III. Ещё раз о философах Античности


III. Ещё раз о философах Античности
III. Ещё раз о философах Античности

СОДЕРЖАНИЕ


III.1. «Семь мудрецов»

III.2. Древнегреческие города – центры зарождения философской мысли

III.3. Мнения Античных философов о красоте

III.4. Краткие данные об основных идеях некоторых философов Античности

III.4.1. Анаксимандр
III.4.2. Парменид
III.4.3. Гераклит
III.4.4. Эмпедокл
III.4.5. Диоген Синопский
III.4.6. Зенон Китийский
III.4.7. Тит Лукреций Кар
III.4.8. Сенека
III.4.9. Плутарх
III.4.10. Эпиктет
III.4.11. Марк Аврелий Антонин
III.4.12. Диоген Лаэртский

III.1. «Семь мудрецов»

К «семи мудрецам» обычно относили греческих мыслителей и политических деятелей конца VII – начала VI века до н. э., прославившихся своей жизненной и государственной мудростью. В соответствии с разными источниками появилось несколько списков и общее количество мудрецов варьируется в зависимости от источника: всего 17 имен в разных комбинациях. Кроме них иногда упоминаются ещё пять мудрецов (см. таблицу).

№ Мудрец/Примечание

Во всех списках:

1 Фалес Милетский Во всех списках
2 Биант Приенский
3 Питтак Митиленский (тиран)
4 Солон Афинский

Не во всех списках:

5 Периандр Коринфский (тиран) Не во всех списках
6 Клеобул Линдский
7 Хилон Лакедемонский из Спарты

Часто упоминаются:

8 Анахарсис Скифский
9 Аристодем
10 Мисон Хенейский
11 Ферекид Сиросский
12 Эпименид Критский*
13 Леофант Эфесский
14 Пифагор
15 Акусилай Аргосский
16 Лас Гермионский
17 Анаксагор

Иногда упоминаются:

- Памфил
- Орфей
- Лин
- Эпихарм
- Писистрат (тиран)
* Проспал в роще 57 лет, прожил 157 лет)

Первый список «семи мудрецов» приведен в диалоге Платона «Протагор» (IV в. до н. э.): Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Солон Афинский, Клеобул Линдийский, Мисон Хенейский и Хилон из Спарты.
В число «семи мудрецов» различные источники неизменно включали четыре имени: Фалеса, Бианта, Питтака и Солона. Разнообразие списков было обусловлено местом и временем их появления.

Диоген Лаэртский относит к «семи мудрецам» следующих мыслителей и политических деятелей: Солона – знаменитого афинского законодателя и архонта, Периандра – тирана Коринфа и Питтака – тирана в Митиленах на Лесбосе, бывших центральными политическими фигурами своего времени, Фалеса Милетского – первого греческого философа в истории греческой философии, Хилона – эфора в Спарте, а также Клеобула и Бианта, которые остались менее заметными в истории.

В своей книге «Пир семи мудрецов» Плутарх не вводит Периандра в число мудрецов (т. к. считает его почти нарицательным образцом тирана и одиозной личностью), а изображает его хозяином пира. Его же место среди мудрецов занимает Анахарсис Скифский.

III.2. Древнегреческие города – центры зарождения философской мысли

Название города/Философ, родившийся и/или живший в этом городе/Год рождения
(до н. э.)

Коринф Периандр 660

Мителены Питтак 650

Фесте/Кносс (Крит) Эпименид VII в. до н. э.

Милет Фалес 640, Анаксимандр 610, Анаксимен 585

Афины Солон 640, Сократ 469, Платон (Академия) 429, Аристотель (Ликей) 384,
Эпикур (Сад) 341, Зенон Китийский (Стоя) 336

Кротон Пифагор 570

Эфес Гераклит 530

Абдера Протагор 484, Демокрит 460

Фивы Эпаминонд 418

Синоп Диоген 412

III.3. Мнения античных философов о красоте

Философ/Высказывание

Сократ Это недолговечное царство
Платон Это природное преимущество
Аристотель Это дар божий
Феофраст Это молчаливый обман
Диоген Это лучшее из верительных писем
Феокрит Это пагуба под слоновой костью
Карнеад Это владычество без охраны

III.4. Краткие данные об основных идеях некоторых философов Античности

III.4.1. Анаксимандр

Анаксимандр из Милета (Др. Греция, 610-546 гг. до н. э.) – мыслитель, разносторонний учёный, преемник (по некоторым данным родственник) Фалеса.

Утверждал, что единое первовещество, из которого возникает всё существующее, есть не какое-либо отдельно взятое вещество, но бесконечная неопределённая материя – Апейрон. Считал, что в мире нет ничего постоянного – всё подвергается изменениям.

Имел как мифологические, так и рационалистические воззрения.

Анаксимандр одним из первых попытался объяснить научное образование мира, первым в Элладе начертил географическую карту и изобрёл солнечные часы (см. Введение – Милетская школа).

III.4.2. Парменид

Парменид Элейский (Др. Греция, 540-470 гг. до н. э.) – философ, виднейший представитель Элейской школы. Друг и ученик Ксенофана из Колофона.

Ницше: «Период досократовского мышления можно разделить на две половины: Анаксимандровскую и Парменидовскую. Парменид заметил, сравнивая качества, что не все они однородны и что их следует распределять по двум рубрикам, например, свет и его отрицание – тень. Он стал различать положительные и отрицательные качества.

Вместо «положительный» и «отрицательный» Парменид употреблял термины «сущий» и «не сущий».

Парменид оперировал следующими парными качествами:

– свет – тень;
– лёгкое – тяжёлое;
– огонь – земля;
– тёплое – холодное;
– тонкое – плотное;
– мужское – женское;
– активное – пассивное.

Следует отметить, что метафизика Аристотеля также содержит противопоставление парных качеств:

– граница – безграничность;
– нечётное – чётное;
– единое – многое;
– правое – левое;
– покоящееся – подвижное;
– прямолинейное – кривое;
– доброе – злое;
– квадрат – прямоугольный четырёхугольник.

Парменид наложил печать своего господства на все основные представления (см. Введение – Элейская школа).

III.4.3. Гераклит

Гераклит (Др. Греция, 530-470 гг. до н. э.) – философ-материалист.

Происходил из царско-жреческого рода. Отошедшую к нему царскую власть уступил брату. В дальнейшем власть его рода была свергнута демократией, поэтому Гераклит враждебно относился к демократии и к толпе.

Был умен и надменен. Возненавидев людей, он удалился и жил в горах. Не был ничьим слушателем (по другим данным был слушателем Ксенофана), был «выпадающим» философом.

Всеобщую основу всех явлений природы видел в огне. Утверждал, что «мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём».

Своё учение сформулировал в виде Диалектики. Его труды были сложны для понимания, поэтому его и прозвали «Тёмным» (см. Введение – Эфесская школа).

"Все течет, все меняется".

"Когда все желания сбываются, они не становятся лучше".

III.4.4. Эмпедокл

Эмпедокл (Др. Греция, 484-421 гг. до н. э.) – философ, поэт, оратор, политический деятель.

Был жрецом. Отклонив знаки царского достоинства, остался верен идеалам народовластия. Существовали легенды о нем, как о необычайном чудотворце. Основал школу ораторского искусства в Сицилии. Был изобретателем Риторики. Подобно Платону был уличён в присвоении учения Пифагора, слава которого вызывала крайнюю зависть у Эмпедокла, и отстранён от занятий.

Первоосновой материального мира считал четыре стихии: землю, воздух, воду и огонь.

По поводу смерти Эмпедокла также существует ряд легенд, по одной из которых он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога.

Ницше: «Эмпедокл происходил из агональной семьи: в Олимпии он возбуждал величайшее внимание. Он ходил, облачённый в пурпуровое одеяние, с золотым поясом, в металлической обуви, с дельфийским венком на голове. Он носил длинные волосы: черты его лица были одинаково мрачны. Всюду, где он появлялся, за ним следовали слуги. Весь пафос Эмпедокла покоится на положении, что «всё живое – одно и то же: боги, люди и животные – это всё единое». Поэтому он не ел мяса, т. к. «это убийство самых близких родных». Его влияние принадлежит к сфере влияния пифагорейцев, которые процветали в этом столетии. Он просветитель, поэтому его недолюбливают верующие. Он сам чувствует себя как бы богом, находящимся в изгнании. Соприкасается с Гераклитовским прославлением борьбы, как матери вещей.

Он подготовил строгий атомизм и пошёл гораздо дальше Анаксагора. Но не дошёл до заключений, сделанных позднее Демокритом. Он остаётся пограничной фигурой. Он парит между врачом и кудесником, между поэтом и ритором, между Богом и человеком, между мужем науки и художником, между государственным человеком и жрецом, между Пифагором и Демокритом: это наиболее многоцветный образ среди древнейших философов. В нём борются между собой оба века: он насквозь пограничный, двойственный человек».

III.4.5. Диоген Синопский

Диоген Синопский (Др. Греция, 412-323 гг. до н. э.) – ученик Антисфена, один из основателей Кинической школы, самый знаменитый киник.

К окружающим относился с язвительным презрением. Говорил, что Платон отличается не красноречием, а пусторечием, смеялся над его многоречивостью. Осмеял платоновское определение человека: «Животное двуногое, лишённое перьев». Диоген ощипал петуха и выпустил его перед слушателями со словами: «Вот платоновский человек». После этого Платоном к определению было добавлено: «И с широкими ногтями». В свою очередь, Платон обзывал Диогена собакой и «Безумствующим Сократом».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». На вопрос, что есть в жизни горестного, он ответил: «Старость в нищете». На вопрос, какие звери опаснее всего кусаются, он ответил: «Из диких – сикофанты (ябедники), из домашних – льстецы».

Диоген говорил, что жёны должны быть общими и отрицал законный брак. Музыкой, геометрией, астрономией он пренебрегал, считая их бесполезными. Он обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам.

Днём Диоген ходил с фонарём в руках, объясняя: «Ищу человека». Однажды он закричал: «Эй, люди!» – но когда на его зов сбежались люди, Диоген набросился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Однако афиняне его любили: когда мальчишки разбили его бочку, они их высекли, а Диогену дали новую бочку.

Однажды, когда он грелся на солнце, к нему подошёл Александр Македонский и сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце». Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Диоген скончался в возрасте 90 лет в Коринфе. В этот же день в Вавилоне скончался Александр. На вопрос как его похоронить, Диоген ответил: «Лицом вниз».

По другой версии он приказал оставить своё тело без погребения, чтобы оно стало добычей зверей (см. Введение – Киническая школа).

"Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу".

(Попирая ногами ковер): "Вот так же попираю я гордость Платона! («С еще большей гордостью» – возразил Платон)".

(Однажды Диоген грелся на солнце и проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси у меня что хочешь»)- "Не заслоняй мне солнца".

III.4.6. Зенон Китийский

Зенон Китийский (Др. Греция, 336-264 гг. до н. э.) – основатель Стоицизма.

Учился у киника Кратета, но был слишком скромен для кинического бесстыдства. Поэтому, в конце концов, покинул Кратета и учился у Стильпона (Мегарская школа) и Ксенократа (Академия Платона).
Свои рассуждения излагал, прогуливаясь по Расписной Стое. Поэтому приходящих туда людей для того, чтобы послушать Зенона, стали называть «Стоиками», до этого они назывались «зеноновцами».

Афиняне оказывали Зенону великий почёт, они даже вручили ему ключ от городских стен и удостоили его золотого венка и медной статуи.

Зенон утверждал: «Все блага делятся на четыре добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость, мужество. Зло же – это пороки: неразумие, необузданность, несправедливость, трусость. Промежуточного состояния нет. Люди либо добродушны, либо порочны. Страсти делятся на положительные (радость, осторожность, воля) и отрицательные (печаль, страх, вожделение, наслаждение).

Человек должен мужественно подчиняться судьбе, потому что противостоять ей невозможно. Счастье мудреца-стоика в том, что он не желает никакого счастья».

Стоики не пренебрегали благами, но рассматривали их как животные чувства. Главное – понимание того, что есть Добро и Зло.

Зенон говорил: «Не в силе добро, а в добре сила!»; «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили» (см. Введение – Стоическая школа).

III.4.7. Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар (Др. Рим, 99-55 гг. до н. э.) – философ, великий просветитель древности, один из виднейших представителей античного атомизма, последователь Демокрита и Эпикура.

В философской поэме Лукреция «О природе вещей», которая отнесена к Великим книгам, содержится наиболее полное изложение античного атомизма. Все вещи, согласно Лукрецию, возникают из «первичных телец» (атомов) и на них после гибели распадаются. Возникновение миров происходит без всякого вмешательства богов.

Начало развитию человеческой цивилизации положило открытие огня, которое произошло случайно после лесного пожара, вызванного грозой. Земля, как и все миры, имеет начало и конец, но жизнь во вселенной вечна.

Поэма Лукреция «О природе вещей» является также основным источником сведений об эпикуреизме.

Лукреций отрицал учение о переселении душ и утверждал неразрывную связь тела и души. Учил, что страха перед смертью быть не должно, т. к. смерть – это Избавление от страданий. Чувственные ощущения считал единственным источником Познания. Как и Эпикур, Лукреций считал, что общество – это продукт взаимного соглашения людей. По его мнению, появление человеческого общества обусловлено тремя важными открытиями: огонь, постройка жилищ и применение шкур в качестве одежды. Счастье, как и Эпикур, Лукреций видел в ограничении желаний, в невозмутимости и спокойствии (Атараксии), а также в познавательной деятельности (см. Введение – Эпикурейская школа).

"Новое мнение губит предшествующее".

"После истинной смерти не будет второго тебя".

III.4.8. Сенека

Сенека Луций Анней (Др. Рим, 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – философ-стоик, оратор, политический деятель, писатель, оказавший большое влияние на формирование христианства.

Воспитатель Нерона. В течение 14 лет он оставался при императорском дворе и почти 8 лет направлял императорскую политику. Его отец – Сенека-старший был известным ритором. У него была феноменальная память: он мог повторить после одного прослушивания две тысячи имён в том же порядке или двести стихов в обратном порядке. Именно он, согласно «Деяниям апостолов», будучи проконсулом, отказался судить апостола Павла.

Сенека был последователем стоической школы философии, его интересовали проблемы добродетели и нравственного усовершенствования, обуздания страстей, презрения к смерти и богатству. Им написано множество трактатов, в том числе: «Утешение к Полибию»; «О счастливой жизни»; «О спокойствии души»; «О краткости жизни»; «О гневе»; «О милосердии»; «О стойкости мудреца»; «Изыскания о природе»; «О благодеяниях» и др.
Работой, подводящей итог его философским занятиям, были «Нравственные письма к Луцилию» (124 письма), в которых Сенека почти полностью ограничивается областью этики, разработанной им со скрупулёзной полнотой. Из мозаики писем слагается система стоической этики. В этих письмах содержится программа нравственного самосовершенствования, равно предназначенная как для адресата, так и для отправителя. Цель этой программы – «блаженная жизнь» («Эвдемонизм»), т. е. состояние полной независимости от внешних обстоятельств. Только мудрец достигает «блаженной жизни». Для достижения добродетели необходимо не ограничивать страсти, как учат перепатетики, а совершенно искоренять их.

Основная идея писем Сенеки – обращение Луцилия, под именем которого понимается каждый читатель, в стоическую веру. Среди благодеяний, которые человек может оказать человеку, Сенека мыслит величайшим одно: если мудрый или дальше ушедший по пути к мудрости обратит неразумного к философии и поведёт его вслед за собой к «блаженной жизни».

Сенека ввел в учение стоицизма понятие совести как осознанной разумом и в то же время пережитой чувством нравственной нормы.

Сенека придерживался пантеистических взглядов: «Не может быть природы без Бога и Бога без природы». Он уверен, что в жизни ничего нельзя изменить, кроме самого отношения к ней. Цель жизни – воспитание абсолютной невозмутимости. Счастье состоит в отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

Сенека сформулировал золотое правило: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Разделяет мудрость, т. е. философию и знание. Знание – это то, что делает человека учёнее, но не лучше.

Сенека утверждал, что самое важное, что есть у человека – это Время, которое нужно беречь. Считая, что жизнь философа должна быть примером и выражением его философских взглядов, сам Сенека различными путями нажил огромное состояние (за что заслужил всеобщие нарекания), хотя и учил, что счастье – не в богатстве.

Сенеке принадлежат также десять трагедий, написанных на сюжеты древнегреческой мифологии, в которых он остаётся философом-моралистом.

В 62 г. Сенека ушёл в отставку. По обвинению в заговоре (по приказанию Нерона) был вынужден совершить самоубийство (см. Введение – Стоическая школа).

"Век живи – век учись тому, как следует жить".

"Знание – это то, что делает человека ученее, но не лучше".

"Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить".

"Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни".

"Обучая – учусь".

"Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями".

"Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом".

"Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце".

"Не бывало великого ума без примеси безумия".

"Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать всех подряд".

"Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание".

"Только малая печаль говорит, большая безмолвна".

"Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима".

"Для чего я приобретаю друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнание, за чью жизнь бороться и отдать жизнь".

"Дружба кончается там, где начинается недоверие".

"Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри".

"До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть".

"Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла".

"Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат".

"Золото пробуют огнем, женщину – золотом, мужчину – женщиной".

"Избыток пищи мешает тонкости ума".

"Каждому делу – свое время".

"Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого".

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше".

"Порицание со стороны дурных людей – та же похвала".

"С кем поведешься, от того и наберешься".

"Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения".

"Что естественно, то не постыдно".

"Три вещи, которых надо избегать: ненависти, зависти и презрения".

"Только тот достоин бога, кто презрел богатства".

"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде".

"Любителям выпить милее всего последняя чаша, от которой они идут ко дну и которая довершает опьянение".

"С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что хмель вредит здравому уму и ожесточает его".

"Надо ждать удачи, но готовиться к бедам".

III.4.9. Плутарх

Плутарх (Др. Греция, 45-127 гг.) – философ, писатель-моралист.

Родился в богатой и знатной семье. Для завершения обучения отправился в Афины, где под руководством философа академической школы Аммония, он совершенствовался в риторике, философии, естественных науках и математике. Несколько раз был в Риме, где пользовался расположением императора Траяна.

До нашего времени дошло около 150 работ Плутарха. Его главный труд – «Сравнительные жизнеописания» – биографии 23 пар выдающихся греческих и римских деятелей. Плутарх идеализировал видных политических деятелей, что не всегда соответствовало исторической правде. При том, что его больше интересовали вопросы морали, он предоставил последующим поколениям ряд ценных исторических сведений.

В книге «Пир семи мудрецов» Плутарх относит к последним: Фалеса, Бианта, Питтака, Солона, Клеобула, Хилона, Анахарсиса (см. Раздел III.2).
Плутарх, не будучи оригинальным философом или основателем новой философской школы (придерживался идей эклектизма (см. Введение – Эклектизм), и уступая в стройности слога таким великим греческим писателям, как Фукидид, Ксенофонт, был эрудированным историком, глубоким философом, тонким психологом, блестящим писателем, а также достойным гражданином.

Его высоко ценили Петрарка, Монтень, Руссо, Гёте, Шиллер, Пушкин, Герцен, Белинский. На основе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха Шекспир создал свои римские трагедии «Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра». Корнель и

Расин также заимствовали у Плутарха сюжеты своих драм.

"У нас, эллинов, говорят умные, а дела решают дураки".

"Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах".

"Ничего не писали знаменитейшие философы Пифагор, Сократ, Аркесилай, Карнеад. На каком же основании их считают философами, ведь даже имея досуг, они представили писания софистам? На основании того, что они жили в соответствии с тем, чему учили".

III.4.10. Эпиктет

Эпиктет (Др. Рим, 50-138 гг.) – философ, представитель Римского стоицизма.

Наиболее значительный вклад в это философское направление до него внес Сенека, после него – Марк Аврелий.

Эпиктет родился во Фригии, в Малой Азии. В Рим был привезён как раб. Впоследствии был отпущен на свободу. Был учителем философии в Риме до изгнания философов Домицианом в 90-х гг. Удалился в Никополис на Балканах, где открыл философскую школу.

Этика Эпиктета заключалась в проповеди свободы. Он доказывал, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным своей внутренней независимостью. Добро и зло – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Отсюда его знаменитые правила: «Терпи и воздерживайся» и «Владей своими страстями, или они овладеют тобой». Это значит жить в себе самом, не вмешиваясь в дела мира. Мир Эпиктет считал разумным космическим государством, наделённым божественностью. Человек должен покоряться судьбе, воле богов, чему должна учить философия.

Образ жизни Эпиктета соответствовал его проповедям: он вёл нищенскую жизнь, спал на деревянной скамье. Для него личный пример был важнее теории, которую проповедует философ (см. Введение – Стоическая школа).

"В несчастье познается друг и изобличается враг".

"Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького".

"Когда ты кем-то обижен, загляни в себя и посмотри на свои ошибки. Тогда ты забудешь свой гнев".

III.4.11. Марк Аврелий Антонин

Марк Аврелий Антонин (Др. Рим, 121-180 гг.) – один из наиболее видных представителей Римского стоицизма, Римский император (161 – 180 гг.).

Был усыновлён императором Антонином Пием, после смерти которого управлял империей (до 169 г. вместе с Луцием Вером). Время правления Марка Аврелия принято считать Золотым веком, а его самого – идеальным правителем. Основанием для этого послужила главным образом гуманность Марка.

Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Его наставником был племянник Плутарха – философ Секст. Своим учителем Аврелий считал Эпиктета.

Аврелий является последним крупным философом стоического направления в связи с тем, что впоследствии стоическая философия теряет свою популярность, чтобы оставив заметный след в неоплатонизме и в христианской философии, некоторым образом возродиться только в XVI-XVIII вв.

Его единственное философское произведение «Размышления. Наедине с собой» посвящено этическим проблемам стоицизма. Это – размышления, которыми он делится с собой, пытаясь осознать окружающий мир. Аврелий оценивает жизнь с философско-нравственной стороны и советует, как к ней относиться. Он проповедует безразличие к внешним благам и смирение перед лицом неизбежного. Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни, перед человеком стоят высокие нравственные задачи, которые он должен выполнять, повинуясь долгу. В этом должна помогать философия.
Его называли философом на троне. Но, следует отметить, что Аврелий не был самостоятельным мыслителем, разрабатывавшим собственную философскую систему или хотя бы достраивавшим чужую теорию. Как адепт стоицизма он лишь усвоил чужое учение, которому стремился следовать в своём поведении. Стоическое учение привлекало римлян своей этикой, и он искал в учении стоиков указания на нормы поведения: твёрдость, терпение, душевное равновесие, прямота, доброта, благожелательность, исполнение долга, чрезвычайная осмотрительность в оценке чужих поступков и др.

Формулу Эпиктета Аврелий применяет в отношении людей: наибольшими пороками являются невыдержанность в отношении обид и невоздержанность в отношении наслаждений, поэтому следует всегда руководствоваться двумя словами – «выдерживай» и «воздерживайся».

Аврелия можно назвать «последним стоиком» ещё и потому, что о последующих стоиках в истории философии имеются лишь отдельные упоминания (см. Введение – Стоическая школа).

III.4.12. Диоген Лаэртский

Диоген Лаэртский (Др. Греция, III в. н. э.) – писатель, историк.

Написал биографическую историю древнегреческой философии «Жизнь и учения людей, прославившихся в философии» в 10 книгах. Структура сочинения Диогена определяется разделением всех философских школ на две цепочки «Преемств» – «Ионическую» (от Анаксимандра до Клитомаха, Хрисиппа и Феофраста) и «Италийскую» (от Пифагора до Эпикура и Тимона). «Выпадающие» из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются как «спорадические» философы (см. Разделы III.1 – III.3).

Диогена Лаэртского условно можно отнести к эпикурейской школе.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Философия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 52
Опубликовано: 20.04.2018 в 07:09
© Copyright: Евгений Говсиевич
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1