Литературные наблюдения-4


Литературные наблюдения-4
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ДОМОРОЩЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА-4

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Знаменитые деятели Древнего Рима и Древней Греции, жившие в I - II вв. н. э.
2. Знаменитые скульпторы и скульптуры Древней Греции
3. Знаменитые художники древней Греции
4. Какая.... книга?
5. О греческом театре
6. Клички, данные Эпикуром другим философам
7. Тацит о христианах
8. Литературные формы греко-римской биографии
9. Несколько имён у римлянина
10. Написание греческих и латинских имён
11. Выигранные римлянами войны у великих царей
12. Немного о римлянах
13. Периоды античной философии (по Лосеву А. Ф.)
14. Для эрудитов
15. Изречения мудрых и мудрые изречения

1. ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕЯТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА и ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (жившие в I - II вв. н. э.)

ДЕЯТЕЛЬ/СТРАНА/ГОДЫ ЖИЗНИ/ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИВИЙ ТИТ/Др. Рим/59 г. до н. э. - 17 г. по/Выдающийся историк
ОВИДИЙ/Др. Рим/43 г. до н. э. - 18 г. по/Выдающийся поэт
ГАЙ ПЕТРОНИЙ АРБИТР/Др. Рим/14 г. до н. э– 65 г. по/Автор романа «Сатирикон»
СЕНЕКА/Др. Рим/4 г. до н. э. - 65 г. по/Философ-стоик, поэт и государственный деятель
ЛУКАН/Др. Рим/39-65/Поэт, значительнейший римский эпик после Вергилия, племянник Сенеки
МАРЦИАЛ/Др. Рим/40 - 104/Поэт - эпиграммист
ПЛУТАРХ/Др. Греция/45 - 127/Философ, биограф, моралист
ТАЦИТ/Др. Рим/56 - 117/Выдающийся историк
ЮВЕНАЛ/Др. Рим/60 -127/Поэт - сатирик
ПЛИНИЙ – мл./Др. Рим/61 - 113/Политический деятель, писатель и адвокат
СВЕТОНИЙ/Др. Рим/75 -160/Писатель, историк и учёный-энциклопедист
МАРК АВРЕЛИЙ/Др. Рим/121 - 180/Император, философ-стоик, писатель
АПУЛЕЙ/Др. Рим/124 - 180/Выдающийся писатель поздней античности

2. ЗНАМЕНИТЫЕ СКУЛЬПТОРЫ/СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ФИДИЙ/Афина-Дева в Парфеноне; Зевс на престоле в Олимпии. Изображал статуи Богов
ПОЛИКЛЕТ/Дорифор (Копьеносец)- канон мужской красоты. Изображал статуи людей.
ПРАКСИТЕЛЬ/Афродита Книдская - канон женской красоты; Гермес с мпаденцем Дионисом; Эрот
ЛИСИПП/Апоксиомен, счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе
КРИТИЙ и НЕСИОТ/Тираноубийцы
МИРОН/Дискобол
АГЕСАНДР/Лаокон. Микеланджело считал её лучшей статуей в мире
НЕИЗВЕСТНЫЙ автор/Аполлон Бельведерский
НЕИЗВЕСТНЫЙ автор/Венера (Афродита) Милосская

3. ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ХУДОЖНИКИ/КАРТИНЫ/ПРИМЕЧАНИЕ

ПАРРАСИЙ/-/V в. до н. э.
ЗЕВКСИС/-
ПОЛИГНОТ/Взятие Трои; Битва при Марафоне
АПЕЛЛЕС/-/IV в. до н. э.
ПРОТОГЕН/-
НИКИЙ/-

4. КАКАЯ....КНИГА???

КНИГА/АВТОР

ГОЛУБАЯ КНИГА/ЗОЩЕНКО
ЧИСТАЯ КНИГА/Ф.АБРАМОВ
ЧЁРНАЯ КНИГА/ГРОССМАН, ЭРЕНБУРГ
БЛОКАДНАЯ КНИГА/АДАМОВИЧ, ГРАНИН

5. О ГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Представления давались только 2 раза в году на больших и малых Дионисовых праздниках и только на одном месте – в театре Диониса под открытым небом на южном склоне акрополя. Не вечером, а четыре дня напролёт, пятнадцать пьес подряд. Театр вмещал 15 тыс. человек (в 7 раз больше, чем московский Большой театр). Государство выплачивало ЗРИТЕЛЯМ (не актёрам, а зрителям) их дневной заработок, чтобы они могли эти 4 дня спокойно сидеть в театре. Потому что театр был не развлечением, а СВЯЩЕННЫМ делом: это был афинский способ чтить бога Диониса. Революцию в Трагедии Древней Греции совершили Эсхил, который первым ввёл в действие 2 актёра и Софокл, который ввёл 3-е лицо. До этого на сцене были только диалоги и декорации.

6. Клички, данные Эпикуром другим философам
Некоторые считали, что ЭПИКУР критиковал многих философов, давая им следующие клички:

ФИЛОСОФ/КЛИЧКА

Навсифан/Слизень, неуч, плут, бабень
Платон/Златокованный мудрец
Ученики Платона Дионисиевы/Лизоблюды
Аристотель/Мот, который пропил отцово добро
Протогор/Дровонос, Демокритов писец, деревенский грамотей
Гераклит/Мутитель воды
Демокрит/Пустократ
Киники/Бичи всей Эллады
Диалектики/Вредители
Пиррон/Невежда

Но в дальнейшем, это не подтвердилось

7. ТАЦИТ О ХРИСТИАНАХ

Нерон, чтобы побороть слухи о том, что это именно он устроил пожар в Риме, обвинил в этом христиан, которых предал изощрённейшим казням. Это было легко сделать, т. к. христиане своими мерзостями навлекли на себя всеобщую ненависть. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат.

Подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме. (Члены раннехристианских общин, по преимуществу представители обездоленных масс и рабов, питали жгучую ненависть к Римскому государству. Они были исполнены веры в скорую гибель Рима, в то, что на смену его господства придёт царство Божие на земле.

Отказываясь соблюдать культ императора , христиане жили замкнуто, таясь от властей, в страхе перед доносами. Их образ жизни вызывал со стороны народных масс ответную неприязнь и обвинение «в ненависти к роду людскому»). Сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому.

Их умерществление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обречённых на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения (это убедительно показано на замечательной картине Семирадского «Светочи христианства», которую превосходно комментировал писатель и искусствовед Гаршин). Хотя на христианах лежала вина, и они заслуживали самой суровой кары, всё же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.

Это короткое описание сути христианской секты подтверждается Вольтером, который писал о том, что: «Все эти Евангелия, начиненные абсурдными чудесами, были написаны в тайне, много лет спустя после событий, христианами, расселенными по греческим городам. Эти книги (Евангелия) были совершенно неизвестны в течение двух веков язычникам, не могли быть опровергнуты римскими историками, не имевшими ни малейшего представления об их существовании.

Не было случая, чтобы языческий автор цитировал хоть одно слово из Евангелий. В течение двух веков римляне ничего не знали о христианской религии и о Евангелиях. Они имели смутное представление о том, что существует какая-то иудейская секта, которую называют галилейской или христианской, или сектой бедных. Имена Иакова, Авраама, Ноя, Адама, Евы так же оставались неизвестны ни римскому Сенату, ни греческим писателям вплоть до 300 г. н.э.».

8. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ГРЕКО-РИМСКОЙ БИОГРАФИИ

ТИП/ХАРАКТЕРИСТИКА/ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Перипатетический/Хронологическое повествование, в котором характер человека раскрывается через поступки/Родоначальник – перипатетик Аристоксен Тарентский (IV в до н. э.); Классик - Плутарх

Александрийский/Короткое историческое резюме, за которым следует систематическое исследование характера, а хронологический принцип не соблюдается/Родоначальник – Гермипп из Смирны III-II вв. до н. э.; Самый яркий представитель - Светоний

Энкомий/Изначально хвалебная песнь в виде стихов в честь богов или людей. Исполнялись во время праздничных шествий. Сопровождались энкомии музыкой, которая исполнялась на лире, форминге и авлосе/Родоначальник – Исократ; Классик - Тацит

9. Несколько имён у римлянина
Обычно каждый римлянин имел три имени (иногда – четыре):

НАЗВАНИЕ/ХАРАКТЕРИСТИКА/ПРИМЕР

ПРЕНОМЕН/Собственно имя, отличало одного человека от другого/Гай, Марк, Луций, Квинт

НОМЕН/Родовое имя/Юлий, Туллий, Корнелий, Кассий, Помпей

КОГНОМЕН/Прозвище, полученное одним из предков и закрепившееся за данным ответвлением рода/Цезарь, Цицерон, Сципион, Катон

АГНОМЕН/Принадлежало одному лицу/Африканский, Азиатский, Цензор, Македонский

10. НАПИСАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ ИМЁН (слов)

ГРЕЧЕСКИЕ ЛАТИНСКИЕ

Ликей Лицей
Киники Циники
Кесарь Цезарь
Киликия Цилиция
Патрикий Патриций
Кимон Симон
Эсхил Эшиль
Феодосий Теодосий

11. ВЫИГРАННЫЕ РИМЛЯНАМИ ВОЙНЫ У ВЕЛИКИХ ЦАРЕЙ

ГОД ЦАРИ

275 г. до н. э. ПИРР – эпирский царь
188 г. до н. э. АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ – сирийский царь
168 г. до н. э. ПЕРСЕЙ – македонский царь
146 г. до н. э. Разрушение КАРФАГЕНА. Командующий обороной — ГАСДРУБАЛ
68 г. до н. э. МИТРИДАТ – понтийский царь

12. НЕМНОГО О РИМЛЯНАХ...

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией.

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.

6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” (“добро пожаловать”). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого “столового мальчика”.

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке. Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

13. ПЕРИОДЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (по Лосеву А. Ф.)

ПЕРИОД/НАЗВАНИЕ/ФИЛОСОФЫ (ШКОЛЫ)

VI - IV вв. до н. э./КЛАССИЧЕСКИЙ

Ранняя классика. Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагор, Гераклит, Анаксагор, Демокрит; Элейская: Ксенофан, Парменид, Зенон; Эмпедокл

Средняя классика/Софисты: Протагор, Горгий; Сократ и Сократики: Киренаики – Аристипп, Киники - Антисфен, Мегарики – Евклид; Ксенофонт

Зрелая классика/Платон

Поздняя классика/Аристотель

IV – I вв. до н. э./РАННИЙ ЭЛЛИНИЗМ

Стоицизм (разновидность досократовской теории материальных элементов, прежде всего огня) – Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп;

Эпикуреизм (разновидность философии Демокрита) – Эпикур, Лукреций;

Скептицизм (продуманная до конца теория Гераклита) – Пиррон, Секст Эмпирик;

Вторая платоновская Академия – Аркесилай и Третья платоновская Академия – Карнеад углубляли учение Скептиков.

Четвёртая и Пятая Академии – Филон и Антиох многое заимствовали у Стоиков, поэтому их можно отнести к Эклектикам

I до н. э. – II в. н. э./СРЕДНИЙ ЭЛЛИНИЗМ (условно)

Стоики Панеций и Посидоний создали новую систему, которую можно назвать – Стоический платонизм. Посидоний был переходным звеном от раннего эллинизма к позднему

I – III н. э./МЕЖДУ СРЕДНИМ И ПОЗДНИМ ЭЛЛИНИЗМОМ: -

I – II Поздние стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – являлись стоическими платониками с явным ученичеством у Посидония. Они являлись переходным звеном от раннего Стоического платонизма к неоплатонизму.

Плутарх – также переходное звено от раннего Стоического платонизма к неоплатонизму. У него можно найти следы самых разнообразных философских тенденций. Поэтому многие относили его к Эклектикам

II – III/Поздние платоники: Гай, Альбин, Апулей, Аттик, Нумений, Аммоний Саккас (учитель Плотина). Привлекали в своё учение платоновские, аристотелевские, посидониевские, стоические идеи (поэтому многие относят их к Эклектикам). Искали единство платонизма, аристотелизма и стоицизма (подходили к неоплатонизму). Это будет достигнуто Плотином, но основные идеи неоплатонизма были разработаны поздними платониками

III – VI вв. н. э./ПОЗДНИЙ ЭЛЛИНИЗМ:

III/Ранний римский неоплатонизм: Плотин, Порфирий

IV/Сирийский неоплатонизм: Ямвлих, Саллюстий, Юлиан

IV- VI/Афинский неоплатонизм – завершение всей античной философии. До Прокла - Плутарх Афинский, Гиерокл, Сириан;

Прокл, Дамасский – возглавлял Платоновскую академию вплоть до её закрытия императором Юстинианом в 529 г.

14. ДЛЯ ЭРУДИТОВ

1. Семь римских царей, правивших до установления в Риме республиканского строя: Ромул - основатель города (754 г. до н. э..), Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

2. Римляне считали, что в месяце три главных числа: КАЛЕНДЫ – первое; НОНЫ – пятое или седьмое и ИДЫ – тринадцатое или пятнадцатое. Остальные числа обозначались путём отсчёта от этих дней.

3. Выражение «в греческие календы» означало - никогда. Календы – первый день месяца в римском календаре, когда производились долговые платежи; в греческом же языке - понятие календы не употреблялось.

4. Основные политические группировки Древнего Рима, образовавшиеся в I в. до н. э. (в эпоху Гракхов) – оптиматы (выражали интересы сенатской знати) и популяры (выражали интересы сельского и городского плебса – возглавляли Гай Марий, Юлий Цезарь).

5. До Августа имя «отца отечества» носили Цицерон (после заговора Катилины) и Цезарь (после битвы при Мунде): оно считалось высшим почётом, и даже императоры не все принимали его вплоть до Флавиев.

6. Нерон был последним императором, носившим имя Цезаря по своему родству с Цезарем и Августом: после него он стал только титулом. Историк Дион писал: «Будет матереубийца последним в энеевом роде».

7. Порядок престолонаследия при Юлиях-Клавдиях был чрезвычайно причудлив: власть переходила, в лучшем случае, от родственника к родственнику, но никогда от отца к сыну или от брата к брату – у Флавиев ровно наоборот.

8. «Малый триумф» назывался «овацией», при котором полководец вступал в город не на колеснице, а пешком или верхом, и приносил в жертву не быка, а овцу (отсюда – овация).

9. Пир во времена одного из триумфов Юлия Цезаря (по Плутарху) был устроен на 22 тыс. столах; вино впервые подавалось 4 видов; дорогих рыб мурен было подано 6 тыс. Обед в 6 перемен считался скромным, устраивали пиры с 22 переменами.

10. Во времена Нерона пользовались вниманием обжоры. Один из них «однажды съел целого кабана, сто хлебов, барана и поросёнка и выпил, вставив себе воронку, больше кадки».

11. Весталки выбирались в возрасте от 6 до 10 лет, служили богине Весте, соблюдали обет девственности в течение 30 лет, и после этого уже редко выходили замуж. Наказания весталок состояло в том, что преступницу заживо погребали в подземелье с ничтожным запасом пищи: таким образом, номинально это не считалось смертной казнью.

12. У персов детей до 5 лет не показывали отцу. Это делалось для того, чтобы в случае смерти ребёнка в младенческом возрасте, не доставлять отцу огорчения.

13. Описание обеда, на котором присутствовал Эразм: Первая перемена – закуски: солёная дичь с репой, оливки в рассоле, устрицы, салат из хмеля с грибами, салат из спаржи, миноги в вине, паштет из голубей, свиные ножки с топлёным салом, поджаренные в масле, капуста с костным мозгом.

Вторая перемена – суп, густая похлёбка с крупными кусками мяса, с овощами и ароматными травами (по субботам варили не менее трёх супов).

Третья перемена – мясо: жареная козлятина, свинина с горохом, бараньи лопатки с чесночным соусом, свинина с виноградным соком, телятина, шпигованная луком и чесноком и присыпанную имбирём, телячья грудинка, свиные котлеты с луковым соусом, каплуны, изжаренные в собственном соку (всего до 20 наименований), огромное количество различных соусов.

Десерт – фрукты, сладости, сыры.

14.1 Французский философ Дамирон писал: «Нельзя составить представление о философах без изучения всей их жизни, их воспитания, их занятий, всех обстоятельств, которые сформировали их взгляды; прежде чем постигнуть мысль философа, нужно проникнуть в его психологию, в его внутренний мир».

14.2 "Личная жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям». У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением. Ведь практически в каждом его произведении, будь то в стихах или в прозе, отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом..."

15. Сент-Бёв писал: «Для совершенного образования необходимы две дисциплины: знание принципов идеологии и математики. Если математические принципы изучать в отрыве от идеологии, то невольно воспримешь манеру рассуждать слишком геометрически; изучение же идеологии без вычисления весьма её обеднит».

16. Евреям на протяжении многих веков разрешалось заниматься только коммерцией, юриспруденцией и медициной.

17. Логическая схема гипотетически-дедуктивного метода такова «Если истинно А, то истинно и В». Но если известно только, что истинно В, то мы не можем быть уверены в истинности А, т. к. оно может оказаться ложным (из Гоббса).

18. Для полного удовлетворения своих эстетических потребностей человек нуждается в искусстве, он:
•смотрит картины;
•читает художественную литературу;
•посещает театр и концертные залы.

19. Документы, именующиеся первоисточниками, заслуживают доверия в том случае, если они удовлетворяют следующим условиям:
•если они исходят от непосредственных участников или даже просто свидетелей событий, в них описываемых;
•если у авторов не было выгоды или необходимости сообщать ложные сведения;
•если имеется гарантия, что первоисточник дошёл до нас в неповрежденном и измененном виде.

20. Руссо делит возрастные этапы ребёнка на 4 этапа:

1 – от рождения до 2 лет;
2 – детский возраст – от 2 до 12 лет;
3 – отроческий возраст – от 12 до 15 лет;
4 – юношеский возраст – от 15 до 18 лет.

21. И Кант, и Гете, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала еще европейская цивилизация.
Вот почему своей личностью он открывает новую эру.

Анализируя произведения Ницше, мы усматриваем в них все черты гения старого типа: но сквозь эти черты, как сквозь маску, в нем просвечивает и еще что-то, неведомое европейцам. Это «что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым фалангам европейской культуры. И над нашей культурой образ его растет, как образ крылатого Сфинкса. Смерть или воскресение: вот пароль Ницше. Его нельзя миновать: он — это мы в будущем, еще не осознавшие себя. Вот что такое Ницше.

До Ницше непереступаемая бездна отделяла древнеарийских титанов от новоарийской культуры. Между гениальнейшим лирическим вздохом Гете (этого самого великого лирика) и раскатом грома какого-нибудь Шанкары и Патанджали — какая пропасть!

После Ницше этой пропасти уже нет. «Заратустра» — законный преемник гетевской лирики; но и преемник «Веданты» он тоже. Ницше в германской культуре воскресил все, что еще живо для нас в Востоке: смешно теперь соединять Восток с Западом, когда сама личность Ницше воплотила это соединение.

22. Образчик стоической молитвы: «Другие молятся о сохранении жизни своих детей, ты молись: Господи, сделай так, чтобы мне было все равно – умрет ли мой ребенок или нет».

23. Идея «золотого миллиарда». Сравнительно недавно на Западе появилась бредовая идея «золотого миллиарда», который должен в будущем существовать в биосфере. Но тогда возникает вопрос: какие люди войдут в это число? Если в среднем такие, как в Китае или в Индии, то на Земле вполне могут сосуществовать и 10 и 20 миллиардов – природных ресурсов для них хватит.

Но если представить себе этот «золотой миллиард», состоящим из богатых (и не очень) обывателей-буржуа типа обеспеченного американца, то они – об этом говорят подсчёты – быстро осквернят биосферу, перегрызутся за оставшиеся богатства, выродятся и вымрут. Ведь средний американец тратит природных ресурсов и производит отходов примерно в тысячу раз больше, чем индиец!!

Современный человек Запада озабочен главной проблемой: как сделать свою жизнь комфортной, счастливой (словно материальные ценности способны удовлетворить духовные потребности). Однако со времён Будды для людей не лишённых здравого смысла и мудрости, стало ясно; надо быть достойным счастья, вот к чему следует стремиться. Эту мысль позже повторил Кант, но, к сожалению, она так и не вошла в массовое сознание.

Страны Конфуция и Будды – не слишком крупные по своим размерам – имеют максимальное число жителей (более трети всего населения Земли). Не означает ли это, что именно они живут в наибольшем согласии с высшими законами?

15. ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЫХ и МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ

1 Гюго: «Не удалась моя карьера и это по вине Вольтера. Судьбы сломалось колесо, и в этом виноват Руссо» (Из «Отверженных» - песня Гавроша).
2 Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
3 Пиндар: «Да здравствует старое вино и новые песни!»
4 Пифагор: «Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу».
5 Паскаль: «Пренебрежение философствованием и есть истинная философия».
6 Рассел: «Наука – то, что мы знаем, философия – то, чего мы не знаем».
7 Толстой: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
8 Фихте: «Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать».
9 Шопенгауэр: «Талантливый человек – это человек, который попадает в цель, которую видит. А гений – в цель, которую не видит никто».
10 Шопенгауэр: «Основное различие между молодостью и старостью в том, что у первой впереди жизнь, у второй – смерть. Значит, первая обладает коротким прошлым и долгим будущим, а вторая – наоборот».
11 Шопенгауэр: «Большое несчастье в старости – это бедность. Если она предотвращена и сохранилось здоровье, то старость может быть очень сносной частью жизни. Спокойствие и обеспеченность – вот главные её потребности, поэтому в старости ещё больше прежнего любят деньги, которые заменяют собой недостающие силы. Счастье, если у старика осталась ещё любовь к его умственным занятиям, а также к музыке, театру и другим внешним воздействиям».
12 Эпиктет: «Когда ты кем-то обижен, загляни в себя и посмотри на свои ошибки. Тогда ты забудешь свой гнев».
13 Эпикур: «Важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты её вкушаешь».
14 Эпикур: «Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок».
15 «Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым вино пить (лучше с умным потерять, чем с глупым найти)».
16 «Почему Германия дала миру так много философов?» – «А ты немецких женщин видел?» (Сократ: «Если удачно женишься будешь счастливым, если нет, то станешь философом»).
17 Умные люди те, которые знают, как выйти из трудной ситуации, а мудрые те, которые знают, как в нее не попасть.
18 Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
19 «Как-то Людвиг Фейербах поругался с Гегелем. Он порвал на нём рубах и ударил мебелем».
20 «Между двумя людьми, один из которых идеалист, а другой материалист, лежит Балтийское море».
21 Может ли вегетарианец полюбить женщину? – может, если женщина ни рыба, ни мясо.
22 Жизнь удалась, если коньяк, который вы пьёте, старше женщин, с которыми вы спите…..
23 Первая жена от бога. Вторая - от людей. Третья - от сатаны.
24 В идеальной семье жена не знает, откуда берутся деньги, а муж понятия не имеет куда они деваются!!!
25 А вы не заметили что женское, буду готова через 5 минут, и мужское, через 5 минут буду дома, ОДНО и ТОЖЕ.
26 Лучший выбор в жизни – это иметь американскую зарплату, английский дом, китайского повара и японскую жену.
27 Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь.
28 Подарки на 23-е февраля, это инвестиции в подарки на 8-е марта.
29 Экономист – это специалист, который завтра будет знать, почему то, что он предсказывал вчера, сегодня не случилось.
30 Банк Н. объявил себя банкротом. Вкладчикам банка предложена альтернатива: или забрать ничего, но сразу, или всё, но никогда.
31 Для полного удовлетворения своих эстетических потребностей необходимо:

•смотреть картины;
•читать художественную литературу;
•посещать театр и концертные залы.

32 - Говорите ли вы по-английски? - Только со словарем. С людьми пока стесняюсь.
33 Старость – это когда девочки по вызову приезжают к тебе на машине с красным крестом.
34 Старость - это когда радуешься не тому, что есть, а тому, чего нет.
35 Старость – это когда «было» встречается в жизни и сознании человека чаще, чем «будет».
36 Гюго: «40 лет – это старость молодости, а 50 лет – это молодость старости».
37 Жванецкий: «В 70 лет радуют только результаты анализов. Только в этом возрасте возникает настоящая семья, т. к. оба уже никому не нужны».
38 «Молодость — это когда ты уже не веришь, что на Новый Год к тебе придет Дед Мороз, но еще надеешься, что к тебе придет Снегурочка».

39 В юности кажется, что старость наступает в 30.
В 45 понимаешь, что все еще впереди.
В 60 догадываешься, что пока ты на ногах, ничего не потеряно.
А в 70 лет оказывается: можно, наконец, начать заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь.

40 Танич: «50 лет – отличный возраст – все хочешь и все можешь;
60 лет – похуже: много хочешь, но немногое можешь;
70 лет – плохо: немногого хочешь и ничего не можешь;
80 лет – опять отличный возраст: ничего не можешь, но и ничего не хочешь».

ДОМАШНЕЕ ФОТО



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Ключевые слова: Чтение, книги, аналитика, систематизация,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 26
Опубликовано: 17.04.2018 в 06:19
© Copyright: Евгений Говсиевич
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1