Тяжесть знаний


Тяжесть знаний
Кому из нас, взрослых людей, не приходилось собирать своего ребенка в школу? И кто, кроме радости и законной гордости за свое чадо не испытывал еще и беспокойство за его здоровье?
Увы, в последнее время в связи с постоянными реформами образования доверие и интерес многих родителей к российской образовательной системе упали. Профессия учителя, когда-то такая уважаемая в народе, в глазах людей потеряла свой престиж, превратившись чуть ли не в удел неудачников. Упал как уровень знаний самих учителей, заканчивающих пединституты, так и общая образованность учеников.
Педагоги жалуются на снижение уровня подготовленности, дисциплинированности и ответственности школьников. Дети жалуются на увеличение загруженности, постоянную усталость и хроническую нехватку свободного времени. Родители – на плохую организованность школьного процесса, недостаточность порций детского питания, насильственное «загоняние» детей на внеурочные занятия и неподъемные портфели. Хулят и постоянно вводимые-отменяемые рабочие программы, по которым учатся школьники, и все возрастающий контроль знаний, превращающийся едва ли не в самоцель, и высокую «забюрократизированность» нашего образования.


Знания не тянут…
Решив хоть немного попытаться разобраться в клубке школьных противоречий, мы, через свою страничку в «Одноклассниках» задали родителям и учителям несколько вопросов. Один из них звучал так: «Считаете ли Вы правильным, что наши дети-школьники носят в школу неподъемные ранцы и портфели? Сколько весит собранный портфель лично Вашего ребенка? И как к такой "здоровье сберегающей технологии" относятся в Вашей школе?»
Валерий Щурко:
Лично я считаю, что домашнюю работу давно пора отменить а учиться только в школе. Нам же, взрослым, не дают с работы работу на дом!
Светлана Борцова:
Дочка в 5 классе. Портфель тяжеленный, плюс спортивная форма с обувью и сменная обувь (если на улице грязь). Просто сейчас везде говорят о здоровье сберегающих технологиях в школе. И конкретно в нашем случае, мой ребенок при весе 32-34 кг должен носить ранец весом максимум 3,5 кг. А у нас сегодня, например, собранный ранец весит 4300, плюс сумка со спортивной формой еще 1,2 кг.
При этом в ранце лежит пенал картонный на одно отделение, в нем две ручки, карандаш, линейка, ластик и точилка. Дневник в переплете, но не тонком, потому что, если пятикласснику купить дневник в тонкой обложке, к середине учебного года он потеряет первоначальный вид (это же дети - неаккуратно засунул в портфель, замял угол и т.д.). К выбору ранца мы тоже подошли очень серьезно - ортопедическая спинка, вес пустого - 900 г. И то больше 4 кг «массы нетто» учебников и принадлежностей получается. А потом жалуемся, что у детей поголовно сколиоз.
Моё мнение - проблему частично решило бы введение электронных книг. На письменные предметы, где идет непосредственно работа с учебником, можно было бы носить учебники, а на устные - электронные книги, тем более сейчас есть книги на "на жидких чернилах" - они глазам не вредят. Зато насколько бы портфели облегчили! Согласна, что не все будут "за", но можно было бы хотя бы РАЗРЕШИТЬ использование электронных книг.
Надежда Ткаченко (Грищенко):
У меня дети, когда ходили в школу, часто ныли и не хотели уроки учить. В особенности, когда стихи задавали. Говорили, что трудно, учить не будем. Я их стимулировала тем, что говорила: «Я учила, папа учил, дедушка учил, и бабушка учила. И все мы остались живы от того, что учились. Ни один человек от этого не умер. Значит, и вы не умрете». Через пять минут хныканье проходило, а еще через пять минут все уроки были готовы.
И вот интересно: мы носили портфели, и нам даже в голову не приходило, что они тяжелые. А сейчас вырастили детей - вундеркиндов, детей - хлюпиков!!! То есть, мыслить еще в пеленках научились, а физически… кто бы портфель до школы дотянул??? Интересно, а почему нас в свое время никто не жалел? И всех все устраивало?
Зинаида Ткач (Кузнецова):
Сейчас одни так называемые «рабочие тетради» чего стоят, они по формату и по толщине как учебник! Вот и несут дети в школу практически два комплекта учебников, а в школе надо ещё и по кабинетам с этим ранцем побегать. Жалко детей!
Когда я училась, не было дополнительных рабочих тетрадей, тетрадей с контрольными работами и прочих тетрадей. Тетради для контрольных работ были обычными тонкими тетрадками, да и те хранились в классе у учителя. И все остальные тетради по предметам были 12-листовые. Учебники все были стандартные, а сейчас?
Мария Красноперова (Ткач):
Сейчас взвесила портфель ребенка. Ребенок весит 25 кг, портфель 7 кг, + спортивная форма + сменная обувь. Своего ребенка я лично хлюпиком не считаю.
Я, конечно, не знаю, у кого какая ситуация. Но мы учимся в 1 школе, в первую смену, оставить в классе не можем ничего, ни спортивную форму, ни рисование... Ничего, потому, что во вторую смену приходит 2 школа, за наши вещи ответственности никто нести не будет. Вот и приходится нашим детям таскать все с собой и книги для чтения, и учебники, и рабочие тетради, и спортивную форму, и рисование.
Ольга Столбовская:
Родители иногда сами утяжеляют портфель. Вот дневники - их же можно купить и в тонкой обложке, а не в переплёте. Или пеналы - можно иметь пенал из какого-то материала, типа плащевки, недорогого. Порвался - легко на новый заменить. Но чаще покупают красивый - складывается все во много отделений, там целые коробки с фломастерами, карандашами и прочим (а ИЗО 1 раз в неделю, можно все это каждый день и не носить). Часто на уроках эта «красивая радость» просто отвлекает, и не нужна. Да и сами ранцы - многие очень тяжёлые даже пустые (зато красивые). Ребёнок просит, мама покупает, и тут наступает пора идти в школу - портфель становится ещё и поэтому неподъёмным.
По поводу электронных книг. У старшеклассников - я «за». Но в младших классах лучше, все же, чтобы настоящую книгу дети держали в руках.
В Москве была на курсах, занятия шли в школе. И т в коридорах этой школы стояли железные типовые шкафчики, на замочках, покрашенные для каждого класса в свой цвет. Там дети все и хранили. Школа занимается даже не в две, а в три смены - у них вечером какой-то центр дополнительного образования работает: курсы, кружки, секции, где, в том числе, и взрослые учатся - всякие курсы иностранных языков и прочее.
Надежда Ткаченко (Грищенко):
В этом году директор нашей школы обещала дать детям-первоклашкам по два комплекта учебников. По первому – учиться в классе, по второму – выполнять домашние задания. Но, похоже, все осталось только в плане, который потом сорвался, не знаю, почему. А так было бы неплохо и не таскали бы дети книги туда и обратно. В нашей школе хорошо придумано, что все принадлежности для «изо» и «физры» находятся в классе, не нужно тащить их каждый день с собой. Да и сменную обувь требуют не постоянно, а только тогда, когда на улице слякоть. Нужно такой вариант продумать в каждой школе.
Аленка:
В наше время были не рюкзаки, а ранцы, в которые много книг и не положишь. Раньше и книги были форматом А5, а сейчас А4. Тетради для контрольных работ находились у учителей, а все остальное носили домой. Потом к «контрольным» добавили ещё и покупные «рабочие», и простые, 12-листовые. Книги были толщиной такой же, что и сейчас, но размером, а соответственно, и весом, были меньше. А вы говорите, что мы воспитываем хлюпиков. Раньше сызмала думали о здоровье, мы ходили с ранцами и выросли здоровыми. А сейчас сколиоз у большинства детей. И вы ещё имеете какие-то претензии к молодежи…
Выход один: менять систему образования. Возвращать старый формат книг и отменять дополнительные рабочие тетради, которые размерами и весом от книг не отличаются. И «контрольные» тетради оставлять у учителей.
Иришка Иринка:
Да, были ранцы, но они тоже весили до 4-х кг, но ни кто внимание на это не обращал, ходили в школу, потому что так надо было. И претензий ни кому не предъявляли. А сейчас - то портфель тяжёлый, то ещё что-нибудь. Ну, носите тогда портфели своим детям сами, помогайте, раз им тяжело.
Тому, что кто хочет учиться, всё равно, сколько весит его портфель.
Светлана Борцова:
Не надо говорить за всех. Тому, кто хочет учиться, может, и всё равно, а вот его маме далеко не всё равно! Если она, конечно, переживает за здоровье своего ребенка.

По СанПиНу, вес комплекта учебников и письменных принадлежностей в начальной школе не должен превышать двух килограмм, а для первого и второго класса 1,5 кг - максимум! При этом медики считают, что «ноша» не должна быть больше 10 % от веса ребенка. То есть, если третьеклассник весит 30 кг, значит, портфель не должен быть тяжелее 3-х. Лишь такой груз не оказывает негативного воздействия на здоровье ребенка. Любое «превышение» нормы - это практически стопроцентная гарантия болезней и повреждений еще неокостеневшего позвоночника, причем, далеко не всегда это будет «безобидный» сколиоз. Кроме этого, возможно развитие плоскостопия.
Постоянное ношение тяжестей, по мнению врачей, так же дает большую нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Современные дети и без того слабее физически, чем предыдущее поколение. Добавьте сюда малоподвижный образ жизни, длительное сидение за компьютером, у экрана телевизора... Оптимистичные прогнозы по поводу здоровья сегодняшних школьников на этом фоне давать трудно.
Редакция «Делового Миуса» устроила детским портфелям проверку, взвесив у нескольких спешащих на уроки школьников их ранцы. Результаты получились впечатляющими:
Дети                                                     Портфели, кг
Сергей, 1 класс                                   4,9
Даниил, 1 класс                                  2,8
Кирилл 2 класс                                   3,7
Ирина, 2 класс                                    2,8
Даниил, 3 класс                                  4,9
Андрей, 4 класс                                  2,1
Даниил, 5 класс                                  4,9
Елизавета, 7 класс                             5,0
Кристина, 7 класс                              4,6
Андрей, 8 класс                                  2,3
Владимир, 11 класс                           2,8

Устойчивая тенденция к снижению веса школьных сумок видна только в старшей школе. Объясняется это не маленьким количеством книг, а тем, что школьники, наученные «горьким опытом», просто не носят всех требуемых учебников, а зачастую, даже тетрадей. (Способ сохранять здоровье и протестовать против явно завышенной нагрузки выбран отличный, но одновременно с младых ногтей приучающий наших детей наплевательски относиться к дисциплине и ответственности… Увы!)
При этом вес ранцев учеников начальной школы зависит только от количества в расписании предметов, требующих учебников. И маленькие, еще не научившиеся врать и хамить, дети покорно таскают свои неподъемные сумки на плечах, сгибаясь под их тяжестью. Кстати, вопреки разгневанным комментариям взрослых про «детей-хлюпиков», ни один опрошенный ребенок не пожаловался, что ему тяжело!!!
Так чем же можно помочь нашим детям?
Первое эффективное предложение есть в СанПиНе: «в целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий». Идея отличная, вопрос лишь в том, за чей счет эти комплекты будут приобретаться. Но даже, если за счет школы осуществить подобную акцию будет невозможно, и родители сами купят комплект учебников «для дома», малышам придется носить в школу только рабочие тетради. Другой вариант: «школьные» комплекты останутся дома, а родители купят лишь часть учебников в школу – по одному на парту.
Есть и другие возможности избежать обязательного ношения в школу всех учебников. Сейчас во многих школах установлены и используются интерактивные доски. Здесь нужно только желание учителя идти навстречу. Учитель может выносить весь материал урока на электронный экран и заниматься со всеми учениками по нему. Кстати, есть учителя, которые вообще не пользуются на уроках учебником, предпочитая живое общение.
Другой «технологический» вариант – перейти на электронные книги или планшеты, куда можно «закачать» отсканированные страницы учебника. Так и лес можно поберечь и нагрузку на спину сократить.
Какие-то меры можно осуществить только с привлечением к процессу руководства школы. Например, можно договориться, чтобы малышам позволяли оставлять в классе материалы для уроков труда и рисования, а так же пеналы, фломастеры, карандаши. В некоторых образовательных учреждениях разрешают оставлять спортивную форму и даже сменную обувь в раздевалке или классе. А это еще полтора – два лишних килограмма веса. Если нет места в кабинетах, можно и впрямь подумать над тем, чтобы установить в коридорах школ запирающиеся индивидуальные шкафы с ящиками для личных вещей, как это сейчас делается в Москве и уже давно сделано в зарубежных странах.
Также очень важно, чтобы родители при покупке «портфеля» обращали внимание на его вес и форму. Желательно, если это будет ранец, не тяжелее 700-900 граммов, имеющий лямки шириной не менее 4 см, плотно прилегающий к спине и равномерно распределяющий вес.

Гранит науки и горячее питание
Другой проблемой, на которую больше всего жалуются родители, стало введение в школах так называемых «внеурочных» занятий, превращенных кое-где в «обязаловку». Чуть ли не открытым текстом звучат угрозы, типа: «Кто не будет ходить на 7-8 урок, тот не получит «пятерку» по математике». Или: «Нас не волнует, какие еще кружки и секции посещает ваш ребенок, он обязан присутствовать на внеурочных занятиях точно так же, как и на основных уроках». Или: «В 2011 году был введен новый образовательный стандарт, по которому дети обязаны посещать ежедневно еще два дополнительных урока после ежедневных занятий».
В результате иногда даже у первых классов устанавливается по 6-7 обязательных уроков, что НЕЗАКОННО!
Основная образовательная программа общего образования действительно реализуется школой через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241). Этим приказом установлено, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не входит в него. Таким образом, согласно "Закону об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.12, статья 43, п. 1, п.п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным.
Если часть ее все-таки внесена в учебный план, то в этом случае вступает в силу СанПиН 2.4.2.2821-10, который в ст. 10.5 гласит, что при подсчете допустимой недельной образовательной нагрузки учитывается урочная и внеурочная деятельность, если она внесена в учебный план. Суммарная нагрузка не должна превышать 21 час для 1 класса (2-4 класс - 23 часа).
Также в пункте 19.10 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции от 22 сентября 2011 г. приказ №2357) указано, что внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и реализуется через различные формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Участниками образовательного процесса в школе являются: школьники, педагогические работники, родители (законные представители) ребенка.
Обучающиеся могут посещать также не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, а только часть из них. Вопрос посещения данных занятий решается с администрацией образовательного учреждения на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Да, по стандарту школа обязана организовать 10 часов «внеурочки» в неделю, но ученики НЕ ОБЯЗАНЫ все эти занятия посещать.
В целом, справедливости ради, большинство родителей зачастую не против, чтобы их дети посещали занятия теннисом, шашками или бальными танцами вместо того, чтобы шататься по улицам, пока они на работе. Вопрос упирается в самую банальную вещь: наши дети, особенно младшие школьники (большое количество которых, кстати, к 10 годам уже имеет в анамнезе 1-2 случая гастрита!), в школе элементарно голодают, даже при официальном наличии «горячего питания».
Обычно дети находятся в школе с 8 до 14-15 часов, это практически полноценный рабочий день женщины на селе. Хорошо, если школа оборудована большой столовой, в которой на переменах могут разместиться и спокойно покушать все дети. Но бывает и так, что размер столовой давно не соответствует выросшему за последние годы количеству школьников. Или в школе вовсе нет столовой, а работает лишь буфет, где во время перемен старшеклассники расталкивают «началку», раскупая все пирожки. И тогда просто бесценно, если в тяжелый ранец, кроме книжек, мама положила еще и бутерброд с небольшой бутылочкой минералки. И совсем замечательно, если этот бутерброд не испортился от жары...
При этом многие дети жалуются, что даже порция «горячего питания» (котлета+макароны+чай или картошка-пюре+сосиска+компот) для них, чтобы утолить голод на протяжении 7 часов нахождения в школе, недостаточна, и уже буквально через пару уроков им опять хочется кушать. Это не говоря уж о том, что «питаться» водят, допустим, в 10.30, а сидеть в школе приходится до 14.30. Какая уж тут «внеурочка»!
Можно сколько угодно ругать детей и их родителей за несознательность и цитировать пословицу «Сытое брюхо к ученью глухо», но, испытано на себе: урчащий от голода живот и навязчивые мысли о еде еще никого не располагали становиться добрее, коммуникабельнее или внимательнее…
Практические рекомендации в данном случае давать трудно, здесь очень многое зависит от условий, предусмотренных в школе, от доброй воли ее администрации, от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка. Потому и действовать лучше индивидуально в каждом конкретном случае.

В здоровом теле здоровый «Ух!»
К сожалению, очень многое из того, чем недовольны родители, наши учителя изменить совершенно не в силах. Такой проблемой стало введение дополнительных уроков физической культуры. С одной стороны, инициатива Министерства образования, безусловно, нужная. Общий уровень здоровья нации, по сравнению с советским прошлым, заметно сполз вниз. Но, как всегда, гладко вышло лишь на бумаге. На деле практически любая наша школа имеет всего один спортзал, рассчитанный из потребности двух уроков физкультуры в неделю и из числа каждого класса в три параллели: «а», «б», «в», то есть, образно на 66 уроков в неделю. И спортзал школы просто физически не может вместить за неделю 100 и больше уроков, как того требуют новые стандарты.
В итоге приходится урок физкультуры проводить одновременно у трех классов. Со всеми вытекающими последствиями. Вы можете себе представить трех разных учителей и шестьдесят учеников в одном спортивном зале? Даже, если у всех будет одна тема занятий, уследить за безопасностью всех просто физически невозможно, не говоря уже о качестве индивидуальной физической подготовки и соблюдении элементарных санитарных норм на одного ученика…
Как результат – участившиеся рассказы о травмах, полученных на физкультуре. Недавно в одной из школ Примиусья в течение только одного урока произошло сразу три несчастных случая: упал (слава богу, без последствий!), ребенок после «подножки» товарища, упал и свез кожу с рук и ног бегущий кросс другой ребенок, случайно зацепившийся ногой за одноклассника, зацепилась сережкой за волейбольную сетку и получила травму еще одна девочка. Кстати, в этот же день, правда, на другом уроке, столкнулись лбами еще два бегущих ученика…
Предупредить травматизм, к сожалению, в данных условиях очень трудно. Большая доля ответственности здесь ложится на учителя, отвечающего за здоровье своих учеников. Единственное, что могут сделать родители, это систематически инструктировать ребенка, как вести себя во время уроков физической культуры, когда в одном помещении скапливается несколько десятков ведущих активную деятельность людей.
Слово бывшего учителя
Вообще, как человек, больше десяти лет проработавший в системе образования, профессионального и среднего общего, хочу сказать, что, при всей справедливости многих претензий родителей, далеко не во всем можно обвинять учителей. И даже руководство школ. Увы, работа учителя в последние годы превратилась в такую бумажную рутину, что у многих специалистов своего дела просто пропадает всякое желание работать в школе. Огромное количество времени и сил у учителя сегодня отнимает участие в различных конкурсах, грантах и конференциях, составление различных планов, написание конспектов, поурочных лекций, методичек, статей, отчетов и прочей с виду нужной, но совершенно бесполезной для настоящего учителя чепухи. И количество «бумажной» работы год от года только растет.
При этом довольно часто инструкции и приказы, поступающие «сверху», совершенно не согласованы, а зачастую, даже противоречат друг другу, не говоря уже о том, что они редко учитывают наши сельские реалии, равняя возможности и уровень жизни жителей Примиусья с москвичами. Во многих вводимых требованиях зачастую виден вопиющий непрофессионализм людей, ни одного дня не проработавших в школе, не знающих ее реального состояния.
И все же, несмотря на все перипетии, наши школы работают, а дети учатся. И, слава Богу, наше общее образование, даже несмотря на свое постсоветское «падение», по уровню даваемых знаний все еще гораздо выше, чем то, что дается детям «цивилизованной» Америки, на которую сейчас так любят равняться.
Потому, на мой взгляд, самое умное, что можно сделать – это самим стать добрее и попытаться понять друг друга. Попытаться увидеть в другом человеке Человека и хоть немножко полюбить его, позаботиться о нем, хотя бы малостью облегчив его существование. Учителям – увидеть мир глазами голодного ребенка, безмолвно сносящего свой тяжелый портфель и глазами нормальной мамы, готовой за свое дитя биться с кем и когда угодно. Родителям подумать о том, что работа учителя – это невероятная нервотрепка, гораздо большая, чем, например, работа журналиста, экономиста или продавца. При всей кажущейся ее легкости…
И только детям, особенно учащимся в начальной школе, не нужно ни о чем думать, они и так вырастут похожими на нас. Детям нужно всего лишь быть здоровыми. И очень счастливыми.
Елена Мотыжева,
2014



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Публицистика
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 10
Опубликовано: 01.08.2018 в 11:33
© Copyright: Елена Мотыжева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1