Секреты Микеланджело в Каменно-Андриановском Христе


Когда в райцентре проходят выставки народных умельцев, один из шедевров от Ряженского поселения – огромное, с Христом в человеческий рост, распятие.
Уже двадцать лет его доводит до совершенства мастер, скульптор, краснодеревщик из села Каменно-Андрианово, Игорь Владимирович Смык.
На вопрос «Любите ли Вы резьбу по дереву?», он скромно отвечает: «Умею». И признается, что занимается любимым делом, унаследованным им от деда, всю жизнь.
Он может делать любую резную мебель – столы, кресла, стулья, туалетные и прикроватные столики. Филёнчатые узорчатые двери, резные наличники и карнизы. Не раз его изделия, иногда выставляемые в магазинах на продажу, приобретали весьма состоятельные жители нашего края. Очень популярны у охотников региона и изготовленные его руками ружейные приклады – резные, с замысловатыми рисунками.
И все же, мастер не гонится за деньгами. Гораздо больше его вдохновляют примеры художников и скульпторов эпохи Возрождения, желавших показать через свои произведения всю красоту человека и человеческого. Игорь Владимирович вот уже почти два десятка лет изучает секреты их мастерства, читает книги и рукописи, буквально по крупицам восстанавливая утраченные знания. А еще – создает свой шедевр – вырезает из кленового дерева Спасителя.
- Дайте мне только напильник, и я за пару дней вам выточу приклад на ружье. Без всяких электролобзиков и прочих мудреных инструментов. И я ничего не хочу. Да и менять что-то жизни уже поздно. Я вот пришел, сел и начал работать. Устал – работу в сторону отложил.
А Спаситель? Сухое кленовое дерево я срубил в старом панском саду два десятка лет назад. Мне почему-то захотелось сделать из него Христа. Душа, наверное, попросила.
Не знаю, может, я его всю жизнь буду вырезать. Хотя, думаю, все же закончу, успею. Вон, Микеланджело, великий скульптор, только анатомию изучал семнадцать лет, а я, можно сказать, вообще младенец, по сравнению с ним. Я делаю этого Христа, и с каждым разом что-то новое в нем нахожу, постоянно чему-то учусь, какие-то новые стороны в своем мастерстве открываю. Мне хочется, чтобы по анатомии Христос был идеальный, правильный. Смотрю, вроде красиво получается, а что-то, чувствую, не так. Опять пределываю.
Да и трудно. Ведь на распятии Христос – висит. А у меня, во время работы – лежит. И поставил бы – да велик, не помещается, потолок мешает. А у человека, вертикально или горизонтально находящегося, тело совершенно разную форму имеет. И в голове эту «вертикальную» форму трудно удержать, когда работа горизонтально лежит.
Я ищу себя. Смотрю на статуи Микеланджело и отмечаю, что вот это и это, допустим, я сделать сам уже могу, потому что понял, как. А вот это показать и выразить, пока не получается. Дальше думать и учиться надо. Самое трудное для меня – форму себе представить в голове. Когда форму нахожу – легко могу и волосы, и руки, и повязку, и глаза делать, все, как живое, выходит.
Не все люди понимают это мое увлечение. Одни его вовсе за блажь считают. А другие мне часто говорят о продаже распятия. Наверное, когда такой человек найдется, он его все-таки, купит…
Думаю, когда закончу Иисуса, начну женскую фигуру вырезать. И скорее, не «церковную» Мадонну, а вот такие вещи, такую красоту, какую в женщине только в эпоху Возрождения видели…
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 10
Опубликовано: 10.09.2018 в 19:03
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1