Литературные наблюдения-3


Литературные наблюдения-3
Литературные наблюдения доморощенного литературоведа - 3

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Оригинальные произведения (курьёзы жанра)
2. Романы-эпопеи (многотомные)
3. Романы, охватывающие большие периоды времени
4. Авторы-первооткрыватели различных укладов жизни России
5. Рейтинги романов со сходной тематикой
6. Творцы-сумасшедшие
7. Писатели-двоечники
7.1 Двоечники-2 (продолжение)
8. Положительные герои в мировой литературе
9. О литературных премиях
10.1 Немецкие (австрийские) поэты/прозаики/композиторы, умершие с голоду, холоду или в сумасшедшем доме
10.2 Тяжёлая жизненная доля Российских Писателей (по Бальмонту)
11. Образы революции у различных поэтов (Из Н.Асеева)
12. Продолжительность жизни знаменитостей: от 20 до 100
13. Названия книг: "Я-ОН-ОНА-ОНО"
14. Любимые напитки знаменитостей
15. «УБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
16. Первые книги, разочаровавшие авторов (из Смирнова-Сокольского):
-Гоголя;
-Некрасова;
-Лажечникова;
-Тургенева;
-Фета;
-Толстого А.К.;
-Ремарка;
-Трифонова

1.Оригинальные произведения (курьёзы жанра):

1.1 «ВОЙНА И МИР» Толстого – вроде бы роман или повесть, но на самом деле, ни роман и, ни повесть, а НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭПОПЕЯ.

1.2 «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Пушкина - РОМАН, но в стихах.

1.3 «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Гоголя и «МАДАМ БОВАРИ» Флобера – ПОЭМА, но в прозе.

1.4 «БЫЛОЕ И ДУМЫ» Герцена – не то мемуары, не то политическая история Европы, не то психологический роман.

1.5 «ШИНЕЛЬ» Гоголя, «ПРЕВРАЩЕНИЕ» Кафки, «ДОКТОР ДЖЕКИЛ и МИСТЕР ХАЙД» Стивенсона – ФАНТАЗИИ.

1.6 « ТЁРКИН» Твардовского назван не ПОЭМОЙ, а «КНИГОЙ ПРО БОЙЦА».

1.7 «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» Тургенева – это не сборник новелл, а своеобразный РОМАН-НОВЕЛЛА (Шкловский).

1.8. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" Лермонтова (сборник повестей).

2. Романы-эпопеи (многотомные):

2.1. «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» Бальзака (французского народа)
2.2. «ВОЙНА И МИР» Толстого (русского народа)
2.3. «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА Горького (русской интеллигенции)
2.4. «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» Толстого А.Н. (гражданской войны)
2.5. «ЖИЗНЬ И СУДЬБА» Гроссмана (второй мировой войны)
2.6. «ТИХИЙ ДОН» Шолохова (гражданской войны)
2.7. «БУДДЕНБРОКИ» Т. Манна (распада германской семьи)
2.8. «САГА О ФОРСАЙТАХ» Голсуорси» (английской аристократии)
2.9. «СЕМЬЯ ТИБО» Дю Гара (первой мировой войны)
2.10. «ЖАН КРИСТОФ» Роллана Р. (борьбы за карьеру)

3. Романы, охватывающие большие периоды времени

РОМАН/АВТОР/ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ/БАЛЬЗАК/98 романов, на протяжении XIX в.

СМЕРТЬ АРТУРА/МЭЛОРИ/Рыцарский роман, кельтский эпос, V-VI вв.

ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ/ГОРЬКИЙ/55 лет

БУДДЕНБРОКИ/МАНН Т./40 лет

ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА/ГОРЬКИЙ/< 40 лет

САГА О ФОРСАЙТАХ/ГОЛСУОРСИ/34 года

ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ/ТЕККЕРЕЙ/20 лет

СЕМЬЯ ТИБО/ДЮ ГАР/< 20 лет

ЖАН КРИСТОФ/РОЛЛАН Р./< 20 лет

ВОЙНА И МИР/ТОЛСТОЙ/15 лет, тесно связан с романом Теккерея

ТИХИЙ ДОН/ШОЛОХОВ/10 лет

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ/ТОЛСТОЙ А.Н./< 10 лет

4. Авторы-первооткрыватели различных укладов жизни России:

НЕКРАСОВ - Воспевал мир русской городской повседневности

ЛЕСКОВ - Воспевал мир русского духовенства

ЩЕДРИН - Сатирически отображал мир русского чиновничества

ОСТРОВСКИЙ - Критически отображал жизнь московского купечества

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕХОВА - Энциклопедия русской жизни»

5. Рейтинги романов со сходной тематикой:

РОМАН/РЕЙТИНГ РОМАНА/АВТОР/РЕЙТИНГ АВТОРА (во Франции)

Красное и чёрное/I/Стендаль/5
Блеск и нищета куртизанок/II/Бальзак/3
Милый друг/III/Мопассан/10

6. Творцы-сумасшедшие:

ЕСЕНИН 30 лет. Маниакально-депрессивный психоз. Злоупотребление спиртным САМОУБИЙСТВО

ГАРШИН 33 года. Циркулярный психоз. САМОУБИЙСТВО

ВАН ГОГ 37 лет. Шизофрения, галлюцинации, эпилепсия. Злоупотребление спиртным. САМОУБИЙСТВО

ЭДГАР ПО 40 лет. Душевное расстройство, депрессия. Злоупотребление спиртным и наркотиками. Умер в клинике в бессознательном состоянии

КАФКА 41 год. Депрессия, комплекс неполноценности по отношению к отцу. - Умер в санатории под Веной

МОПАССАН 43 года. Паралич мозга, ипохондрия, сифилис. Покушение на самоубийство. Умер в клинике в бессознательном состоянии

ГОГОЛЬ 43 года. Шизофрения, психоз, ипохондрия. Медленное самоубийство

ГОФМАН 46 лет. Бессонница, нервная горячка. Хронический алкоголизм. К моменту смерти был полностью парализован

НИЦШЕ 56 лет. Шизофрения, сифилис. Умер в клинике в бессознательном состоянии

НИЖИНСКИЙ 61 год. Шизофрения. Умер в клинике в Лондоне

ХЕМИНГУЭЙ 62 года. Депрессия, умственное расстройство. САМОУБИЙСТВО

СВИФТ 78 лет. Болезнь Альцгеймера. Полное слабоумие в конце жизни

ДАЛИ 85 лет. Личностное расстройство, болезненное подсознательное желание кровосмесительной любви к матери, болезнь Паркинсона. Скончался от сердечного приступа 23.01. 1989 г.

7. Писатели-двоечники:

ОСТРОВСКИЙ. Автор «Грозы» и «Бесприданницы», был учеником посредственным – в его аттестате ни одной пятёрки. В Московском университете он проучился недолго: оставшись на второй год после второго курса, драматург решил не мучиться дальше.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Не смог поступить в Казанский университет: на вступительных экзаменах не вспомнил ни одного города Франции, кроме Парижа. Через год он всё-таки был зачислен на первый курс философского отделения, но его не допустили к переводным экзаменам (у автора «Войны и мир» были проблемы с историей). Тогда Толстой перевёлся на юридический факультет, где проучился 2 года – на большее его не хватило.

ЧЕХОВ. Дважды оставался на второй год в гимназии. Маленького Антошу пытались воспитывать розгами. Но бей, ни бей, ум-то не вышибешь.

ГОРЬКИЙ. Начал учиться в 7 лет, но уже через 5 месяцев понял, как он ненавидит своих одноклассников, тетрадки и школьные порядки! Переболев оспой, возобновлять учение не стал. Так и остался с 2 классами образования.

АНДРЕЕВ Л. В гимназии учился скверно. В 7 классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырёх, а иногда и три.

ВОЙНОВИЧ. Уверяет, что «учился, когда была возможность». В результате из 10 классов он закончил 1, 4, 6, 7 и 10. Остальные годы учёбы так и «пролетели» мимо.

ГУМИЛЁВ за всё время пребывания в гимназии так и не понял, зачем ему нужно знать бином Ньютона, объём конуса или формулу серной кислоты. Есть стихи, волшебная музыка слов; есть реки, моря, пустыни, джунгли, горные вершины; есть подвиги и слава, для которой родятся короли. Есть женщины, их красота, их любовь… Вот это и есть настоящая полнокровная жизнь, а прочее – сухая схоластика учёных педантов. В аттестате у него: пятёрки по литературе и логике, пять четвёрок и пять троек. На выпускных экзаменах он получил пятёрки по литературе и русскому, четвёрки по истории и французскому языку, а остальные – все тройки.

Из 5 российских писателей, получавших нобелевскую премию, лишь двое:
ПАСТЕРНАК и СОЛЖЕНИЦЫН - имели высшее образование.
ШОЛОХОВ имел 4 класса гимназии.
БУНИН еле проучился 3,5 года, из них 2 – в одном классе.
Их переплюнул БРОДСКИЙ, осиливший целых 7 лет учёбы.

7.1 Двоечники-2 (продолжение):

Отец ВОЛЬТЕРА со снисхождением смотрел на сыновей и недовольно говорил: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой — в стихах».

В. МАЯКОВСКИЙ учился настолько плохо, что дочитать до конца «Анну Каренину» не посчитал нужным.

ПУШКИН вольно обращался с орфографией. Считал, что в писательском деле есть дела поважней. После аттестации, на вручении дипломов, он оказался ПО УСПЕВАЕМОСТИ вторым с конца.

С.ЕСЕНИН тоже не блистал. В третьем классе остался на второй год.

ЧЕХОВ его "превзошел". Дважды оставался на второй год в гимназии …

И. НЬЮТОН учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил превзойти его в знаниях. Через несколько месяцев стал первым в классе.

НАПОЛЕОН учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Л. ван БЕТХОВЕН писал с ошибками, а деление и умножение так и не осилил, как и А. ДЮМА-отец.

Родители А. ЭЙНШТЕЙНА признавались знакомым, что не питают никаких иллюзий насчет сына, и надеются только, что он сможет устроиться хотя бы на простую работу.

С. КОРОЛЁВ, под руководством которого были созданы баллистические ракеты, первые спутники и космические корабли, был круглым троечником.

В науке произошёл вообще небывалый случай-дважды лауреат нобелевской премии в области физики и химии ОСВАЛЬД будучи студентом Университета за неуспеваемость был отчислен с третьего курса. Восстановлен был с большим трудом, учёбу еле закончил, в дальнейшем стал великим учёным, и им гордится вся Италия.

8. Положительные герои в мировой литературе:

ГЕРОЙ/АВТОР/ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ДОН КИХОТ/СЕРВАНТЕС/«ДОН КИХОТ»

ЖАН ВОЛЬЖАН/ГЮГО/«ОТВЕРЖЕННЫЕ»

КНЯЗЬ МЫШКИН/ДОСТОЕВСКИЙ/«ИДИОТ»

9. О литературных премиях:

ПРЕМИЯ/СТРАНА, утвердившая премию

Нобелевская/Швеция

Гонкуровская/Франция

Букеровская/Англия

Пулитцеровская/США

Если книга, издаваемая на Западе получает премию, то ей гарантируются довольно широкие продажи. Потому что это знак качества, – значит, это надо читать и об этом надо говорить. В России этого нет. В России к книгам, получившим премию, относятся с некоторым недоверием, и во всяком случае вполне спокойно.

10.1 Немецкие (австрийские) поэты/прозаики/композиторы, умершие с голоду, холоду или в сумасшедшем доме:

ЛЕССИНГ - Умер в нужде, проклиная германскую нацию

ШИЛЛЕР - Никогда не имел 1000 франков, чтобы съездить в Париж и на море

МОЦАРТ - Получал всего 1500 франков, оставив после смерти 3000 франков долгу

БЕТХОВЕН - Умер в крайней нужде

ШУБЕРТ - Провёл 16 лет в тюрьме и кончил сумасшествием

КЛЕЙСТ - Застрелился

ГОФМАН - Умер в нужде, оставив жене одни долги

10.2 ТЯЖЁЛАЯ ЖИЗНЕННАЯ ДОЛЯ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (по БАЛЬМОНТУ)

ПУШКИН Застрелен
ЛЕРМОНТОВ Застрелен
ГОГОЛЬ Умер безумным
КОЛЬЦОВ Умер, не дожив свою жизнь
НИКИТИН Умер, не дожив свою жизнь
УСПЕНСКИЙ Умер безумным
БАТЮШКОВ Ещё в юности сошёл с ума и прожил жизнь сумасшедшим
НЕКРАСОВ Вся его жизнь – мучительное противоречие
ТУРГЕНЕВ Умер в чужом доме, в чужой стране, любя напрасно и окружённый безлюбием
ДОСТОЕВСКИЙ Жалимый своей падучей, под хлыстом постоянной нужды умер, не успев завершить главнейшего
ТОЛСТОЙ В безысходном раздвоении перед смертью бежит из своего дома, чтобы хоть умереть на свободе и в полной правде перед самим собой

11. Образы революции у различных поэтов (Из Н.Асеева):

ПОЭТ - ОБРАЗ РЕВОЛЮЦИИ

БЛОК - МИРОВОЙ ПОЖАР

БЕЛЫЙ - ГРОМОВОЙ ОГОНЬ

БРЮСОВ - НЕУКРОЩЁННАЯ БУРЯ

МАЯКОВСКИЙ - РАБОЧИЙ ПОТОП

МАНДЕЛЬШТАМ - САМА СТИХИЯ

ЕСЕНИН - ВЕТЕР, ВЗМАХНУВШИЙ КРЫЛОМ

ПАСТЕРНАК - ВИХРЬ, ВЕТЕР

АСЕЕВ - ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ СТИХИИ

12. Продолжительность жизни знаменитостей: от 20 до 100

ЗНАМЕНИТОСТИ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ/ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/СТРАНА

Надсон 24 Поэт Россия
Башкирцева 25 Художница Россия/Франция
Лермонтов 26 Поэт Россия
Добролюбов 27 Лит. критик Россия
Есенин 30 Поэт Россия
Шуберт 31 Композитор Австрия
Полежаев 33 Поэт Россия
Дельвиг 33 Поэт Россия
Грибоедов 34 Прозаик Россия
Гаршин 34 Прозаик Россия
Гумилёв 35 Поэт Россия
Маяковский 36 Поэт Россия
Хлебников 36 Поэт Россия
Моцарт 36 Композитор Австрия
Бизе 36 Композитор Франция
Хармс 36 Прозаик Россия
Тулуз-Лотрек 36 Художник Франция
Бернс 37 Поэт Шотландия
Пушкин 37 Поэт, прозаик Россия
Байрон 37 Поэт Англия
Рембо 37 Поэт Франция
Белинский 37 Лит. критик Россия
Рафаэль 37 Художник Италия
Ван-Гог 37 Художник Нидерланды
Ватто 37 Художник Франция
Мендельсон 37 Композитор Германия
Ильф 39 Прозаик Россия
Шопен 39 Композитор Австрия
Корреджо 39 Художник Италия
Эдгар По 40 Прозаик, поэт США
Джек Лондон 40 Прозаик США
Блок 40 Поэт Россия
Гоголь 42 Писатель Россия
Киркегор 42 Философ Дания
Мусоргский 42 Композитор Россия
Ван Дейк 42 Художник Нидерланды
Чехов 43 Прозаик Россия
Мопассан 43 Прозаик Франция
Скрябин 43 Композитор Россия
Баратынский 44 Поэт Россия
Бодлер 45 Поэт Франция
Спиноза 45 Философ Нидерланды

ДОЛГОЖИТЕЛИ

Гиппократ 104 Врач Др. Греция
Гадамер 100 Философ Германия
Рассел Бертран 98 Философ Англия
Бернард Шоу 94 Писатель Англия
Фалес 94 Философ Др. Греция
Гоббс 92 Философ Англия
Софокл 90 Драматург, трагик Др. Греция
Демокрит 90 Философ Др. Греция
Диоген 89 Философ Др. Греция
Микеланджело 88 Художник Италия
Тициан 86 Художник Италия
Ньютон 84 Учёный Англия
Гюго 83 Прозаик, поэт Франция
Гете 82 Прозаик, поэт Германия
Толстой 82 Писатель Россия
Эдисон 82 Учёный США
Вордсворт 81 Поэт Англия
Кант 81 Философ Германия
Платон 81 Философ Др. Греция
Шеллинг 80 Философ Германия
Сен-Симон 80 Философ Франция

13. Названия книг: "Я-ОН-ОНА-ОНО"

НАЗВАНИЕ КНИГИ/АВТОР/О КОМ; О ЧЁМ

"Я и ОНО"/ФРЕЙД/О ПОДСОЗНАНИИ

"ОНА и ОН"/Ж. САНД/О Ж. САНД и МЮССЕ

"Я и ОН"/МОРАВИА/О МУЖСКОМ ПОЛОВОМ ОРГАНЕ

14. Любимые напитки знаменитостей:

ПУШКИНА - МОРС
ЕСЕНИНА - КВАС
МАЯКОВСКОГО - ЧАЙ
ЦВЕТАЕВОЙ - КОФЕ

15. «УБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли «УБИТЫМ ПОКОЛЕНИЕМ». Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний. Вышеперечисленные литераторы, слава Б-гу, выжили, и в результате, смогли донести до нас всю правду о Войне. Это и есть История нашей Родины.

ПИСАТЕЛЬ/ГОД РОЖДЕНИЯ/ГОД СМЕРТИ

ПРОЗАИКИ:

ТРИФОНОВ 1925 1981
АСТАФЬЕВ 1924 2001
ВАСИЛЬЕВ Б. 1924 2013
АБРАМОВ Ф. 1920 1983
БЫКОВ В. 1924 2003
НАГИБИН 1920 1994
МОЖАЕВ 1923 1996

ПОЭТЫ:

ОКУДЖАВА 1924 1997
САМОЙЛОВ 1920 1990
МЕЖИРОВ 1923 2009
ГУДЗЕНКО 1922 1953
АСАДОВ 1923 2004
КОРЖАВИН 1925 -
ЛЕВИТАНСКИЙ 1922 1996

Твардовский 1910 1971

16. Первые книги, разочаровавшие авторов (из Смирнова-Сокольского)

ГОГОЛЬ «Ганц Кюхельгартен».

Это была редчайшая из редких русских книг — первая прижизненная книга молодого Гоголя. Написанная стихами, эта «Идиллия в картинах» была выпущена Гоголем под псевдонимом «В. Алов» в 1829 году. Гоголю было в это время всего 20 лет.

Книга поступила в магазины в конце июня 1829 года и оставалась в продаже около месяца, не вызвав решительно никакого спроса. Зато появилась резко отрицательная рецензия Н. Полевого в «Московском телеграфе» и такая же в «Северной пчеле», гласившая, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом».

На молодого Гоголя рецензии эти подействовали угнетающе, и он, по свидетельству П.А.Кулиша, «тотчас же, в сопровождении верного своего слуги Якима, отправился по книжным магазинам, собрал экземпляры, нашел в гостинице нумер и сжег все до одного». Уцелело, по подсчетам библиографов, три или четыре экземпляра книги, представляющие собой величайшую библиографическую редкость.

Я не слышал, чтобы «Ганц Кюхельгартен» имелся сейчас в каком-либо частном собрании. Гоголь до конца жизни сумел сохранить в тайне, что «В. Алов» — это его псевдоним. При жизни автора книжка не переиздавалась, и первое указание на принадлежность ее перу Гоголя последовало лишь в 1852 году.

До этого тайна была известна только самому Гоголю и его верному Якиму. Догадывался об этой гоголевской тайне друг и соученик его по Нежинской гимназии Н. Я. Прокопович, но он молчал до 1852 года. В этом году гениальный русский сатирик, начавший свою деятельность сожжением «Ганца Кюхельгартена» и кончивший ее сожжением рукописи второго тома «Мертвых душ», ушел в вечность.

НЕКРАСОВ «МЕЧТЫ И ЗВУКИ».

Аналогичной оказалась судьба и первой книги Н. А. Некрасова. Отправленный отцом в Петербург устраиваться на военную службу в 1838 году, молодой Некрасов, вопреки воле родителя, устроился в университет. Разъяренный отец круто разорвал с сыном, и юноша оказался в Петербурге предоставленным самому себе.

Нужда была беспросветная. О начале жизни в Петербурге и о появлении в 1840 году своей первой книги «Мечты и звуки» уже много позже сам поэт рассказывал так: «Я готовился в университет, голодал, подготовлял в военноучебные заведения девять мальчиков по всем русским предметам. Это место доставил мне Григорий Францевич Бенецкий, он тогда был наставник и наблюдатель в Пажеском корпусе и чем-то в Дворянском полку. Это был отличный человек. Однажды он мне сказал: «напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500.» Я стал печатать книгу «Мечты и звуки».

Тут меня взяло раздумье, я хотел ее изорвать, но Бенецкий уже продал до сотни билетов кадетам и деньги я прожил. Как тут быть!.. В раздумье я пошел со своей книгой к В. А. Жуковскому. Принял меня седенький, согнутый старичок, взял книгу и велел придти через несколько дней. Я пришел, он какую-то мою пьесу похвалил, но сказал: — Вы потом пожалеете, если выдадите эту книгу. — Но я не могу не выдать (и объяснил почему).

Жуковский дал мне совет: снимите с книги ваше имя. «Мечты и звуки» вышли под двумя буквами «Н. Н.» Меня обругали в какой-то газете, я написал ответ, это был единственный случай в моей жизни, что я заступился за себя и свое произведение. Ответ был глупый, глупее самой книги.

Все это происходило в 40-м году. Белинский тоже обругал мою книгу». Именно отзыв Белинского, чрезвычайно резко отозвавшегося о «Мечтах и звуках», особенно подействовал на Некрасова. Мог ли думать тогда Белинский, что неведомый ему «Н. Н.» через несколько лет станет его другом, соратником и редактором «Современника»?

Впрочем, отзыв Белинского о «Мечтах и звуках» не был несправедливым. Первые опыты молодого Некрасова даже и отдаленно не напоминали того, что потом вышло из-под его пера. В «Мечтах и звуках» были напечатаны стихи явно подражательного характера, с разными «страшными» названиями, вроде: «Злой дух», «Ангел смерти» и прочее.

В другом своем автобиографическом наброске, сделанном для редактора «Русской старины» М. И. Семевского, Некрасов рассказывает дальнейшую судьбу первой своей книги: «Роздал книгу на комиссию; прихожу в магазин через неделю— ни одного экземпляра не продано, через другую — тоже, через два месяца — тоже. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».

Из этого мы видим, что первая книга Некрасова играла немалую роль в формировании будущего творчества поэта-демократа. Как он сам писал, «это был лучший урок». В дальнейшем Некрасов не включал из книги «Мечты и звуки» ни одного стихотворения в собрания своих сочинений.

Тем не менее, историко-литературное значение его первой юношеской книги — большое. Она — важный этап в биографии «певца народного горя». Нет ничего удивительного, что книжка эта давно уже считается редкостью.

От уничтожения уцелело, конечно, несколько более экземпляров, чем «Ганца Кюхельгартена» Гоголя, но, все равно, день, когда мне в Ярославле удалось найти чудесный, в обложках томик этих стихов, я считал праздничным днем.

ЛАЖЕЧНИКОВ «ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ В ПРОЗЕ И СТИХАХ».

Есть у меня еще одна книга, судьба которой одинакова с судьбой гоголевского «Ганца Кюхельгартена» и книги Некрасова «Мечты и звуки». Появилась она в свет в 1817 году в Москве и носит название: «Первые опыты в прозе и стихах». Автор этого сочинения не скрывал своего имени, и на выходном листе значится: «И. Лажечников».

Имя Ивана Ивановича Лажечникова в русской литературе всегда ставится рядом с именем М. Н. Загоскина, которому принадлежит слава первого русского исторического романиста. Разумеется, романы Загоскина «Юрий Милославский», «Рославлев», «Аскольдова могила» значительнее лажечниковских «Последнего Новика» или «Ледяного дома», но, тем не менее, произведениям И. И. Лажечникова принадлежит видное место в зарождении и развитии русского исторического романа.Белинский в «Литературных мечтаниях» написал о «Последнем Новике», что это «произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта».

Писать и печататься Лажечников начал необычайно рано, чуть ли не в пятнадцатилетнем возрасте. Еще будучи офицером, он собрал разбросанные по разным журналам свои незрелые произведения и выпустил их отдельной книжкой, о которой здесь идет речь.

В эти годы он подражал Карамзину или, как он сам пишет в своей автобиографии, был, «к сожалению, увлечен сентиментальным направлением тогдашней литературы, которой заманчивые образцы видны в «Бедной Лизе» и «Наталье, боярской дочери». Напечатанные в разных журналах подобные его работы, очевидно, не производили отрицательного впечатления, но, будучи собраны в одну книжку, потрясли своим несовершенством самого автора, который, по собственным же его словам, «увидев их в печати и устыдясь их, вскоре поспешил истребить все экземпляры этого издания».

Так погибли от руки самого Лажечникова его «Первые опыты в прозе и стихах». ставшиеся, очевидно, в самом незначительном количестве экземпляры этой книги стали чрезвычайно большой редкостью. Редкость их усугубляется тем обстоятельством, что книги эти в продажу вообще не поступали. Автор их уничтожил дома, едва получив из типографии.

Мы с вами рассмотрели три книги писателей, которые, неудовлетворившись своими первыми опытами, сами безжалостно предали их уничтожению. Я не занимался специально этим вопросам, но думаю, что список таких книг можно было бы продолжить. Однако в моей библиотеке таких книг более нет и, следовательно, говорить мне о них трудно.

Но существуют книги, являющиеся преимущественно тоже первыми отдельными публикациями сочинений писателей, которые, если не уничтожали их, то не любили, не способствовали их сохранению, а порой и просто отказывались от них, скрывая свое авторство. Таких именно книг в моем собрании несколько.

ТУРГЕНЕВ «ПАРАША» «РАЗГОВОР».

Вот, например, две скромных брошюрки, на обложках которых напечатано всего по одному слову: «Параша» — на первой и «Разговор» — на второй. На заглавном листе сведений несколько больше. Мы узнаем, что «Параша» — это «рассказ в стихах», сочинения «Т. Л.», напечатанный в Петербурге в типографии Э. Праца в 1843 году.

На заглавном листе второй брошюры сведений еще больше. Мы узнаем, что «Разговор» — это стихотворение, написанное Ив. Тургеневым («Т. Л.»). Напечатана брошюра также в Санктпетербурге уже в, 1845 году. Разумеется, не новость, что обе эти брошюры принадлежат перу Ивана Сергеевича Тургенева.

Инициалы «Т. Л.» обозначали: «Тургенев — Лутовинов». Свою литературную деятельность Иван Сергеевич начал как стихотворец. Помимо нескольких стихотворений и поэм, напечатанных в журналах и сборниках, «Параша» и «Разговор» были выпущены им отдельными брошюрами, которые сейчас и служат предметом нашего внимания. Написаны оба эти произведения чудесно.

Белинский приветствовал «Парашу» большой статьей, в которой говорил, что он видит поэму — «не только написанную прекрасными поэтическими стихами, но и проникнутую глубокою идеею, полнотою внутреннего содержания, отличающуюся юмором и ирониею»9. Не менее благожелательно отозвался Белинский и о «Разговоре».

И однако, Тургенев не только не включал эти свои стихотворные дебюты в последующие собрания сочинений, но в письмах к друзьям говорил: «Я чувствую положительную, чуть ли не физическую антипатию к моим стихотворениям и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».

Так отнесся к первым своим книжкам сам автор. Не поддержанные последующими переизданиями и напоминаниями о них, обе эти брошюры Тургенева быстро исчезли с книжного рынка.

Имя писателя в те годы еще не гремело, поэтому и собирателей, стремившихся сохранить эти две невзрачные на вид брошюрки у себя на полках, было немного. «Параша» и «Разговор» сделались весьма редкими книгами. Едва-едва мне удалось найти их.

ФЕТ «ЛИРИЧЕСКИЙ ПАНТЕОН».

Такой же редчайшей книгой сделался первый юношеский сборник стихов Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина), занимающего не малое место в истории русской поэзии. В известном письме к Н. А. Некрасову Н. Г. Чернышевский писал о нем, что Фет «однако же, хороший поэт». Писать стихи Фет начал очень рано, и первая его книжка под названием «Лирический Пантеон» вышла в 1840 году в Москве к двадцатилетию со дня рождения автора.

Имя Фета на ней было скрыто под инициалами «А. Ф.». Сам Фет так рассказывает об этой книге: «Мало ли о чем мечтают 19-летние мальчики! Между прочим, я был уверен, что имей я возможность напечатать первый свой стихотворный сборник, который обозвал «Лирическим Пантеоном», то немедля приобрету громкую славу, и деньги, затраченные на издание, тотчас же вернутся сторицей.

Разделяя такое убеждение, Б. (девушка, которую юноша Фет считал своей невестой) при отъезде моем в Москву, вручила мне из скудных сбережений своих 300 рублей ассигнациями на издание, долженствующее по нашему мнению, упрочить нашу независимую будущность».

Далее Фет рассказывает, что он «...тщательно приберег деньги, занятые на издание, и к концу года выхлопотал из довольно неисправной типографии Селивановского свой «Лирический Пантеон», который, — продолжает Фет, «...появясь в свет, отчасти достиг цели. Доставив мне удовольствие увидать себя в печати, а Барону Брамбеусу поскалить зубы над новичком, сборник этот заслужил одобрительный отзыв «Отечественных записок». Конечно, небольшие деньги, потраченные на это издание, пропали бесследно».

Разумеется, пропали не только деньги, но исчезло совершенно и само издание, носящее столь громкое название: «Лирический Пантеон». Стихи, напечатанные в этом сборнике, были незрелыми, подражательными и никак не предвещавшими того поэтического дара, который пришел к автору позже. По-видимому, это понимал и сам поэт, так как в следующем своем сборнике стихов, вышедшем через десять лет, в 1850 году, из «Лирического Пантеона» он поместил только четыре стихотворения, а еще позднее — в книге стихов (под редакцией И.С.Тургенева) 1856 года — всего одно.

Сочувственный отзыв «Отечественных записок» не вскружил голову поэта. «Лирический Пантеон» спроса, конечно, не имел никакого и только усердно раздавался автором среди знакомых. А знакомые, очевидно, отнюдь не усердно хранили этот дар у себя на полках.

Вот книжка и сделалась редкостью. Феи и в зрелые свои годы немедленно уничтожал эту книгу, как только она попадалась ему на пути...

ТОЛСТОЙ А.К. «УПЫРЬ».

Последней книгой, имеющейся у меня в этом любопытном разделе библиотеки, я считаю «Упырь», сочинение Краснорогского. Краснорогский — это Алексей Константинович Толстой, известный русский поэт, назвавшийся так в первой напечатанной им книге по месту своего рождения в Красном Роге.

Было тогда А. К. Толстому двадцать три года, и всякая фантастика на него производила неотразимое впечатление. «Упырь» — это прозаический длинный рассказ, наполненный всякой чертовщиной, довольно забавный по содержанию.

Б. Маркевич, напечатавший в восьмидесятых годах в «Русском вестнике» неизданный юношеский рассказ Толстого «Семья вурдалака», писал, что «в те же молодые годы напечатан был им (А. К. Толстым) по-русски, в малом количестве экземпляров и без имени автора, подобный же из области вампиризма рассказ, под заглавием «Упырь», составляющий ныне величайшую библиогра¬фическую редкость».

Вот, собственно, вся история этой книги. Остается добавить, что сам А. К. Толстой не придавал этой ранней своей книжке ровно никакого значения и не перепечатывал ее до конца жизни. Произведение это лишь в 1900 году вторично увидело свет, перепечатанное Вл. Соловьевым, также отмечавшим редкость первого издания «Упыря». Однако книжку эту в свое время не пропустил В. Г. Белинский.

Не зная ничего об авторе, он с гениальной прозорливостью не только приветливо ее встретил, но и предсказал, что автор займет видное место в русской литературе. Сквозь юношескую незрелость увидел он «во всем отпечаток руки твердой, литературной» и нашел в авторе «решительное дарование».

Белинский высказывает мысли, которыми смело можно закончить обзор судьбы НЕКОТОРЫХ РАННИХ КНИГ русских писателей.

Белинский пишет, что молодость—«это самое соблазнительное и самое неудобное время для авторства: тут нет конца деятельности, но зато все произведения этой плодовитой эпохи в более зрелый период жизни предаются огню, как очисти¬тельная жертва грехов юности».

«Исключение остается только за гениями»,— пишет далее Белинский, напоминая, однако, что «...и ранние произведения гениев резкою чертою отделяются от созданий более зрелого их возраста...» Как все это верно! И как хочется еще раз подивиться мужеству и решимости русских писателей, не задумывавшихся предавать огню или забвению свои же собственные книги, если они, по их мнению, оказывались не достойными остаться в памяти.

Здесь даже нельзя сослаться на то, что это делалось только под влиянием неблагожелательной критики. О «Ганце Кюхельгартене», помимо разносных статей, был и очень сочувственный отзыв О. М. Сомова в «Северных цветах» на 1830 год. Сомов писал, что в «сочинителе виден талант, обеспечивающий в нем будущего поэта». Гоголь, если бы захотел, мог поверить ему, а он не поверил! Дорога стихотворца не стала его дорогой.

Не все не понравилось Жуковскому в «Мечтах и звуках» Некрасова, о книге Лажечникова не было печатных отзывов вовсе, «Парашу» и «Разговор» Тургенева, равно как и «Упырь» Алексея Константиновича Толстого, Белинский, наоборот, похвалил. Появилась, кроме отрицательной, и сочувственная статья о «Лирическом Пантеоне» Фета.

Дело не только в отзывах Вопрос заключается в личном понимании писателями качества своего труда. Высокая требовательность к себе, к своим произведениям — всегда была замечательной чертой русских литераторов.

РЕМАРК тоже был разочарован своей первой повестью, изданной за свой счет, и выкупил весь ее тираж.

Да, и у ТРИФОНОВА первая книга «Студенты», хотя и была удостоена Сталинской премии, ему в дальнейшем очень не нравилась.

ДОМАШНЕЕ ФОТО



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Ключевые слова: Чтение, книги, аналитика, систематизация,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 17.04.2018 в 06:16
© Copyright: Евгений Говсиевич
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1