"Помяните меня, Зверева..."


 Когда лист упадет с дерева
Помяните меня, Зверева...

( Анатолий Зверев)

В прошлом году Анатолию Тимофеевичу Звереву было бы восемьдесят. Было тихо и незаметно. «Ярчайшая звезда плеяды художников» второй волны советского авангардизма заслуженного посмертного признания пока не получила.

Его сложно отнести к плеяде, держался он одиноко...

Больше похож на комету над территорией Советского Союза, которую увидели из Европы...

Считается, что у авангардизма было две мощные волны.

Первая, зародившись в 1910-е годы, была поддержана молодым советским правительством. Для отрицания, ломки канонов классического искусства она вполне сгодилась и стала своеобразной платформой социалистическому реализму. Не бережно, небрежно обошлись в дальнейшем с художниками и их творениями. Мастера или эмигрировали, или доживали свой век в забвении на родине. Из музеев были изъяты картины, многие из которых потом пропали...

Малая Советская Энциклопедия (1958) никакого определения авангардизму не даёт, есть определение авангарда:

АВАНГАРД (франц.avant-gard, от avant – впереди и gard – стража) (воен.) - подразделение, часть или соединение, к-рое во время передвижения войск (флота) походом (маршем) следует впереди гл. сил для их сохранения; при фланговом движении А. может высылаться в сторону противника ( т. н. боковой А.). Задача А. обычно состоит в том, чтобы не допустить внезапного нападения противника на гл. силы и создать им своими действиями выгодные условия для вступления в бой, а также устранять разного рода препятствия на пути движения войск.

И всё.

Вторая волна авангардизма поднялась в годы развитого социализма как знак протеста.
Своей родной властью художники обласканы не были, зато заморские гости за их работами охотились. Железный занавес (нет худа без добра!) сыграл свою положительную роль: отделённое искусственными преградами, советское искусство отличалось самобытностью.

Советский Энциклопедический Словарь (1981) дает такое определение авангардизму:

АВАНГАРДИЗМ (фр. аvant-gardisme), движение в худ. культуре 20 в., порывающее с существ. нормами и традициями, превращающее новизну выразит. средств в самоцель. А., тесно связанный с модернизмом, отражает анархич.-субъективистское индивидуалистич. мировоззрение. Принципы А. восприняли такие лит.-худ. течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, а также лит-ра «потока сознания», «новый роман», драма абсурда и др. К муз. А. относят серийную музыку, конкретную музыку, алеаторику, пуантилизм, соноризм, электронную музыку.

Многие исследователи считают, что относить Зверева к авангардистам можно весьма условно. Слишком он ярок и многим критериям авангардизма не соответствует.

Анатолий Тимофеевич Зверев родился в 1931 году в Тамбовской области. Маленьким его привезли в Москву, и никогда в своей жизни дальше ближайшего Подмосковья (Баковка, Немчиновка) он не выезжал.

Образование получить не удалось. Закончил ПТУ, по специальности штукатур — маляр, поступил в художественное училище Памяти 1905 года, в конце первого семестра был отчислен за неподобающий внешний вид. А он был беден. Денег едва хватало на скудное пропитание, да и к своему внешнему виду относился наплевательски. Хотя рубашки швами внутрь долго носить не мог: казалось, что они «теснят».

Всё образование гения — самообразование. Беспрестанные, самостоятельные занятия в музеях. Главным учителем своим он считал Леонардо да Винчи. Анатолий Зверев в технике рисования достиг невиданных высот. Это является и ключом к пониманию его творчества: к авангардизму пришёл художник, прекрасно владеющий техникой рисования. Есть исследователи, которые утверждают, что его рисунки в возрасте 14 - 15 лет совершенны и анатомически правильны. Это от Бога и никакого обучения ему вообще не было нужно.

Жизнь он прожил в образе скитальца, ища приюта у друзей и знакомых, которым в благодарность рисовал...

С одним из таких друзей — Джино Синигалья — я познакомилась в конце 80-х, уже после смерти А. Зверева. Зверев часто «бомжевал» в семье Синигалья. Придя, сначала с жадностью набрасывался на домашние щи или борщ. Ел взахлеб: по усам текло, а капуста со свеклой запутывались в бороде... Потом вроде как отогревался, начинал работать.

Многие вспоминают, что перед приходом Зверева сначала входил крепкий, настоянный запах давно немытого человека...

Тут я всегда (знаю, вредная!) всем рассказчикам задаю один и тот же вопрос: «А был ли свой собственный дом у художника?»

Наступает минута молчания.

Да, у Анатолия Зверева была квартира в Свиблово, семья: жена, сын и дочка. И мастерская на Малой Грузинской.

И был у него ещё Божий дар, который служил и служит людям. Люди восторгаются и завидуют, вдохновляются и утешаются... Нелегко нести этот дар - вечно живую вулканическую лаву, выжигающую нутро, закипающую непредсказуемо, выливающуюся неземными творениями...

Однажды Анатолий Зверев за ночь написал своей Музе — Оксане Асеевой около пятидесяти (!) длиннющих писем. (Некоторые , наверно, могут себе представить, что творилось у него в душе...)

Под утро вместе с другом пошёл по ещё не проснувшейся Москве, опуская во все встречающиеся почтовые ящики по несколько штук...



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 11.06.2018 в 00:06
© Copyright: Марина Миртаева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1