«Петербуржские* неологизмы**», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!».
***
Взял перо, неологизмы питерские записать. Глядь, вокруг меня собрались черти - С требованьем описать: петербургские* мотивы, площади, мосты, переулки чинные и миражи...
***
13-ое число, за окном четвертая суббота.
***
Вот пытаюсь без слез посмотреть На него. Всё пытаюсь, пытаюсь, пытаюсь… И стереть поскорей с Рубинштейна лица Это «чудо» упорно стараюсь. *
Этот дом заставляет меня побелеть… Перед ужасом все же белеют? А потом – заставляет меня покраснеть… От стыда же обычно краснеют?
Ради счастья людей должен был умереть Этот Оль, да еще в колыбели, И свой город тогда, и себя пожалеть, - «Злые» питерцы б не захотели…
***
P.S. Протрезветь, жизнь моя отработана Всё бы бросить, в Москву бы уплыть! Но Судьба на Рогатки*** намотана, И в комплекте отсутствует нить…
***
* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш). ** петербургский-петербуржский *** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.
*******
* Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее - коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название "Слеза социализма". Впоследствии была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет. Адрес: ул. Рубинштейна, 7.