Советчица



Зубастая хищница - рыба
Малышку рыбёшку учила:
-По двум важным причинам
Не трогай крючок, что прячется в тине.

По первой причине умелые люди
Сделают очень вкусное блюдо.
Съедят за обедом с гарниром,
И ты попрощаешься с миром.

-Спасибо тебе за совет!-
Вильнула хвостом рыбешка в ответ.
-Но я поняла одну лишь причину
Не трогать крючок, что прячется в тине.

-А вторая причина такая,-
Оскалила зубы советчица злая.
-Мне хочется кушать, я голодна!
И съесть собираюсь тебя я сама.

Раздают советов много.
Ты иди своей дорогой.
Не слушай всех, развесив уши.
Советчик может тебя скушать!

Редакторская рецензия Пустынника:

Пустынник 31.01.2012 14:48:07
Отзыв: положительный

Марина, я знаю Вас как сильного автора. Вместе с тем, я намерен подходить к этому тексту так, как если бы его автор был мне неизвестен.

Итак, Вы написали басню. Наличествуют все признаки жанра: эзопов язык, небольшой объём, зачин и развитие конфликта, обязательная для басни мораль. Вы написали басню для детей – об этом говорит уже сама простота сюжета(кстати, множество басен написано для взрослых, например, «Волк на псарне» или «Квартет»). Но Вы написали басню нетрадиционным для этого жанра размером – если традиционным считать любимый Крыловым разностопный ямб.
_________________________________________________________________

Сразу должен сказать, что структура Вашей басни мне кажется прекрасно продуманой. Зачин – короток, ясен и полярен: зубастая рыба – малышка рыбёшка. Вы будто нарочно подталкиваете читателя к мысли, что намерены повторить сюжет «Волка и ягнёнка», а потом умело обманываете эти ожидания. Вы и намекнули на интригу, и одновременно спрятали её: ведь понятно, что в заданной полярности с малюткой что-то произойдёт… Но как? Почему? Что изменит ситуацию «обучения» на ситуацию «поедания»?!
Вы на это умело и почти незаметно намекаете – «По двум важным причинам…» – позже этот намёк очень ясно вспомнится в вопросе рыбёшки – «Но я поняла одну лишь причину…».
«Наука» хищницы читателю кажется абсолютно справедливой: да, человеческие козни хитры и опасны! Неужели эта хищная рыбища действительно желает добра малютке рыбёшке?! Вот тут-то всё и объясняется «второй причиной»...
Нет, это не волк из крыловской басни, который корит ягнёнка в его мнимой вине, потом в вине его родственников и, в конце концов, признаёт самый простой факт – голоден он! Тут интрига покруче: ты, дорогая, не попадись человеку, потому что съесть тебя намерена я сама!
Превосходный и тонкий ход! После такой развязки мораль напрашивается сама, и вы её реализуете чётко и коротко. Подводя итог этой части рецензии, можно сказать, что замысел и архитектоника (построение и соотнесённость частей) басни практически безупречны.
_________________________________________________________________

К сожалению, этого нельзя сказать о лексической стороне Вашего текста.
Прежде всего, у меня есть серьёзные причины придраться к допущенным Вами сбоям ритма. Вначале это 3-стопный амфибрахий (-/-) ( -/-) (-/-). Именно так Вы начинаете повествование. Потом сбои, пляски и разброд... Так, строка «По первой причине умелые люди» представляет собой уже 4-стопный амфибрахий; строка «А вторая причина такая» – 3-стопный анапест; строка «Раздают советов много» – 4-стопный хорей; а строка «Не слушай всех, развесив уши» – уже 4-стопный ямб…
Может быть, Вы пытаетесь создать ощущение разговорности, свободы интонаций, но мне кажется, что читатель от этого разнобоя испытывает лишь затруднения. Да, у Крылова стопность тоже пляшет: в одной строфе его басни количество стоп может колебаться от 8-9 до 3-4, но это всегда будет ямб.

Следующие претензии – к лексике. Например, почему люди – «умелые»? По логике повествования они должны определяться как хитрые, коварные, злые и т.д. А в строке «Мне хочется кушать, я голодна!» Вы дважды, причём, не самым ярким образом, повторяете одно и то же.
Я не вижу в тексте каких-то ярких, интересных сравнений, метафор, находок. Предельно упрощая лексику, Вы порой прибегаете даже к просторечным оборотам, но они кажутся мне иногда ощибочными, иногда – слишком снижающими текст.
Вот пример неточного оборота: «Ты иди своей дорогой». В Вашем понимании это призыв к самостоятельности своих поступков, но в фольклоре совет «идти своей дорогой» – а басня генетически восходит именно к фольклору – это совет не вмешиваться не в свои дела. Призыв «Не слушай всех, развесив уши» мне кажется излишне сниженным в лесическом плане.

И, наконец, о рифмах. Они мне кажутся и плохо подобранными, и малоинтересными, и иногда – просто не рифмами. Например, в первой строфе мне непонятно, с чем рифмуются заключительные слова 1-й и 4-й строк: «рыба – тине». «Люди – блюдо» – завершения 1-й и 2-й строк 2-го четверостишия – можно назвать рифмами лишь условно. А рифмы «такая – злая», «голодна – сама», используемые в 4-й строфе, уж слишком бедны и почти примитивны.
Я советую Вам прочесть вот эту небольшую статью Ю.Лукача, блестящего поэта, переводчика и теоретика, которая напечатана на сайте poezia.ru : http://www.poezia.ru/EditorColumn.php?sid=526
Я считаю эту статью самой ясной, краткой и толковой из всего, что написано о русской рифме.
_________________________________________________________________

Подводя итоги, я должен констатировать, что Ваша басня, Марина, превосходно задумана, что вы нашли свой собственный, нигде прежде мне не встречавшийся тип басенной интриги и что архитектоника Вашего текста также точна и соразмерна.

Вместе с тем, очень серьёзные недочёты в плане ритмической организации текста, неудачная лексика и рифма потребуют от Вас большой и трудной «работы над ошибками».

С уважением,
Пустынник.

Римейк:

 
Рыбёшка-малышка у Щуки
Важнейшей училась науке!

Настойчиво, снова и снова
Ей мудрая Щука твердила:
– Там, видишь, крючок рыболова,
А рядом – от сети грузило.
Всё это придумали люди,
Чтоб ты оказались на блюде
Изжаренной, рядом с гарниром,
И ты попрощаешься с миром.
По этой – по первой! – причине
Не трогай неясного в тине,
И в чистой воде осторожна
Будь тоже, насколько возможно!

Рыбёшка сказала: – Спасибо!
Вы самая мудрая Рыба!
А в чём же причина вторая
Быть сдержанной, в речке играя?

– Ну, это так просто, малютка! –
Вдруг Щука оскалилась жутко…
– Ведь если б ты людям попалась,
То я бы голодной осталась!

Мораль очень ясная в этом:
Жизнь – вовсе не в парке аллея!
Важны нам, конечно советы,
Но думать – намного важнее!



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Басни
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 26
Опубликовано: 10.06.2018 в 22:51
© Copyright: Марина Миртаева
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1