Здоровье начинается в школе


Одна из лучших школ на территории Матвеево-Курганского района – Анастасиевская. Она стала известна буквально на всю страну, когда в 2004 году победила в конкурсе на лучшую школу России.
Честно говоря, это была первая школа, у ворот которой я увидела припаркованными с полсотни, а может, и больше, разноцветных детских велосипедов. Обычно в райцентре чуть не к самому порогу школьников доставляют автомобили или школьные автобусы.

Спрашиваю у директора школы, Елены Михайловны Поздняковой: «Почему так?»
- Это у нас такая мода. Школьный автобус, конечно, есть и возит учеников. Но среди самих детей модно ездить на занятия на собственном «велике», укреплять здоровье. Мы это поощряем, потому что вся наша школа нацелена на привитие ученикам здорового образа жизни.
В школе уже несколько лет работает программа «Здоровые дети – здоровая Россия». И весь учебный процесс построен с использованием здоровьесберегающих технологий. Ими мы стремимся охватить все сферы жизнедеятельности школьника: это и питание, и физическое здоровье, и психическое.
Второй год подряд в нашей школе проводится тестирование школьников на наркотики. В прошлом году тестировали 9 классы. В этом году - одиннадцатые. Мероприятие проходит в рамках школьной программы по профилактике наркозависимости. В нее входят и классные часы, и работа социального педагога, и индивидуальные консультации психолога, и другие мероприятия.
Мы сотрудничаем и с профессором Базарным. По его технологии, закуплены конторки, за которыми детки каждые пятнадцать минут занимаются, босиком стоя на плетеном коврике. Это и массаж ног, и тренировка осанки. Посмотрите, у нас нет ни одного сутулого ребенка! И дети намного меньше болеют.
Есть классы, в которые нельзя войти и из которых нельзя выйти, пока один раз не подтянешься на турнике. В начальной школе детки используют офтальмологические тренажеры, тренинги на внимание, развитие памяти, личности, физическое развитие.
А для развития здоровья психического в школе есть кабинет психологии, которым руководит Кулык Лидия Ильинична. Потомственный учитель. Всю жизнь проработала в школе, наделена воистину божьим даром – умением общаться с людьми, с детьми, заслуживать их любовь. Удивительная женщина, которая в 70 лет получила еще и диплом психолога. Весь ее кабинет поделен на зоны: игровая, учебная, живая, где все уставлено цветами и висит люстра Чижеского.

Вот как рассказывает о Лидии Ильиничне завуч школы, Светлана Александровна Пивень:
- По методу Шаталовой она изготовила и использует зрительные тренажеры. Сотрудничает с нижегородским центром семьи. Постоянно получает оттуда свежую информацию, какие-то учебные фильмы, тесты, пособия по православной культуре, психическому здоровью. Проводит тесты по психологической адаптации.
Лидия Ильинична стольким родителям помощь оказала, научила, как понимать своего ребенка. Ведь очень много таких детей есть, которые вертятся, неусидчивые, невнимательные. А она объясняет, что это потому, что у ребеночка с рождения зажат позвоночник, и сдавливаются нервные корешки. Вот он и не может долго сидеть на одном месте. Объясняет людям, как помочь сыну или дочке.
Когда я ездила в 2007 году в Санкт-Петербург на учебу в гимназию Майи Пильдес, там тоже был психологический кабинет. В нем стоял компьютер и все было на кнопочках. И я подумала: «Нет, компьютер – это не психолог. Это не живое общение, которое может дать только человек». И мы отказались от новомодной «столичной» технологии. У нас дети приходят к живому человеку. Рассказывать о своем, слушать музыку, понимать себя и слушать тишину. Вы когда-нибудь пробовали услышать тишину?
У нее даже уголок с иконами есть. Не всем детям это нужно, но есть и такие, кто приходит и спрашивает: «А можно я у вас возле Богородицы тихонько посижу?»
Приходят к ней и выпускники, взрослые уже люди, своими проблемами поделиться, помощи и совета просить. Нас, учителей, наши дети вообще не забывают, всегда навещают, поздравляют с праздниками.
- Наверное, - продолжает рассказ Елена Михайловна, - в том, что школа достигла таких высот – огромнейшая заслуга всех ее предыдущих директоров, и, особенно, Виктора Андреевича Гретченко, с марта этого года школа носит его имя. Потрясающий был человек, очень неординарный. Мы стараемся соблюдать преемственность.
Обязательно отметьте, что у нас замечательные родители и дети. Они нам всегда помогают, болеют душой за школу. Очень активные и дружные. Наверное, в отличие от многих городских или районных школ, нам повезло с людьми еще и в том, что на селе жители очень хорошо понимают важность школы для самого существования села. Исчезнет школа – вместе с нею перестанет существовать и село. Мы – своеобразное «градообразующее» предприятие.
Потому, наверное, и мы стараемся идти навстречу нашим людям, нашим детям. Продумывать все до мелочей, чтобы всем было удобно и все правильно. В школе организовано горячее питание. Завтрак – чай и булочка и полноценный обед из трех блюд. Питание - только здоровое. Вся продукция – из колхоза, мы не работаем с полуфабрикатами. Все и всегда только свежее: сварили, раздали, съели. Посмотрите: у нас и порции большие, от души, и хлеба на столе - всегда вдоволь.
В школе есть группа продленного дня. Это очень удобно для всех родителей. Ребенок приходит в полвосьмого, а уйти может около девяти вечера. Его и покормят, и помогут выучить уроки, и в различных кружках и секциях научат чему-нибудь полезному.

Я прошла по коридорам и кабинетам этой удивительной школы. В ней 202 ученика и 27 педагогов. Средний балл на ЕГЭ - 60, лучшие результаты по математике и информатике в районе. Как призналась Елена Михайловна, все учителя очень переживали, как все будет, как пройдут экзамены, после того, когда не стало Виктора Андреевича. Но ребята молодцы, не подвели и не посрамили его имя.
Учителя, бережно хранящие память о Викторе Гретченко, так и не смогли занять кабинет бывшего директора никаким другим. Он, сохранивший своё убранство, превратился в конференц-зал, где проходят важные встречи и официальные мероприятия.
В школе есть и прекрасный краеведческий музей. Его коллекция собиралась более сорока лет. В ней представлена как история села Анастасиевка, с момента основания и до нынешних дней, так и история донского края со времен мелового периода. Есть окаменелости древних моллюсков и наконечники стрел первобытных людей. Есть стенды и экспонаты, посвященные истории Великой Отечественной войны, оружие и обмундирование. Есть фотографии и документы, повествующие об истории самой школы и колхоза «Родина». В музей приходят и местные жители, дарят свои старинные вещи: прялки, сундуки, старые деньги, фотоаппараты и самовары.
Честно говоря, даже не знаю, не «переплюнул» ли этот «школьный» музей по количеству и ценности экспонатов наш, районный краеведческий…
А еще, в школе есть диковинный кабинет технологии. На уроках труда школьницы не только учатся шить, чему обычно учат и в райцентре, но и вышивать, и вязать, и готовить. В классном холодильнике, заполненном «под завязку», хранятся консервированные девочками на зиму овощи и фрукты, которые потом они сами же, на уроках с удовольствием и скушают. Есть и кабинет искусств, где за мольбертами рисуют юные художники, слушая, как поют им, под мелодии синтезатора, юные певцы.
Звенит звонок – опять все немного не так, как у нас в райцентре. Большая (по-настоящему, а не по названию) перемена. Сорок минут, специально дающихся школьникам, чтобы пообедать. Детвора с удовольствием уплетает суп с бобами, гречневую кашу с гуляшом и чай, в котором плавают кусочки лимона. На столе и вправду – вдосталь хлеба. А после обеда – гулять, на улицу! Кататься на велосипеде, гонять голубей и запускать в лужах кораблики.
Живи, «Анастасиевская» школа! Мира, добра и радости твоим детям и твоим учителям!
Елена Мотыжева



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 28.08.2018 в 12:07
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1