Страшно и не страшно


Страшно и не страшно

Вчера перечитал «Смерть Ивана Ильича» – 70-страничную повесть Льва Толстого, которая впервые была опубликована в 1886 году и вызвала бурное обсуждение не только в творческой среде, но и огромный общественный резонанс. Ныне так не бывает, поскольку писателей хотя бы среднего уровня у нас давно не появлялось.

Петр Ильич Чайковский по поводу «Ивана Ильича» записал в дневнике: «Более чем когда-либо я убежден, что величайший из всех художников есть Л.Н. Толстой. Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают всё великое, что дала человечеству Европа».

Впервые я прочитал эту повесть не в студенческие годы, а после тридцати, когда мой близкий товарищ Толя Федосов написал инсценировку по мотивам «Смерти Ивана Ильича». Ее предполагалось поставить в провинциальном театре. Мы тогда думали, что Толстой обличал бессмысленность жизни, то, что люди считают для себя приличным заботиться о достатке, делать карьеру, предаваться известным удовольствиям, не отягчая себя высокими целями или порывами, а взамен получают пустоту.

Авторы неудачного фильма по повести Толстого Кайдановский и Приёмыхов, оба страдавшие алкоголизмом и оба теперь покойные, придерживались того же мнения.

Ныне, с высоты своих не слишком преклонных лет, я готов утверждать, что Л.Н. посвятил работу именно проблеме смерти. Но раскрыть ее можно не иначе, как через жизнь. Через одиночество человека, которое особенно им ощущается, когда он становится окружающим в тягость, когда они думают: поскорее бы освободил место и дал бы другим воспользоваться отпущенными ему благами, а их ведь ждет то же самое.

Многие страницы читать страшно, особенно те, где говорится, как из-за пустякового бытового ушиба постепенно вырастает неизлечимая тяжелая болезнь, как Иван Ильич не находит ответа на вопрос о том, чем он провинился, чем он хуже других – благополучных и здоровых. И перед Кем он провинился? За что ему такие мучения?

И вдруг начинаешь себя ловить на мысли: может быть ошибся великий писатель? Ведь известно много случаев, когда близким смертельно больного человека страшно, а ему самому не страшно. То ли он не понимает, что с ним происходит, то ли он перешел в абсолютно растительное состояние и реальность покинула его, то ли обезболивающие наркотические вещества подарили ему мир иллюзий и галлюцинаций.

Но нет, конечно, Толстой мудрее нас. Иван Ильич, подобно нам, не способен ответить на извечные вопросы. Однако в поисках ответа он вспоминает свое чистое и светлое детство, подлинную любовь, а не женитьбу по расчету. Испытывая поначалу ненависть и зависть к окружающим, которые остаются жить и не готовы, за редким исключением, сострадать ему, он в конце сам начинает жалеть их. Они остаются здесь прозябать, а он уходит туда, где не может быть хуже. За пару часов до смерти он видит далекий свет, и радостное чувство охватывает его, ибо тайна вскоре откроется ему...

13.01.2018



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 4
Количество просмотров: 42
Опубликовано: 13.01.2018 в 10:41
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора

владимир верещак     (22.01.2018 в 19:33)
Произведение свидетельствует о том, что величайший писатель всех времён и народов уже находился на пороге сумашествия.

Михаил Кедровский     (23.01.2018 в 19:21)
Видимо, я плохо изложил повесть Толстого, а ее надо, конечно, образованному человеку прочесть. До ее написания Лев Николаевич несколько раз тяжело болел и был при смерти. И ему тогда пришла мысль, что умирать не так страшно, гораздо труднее бывает бесцельно, неинтересно и неудачно жить. Что тут безумного?

владимир верещак     (27.01.2018 в 11:54)
Ваш пересказ проникнут безмерным уважением к творчеству общепизнанного гения. Лучше сказать трудно. Я полностью разделяю Ваше мнение о нём, но занимаясь сочинительством, я стал изучать жизнь великих писателей, чтобы понять - полезное или вредное это занятие для моей психики. Нелицеприятные черты их личностей тщательно заретушированы и идеализированы. Прочитав Вересаева "Пушкин в жизни" я понял почему он подставил себя на дуэли. Есенин, Маяковский, Высоцкий, лев Толстой предстали передомной в другом свете. Находясь на конференции (случайно) профессиональных писателей в доме литераторов я услышал отличную от энцеклопедической версию смерти Льва Толстого. "Однажды он оделся в рубище, купил билет на поезд и уехал в неизвестном направлении. Больше его никто не видел". Привожу цитату в подтверждение моей версии.
"Человек, который большую часть жизни был проповедником евангельской этики, а последние 30 лет жизни посвятил проповеди христианского учения (как он его понимал), оказался в конфликте с христианской Церковью и в конечном счете был отлучен от нее. Человек, который проповедовал непротивление, был воинствующим борцом, который с ожесточением Степана Разина или Пугачева набросился на всю культуру, разнося ее в пух и прах. Человек, который стоит в культуре как феномен (его можно сравнить только с Гёте, если брать Западную Европу), универсальный гений, который за что бы ни брался — пьесы ли, публицистика ли, романы или повести — всюду эта мощь! И этот человек высмеивал искусство, зачеркивал его и в конце концов выступил против своего собрата Шекспира, считая, что Шекспир зря писал свои произведения. Лев Толстой — величайшее явление культуры — был и величайшим врагом культуры". ww.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc4_04.html

Михаил Кедровский     (27.01.2018 в 17:07)
Творчество и человек -- разные вещи. Вересаев писал не только о Пушкине, но и о Гоголе. Причем даже не писал, а приводил документы. Говорят, что Маяковский был скверным человеком, а Булгаков и того хуже. При этом нельзя забывать, что и завистников у таких людей хватает.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1