Искусство и искусствоведы - 1




Искусство и искусствоведы - 1_____________________________________________________



ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЫ

1

Больше всего любят рассуждать об искусстве люди от искусства далекие.
Но они обладают одним неоспоримым достоинством – хорошо запоминают «умные слова» и даже умеют их повторять. Благодаря обилию умных слов, понять что они хотели сказать бывает нелегко, а то и просто невозможно. Поэтому они говорят исключительно с себе подобными. О чем говорят не важно, важно – как говорят! Они и находят друг друга посредством этих
самых «умных слов».

Между тем, искусство не тайна за семью печатями. Мастера это знают, но очень редко допускают в свой круг случайных посетителей. Достаточно того, что мастера отдают людям плоды своего творчества, иногда бескорыстно…

Искусство – умение, оно и происходит от слова «арс», умением и является по сути. Но в отличие от ремесла, способного лишь к воспроизведению ранее созданного, творец способен создавать новое. Здесь главенствует принцип: или хорошо, но не так как уже было сделано, или нечто подобное, но лучше. Ремесленников это не касается. Спросом пользуются и суррогаты, но и цена им соответствует  их достоинствам.

Неверно было бы разделять формы творчества по их значимости. Камерная музыка ничем не лучше «фолк и кантри», да и спрос на нее не велик. Труднее для массового восприятия – это да. А наиболее востребован всегда именно ширпотреб. И так везде – в живописи, в прикладном искусстве, в музыке и в литературе. Не прав был Шеллинг, утверждая, что мера условности определяет уровень произведения искусства, что скульптура трехмерна и потому проста для восприятия, живопись оперирует двухмерным пространством и потому рангом выше, а музыка, дескать, – это длительность во времени, колебания эфира или нечто в этом роде… потому музыка требует…

Ничего она не требует, частушки воспринимаются на ура, а что касается средств… то нельзя сравнивать кисть или резец с симфоническим оркестром, хотя, почему бы и нет? Иной раз и оркестр проигрывает в этом соревновании – достоинства произведения искусства определяются достоинствами этого произведения, а не средствами затраченными на достижение искомого результата.

Есть еще один любопытный момент. Леонардо да Винчи считал живопись высшим из искусств только потому, что картина воспринимается сразу и целиком, а вот все остальное требует времени или рассуждений. Он прав, если считать что картину Леонардо лицезреет человек с уровнем понимания равным самому да Винчи, а если – нет?

Вывод достаточно прост – в творческом акте всегда минимум два участника, – художник и зритель. Но если для одного из них пожар это бедствие, а для другого лишь повод повеселиться, то они едва ли сойдутся во мнениях, во всяком случае относительно пожара.


.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Критика
Количество рецензий: 1
Количество просмотров: 26
Опубликовано: 17.08.2018 в 00:41
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора

Владимир Южный     (18.08.2018 в 13:59)
а знаете, в детстве очень хочется знать кто сильнее, кит или слон?
или что лучше, пирожное или мороженное, но это проходит с возрастом, у кого медленно, у кого то быстрее, но проходит почти у всех, кажется это называется эмпирический опыт. так и в искусстве, зрелость души приходит с жизнью, а может. и с жизнями, то же у кого как, но приходит, уверяю Вас, а иначе зачем это всё?
а примером с частушками Вы меня потешили, Олег, право.)))






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1