Непонимание и страдание


       Я не являюсь сторонником буддизма. Но сказать, что Будда под деревом бодхи достиг просветления, значит еще ничего не сказать...

       Начну с того, что просветление имеет равнозначные термины «путь пробуждения» и «путь освобождения». Продолжу тем, что Будда выступал против ложного взгляда на действительность, но считал, что они – все ложные и надо заниматься практикой...

       Мы можем стремиться к просветлению, пробуждению и освобождению, но вряд ли достигнем чего-то, поскольку здесь важна степень жертвы. У Будды она была высшей. Будучи наследным принцем Сиддхартхой, он покинул любимую жену и ребенка, бежал из дворца королевства Шакья, отказался не только от богатства, но и от престола.

       Он возвратил трону украшения и одежды, которые были на нем, и собственные волосы (отсюда у нас мода на бритых, особенно среди плешивых) и стал бродягой.

       Страдания не покидали его во время странствий, а он полагал, что избавится от них при наличии беспрецедентной жертвы. Вот тогда бывший принц сел под дерево бодхи и поклялся, что не покинет сего места до тех пор, пока не достигнет понимания...

       Над ним раскинулось огромное звездное небо, и он увидел, что все явления во Вселенной взаимосвязаны и без такой Взаимозависимости она превратится в пустоту. Но это лишь умозрительное понимание, а не точный путь освобождения от страданий.

       Необходимо практическое знание той единственной дороги, по которой следует идти. И тогда ему пришли в голову знаменитые пять «не» из дорожной карты, которой мы теперь располагаем: не убивать, не воровать, не блудить, не врать и не пить.

       Остановлюсь на «пятом пункте». Пьяница истязает себя и других, он – жалкий раб своей страсти. Если ему будет дано избавиться от нее, он получит радость свободы.

       Радость эта будет недолговечна, ибо у человека есть и другие вожделения. Все они, кроме насущных потребностей, должны быть обезврежены, как смертоносные мины, жизненной практикой. Это и есть Путь, которому впоследствии учил Будда...

       После размышления под деревом бодхи Сиддхартха осознал, как избавиться от страданий, и из бродяги преобразился в монаха Гаутаму. На вопросы о том, есть ли Бог, бессмертие, бесконечна или конечна Вселенная, существует или не существует личность, он не давал прямого ответа. Но уверял, что самость вредит человеку.

       Когда брамин и огнепоклонник Кассапа (будущий ученик Будды Махакассапа) заявил Гаутаме, что в основе всего сущего лежит пламя, тот возразил, что это – слишком узкая, отвлеченная доктрина. Важны практический путь и реальная дорожная карта.

       Он прошел по этому пути, изучил эту дорожную карту до конца с помощью медитации, дыхательных упражнений, специальных молитвословий. Он достиг Любви и Понимания в отношении всего живого, радости бытия и стал Пробужденным – Буддой...

       Я занимаюсь упрощениями. Кто хочет подробнее познакомиться с темой, советую прочитать увлекательный двухтомник «Древний путь. Белые облака». Книга написана буддийским монахом Тик Нат Ханом, настоятелем монастыря «Селение слив» во Франции. Будда утверждал, что в одной из прошлых жизней был сливовым деревом, но о метемпсихозе говорил уклончиво.

09.02.2018




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 67
Опубликовано: 09.02.2018 в 15:03
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1