ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЕКЦИИ








Мистический рассказ, основан на реальных событиях,
произошедших в одной из элитных Московских школ.
(из цикла Записки Федерального судьи)


В 2010 году я работал начальником юридического отдела в фирме,
занимающейся компьютерными технологиями, установкой и ремонтом компьютерного оборудования, монтажом и обслуживанием средств локальной
связи.
Руководил фирмой молодой, талантливый человек, хорошо разбиравшийся в предмете, а также в вопросах бизнеса в целом.
Он, окончил с красным дипломом Мехмат МГУ в июле 1991 года, как раз накануне развала СССР. Он уже не подпадал под государственное распределение на работу, не считался молодым специалистом и трудоустраивался самостоятельно, Звали его — Стрельников А.К.
Мы были просто знакомы с ним несколько лет. И вдруг, от него последовало предложение официально возглавить на фирме юридическую службу, при этом допускался мой личный подбор кадров при её формировании. Я долго не раздумывал.
Вскоре такая служба была создана. Мне, как ее руководителю, не составило труда быстро организовать юридическую работу в правильном направлении. Мое кредо было всегда работать на опережение, устранять негативные вопросы и тенденции, которые могут возникнуть в дальнейшем. Этому я старался научить и своих подчиненных.
Путем длительных переговоров и заключением мировых соглашений с партнерами или стороной, предъявляющей нам претензии того или иного рода, мы разрешали возникающую проблему в зародыше. А те, малочисленные исковые требования, которые все же доходили до судебного разбирательства, юридическая служба быстро устраняла, поскольку имела значительный судейский опыт в лице ее руководителя.
Через некоторое время у меня, и у моих знакомых, объединенных единым мировоззрением, православно верующих, возникла идея создания некого кружка, творческих единомышленников, которые могли - бы благодаря доступу к интернету и другим современным средствам связи, имеющимся на фирме, нести Слово Божие в народ.
Этому, во многом способствовало наличие свободного времени, которое у меня имелось в достаточном количестве.
Как и все неофиты, мы были окрыленные идеей, что вполне познали Истину,
что Она уже рядом с нами. Достаточно только умело рассказать о ней другим, привести примеры из жизни святых подвижников веры, и мир вокруг начнет
преображаться. Пользуясь тем, что я имел в своем активе несколько десятков собственных стихов и песен на тему православной веры, я обратился с этой идеей к руководителю фирмы.
Он выразил понимание моих устремлений и согласился принять участие в наших благих начинаниях, путем небольшой финансовой поддержки для открытия собственного сайта с названием «Духовный спецназ», оказать финансовую помощь в издании нескольких тиражей книг со стихами и песнями, с таким же названием «Духовный спецназ». Он также помог с записью в профессиональной студии звукозаписи двух альбомов с православными песнями собственного сочинения.
После того, как у нас появилась своя печатная продукция на эту тему, было решено идти в народ. Наиболее подходящей и доступной формой мы избрали чтение лекций в Государственных образовательных учреждениях — средних школах г. Москвы. Но не говорить там напрямую о Православной вере, церковном учении, духовной жизни, а остановиться на вопросах нравственно-духовного и правового воспитания подрастающего поколения.
Мы считали, что способны донести до учеников азы таких понятий, как юридическая ответственность, ее разновидности, момент ее наступления, виды наказания, предусмотренные законодательством страны.
Кроме того, наличие судейского статуса, личное знакомство с действующими сотрудниками прокуратуры, следствия и большая правоприменительная практика, позволяли мне выступать перед молодежной аудиторией с данными лекциями.
Мы поставили себе задачу, обойти 100 школ столицы. При этом, как правило, директорам школ, завучам и учителям вручали в качестве визитной карточки нашей миссионерской организации, книгу стихов - «Духовный спецназ» и два записанных студийных альбома «С точки зрения вечности» и «Искушение». Руководству школы мы объясняли, что религиозной тематики в лекции касаться не будем, ограничимся ознакомительной лекцией юриста- практика, судьи в отставке и помощника депутата Государственной Думы на правовую тему: «юридическая ответственность несовершеннолетних.
Администрацией школы нам давалось добро на прочтение такой лекции.
Мы же строго придерживались своего, заранее разработанного плана — половина сообщения или беседы уходила на ознакомление подростков с вопросами, исключительно юридической направленности, связанными с возрастом, с которого начинается юридическая ответственность несовершеннолетних, (мы проводили по этому поводу голосования среди учащихся и, почти везде сталкивались с не знанием этого вопроса, путаницей и непониманием.) Разъяснив позицию действующего законодательства на этот счет, далее переходили к видам ответственности: гражданской, административной и уголовной.
Мы приводили реальные примеры из судебной практики, объясняли, при каких условиях следует наказание за правонарушения, говорили о причинах и последствиях неправомерного поведения учеников.
Наибольший интерес, конечно, вызывала у слушателей тема отличия проступка от преступления, виды и процедура уголовного наказания подростков, государственные учреждения и должностные лица, уполномоченные заниматься детской преступностью.
Затем, мы старались аккуратно затронуть вопросы, которые касались формирования у подростка мировоззрения, семейного воспитания, слегка затрагивали темы: каких взглядов на существование религии придерживаются они сами и их родители, выполняют ли они существующие нравственные законы определенные их религией и обществом.
Потом переходили к понятиям нравственности и духовности. Но если здесь встречали либо непонимание, либо протесты представителей других взглядов (такое тоже случалось), сейчас же возвращались на освещение строго юридической тематики.
В завершении лекции-беседы следовали вопросы учеников по рассмотренной теме, а также находящиеся за её пределами.
Нами давались специально расширенные ответы и разъяснения на заданные вопросы, где всегда затрагивалась тема нравственности, морали и ответственности.
Лекции благополучно заканчивались. Нам, как правило, вручалась подготовленная администрацией школы почетная грамота, с благодарностью об активном участии в правовом и духовном воспитании подрастающего поколения.
На этом стороны, довольные проведенным мероприятием расставались, с твердым намерением совместно продолжить работу в этом направлении, не терять друг друга из вида и обращаться в случае необходимости.
Похвальные грамоты мы получали и в адрес нашего общества «Юридический спецназ», и в свой личный, но главное, в адрес фирмы, на имя ее руководителя— Стрельникова А.К. со словами благодарности за оказанную благотворительную помощь в просвещении подрастающего поколения в правовых вопросах, оказанную юридической службой его фирмы.
Вскоре эти грамоты, похвальные листы, благодарственные письма не помещались на стенах его рабочего кабинета. Зато всегда производили нужный эффект, когда проверяющие разного рода ( пожарники, прокуроры, сотрудники ИДН и т.п.) видели какую бурную общественную деятельность развернул г-н. Стрельников, и что у него такие широкие связи не только со школьными учреждениями, но и с депутатами Московской Городской Думы, депутатами Государственной Думы, Мэрией Москвы, похвальные грамоты которых тоже присутствовали на этом своеобразном стенде.
Спустя полгода с начала нашей деятельности, мы стали расширять состав лекторов, В школы одновременно, через сотрудников муниципалитета, заранее приглашались представители комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), инспекции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.
Сотрудники этих подразделений, после моего выступления, тоже
обращались с короткими и конкретными сообщениями, касающихся учеников именно этой школы, порой проводили профилактические беседы с трудными подростками, состоящими у них на учете.
Между тем, главной своей цели - плавно перейти на более откровенный и глубокий разговор об истоках зарождения неправомерного поведения подростка, о нравственном и духовном формировании личности, в процессе которого отпадает сам по себе вопрос о противоправном поведении, нам достичь не удалось.
Как только мы пытались расширить эту тему, и затронуть её духовную составляющую, как тут же либо напрягался кто-то из преподавателей, либо сами ученики высказывали резкое несогласие с нашей позицией и тихой, спокойной беседы не выходило.



П




Однажды, в солнечный зимний денек получилось так, что на очередную, запланированную лекцию - беседу в среднюю школу, находящуюся где-то в районе Мичуринского проспекта, (номера школы не помню), мне пришлось проводить одному. По различным причинам моих сопровождающих в тот день не было.
После предварительной беседы с директором школы, с его стороны была высказана просьба о проведении лекции в актовом зале, сразу с двумя классами выпускников и тремя девятыми классам.
Он выделил мне в помощь двух учителей, завуча по воспитательной работе и предупредил, что это аудитория не простая, школа элитная, среди выпускников много известных фамилий, посоветовал быть начеку, и не обращать внимания, если кто-то из учеников позволит себе некие вольности: свободное покидание лекции, перемещения по залу, разговоры по мобильному телефону.
-Сами понимаете, особый контингент, вынуждены терпеть, но осталось не долго, многие оканчивают школу, и покидают её в этом году.-
Я поблагодарил директора за предупреждение и направился в актовый зал.
Школьный актовый зал был скорее похож на большой концертный зал.
Он был очень большой, с высокой сценой, мягкими бархатными креслами.
На сцене стоял белый рояль, колонки-усилители, и профессиональный микшерский пульт, предназначенный для проведения массовых мероприятий.
Я хорошо знаком с музыкальной аппаратурой, знаю её качество и цену. Поэтому, увидев такое шикарное оборудование в средней школе, был не мало удивлен.
Тем временем, зал постепенно наполнялся учениками, которые с видимой неохотой проходили в него и старались сесть как можно дальше от сцены, где располагался я с микрофоном. Учителям и завучу стоило большого труда завести учеников всех пяти классов и посадить их как можно ближе к сцене.
Настала пора начинать лекцию.
Как обычно, завуч школы высокая, светловолосая женщина с сильным властным голосом, объявила причину и тему общего собрания, представила меня аудитории и перечислила все мои регалии, которые я заранее ей написал на листочке. Там говорилось, что на лекцию прибыл юрист- практик, который много лет проработал в органах следствия, прокуратуры и является федеральным судьёй в отставке. Кроме того, на общественных началах исполняет обязанности помощника депутата Государственной Думы РФ и является членом экспертного совета Мосгордумы.
Обычно, после этого я привык слышать, либо возгласы удивления, либо одобрения. На этот раз никакой реакции со стороны слушателей не последовало.
Публика сидела отрешенная от происходящего в зале, без конца раздавались телефонные звонки на мобильные телефоны и, не снижая громкости, по ним велись разговоры и т. д. На замечания учителей, прекратить разговоры и слушать лектора, мало кто обращал внимания.
Меня это немного смутило, но только немного. За свою жизнь мне приходилось выступать в различных аудиториях, вести допросы и беседы с убийцами и насильниками, «ворами в законе» и даже с лицами, приговоренными к высшей мере наказания — расстрелу.
Ещё во времена СССР.
И со всеми, рано или поздно, удавалось находить и общий язык и точки соприкосновения.
Поэтому, я начал своё выступление именно с самых серьёзных вещей, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних. Буквально через пять минут я понял, что говорю, практически в пустоту. Всё продолжается как прежде, каждый был занят своим делом. Или беседой с соседом, или игрой с мобильным телефоном.
Тогда я начал приводить реальные примеры из следственно-судебной практики о тяжких преступлениях, которые совершали их сверстники, специально подчеркнув, что никому из малолетних преступников не удалось избежать уголовного наказания, не смотря ни на какие заслуги, связи, или занимаемые должности их родственников.
Это чуть - чуть изменило ситуацию, некоторые ученики стали слушать выступление, но в целом, ситуация оставалась прежней.
Особенно меня раздражали три парня, сидевшие во втором ряду. Сразу было видно, что это лидеры школы. Все как на подбор спортивного телосложения, крепкие, здоровые, один даже имел несколько татуировок на руках. По их вызывающим, наглым взглядам, можно было прочесть, что всё, что я тут пытаюсь внушить и рассказать, им безразлично, т. е. «по барабану». Они полулежали в своих креслах, вытянув ноги, обутые в дорогие импортные кроссовки.
Я вновь сделал паузу. Подошел к окну (благо в руках у меня был радио- микрофон), посмотрел на заснеженную улицу и подумал про себя :-
«Ну и ты и попал» У меня не было обратной дороги назад.
Происходящее в этом зале было со мной впервые, аудитория совершенно игнорировала меня.
Тогда я твердо решил, или переломлю ход событий и заставлю аудиторию считаться со мной, либо я отсюда не выйду и вообще, получалось, что мне, как профессионалу - грош цена и эта лекция будет последней.
Помню, как я закрыл глаза, и сосредоточенно прошептал - Господи помоги мне — затем, резко повернувшись к аудитории, пошел в середину зала.
Я не знаю, откуда вдруг мне пришла в голову эта идея, до сих пор не могу понять. Как тогда удалось смодулировать эту историю, которую я раньше никогда не слышал и не рассказывал, я до сих пор понять не могу. Этот рассказ (история) будто сама исходила из моих уст, казалось, что я только озвучивал чьи-то мысли, сплошным потоком проносившиеся через мою голову.
Для придания некого трагизма, я попросил выключить свет в зале и оставить небольшое освещение сцены. Этот психологический прием давно известен в криминалистике и часто помогает следователю, когда нужно переключить внимание собеседника на что-то постороннее. Неожиданное включение и выключение электрического света (чаще всего настольной лампы), как раз посылает импульс в тот участок мозга, который ответственен за внимание
и поэтому, вольно или невольно человек вынужден замолчать, если до этого говорил.
Он хотя бы на время, но обязательно прерывает своё дело, чем бы не занимался.
Его внимание, обязательно будет сосредоточено к восприятию новой информации. Итак, наступила короткая пауза, а я тем временем, значительно понизив громкость, чтобы у слушателя напрягся слуховой нерв (это ещё один способ усилить внимание собеседника к произносимым фразам), начал свой необычный рассказ.
-Эта история, случилось не так давно, в одном из областных центров нашей страны.- Прозвучали первые фразы моего повествования. - Не буду называть вам точное название города, скажу только, что находится он по ту сторону Уральских гор.-
В этом городе жили и дружили три товарища, ваши сверстники, все трое учились в одном классе 11 лет. Учились неплохо, все были твердыми хорошистами, как и многие, занимались спортом, интересовались компьютером, но была у них одна общая страсть — они очень любили устраивать различные световые шоу. Все Новогодние праздники, да и любые другие дни, выпадающие на зимнюю пору и первую половину весны, ребята конструировали и использовали, при помощи различных петард, светящихся сигнальных ракет и т. п. свои красочные праздничные салюты.
Они создавали, так называемые долгоиграющие ракеты, когда самостоятельно, кустарным способом, объединяли заряды нескольких светящихся и разрывающихся в высоте петард, добавляли туда ещё различных доступных в свободной продаже, химических компонентов, и таким образом получалось изделие, похожее на маленькую ракету.
Но её особенность заключалась в том, что такая ракета увеличивала скорость и дальность полета и, соответственно, при её взрыве усиливался шумовой и
световой эффект. Получался почти полноценный салют.
- Идиоты , делать им было нечего - детишки, всё в песочницы играют - Раздалось несколько реплик из зала.
« Ага, подумал я, слушают, значит, немного заинтересовались».
Тогда я стал продолжать, вновь сменив тональность в голосе.
- Всё бы ничего, да вот такая необузданная, неконтролируемая деятельность этих химиков обернулась в итоге большой бедой.-
Сделав паузу, я прислушался. Посторонних разговоров или звонков не услышал и продолжил.
-Встретив свой последний Новый Год в стенах школы, ребята проводили зимние каникулы, не покидая города. Вместо намеченных планов по посещению экскурсий с классом, лыжных соревнований и других мероприятий, ребята каждый день конструировали очередную салютную петарду. А вечером испытывали её, производя запуски в различных местах.
Их знали и гоняли уже со всех соседних дворов, они перебрались в другой микрорайон, где вскоре тоже быстро надоели жителям, своими шумными запусками, Несколько раз их предупреждали в районном отделе полиции о недопустимости нарушения общественного порядка, грозились сообщить в школу.
Но, ограничившись обещаниями химиков, что они больше не будут производить пиротехнические испытания в этом районе, отпускали.
Наконец ребятам повезло, они нашли подходящее место для своих испытаний на большом пустыре, на окраине города, рядом с заброшенной стройкой.
Каникулы подходили к концу, заканчивался и необходимый материал и у этих горе - умельцев. Тогда они решили соорудить последнюю ракету, повышенной мощности, заложили туда четырехкратный заряд, произвели расчеты аэродинамических параметров, и слепили необычное изделие в виде сигареты с двумя стабилизаторами, которые прикрепили из тонкого пластика по бокам изделия, как у торпеды.
Настал день испытания, вернее вечер. Они благополучно прибыли на место запуска и стали монтировать ракету, состоящее из двух частей, которые нужно было только соединить и закрепить. Пока проделали эту работу, уже стемнело.
Ребята подготовились к запуску, и посмотрели по сторонам. Надо сказать, что пустырь этот располагался в верхней части города, на его окраине. Внизу была окружная трасса, стандартная объездная дорога, которая проходит вокруг каждого такого города. Километрах в трех от пустыря, внизу, вдоль трассы, расположился автозаправочный комплекс, с магазином и небольшим кафе.
В этот злополучный день был сильный ветер, который часто менял своё направление. Но для ребят главным было то, что основное направление ветра было в сторону дороги, а не в сторону города. Таким образом, их очередной запуск самопальной петарды никак не мог повредить населению города.
Они надеялись, что после запуска, ракету чуть отнесет в сторону, противоположную населенному пункту.
Тут я опять сделал паузу, прислушиваясь к аудитории. Стояла, как мне
показалась, тишина, лишь небольшое хихиканье раздалось со стороны первого ряда, где сидели три лидера школы. Я решительно приступил к завершению своего рассказа.
Запуск ракеты прошел весьма успешно. Сначала раздалось характерное шипение, затем хлопок и с нарастающим свистом, ракета пошла вертикально вверх.
Однако, спустя несколько секунд, на высоте 60-70 метров, подхваченная сильным порывом ветра, ракета резко изменила свою траекторию и полетела точно по направлению к АЗС. Ребята застыли как завороженные. В ночном небе, словно комета, или светящаяся ракета, проносилась их долгоиграющая петарда. Вот-вот она должна была взорваться, и рассыпаться салютом на тысячи мелких огоньков.
Однако этого не произошло. Ракета шла своим курсом строго на заправочную станцию, не снижая скорости и не меняя траектории полета.
Еще через секунду на лицах ребят застыла тревога, которую сменил уже настоящий страх. Их изобретение, запущенное в ночное небо, благополучно достигло АЗС и разорвалось как раз в трех метрах от большого резервуара с бензином, куда в этот момент, сливал топливо подъехавший автозаправщик - КАМАЗ с большой цистерной.
Вначале послышался хлопок, за ним, яркая вспышка от загоревшегося моментально топлива, сливаемого в резервуар. Потом раздался мощный взрыв, потрясший всю округу. Взрыв был такой силы, что земля задрожала под ногами ребят, находящихся в нескольких километрах от АЗС. Всё автозаправочное сооружение моментально охватило ярким, оранжевым пламенем, раздавались глухие взрывы новых резервуаров. Но ребята слышали это уже на бегу к остановке автобуса, чтобы как можно скорее попасть домой и забыть этот кошмар.
В вечерних теленовостях сообщалось, что практически дотла сгорел автозаправочный комплекс №3, недавно запущенный в эксплуатацию.
По счастливой случайности жертв удалось избежать, хотя имелись несколько пострадавших, которые госпитализированы с различными ожогами.-
- Вот это - придурки — Раздалось с первого ряда. Ну, и ,что было дальше, их нашли?-
А кто докажет, что это были они? - Раздались возгласы из зала.
Не давая шансов опомнится аудитории, я постарался поскорее завершить эту часть рассказа, следующим образом.
Трагическим баритоном я громко произнес: — А дальше, друзья мои, было самое интересное. Дело в том, что сгоревший комплекс принадлежал одному весьма уважаемому в тех краях, криминальному авторитету.-
Я выключил микрофон и пошел по направлению к сцене, где одиноко стояли мой стол, два стула и стойка для микрофона. Там я начинал свою лекцию, туда шел её заканчивать.
В зале стояла абсолютная тишина, все взоры были обращены в мою сторону. Я спокойно, не спеша сел за стол, вставил микрофон в стойку, и немного переведя дух, посмотрел в зал.
Там, как прежде сидело несколько десятков учеников, которые пришли на лекцию. Только лица и позы их сильно изменились. Все как один сидели молча. Мобильных звонков больше не раздавалось. Глаза слушателей были широко раскрыты. Они с напряженным вниманием смотрели на меня. Я произвел глубокий вздох и тихо спросил — Ну что, желаете узнать, чем всё закончилось?-
-Конечно - Дружно, почти в один голос, грянул зрительный зал.
-Тогда будьте любезны, слушатели задних рядов, пересядьте, пожалуйста, поближе, мне трудно говорить, что-то голос сегодня подсел- Попросил я и издал несколько гортанных звуков, похожих на глухой кашель.
В одно мгновение, тихо и организованно были заполнены первые ряды зала, прямо перед моей кафедрой, слушатели были готовы к продолжению истории.
Я же, довольный тем, что удалось переломить ход событий в свою пользу, стал продолжать.
- Итак, как я вам уже сообщал, заправочная станция принадлежала очень серьезному в городе человеку, как принято сейчас говорить. На самом деле, в прошлом неоднократно судимому за тяжкие преступления, а ныне процветающему бизнесмену и криминальному авторитету по кличке «Сударь».
Он, конечно, не стал обращаться в правоохранительные органы, хотя те вели обязательное в таких случаях, расследование, возбудили уголовное дело и т. д.
Служба безопасности этого Сударя самостоятельно, на вторые сутки, нашла всех троих любителей салюта.-
-И что он с ними сделал?-
-Наверное, зарыл где-нибудь в лесу? Скорее закатал в бетон?- Послышались со всех сторон вопросы.
-Нет, твердо ответил я, он поступил с ними очень жестко, быстро, но, по его мнению, в рамках закона. Он пригласил к себе в офис трех отцов этих ребят, поскольку именно родители являются законными представителями своих детей, до достижения ими совершеннолетия. Так вот, он организовал некую деловую встречу в своём стиле, где также присутствовали его адвокат и нотариус.
Он коротко объяснил родителям, что, поскольку, они несут ответственность за своих нерадивых чад, поэтому дело будут иметь лично с ним. Его мало интересует, чем закончится официальное расследование, он совершенно не желает видеть этих подростков, которые причинили ему столько вреда, поэтому без лишней суеты, он только возьмет с отцов ребят письменные обязательства о возмещении причиненного ему материального ущерба и всё.
Дальше трем мужчинам были выданы авторучки и листы бумаги.
Слово взял адвокат. Он попросил дословно всех записать продиктованный им текст, который был примерно такого содержания: РАСПИСКА дана ФИО, проживающего по адресу..., законным представителем несовершеннолетнего ФИО, по вине которого 11 января 2008 произошел пожар на принадлежащей Судареву Антону Петровичу на праве личной собственности АЗС №3.
В результате пожара, все принадлежащее движимое и недвижимое имущество, находящееся в момент пожара на станции, было полностью
уничтожено.
В итоге, общий материальный ущерб составил -21 миллион рулей. Поскольку, причинивших вред было трое, то на долю каждого приходится по 7 миллионов рублей ущерба.
Далее адвокат продиктовал следующее: Я — ФИО добровольно, без всякого принуждения, признаю обозначенную сумму ущерба моим сыном гражданину Судареву и обязуюсь погасить её в течение месяца, а именно до 11 февраля 2008 года. Если к указанному сроку я, по какой либо причине не выполню своих обязательств, то обязуюсь продать все движимое и недвижимое имущество своей семьи, включая жилое помещение, стоимость которого также войдет в зачет погашения ущерба. Далее следовала подпись, Нотариус заверял эти расписки и один экземпляр выдавался человеку, её написавшему, т. е. каждому из отцов этих ракетостроителей.
-Вот и вся история, о которой я вам хотел рассказать-
Я все время смотрел на аудиторию и под конец своего рассказа видел на лицах учеников выражение негодования, несогласия и желание выразить своё мнение по данному вопросу. Предусмотрев это, я решил «поддать жару», и закончил следующей фразой — Я предвижу многие ваши вопросы, поэтому добавлю, что в месячный срок достать необходимую сумму, не смотря на все займы, кредиты и т. д. семьям не удалось, поэтому пришлось решать вопрос с продажей жилья.-
Зал начинал закипать, но я продолжал - А теперь прошу вас ребята, вспомните, с чего всё начиналось? А начиналось все с бесконтрольной шалости подростков, которые, конечно не хотели таких последствий.
Я просто решил донести до вас этим примером, что жизнь порой очень жестоко, преподносит уроки тем, кто игнорирует нормы и правила поведения в обществе. Когда нарушаются законы, когда совершенно не возникает мыслей о возможных последствиях совершаемого тобой поступка. -
- А теперь прошу вопросы, только, не все сразу.-
Не буду описывать тот шквал негодования, несогласия, нетерпения, который последовал в выступлениях учеников. Все они были по существу. Очень яркие и эмоциональные. Я сидел, спокойно, слушал и отвечал на них, как мог, специально растягивая время.
Все вопросы и выступления, даже последовавшие от одного из сидящих впереди лидеров, сводились к несправедливости, который учинил местный авторитет, а законная власть устранилась от разрешения этой ситуации.
Прежде чем завершить лекцию и повернуть финал в нужное русло, я с горечью подумал –
Во - первых, не расскажи я этой трагической истории, вряд ли мне удалось бы добиться внимания аудитории. Но самое поразительное было, в другом. Ведь ключевым моментом, переломившим ход событий, явилось не само по себе совершение подростками правонарушения по неосторожности, нет. Это была лишь констатация печального факта. Я вспомнил выступления и реплики ребят — Сами виноваты, придурки, надо было думать головой и т.п.
Но стоило мне сказать, что история получила криминальный оттенок, потому, что ущерб был нанесен криминальному авторитету, как тут же всё повернулось другой стороной.
Мгновенно возник большой интерес к последствиям происшедшего, у слушателей.
Я лишний раз констатировал для себя печальный факт, что в наше время слово «криминальный авторитет» в кругу молодого поколения звучит по - особому. У одних романтично, у других озабоченно и неприятно.
Однако, почти всех объединяет одно — все подростки осознают, что это реальная угроза, здесь не шутят, в этой среде придется нести ответ за содеянное, тем более, если правда не на твоей стороне. Здесь происходит всё быстро, неотвратимо и жестоко, в отличие от государственных структур, тут не пройдет ложь, фальшь или притворство, которые можно пустить в ход и в школе, в органах опеки или полиции.
Прискорбно было осознавать и самому, что я был вынужден прибегнуть к такой крайности, и завоевать внимание ребят опять же — не общими рассуждениями о юридической ответственности, которое со временем последует от уполномоченных на то представителей государственных органов. Зато такая ответственность быстро и неизбежно настигает, едва доставишь проблему представителю настоящей преступной среды.
- Как далеко и глубоко зашла у нас ситуация, если бандита боятся больше, чем представителя власти. И дети это отлично понимают.-
Но я, конечно, не мог просто так оставить сложившуюся на школьной лекции ситуацию, пустив её на самотёк, я обязан был перевести всё в рамки торжества действующего законодательства, хотя бы на словах.
Я встал, поднял руку и попросил внимания. На этот раз всё было выполнено беспрекословно, и так быстро, что мне показалось, будто не я стоял в зале, а воплощение авторитета «Сударя».
-Я хотел бы закончить этот рассказ в положительном ключе, с менее трагической развязкой. Дело в том, что эта история получила широкий общественный резонанс в городе, особенно, когда дело дошло до продажи жилья. Тут вмешались сначала местные правозащитники, пресса, адвокаты. Они написали коллективное обращение в областную прокуратуру.
После проведения специального расследования и прокурорской проверки, такая жалоба, в виде прокурорского представления, была подана в федеральный суд.
Суд, исследовав в совокупности собранные по делу материалы, нашел выданные долговые расписки о причинении ущерба и добровольном его погашении, не соответствующими закону.
Он квалифицировал эти действия как сделка, совершенная при стечении тяжелых обстоятельств, для стороны, причинившей ущерб.
Все последующие судебные инстанции оставили данное решение суда в силе, а жалобы представителей «Сударя» отклонили.
Кроме того, в ходе расследования уголовного дела ряд судебных экспертиз установил, что сумма ущерба, которую обозначил «Сударь» была завышенной. А деятельность по возмещению ему причиненного ущерба и другие действия, выходящие за рамки установленного порядка, и с учетом его личности, по совокупности стало основанием для возбуждения уголовное дела в отношении самого потерпевшего Сударева, по статьям за самоуправство и вымогательство.-
Тут неожиданно для меня раздались дружные хлопки и крики одобрения со стороны учеников.
Что касается причиненного реального ущерба Судареву действиями подростков, то он был определен в судебном порядке и, как положено, начал возмещаться сторонами его причинившими. Короче всем досталось по заслугам, только в рамках действующего законодательства РФ. -
На этом лекция была завершена, тем более что уже давно прозвенел звонок на перемену и учащиеся должны были идти на занятия в другие классы по расписанию.
Но никто не хотел расходиться, меня ещё долго не отпускала толпа ребят, которая окружила плотным кольцом стол, за которым я находился. Поток вопросов не прекращался, ответить на все, просто не было времени. Тогда мы все вместе с педагогами решили в следующей четверти провести ещё одну подобную встречу, здесь, в прежнем составе, но построить её в форме вопросов-ответов.
Когда, наконец, зал покинул последний ученик, моя сопровождающая завуч школы поблагодарила ещё раз за проведенную встречу и выразила удивление, что впервые была свидетельницей того, как мне удалось справиться с совершенно неуправляемой аудиторией.
Она сказала:- Вы знаете, этот контингент ребят, который здесь сегодня присутствовал, да ещё в таком количестве, может помолчать и послушать минут пять лишь меня и директора школы, затем всё равно теряется нить управляемости, подростки продолжают заниматься более важными, для себя делами. -
Мне, конечно же, было приятно это слышать. Я ей ответил, в стиле, что нас этому учили, у меня большой опыт в проведении подобных мероприятий и т.д. Но на самом деле я понимал, что моих усилий, знания и опыта здесь было явно недостаточно.
Только благодаря помощи свыше, моему молитвенному обращению за такой помощью, стало возможным, навести порядок в этой непослушной, неуправляемой аудитории.
Я был просто инструментом этого действия, а как в действительности сработал этот тонкий духовный механизм, который воздействовал отдельно на каждую душу слушателя, останется для нас непостижимой тайной.
Так ещё раз мне удалось убедиться в постоянном Божественном промысле о каждом из нас, в Его близости и готовности прийти на помощь после искреннего к Нему обращения.
Конечно, я не стал делиться своими соображениями на этот счет с руководством школы, а, получив благодарность от директора, покинул учебное заведение в прекрасном расположении духа.
Выйдя на улицу и вздохнув свежего, морозного воздуха, я мысленно поблагодарил Создателя за всё, и потихоньку побрел в сторону автостоянки, к покрывшемуся легким инеем своему автомобилю.



февраль 2010 г. Москва


Закрепить на главной
Рубрика произведения: Проза ~ Остросюжетная литература
Ключевые слова: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЕКЦИИ,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 28
Опубликовано: 01.02.2018 в 16:02

© Copyright: Сергий МартусовПросмотреть профиль автора
Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

© 2009-2018 Litprichal.ru. Литпричал - современный литературный портал.
Стихи, проза, все литературные жанры. Литпричал - это сайт для авторов и читателей.
Отправляя любой текст, через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.
О нас Контакты Словари Карта сайта



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Мистика
Ключевые слова: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЕКЦИИ,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 32
Опубликовано: 23.02.2018 в 20:02
© Copyright: Сергий Мартусов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1