VII. Слово мудрецам!!


VII. Слово мудрецам!!
VII. Слово мудрецам!!

Абеляр (1079-1142 гг.)

Понимаю, чтобы верить!
Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание, ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины.

Августин Аврелий (354-430 гг.)

Есть две вещи – совесть и доброе имя. Совесть – тебе, доброе имя – ближнему.
Отцовская одежда и кольцо тем дороже детям, чем сильнее они любили своего отца.
Верь, чтобы понимать.
Время врачует раны.
Тот, кто добр – свободен, даже если он раб. Тот, кто зол – раб, даже если он король.

Анаксимен (585-525 гг. до н. э.)

(На вопрос своего ученика, почему того одолевают сомнения Анаксимен начертил на земле 2 круга – маленький и большой) Твои знания – это маленький круг, мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. Чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать вопросов.

Антисфен (444-365 гг. до н. э.)

(В ответ на негативный отзыв Платона) Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное.

Аристипп (430-355 гг. до н. э.)

Ученый – это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой.
(На вопрос, чему надо учить детей) Тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Платон мне друг, но истина дороже! (Платон на это ответил: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать»).
Обретение знаний начинается с удивления.
Больше всего любви в отношении отца к сыну. Отец любит сына больше, чем сын отца.
Это связано с тем, что отец – благодетель сына, тогда как сын обязан ему благодарностью за благодеяние.
Воспитание в счастье является украшением, а в несчастье – прибежищем.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.
Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
На седьмом небе.
(Об учении) Корни его горьки, но плоды сладки.
(На вопрос своих учеников о том, как преуспеть) Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади.
(На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным) Как между живым и мертвым.

Бердяев (1874-1948 гг.)

Античная трагедия – есть трагедия рока, христианская же трагедия есть трагедия свободы.
Основная мысль человека – есть мысль о Боге. Основная мысль Бога – есть мысль о человеке.

Биант (642-577 гг. до н. э.)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между своими друзьями, ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.

Все свое ношу с собой.

Бэкон Роджер (1214-1294 гг.)

Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода, а кто желает приумножить его – не более трети.
Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей.
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Бэкон Френсис (1561-1626 гг.)

Знания – сила!
Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушениям наших учителей, но действуем по привычке.

Вольтер (1694-1778 гг.)

Я могу быть несогласным с Вашими суждениями, но я готов отдать жизнь за Ваше право их высказывать.
Нет такого зла, которое не порождало бы добро.
Первое обвинение не достигает цели, второе задевает, третье ранит, четвертое убивает.
Традиции и привычки всегда берут верх над истиной.
(О христианской церкви) Раздавите гадину!
Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать.
Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием.
Надо возделывать свой сад!
Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.
Иной бесполезен в первом ряду, зато во втором блистает.
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

Гегель (1770-1831 гг.)

Зло правит миром.
Все действительное разумно, и все разумное – действительно.
Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.
Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.

Гельвеций (1715-1771 гг.)

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
Счастье заключается не столько в обладании, сколько в процессе овладения предметом наших желаний.
Когда закончится мое воспитание? – После моей смерти.

Гераклит (530-470 гг. до н. э.)

Все течет, все меняется.
Когда все желания сбываются, они не становятся лучше.

Гоббс (1588-1679 гг.)

Война всех против всех.
Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы.
Богатство может оказаться мнимым благом, если оно вызывает у других людей лишь ненависть и зависть к богачу.
Наука – это пища духа, имеющая такое же значение, как и предметы питания для тела. Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знанием.
По объему способностей люди делятся на тех, кто склонен к фантазии (благоприятствует поэтическому творчеству) или же к рассудку (способствует занятиям философией и наукой).

Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям. Они действуют ради любви к себе, а не к другим. Таким образом, главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм.

Человек является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи.
Если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами.

Как кровь, концентрируясь при плеврите в грудной оболочке, производит воспаление, подобно этому концентрация средств в руках частных лиц вызывает лихорадку в государственном организме.

Чтобы люди жили в мире необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.

Гольбах (1723-1789 гг.)

Истина являет себя лишь здоровому духу в здоровом теле.
Невежество – первая предпосылка церкви, и поэтому церковь так высоко его ценит.
Полагать, что мы обязаны верить в вещи, не доступные нашему разуму, так же нелепо, как утверждать, что Бог требует, чтобы мы летали, не имея крыльев.

Декарт (1596-1650 гг.)

Чтение хороших книг – есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков, их авторами, и, причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.

Знания (мудрость) можно приобрести следующими способами:
– первая ступень содержит только те понятия, которые настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления;
– вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт;
– третья ступень – это то, чему учит общение с другими людьми;
– четвертая ступень – чтение книг, написанных людьми, способными наделить нас хорошими наставлениями: это как бы вид общения с творцами.

Я мыслю, следовательно, я существую.
Путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям.
Дайте мне материю и движение, и я построю мир!
Религиозные истины выше нашего понимания и в них надо просто верить.

(Краткие указания, как следует читать его итоговый труд «Начала философии»)
– Сначала эту книгу надо просмотреть в один прием, как роман, чтобы не утомлять своего внимания и не задерживать себя трудностями и чтобы представить в общих чертах вопросы, изложенные в книге.
– После этого, в случае заинтересованности, следует вторично прочитать книгу с целью проследить связь доводов. Если же доводы будут не достаточно понятны, то следует подчеркнуть эти места и продолжать чтение без всякой задержки.
– Если читатель не затруднится взять книгу в третий раз, он найдет в ней разрешение многих из прежде отмеченных трудностей.
– Если же некоторые из последних останутся и на сей раз, то при дальнейшем чтении, они будут устранены.

Мы никогда не станем философами, прочтя все сочинения Платона и Аристотеля, не будучи в состоянии вынести твердого суждения о данных вещах, ибо в этом случае мы увеличим только свои исторические сведения, но не знания.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.)

Полезно уметь не только говорить, но и молчать.
Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Благоразумен тот, кто не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что имеет.
Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток.
Не место создает человека, а человек создает славу месту.
Философия освобождает душу от страстей.
Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и мудрость.
Приобретать деньги не бесполезно, но добывать их неправедными путями – худшее из дел.
Слово часто бывает убедительнее золота.
Слово – тень дела.
Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.
Жизнь без праздников – есть длинный путь без остановки для отдыха в гостиницах.
Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.
Кто верит, что боги наблюдают за всем, тот ни тайно, ни явно не станет грешить.
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.
Воспитание – есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Слава и богатство без рассудка – непрочное достояние.
Постоянно размышлять о чем-нибудь прекрасном – есть свойство божественного ума.
Сила и красота – суть блага юности, блага же старости – расцвет рассудительности.
Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа.
Великие удовольствия получаются от созерцания прекрасных произведений.
Благоразумие отца – есть самое действительное наставление для детей.
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
Благодеяния должно принимать только для того, чтобы потом ответить еще большими услугами.
Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
Единомыслие создает дружбу.
Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.
Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.
Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.

Дидро (1713-1780 гг.)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Глубокие мысли – это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
Таланты – не дворянство, чтобы передаваться от поколения к поколению.
Только злые живут одиноко.

Диоген (412-323 гг. до н. э.)

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.
(Попирая ногами ковер) Вот так же попираю я гордость Платона! («С еще большей гордостью» – возразил Платон).
(Однажды Диоген грелся на солнце и проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси у меня что хочешь») Не заслоняй мне солнца.

Достоевский (1821-1881 гг.)

Спасение человечества – в христианских идеалах любви, добра и красоты (Красота спасет мир!)
Никакая мировая гармония, никакой рай не могут быть оправданы, если они стоят слезинки хотя бы одного замученного ребенка.
У человека есть две причины бояться смерти – маленькая и большая. Большая – философская, страх небытия и т.д. Маленькая причина – что будет больно умирать.
Человеку для счастья нужно столько же счастья, сколько и несчастья.

Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.

Ничему не удивляться – есть, разумеется, признак глупости, а не ума.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Кант (1724-1804 гг.)
Имей мужество жить собственным умом!
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.
Отречение от своего внутреннего убеждения – есть поступок низменный.

Киркегор (1813-1855 гг.)

Многие мужчины становились гениями, героями, поэтами благодаря женщине, но никогда – благодаря жене.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

Бывают три полезных друга и три друга, приносящих вред. Полезны – справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. А вредны – льстивый друг, двуличный друг и друг красноречивый.
Не можешь изменить мир – измени себя.
Чего не желаешь себе, не делай другим.
Если хочешь что-то получить, то надо что-то отдать.
Если пути разные, то совместных планов быть не может.
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь впереди (т.е. ты – лидер).

Лао Цзы (579-499 гг. до н. э.)

Кто знает, тот не говорит.
Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, – и Человек занимает среди сфер первое место.
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Коль много накопишь, то много исчезнет.

Лукреций (99-55 гг. до н. э.)

Новое мнение губит предшествующее.
После истинной смерти не будет второго тебя.

Макиавелли (1469-1527 гг.)

Цель оправдывает средства.

Идеальный правитель – это «лисица и лев». Он является обожаемым народом и внушающим страх. В связи с тем, что сочетать и то, и другое сложно, проще всего держать подданных в страхе.

Маркс (1818-1883 гг.)

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.
Воспитатель сам должен быть воспитан.

Монтень (1533-1592 гг.)

Существует три вида общения: с другом, женщиной и книгой. Последнее уступает двум первым видам общения в ряде преимуществ, но за него говорит его постоянство и легкость, с которой можно его поддерживать. Я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании, дают возможность избавляться от неприятного общества, смягчают приступы физической боли. Я наслаждаюсь книгами, как скупцы своими сокровищами. Я никогда не пускаюсь в путь, не захватив с собою книг. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда со мной, чтобы доставить мне удовольствие и сознавать насколько, они помогают мне жить. У книг есть свои недостатки: читая, мы упражняем душу, но не тело, которое во время чтения пребывает в бездействии, расслабляется и поникает.

Воспитание должно способствовать развитию всех сторон личности. Цель воспитания не в том, чтобы сделать из ребенка специалиста – юриста, доктора и прочее, а прежде всего, человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером.

Если при чтении я натыкаюсь на какие-нибудь трудности, я не бьюсь над разрешением их, а, попытавшись разок-другой с ними справиться, прохожу мимо. Если какая-нибудь книга меня раздражает, я выбираю другую.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Когда нам недостает способности мыслить, мы используем жизненный опыт. Пытливости нашей нет конца: конец на том свете. Удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости. Пища его – изумление перед миром, погоня за неизвестным.

Учитель должен спрашивать с ученика смысл, самую суть урока. Знать наизусть еще вовсе не значит знать. Это – только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость! Она украшение, но не фундамент.

Надо стараться выяснить – не кто знает больше (вширь), а кто знает лучше (вглубь). Наша ученость состоит только в том, что мы знаем в это мгновение; наши прошлые знания, а тем более будущие, тут не причем. Мы берем на хранение чужие мысли и знания, и наша задача состоит в том, чтобы сделать их собственными.

Если можно быть ученым чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

К двадцати годам душа человека созревает и раскрывает все свои возможности. Если до этого возраста душа человеческая не выказала своих сил, то она никогда этого не сделает. Гораздо больше прекрасных деяний человечества совершалось до тридцатилетнего возраста, чем позднее.

Нищете материальной нетрудно помочь, нищете духовной – невозможно.
В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание.
Сила сильна, но доброта сильнее.
Жалок отец, если любовь детей к нему зависит, лишь от того, что они нуждаются в его помощи.

Любовь к детям должна появляться и расти по мере того, как мы узнаем их и тогда, если они этого заслуживают, развивается настоящая родительская любовь. Если же они не заслуживают этого, то мы должны судить о них, всегда обращаясь к разуму и подавлять естественное влечение.

Я предоставил бы детям пользоваться моим домом и поместьями, но с правом отказать им в этом, если они дадут повод.

Я бы попытался в сердечных беседах внушить моим детям искреннюю дружбу и неподдельную любовь к себе, чего не трудно добиться, когда имеешь дело с добрым существом. Если же они подобны диким зверям, их надо ненавидеть и бежать от них. Я скорее предпочел бы, чтобы меня любили, чем боялись.

Ни одна женщина, которой брак пришелся по вкусу, не пожелала бы поменяться с любовницей или подругою своего мужа. Если он привязан к ней как к жене, то чувство это гораздо почетнее и гораздо прочнее.

Я ценю дружбу, не боящуюся резких и решительных слов, так же как и любовь, которая может кусаться и царапаться до крови.

Монтескье (1689-1755 гг.)

Жестокость законов препятствует их соблюдению.
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Несправедливость, допущенная по отношению к одному, – угроза для всех.

Мор (1478-1535 гг.)

Астролог все может отгадать по звездам, кроме тех случаев, когда жена наставляет ему рога.
Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно.

Ницше (1844-1900 гг.)

Женщина – это пена на мелководье.
Если идешь к женщине, то не забудь плетку.
Народ – это «рабы», «стадо», осужденное на вечное послушание «классу господ».

В новой эпохе родился новый человек – «Сверхчеловек», «человек-зверь», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые и уродливые!»

Паскаль (1623-1662 гг.)

Пренебрежение философствованием и есть истинная философия.
Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.
Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.
Вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет.
И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Пифагор (570-497 гг. до н. э.)

Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы вдвое больше слушали других, чем говорили сами.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Гражданин без собственности не имеет отечества.
Лучше завещать детям незапятнанное имя, чем богатство.
Не избирай себе другом живущего в несогласии со своей женой.
Не исполняющий должности отца семейства, не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.
Кто погружен занятиями философией, занимается познанием бытия Бога.
Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.
Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Сам сказал!

Платон (429-347 гг. до н. э.)

Звать на пиры певцов и музыкантов – обычай простого народа, не способного вести занимательной беседы.

Подлинный пир предполагает общество людей привлекательной внешности, умеющих приятно беседовать, не молчаливых, но и не болтливых, отменно приготовленную вкусную пищу, красивое убранство помещения, погожее время.

Пища без соли – это все равно, что женщина без косметики.
Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто не выбирает большего, если есть возможность выбирать меньшее.
Не быть в людях добру, пока философы не станут царями или цари – философами.

Плутарх (45-127 гг.)

У нас, эллинов, говорят умные, а дела решают дураки.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

Ничего не писали знаменитейшие философы Пифагор, Сократ, Аркесилай, Карнеад. На каком же основании их считают философами, ведь даже имея досуг, они представили писания софистам? На основании того, что они жили в соответствии с тем, чему учили.

Посидоний (135-50 гг. до н. э.)

Один день человека образованного дольше самого долгого века невежды.
Править значит не властвовать, а исполнять обязанность.

Протагор (484-411 гг. до н. э.)

Человек – это мера всех вещей.
О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет.

Рассел Бертран (1872-1970 гг.)

В войне побеждает не тот, кто прав, а кто остался в живых.

Во все времена, начиная с правления Константина и вплоть до конца XVII столетия, христиане подвергались куда более лютым преследованиям со стороны других христиан, чем некогда со стороны римских императоров.

Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу ее рядом с Вольтером – как яд и противоядие.
Если Бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании.
Главный недостаток отцов: они хотят, чтобы дети ими гордились.
Мы любим тех, кто ненавидит наших врагов, поэтому, если бы у нас не было врагов, нам некого было бы любить.
Наука – то, что мы знаем, философия – то, чего мы не знаем.
Плохие философы могут иметь определенное влияние в обществе, хорошие – никогда.
Нищие не завидуют миллионерам – они завидуют другим нищим, которым подают больше.
При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править.
Увы, так уж устроен свет: тупоголовые твердо уверены в себе, а умные полны сомнений.
Я так занят, что был вынужден перенести дату своей смерти.

Роттердамский (1469-1536 гг.)

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
Баснями желудка не наполнишь.

Руссо (1712-1778 гг.)

Чем меньше люди знают, тем более сведущими они себя считают.
Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя.
Свобода. Равенство. Братство.
Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.
Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
Вообще говоря, женщины не питают пристрастия ни к какому искусству, не понимают в искусстве и не имеют никакого дарования.
Обычно протестанты образованны лучше, чем католики. Это и понятно: учение первых требует размышления. Учение вторых – послушания.
Нельзя безнаказанно носить в себе юное сердце, когда тело уже утратило свою молодость.
Я редко делал то, чего делать не следовало, но, к несчастью, еще реже делал то, что следовало.
Общение между неравными всегда невыгодно для слабейшей стороны.

Сенека-мл. (4 г. до н.э. – 65 г. н. э.)

Век живи – век учись тому, как следует жить.
Знание – это то, что делает человека ученее, но не лучше.
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Обучая – учусь.
Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями.
Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом.
Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце.
Не бывало великого ума без примеси безумия.
Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать всех подряд.
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.
Только малая печаль говорит, большая безмолвна.
Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.
Для чего я приобретаю друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнание, за чью жизнь бороться и отдать жизнь.
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри.
До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла.
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Золото пробуют огнем, женщину – золотом, мужчину – женщиной.
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Каждому делу – свое время.
Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.
Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше.
Порицание со стороны дурных людей – та же похвала.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения.
Что естественно, то не постыдно.
Три вещи, которых надо избегать: ненависти, зависти и презрения.
Только тот достоин бога, кто презрел богатства.
Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде.
Любителям выпить милее всего последняя чаша, от которой они идут ко дну и которая довершает опьянение.
С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что хмель вредит здравому уму и ожесточает его.
Надо ждать удачи, но готовиться к бедам.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

Удачно женишься – будешь счастливым, не повезет – станешь философом.
Я знаю, что я ничего не знаю, но многие не знают и этого.
В мире есть только одно добро – знание и только одно зло – невежество.
Юношам подобает учиться, взрослым упражняться в добрых делах, старикам отстраниться от всяких дел и жить по своему усмотрению.
Нельзя лечить тело, не излечив душу.
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Познай самого себя.

Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили (Развитие аналогичного афоризма Пифагора).

(Сократ пригласил богатых гостей, но его жене Ксантиппе было стыдно за свой обед) Не бойся, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет.

Соловьев (1853-1900 гг.)

Перед вдохновеньем ум молчит!
Идея нации – есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
Человек должен быть нравственно свободен, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.

Солон (640-559 гг. до н. э.)

Кто не может указать, на какие средства он живет, тот лишается гражданских прав.
Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца сын не обязан содержать в старости.
Я стараюсь каждый день узнавать что-нибудь новое. Большего наслаждения, чем это наслаждение для ума, конечно, быть не может.

Спиноза (1632-1677 гг.)

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Свобода – есть осознанная необходимость.
Вещь не перестает быть истинной, оттого, что она не признана многими.
Не плакать, не смеяться, а понимать.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Понимание – начало согласия.
Ссылка на авторитет – не довод.

Тацит (56-117 гг.)

В наиболее испорченном государстве – наибольшее количество законов.
Арабы были особенно опасны для иудеев, ибо эти два народа питали один к другому ненависть, обычную между соседями.
Медленно, но зато верно.
Великая общая ненависть создает крепкую дружбу.
Вражда между близкими бывает особенно непримирима.

Теофраст (370-286 гг. до н. э.)

(Обращаясь к гостю, не проронившему за вечер ни слова) Коли ты неуч, то ведешь себя умно, а если учен, то глупо.

Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.)

Делай, что должно, и пусть будет так, как будет.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Фейербах (1804-1872 гг.)

Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо.
Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Фихте (1762-1814 гг.)

Каков человек, такова и его философия.
Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать.

Фрейд (1856-1939 гг.)

Там, где было «Оно» (бессознательное), должно стать «Я»! (сознательное).
Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

Хилон (596-528 гг. до н. э.)

К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье.
Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой – навсегда.
О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.)

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.
Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец.
О времена, о нравы!
Бумага все стерпит.
Всякому – свое.
Друзья познаются в беде.
Когда говорит оружие, законы умолкают.
Невелика заслуга, если человек честен, лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.
Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.
Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни.

Четыре причины, почему старость может показаться жалкой:
– она будто бы препятствует деятельности;
– она будто бы ослабляет тело;
– она будто бы лишает нас чуть ли не всех наслаждений;
– она будто бы приближает нас к смерти.
На самом деле, каждая из этих причин либо не столь важна, либо не столь оправданна.

Старость не только не пребывает в бездеятельности и праздности, но даже трудоспособна и всегда чем-то занята, разумеется, тем, к чему каждый стремился в течение всей своей жизни, например, я уже стариком изучил греческую литературу, а Сократ стал играть на лире.

В старости надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени ум и дух; ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут от старости.

Я также одобряю молодого человека, в котором есть что-то стариковское, как и старика, в котором есть что-то молодое. В этом случае человек может состариться телом, но духом не состарится никогда.

Человек, всегда живущий своими занятиями и трудами, не чувствует, как к нему подкрадывается старость; так он стареет постепенно и неощутимо, и его век не переламывается вдруг, а гаснет в течение долгого времени.

Венец старости – авторитет.

Шеллинг (1775-1854 гг.)

Государство есть гарант свободы и необходимости в Реальном, Церковь – в Идеальном.

Простой языковед лишь по неверному словоупотреблению называется Филологом. Настоящий Филолог стоит вместе с Художником и Философом на высших ступенях или, скорее, оба последних в нем соединяются.

Блажен, кто выбрал цель и путь и видит в этом жизни суть.

Шопенгауэр (1788-1860 гг.)

Чем больше в книге разных тире, тем меньше мыслей.
Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые мы позволили отнять у себя обманным путем, ибо за них мы непосредственно приобретаем благоразумие.
Талантливый человек – это человек, который попадает в цель, которую видит. А гений – в цель, которую не видит никто.
Ум – это фонарь, который он несет перед собой, а гений – это солнце, освещающее мир.
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

Коренным недостатком женского характера является несправедливость. Она обусловлена недостатком разумности и справедливости, хитростью и склонностью ко лжи. Женщины существуют единственно для распространения человеческого рода, и этим их назначение исчерпывается.

Между мужчинами существует от природы простое равнодушие. Между женщинами – природная враждебность.

Мальчики проявляют в основном любознательность (стремление к знанию, направленному на всеобщее), девочки – только любопытство (стремление к знанию, направленное на частное).

Жениться – значит наполовину уменьшить свои права и удвоить свои обязанности.
Глупец гонится за наслаждениями жизни и приходит к разочарованию, мудрый старается избежать бед.

Я хотел бы видеть того, кто мог бы похвалиться, что у него были более ничтожные современники, чем у меня. Во что превратилась философия Канта, после того, как все современные профессоры вставили в нее по словечку! Все философы до Канта, т. е. все догматики, – это люди, которые ищут квадратуру круга.

В философии Гегеля все неясно, кроме ее цели. Ясность цели контрастирует с неясностью изложения. Как средство поглупеть, гегелевская философия несравненна: эта абракадабра, эта болтовня, набор слов, вопиющие противоречия, совершенно калечащие интеллект.

Из всех недостатков, присущих национальному характеру евреев, наиболее заметным является отсутствие у них скромности и почтительности.
Я презираю немецкую нацию за ее чрезмерную глупость и стыжусь своей принадлежности к ней.
В некоторых частях света водятся обезьяны, а в Европе – французы. Одно стоит другого.

Главная черта в национальном характере итальянцев – это совершеннейшее бесстыдство. У итальянцев нет ни стыда, ни гордости. Они или трусливы, или высокомерны.

Истинный характер североамериканской нации – пошлость. Янки – истинные плебеи мира.
В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.

В протестантских церквах бросается в глаза кафедра, в католических – алтарь. Это символизирует тот факт, что протестантизм обращается, прежде всего, к пониманию, а католицизм – к вере.

Основное различие между молодостью и старостью в том, что у первой впереди жизнь, у второй – смерть. Значит, первая обладает коротким прошлым и долгим будущим, а вторая – наоборот.

С точки зрения молодости, жизнь – бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это – очень краткое прошлое.

Детский возраст охватывает примерно 15 лет и оказывается самым длинным периодом в жизни, а потому наиболее богатым воспоминаниями. Для стариков время постоянно кажется слишком коротким, и дни проносятся с быстротой стрелы. В юности преобладает интуиция, в старости – мышление. Вот почему первая – время для поэзии, вторая – скорее, для философии.

Большое несчастье в старости – это бедность. Если она предотвращена и сохранилось здоровье, то старость может быть очень сносной частью жизни. Спокойствие и обеспеченность – вот главные ее потребности, поэтому в старости еще больше прежнего любят деньги, которые заменяют собой недостающие силы. Счастье, если у старика осталась еще любовь к его умственным занятиям, а также к музыке, театру и другим внешним воздействиям.

В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет.

Энгельс (1820-1895 гг.)

Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага.
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.
(О Фейербахе, который вместе с идеализмом Гегеля не принял и его диалектику) Вместе с водой он выплеснул и ребенка.

Эпиктет (50-138 гг.)

В несчастье познается друг и изобличается враг.
Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького.
Когда ты кем-то обижен, загляни в себя и посмотри на свои ошибки. Тогда ты забудешь свой гнев.

Эпикур (341-271 гг. до н. э.)

Пришли мне горшочек риса, чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется.
Проживи незаметно.
Бедность, живущая по закону природы – это богатство.
Знать свой изъян – первый шаг к здоровью.
Счастье состоит в здоровье тела и спокойствии души.
Важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты ее вкушаешь.
Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.
Один мудрец другого не мудрее.
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок.
Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур.

Ювенал (60-127 гг.)

Нет ничего несносней богатой женщины.
В здоровом теле – здоровый дух.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Философия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 20.04.2018 в 11:25
© Copyright: Евгений Говсиевич
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1