За лит. критику - в суд? Разбор убогого виршика Татьяны Дюльгер ( 2012)


[Виолетта Баша]

Статья 2012 года... 

НУЖНА ЛИ САЙТУ ГРАМОТНАЯ ЛИТ. КРИТИКА?

Впервые за долго время на сайте появился профессиональный и вполне грамотный лит. разбор стихотворения.
Речь идет о отлично сделанной работе Марка Пустынника, разобравшего не могу назвать их стихами - тексты автора Т. Дюльгер.

И началось.
Читаем в комментариях к лит. разбору.

Марина Гай заявляет, что настоящий мужчина не опустится до...
А ДО ЧЕГО СОБСТВЕННО?
До лит. критики!

Стало быть, согласно такой логике, всех лит. критиков мужчин следует поставить к стенке, если они разбирают тексты женщин.

НО ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЛИТ. КРИТИКА ВООБЩЕ?

Вот я и хочу поставить вопрос - неужели мы так и останемся на уровне дикарей, Маугли самиздата, и будем реагировать на лит. критику визгами - не трогай текст, его писала беременная женщина ( старушка, любимый попугайчик)? Или приводить неуместные и не имеющие отношения к лит. критике доводы?

А вот еще прелестнее.

Подружка "обиженной" авторши вдруг заявляет, что за лит. критику надо профессионального лит. критика тащить в суд и сажать. В каталажку!
Как говорится, приехали!

А что же "страдалица"?
Взяла наконец в руки учебник русского языка для третьего класса средней школы?
Или попыталась уйти от абсурда и ляпов, напряженно, изо всех немногочисленных ее силенок пытаюсь понять, что она имела в виду?
Нет, и еще раз нет.
И Марк был не первый, кто предлагал автору просто начать думать и попытаться поработать над убогими текстами.
Я привела эту даму на избу в числе первых пятисот человек, из тех, кого приглашала летом 2008.
Привела я их не персонально, как они кичливо думают, а списком, рассылкой. Обычная практика.
А ведь знала, что еще пять и более лет назад точно такие же проблемы у нее были на всех других сайтах, где грамотные люди, не сговариваясь, советовали ей попытаться начать работать на смыслом и словом.
И всегда реакция была одной и той же.
Собирались не вникавшие в проблему люди, которым эта дама сообщала, что у нее есть "враги" и они наезжают на невинную немолодую особу из "зависти" ( варианты - из злобы, непорядочности и т.п.)
Элементарно понять, что все критики, более или менее разбирающиеся в поэзии и прозе, советуют ей одно и то же и пишут одно и то же, годиков пять поучиться, развивать интеллект и кругозор, уходить от штампов и убогости.
Что ничего, кроме сочувствия и жалости ее "рябинки" ( "березки") и прочие розовые сопли не вызывают.
Это не поэзия. Это даже не среднесетевой уровень.
Это извините образчик серости несусветной.
И критики здесь не виноваты.
Не дал Бог.
Сочувствую.

Лит. критика Марка Пустынника - блестящее эссе:

https://www.chitalnya.ru/work/510199/

---

Привожу и свой маленький лит. разборчик этого дюльгеровского опуса, хотя, видит Бог, тратить время на подобную дурновкусицу мне не доставляет никакого удовольствия.

---

Итак. начинаем.

!
1.

Рябина в снегу, словно дева застыла,
В сомненьях любовных потерь.
Зима её шубой холодной накрыла
Как долго весны ждать теперь...

Глагольные рифмы конечно не приговор, но стихотворение не красят. Говорят, что Пушкин использовал их. А что, двести лет прошли впустую?
Да и Пушкин обладал на порядок более образным языком.
"Застыла - накрыла".
Ладно, мелочь.
"Потерь - теперь" - тоже вполне банально.
Но как и отметил Марк, "холодная шуба" - это нечто.
Нечто вроде горячей квартиры или сухого телевизора. Нет, конечно, шубу можно засунуть в холодильник. А потом, скрутив руки Деве по имени Рябина, натянуть шубейку на ее тельце.
Но зачем так жестоко?

Рябина в снегу - образ столько раз возникал в голове поэтов всех времен и народов. что так и хочется сказать, а свое что-то есть, или сказать нечего?
Дева - напыщенно, фальшиво-высоким штилем автор сражает с места в карьер,
и не понятно, зачем все-таки автор так торжественно начинает такой заурядный, как потом выясняется, стишок.
Девушка - еще куда ни шло.
Дева Мария. Дева Орлеанская. Гимн или оду таким языком писать еще можно. Но дурновкусицы автор не слышит.
Словно смешение веков и стилей - не проблема.

И почему весны долго ждать именно теперь? Теперь - это после того, как шубу из холодильника на деву рябину взгромоздили? Похоже, что автор сам не понимает, зачем написал "теперь".
Скорее всего, чтобы закончить хоть как-то не дающееся ему предложение, надо добавить нужное количество слогов, а ничего в голову не приходит.
Это так называемые паразиты или длинноты. Случайные, не имеющие никакого смысла в конкретном контексте слова, возникающие именно для того, чтобы законопатить дыры в ритме.

___

Ну, перекрестившись и повторив - чур меня чур от такой напасти, как написать нечто подобное виршикам дюльгер, и если такое случится, лучше застрелите меня сразу - продолжим.

---

Она отдохнёт. Но душевные раны,
От ветра колючего – злы.
Как капельки крови, как сердца изьяны,
На веточках видно узлы...

Почему я повторяю и не раз, что стиль ( если можно считать стилем его полное отсутствие) Дюльгер - это пошлость и мещанские сопли.
В свое время Россия утонула в т.н. "жестоком романсе" в худшем его варианте ( я не беру примеры классического романса. Я о другом, о попсе позапрошлого века, но не о его классике) . Надо понимать, что это такое.

Пошлость примитивизации и упрощения. Образы выхолощены. Это череда убогих штампов. Дважды два четыре. Понедельник следует после воскресенья. Рябина красная, снег белый.
Надрыв и мещанский лубок, если коротко. Дурновкусица слезоточивая.

Она отдохнет. От чего, простите?

От насильника, нацепившего на дерево-деву "холодную шубу"? Или от каких-то изъянов?
Изъяны сердца - это недостающие его части, или как?
Раны еще куда на шло. Но какие могут быть на сердце "изъяны"? Автор не понимает, что пишет. Хочется просто посоветовать ему почаще обращаться к толковым словарям. И думать над смыслом написанного.
И снова примитивные рифмы, такие, над которыми и думать не надо. А думать надо, стоило бы просто попробовать написать хотя бы одну строфу без глубоких образов типа "пришла-ушла", "обманы- туманы- раны, дурманы, изъяны".

Кстати, кроме туманов- обманов -графоманов, они, эти самые графоманы еще почему-то обожают рифмочку "вечность - бесконечность". И "манит - дурманит".

Миллионы туманов кочуют по интернету, отупело рифмуясь с дурманами, ранами, изъянами.
Как остановить весь этот ужас?

Узлы на веточках - тоже крутой образ.
То ли почки примерещились автору затянутыми в тугие узлы, то ли венозные узлы на руках, а может быть и кое что похуже?

Несвязанные логически обрывки мыслей, притянутые за уши и стандартные образы, бедные и засаленные , оттиражированные под копирку сотни раз.

Я хочу, чтобы вы меня поняли.
Что такое банальщина и пошлость?
А вот что.
Если ветер - то непременно колючий.
Если рана - смертельная.
И т.п. и т.д.
Штамповка.

--

Судьба рубцевала на ветках случайно
Всю боль от утрат и тревог.
Под снегом не видно девичьего стана
Лишь в сердце её – огонёк...

О том, что здесь нет рифмы, Марк уже написал. Автору, похоже, не ведомо, что если два слова заканчиваются на одну и ту же буковку "а", то это еще не означает, что рифма присутствует.

Помню, что на подобное замечание Дюльгер как-то ответила "А сейчас модно не рифмовать стихи".
На замечания по поводу сбоя ритма ответ был точно таким же.
Моду, видимо, задает она:)
Только уверен ли автор, что нерифмованные тексты не имеющие ритма называют стихами? Если конечно это не верлибры. Но их то автор и не пишет.

Судьба рубцевала случайно? А чем это?

То есть судьба страстно не хотела рубцевать, но вдруг взяла и зарубцевала?
Случайно здесь автор тиснул примерно с той же целью, что и ранее "теперь" - заполнить дыру в строке. Да и с поиском рифм у нее большой напряг. Рифмы только те, которые на слуху у народа.
А не вспомнится ничего, так можно и вовсе без них.
Подсказываю - "случайно" графоманы обычно рифмуют с "печально", а стана с все теми же "дурмана" или на худой конец "обмана". Поскольку смысла в стихах почти нет, то от перемены мест случайно пришедших в голову автору штампов сумма не изменится. Впрочем, об этом Марк и написал. Кстати, переставляя строчки этого как кубик Рубика для военных ( все стороны - зеленые) незатейливого опуса, мы рискуем получить версию даже чуток получше предложенной автором случайной ( случайного набора штампов, которые автор почему-то считает стихами).

Еще одно слово-паразит - "лишь". Из разряда все тех же длиннот, что и "случайно", и теперь.

Огонек, огонек,
ты избавь нас от тревог.
забери ты вдруг случайно
Все мои лишь ты печали...

Вот образчик, слепленный по той же схеме - берем кучку штампов, встряхиваем, и ... чем пошлее ( в смысле стандартнее и примитивнее), тем лучше.
Вот так и пишут девочки лет 8 - 10, школьницы. Ведь не случайно я не раз говорила, что метод конструирования штампиков от Дюльгер - это метод ребенка. Помните, детский конструктор, которым балуются дошколята?
Меня искренне изумляет только незамутненность такого сознания ни интеллектом, ни жизненным опытом, они словно прошли мимо.

---

Все, честно говоря, у меня уже пищевое отравление от этого детского лепета.

Он светит надеждой, её охраняя,
Как символ и лучик любви!
Рябина – красивая и молодая!
Услышит Господь все мольбы.

Опять про рифму автор напрочь забыл, ну как объяснить человеку , лишенному напрочь поэтического слуха, что

любви и мольбы - это не рифма ни в каком приближении.
Что мольбы звучит более чем пошло. Что лексикон дешевого бульварного романа неуместен.
И что лучше автору застрелиться, чем использовать эпитет "красивый".
Этот штамп - один из самых убогих, потому что он заменяет саму суть поэзии - поиск образа.
Красивый как? Красивый как что?
Поэзия - это пиршество образов для гурмана. А нам дают общепитовский компот из подгнивших сухофруктов. "Красивый" - и нечего спрашивать. Понято, читатель! И отстань! Тут вам не Пастернак, и не Бродский.
Море синее, а песок желтый. И никак иначе. И не бывает мору бирюзовым с оливковым отливом, бормочущее
и причитающее в начале сентября под тихий шелест падающей от ветра времени листвы. Вот так например.
А вы - море синее. А рябина - красивая.

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/515830/
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © chitalnya.ru



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Ключевые слова: графоманка Татьяна Дюльгер, живой классик графоманка Татьяна Дюльгер, убогие стихи Татьяна Дюльгер,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 58
Опубликовано: 12.05.2018 в 11:50
© Copyright: Виолетта Баша
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1