дону. И только наклонилась к его струям, как упала с Ее головы корона и скрылась глубоко под водой.
– Ах, – сказала Богородица, – пропали мои прекрасные жемчуга! Никогда больше не будет у меня таких красивых!
Но когда возвратились Она на Небо, то увидела на своем золотом троне новые жемчуга, еще более прекрасные и сияющие.
– Как же они попали сюда? — воскликнула Богоматерь. — Наверное, эти жемчуга нашли в Дону казаки и передали для меня взамен потерянных?
– Нет, Матушка, – сказал Ей Сын, – это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, которые Ангелы собрали по всему Дону и принесли к Твоему престолу…»
***
С 1774 года по всей России 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, все православное казачество ежегодно отмечало День Матери-казачки – праздник, являющийся данью уважения ко всем женщинам российских «украин», сумевшим по своим личностным качествам стать рядом с мужчиной. А иногда – и подняться выше…
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 13
Опубликовано: 18.09.2018 в 15:40
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1