О взаимопомощи.



Как-то на моих глазах один чел в приличном прикиде подошел к старику с костылем и одноразовым стаканчиком, куда прохожие бросали мелочь. Чел оттопырив свой карман, жестом попросил старика высыпать туда мелочь. И не ожидая, когда мигнувший от неожиданности старик соберётся с мыслями, бросил ему:
- Ну, ты и жадина!
Довольно хохотнув, чел отвалил в сторону.
Всё это стало подзабываться, и я вспомнил об этом случае только тогда, когда чуть не смёл с прилавка банку для пожертвований, которые в последнее время стали непременным атрибутом почти всех торговых точек, да и не только их. Сразу бросается в глаза, что это подсовывание банок по своей навязчивости сродни рекламе. Такое рекламонасильственное подковывание банок населению, у которого каждому четвертому трудно приобрести одежду, а каждому десятому - пищу насущную, и заставляет вспомнить «шуточку” вышеупомянутого чела.
А дресс - код для посетителей в некоторых присутственных местах? Разве это не те же “шуточки”?
Недавно промелькнуло сообщение, что судья отчитала двух свидетелей за то, что они пришли на заседание в спортивных штанах. И всё вроде бы правильно сделала судья, но всё же данные статистики надо учитывать, надо понимать, в какой стране ты живёшь.
Меня тоже тормознули в одном присутственном на месте, намекнув, что у них не принято принимать посетителей в спортивных штанах.
- Ну что ж,- сказал я,- раз нельзя в спортивных штанах, то я их сниму. Но предупреждаю: семейные на мне не первой свежести.
Таковы сегодняшние реалии, но, думаю, они не должны заслонять от нас то, что мы народ от слова “род”. Мы всё же родные, близкие и мы бы не выжили как род человеческий, если бы не сумели сплотиться, если бы не помогали друг другу
Конечно, сейчас в моде благотворительность, о которой хорошо сказал один из героев Джека Лондона, что некий Смит или Джонсон на поте и крови десятков тысяч рабочих сколачивает себе капиталец, а потом для десятков и сотен строит больницу для бедных. Такая благотворительность хорошо устаканена в бухгалтерских счетах, имеет даже свои неписаная нормы. И ещё у Н. В. Гоголя его герой из “Старосветских помещиков”, вступая в наследство, начал с того, что прибил к каждой хате свой номер. Наступление торгашеской эпохи просто рождает героев, которая, как и Штольц из “Обломова” живёт “ по бюджету, стараюсь прожить каждый день как каждый рубль сиюминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени”.
Казалось бы, что здесь плохого, если человек стремится с толком, рационально использовать свое время? Всё это так, но есть же евангельское “...когда творишь милостыню, пусть правая рука не знает, что творит левая". И это явно выходит за рамки рационально просчитанной благотворительности . И да не оскудеет рука дающего! Конечно, при этом мы сталкиваемся со всякого рода мошенничеством, но в этом случае надо брать пример с Юрия Никулина. Его сын рассказывал, что к нему обращались за помощью всякие, в том числе и явное проходимцы, но он старался помочь всем. А на упреки близких, что его разводит, кто хочет, отвечал:
- Всё это так, а вдруг он всё же говорит правду?
Всё это не означает, что мы должны автоматом, по первому требованию верить каждому первому встречному. Нет, в меру своих сил надо разбираться на месте, не забывая, в конечном счете, слова Юрия Никулина.
Кто из нас не слышал: мы его выкормили, вырастили, а он.… Тут можно было бы пораспространяться насчёт воспитания, поехидничать, что, мол, что посеешь, то и пожнешь. Таких охотников сыпать соль на рану, к сожалению еще хватает.
Здесь надо избавляться отказалась бы такого бесспорного убеждения, что вам кто-то обязан помочь и что вы должны кому-то помогать. Хотя вроде бы такая обязаловка диктуется самой жизнью: как же выжить человечеству, если мы не будем обязательно, ответственно, автоматом помогать друг другу?
Но всё, оказывается, не так просто.
Дейл Карнеги в своей книге пишет, что многие очень расстраивается, когда им не отвечают на их рождественские открытки. Он просит этих людей обратить внимание на место из Евангелия, где Христос вылечил 10 прокаженных, и только один поблагодарил его. Если Христа так отблагодарили,- спрашивает Дейл Карнеги,- то, что нам, простым смертным, ждать от таких же смертных?
Вот и получается, что обязаловка в человеческих отношениях плохо работает и не стоит на неё полагаться. Чем сильнее нас заставляют, чем больше тирания, тем хуже людям. По четкой приказной программе работает только автомат, а людям сладка свобода, и любое принуждение может дать результат, противоположный благим намерениям.
И в полной мере людская свобода реализуется в любви. Разве мы любим по приказу?
Мы хотим любить, Мы хотим, чтобы нас любили. И если мы этого хотим, то надо отречься от обязаловки, надо сказать себе, что я никому ничего не должен, и мне никто ничего не должен. И если я кому-то хочу протянуть руку помощи, то делаю это не по принуждению извне, а только по собственному желанию.
В любви любящие равны, помогают друг другу. И тут просто невозможна ситуация, когда кто-то заранее присуждает вам статус всемогущего, а себя за его раба. Он сваливает на вас свои негаразды и просит помочь, занимая сам позицию стороннего наблюдателя.
А бывает, когда и сам благодетель становится в позу непререкаемого гуру, который не намерен переходить к сотрудничеству с просителем, а всё решает сам.
Тут стоит ещё раз повторить, что проситель и благодетель должны быть одной командой, должны знать побольше друг о друге. Это как отдельные слова в предложении превращаются фразеологизм и уже выступают единым членам предложения, воспринимаются как единое целое.
К этому надо стремиться. А пока в жизни нас бывает по- всякому. Как говорится, гладко иногда бывает только на бумаге.
Вот и я, когда попал в трудное положение с деньгами, именуемое пенсией, попросил сына помочь с покупкой водомера и установкой его.
Сын заверил меня, что всё сделает в ближайшее время. Жду неделю, жду другую. Звоню - и снова сын уверяет, что вот-вот. Третья неделя... Звонят из водоканала насчёт постановки пломбы. Звоню сыну - нет ответа. Потом звонит мне сын - и на этот раз я как-то прохлопал его звонок. Звоню ему - и снова не застаю.
Наконец, я не выдерживаю: занимаю у знакомых, ставлю водомер, ставлю пломбу. Но вы, думаю, уже догадываетесь, что через 15 минут после постановки пломбы звонит сын и радостно сообщает, что купил водомер, что едет устанавливать его.
Но жизнь продолжается: у меня прохудилась газовая плита, и я позвонил сыну.
Пошла первая неделя...




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 10.07.2018 в 08:55
© Copyright: Виктор Сапрунов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1