ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - КОМБАЙН...


ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - КОМБАЙН...
Давно ушло в прошлое время, когда хлеб убирали вручную: жали серпами, связывали в снопы, обмолачивали цепями, отделяли зерно от соломы и половы на ручных веялках. Чтобы в ручную за день сжать хлеб на одном гектаре земли, требовалось тридцать жнецов, а чтобы вымолотить зерно из колосьев и отделить его от соломы - еще сорок человек.
   Для облегчения этих тяжелых и трудоемких работ были созданы машины: жатки, скашивающие хлеб, молотилки, обмолачивающие зерно, сортировки, отделяющие полноценное зерно от негодных семян и семян сорняков, очищающие зерно от примесей. А  потом жатку, молотилку и сортировку объединили в одну машину, поставили на колеса - и появился зерноуборочный комбайн. Первую такую машину в 1868 году разработал русский изобретатель А.Р.Власенко. Сначала такие машины за собой возил трактор, а позднее они стали самоходными.
    Ныне комбайнер работает в значительно более комфортных условиях, чем раньше. Кабина оборудована кондиционером,отопителем, вентиляционной установкой, очищающей подаваемый воздух, электрическим стеклоочистителем, тонированными стеклами, солнцезащитными козырьками, фарами для работы в ночное время, зеркалом заднего вида, термосом для питьевой воды.
   Известно, что на комбайнах марки "Дон" впервые в нашей стране были применены бесконтактные электронные устройства для контроля за всеми основными сборочными единицами и агрегатами.
   Система автоматического контроля технологического процесса и состояния важнейших агрегатов комбайна "Дон" обеспечивает изменение частоты вращения основных рабочих органов комбайна и скорости его движения. Она также выявляет отклонения от номинала частоты вращения валов или режимов двигателя, гидросистемы, молотильного аппарата и других агрегатов от нормы и предупреждает об этом комбайнера с помощью светового табло и звуковой сигнализации.
   Световое табло установлено в кабине на передней стенке отсека кондиционирования и вентиляции, здесь же расположен блок переключателей электрооборудования комбайна.
    На комбайнах последнего поколения для контроля основных эксплуатационных параметров управления технологическим процессом широко используются компьютерные устройства.
   А  вот как работает современный комбайн. Сначала полосу стеблей убираемой культуры захватывают лопасти мотовила и подводят к режущему аппарату. Срезанные стебли подаются мотовилом к шнеку жатки.
   Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанные стебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственно поступающие от него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбирается битером проставки и передается к транспортеру наклонной камеры, который направляет ее в приемную камеру молотилки.
   В комбайнах используют три типа молотильных аппаратов: бильный, штифтовый и аксильно - роторный. Основное назначение молотильного аппарата - выделить из колоса все зерна, по возможности не поражая их. При этом стремятся и к максимальным повреждениям стеблей, чтобы не затруднять сепарацию зерна на решетках очистки и соломотрясе.
   В  своей книге "Зерновые комбайны" А.Ф.Морозов отмечает, что в процессе обмолота должна быть разрушена естественная связь между семенами, пленками и колосковыми чешуйками. Обмолот в молотильном устройстве происходит в результате многократных ударов по стеблям и колосу при протаскивании массы через молотильный зазор между барабаном и подбарабаньем (декой). Барабан, вращаясь, захватывает массу бичами, нанося при этом по ней удары, и продвигает его по молотильному зазору. Скорость перемещения массы зависит как от скорости вращения барабана, так и от величины молотильного зазора. Верхний слой стеблей движется значительно быстрее нижнего, соприкасающегося с неподвижной декой.
   Обмолот в шлифтовом молотильном устройстве происходит в результате многократных ударов по стеблям и колосу при протаскивании массы между штифтами подбарабанья.
   В  аксильно - роторном молотильно - сепарирующем устройстве хлебная масса обмолачивается также благодаря воздействию на нее бичей, но в процессе обмолота она совершает винтообразное движение.
   Молотилки отечественных комбайнов "Дон", "Нива" выполнены по классической схеме, наиболее распространенной в зарубежных комбайнах. В  нее входят молотильное устройствос одним бильным барабаном и решетчатым подбарабаньем, активный отбойный битер, клавишный сепаратор соломенного вороха, двухстанная решетчатая очистка.
   Из молотильного аппарата хлебная масса выходит в виде двух фракций - соломенного и зернового вороха. Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому и часть зерна, попадает на соломотряс, на котором выделяются оставшееся зерно и мелкие соломистые частицы, а солома по соломотрясу поступает к копнителю.
   В  зависимости от конструкции молотильного устройства и условий уборки в соломе, поступающей на соломотряс, содержится от 5 до 30% общего количества зерна, проходящего через весь комбайн.
   В  отечественных комбайнах применяются соломотрясы только клавишного типа. Принцип работы такого саломотряса основан на выделении зерна из слоя соломистого вороха в результате встречных ударов, наносимых клавишами по падающей на них массе.
   При сходе с саломотряса солома захватывается граблинами соломанабивателя и направляется в камеру копнителя.
   По мере накопления копнителя растет усилие подпрессовки соломы, которое воздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полного наполнения копнителя. Если механизатор почему - либо не заметил этого сигнала и не сбросил копну, то включается автомат сброса копны.
   Зерновой ворох, выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломистые частицы, выделенные на саломотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этот ворох на очистку.
    На решетках очистки, обдуваемом вентилятором, зерно окончательно отделяется от соломистых примесей. Чистое зерно,прошедшее через оба решета, поступает по скатной доске решетчатого стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором в бункер.
    "Недомолоченные колоски, сходящие с нижнего решета и с удлинителя верхнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, - пишет А.Ф.Морозов, - попадают в колосовый шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономному домолачивающему устройству, где выделяется оставшееся в колосках зерно.  
    Образовавшийся после домолота ворох поступает в горловину распределительного шнека, который сбрасывает его на конец транспортной доски (благодаря специальной конструкции кожуха распределительного шнека ворох равномерно распределяется по ширине молотилки). При этом труднообмолачиваемые колоски могут несколько раз циркулировать по контуру "домолот - очистка", пока не произойдет их полный вымолот.
   Мелкая соломистая часть вороха транспортируется воздушным потоком и решетками к половонабрасывателю, который подает ее в камеру копнителя или в шнек половоотборника измельчителя.
   При использовании навесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно на измельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается через дефлектор в тележку или на поле. При этом она проходит через нижний люк и лопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений: для разбрасывания по полю или укладки в валок".
   К  зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры. Так, кукурузоуборочный комбайн срезает высокий кукурузный стебель, отделяет от него початок и дробит стебель на мелкие кусочки ( после дополнительной обработки из этой массы готовят корм для скота - силос).
   Льноуборочный комбайн сначала осторожно вытягивает нежные стебельки льна из земли, стальными гребенками счёсывает с них коробочки с семенами и листочки, а потом связывает стебельки в снопы.
   Существует и специальный комбайн для уборки сахарной свеклы. Стальными пальцами он захватывает ботву, выдергивает растение из грядки, отрезает ножом зелень и стряхивает прилипшую землю.
   Картофелеуборочный комбайн сначала подкапывает большой пласт земли и осторожно размельчает его - чтобы не повредить клубни. Затем, перемещая и  одновременно встряхивая, просеивает землю на прутиковом в транспортере, освобождает картофель и подает его в кузов грузовика.
   Известно и то, что помимо перечисленных комбайнов инженеры создали и продолжают совершенствовать машины для уборки других видов зерновых и овощей.
    Сельское хозяйство и его механизация начали интенсивно преобразовываться и изменятся начиная с середины девятнадцатого века.В Европе и Америке были созданы промышленные семенные фирмы, крупные селекционные предприятия. Именно развитие капитализма и привело к повышению роли в сельском хозяйстве селекции растений. В Германии Ф.Ахард заложил основы селекции сахарной свеклы с целью увеличения в ней содержания сахара и достижения высокой урожайности. Именно тогда стали известны продуктивные сорта пшеницы английских селекционеров П.Ширефа, Ф.Галлета и немецкого ученого В.Римпау. В России было организовано Полтавское опытное поле (1884 г) для изучения сортового состава пшеницы. Еще в 70 - х годах девятнадцатого века создаются опытно - секционные станции по сахарной свекле в лаборатории при крупных сахарных заводах. В  это же время И.В.Мичурин (1855 -1935) успешно работал в области селекции плодовых культур. В Швеции в 1886 году была создана Свалевская селекционная станция. Она сыграла большую роль в выведении сортов овса и других зерновых культур, получивших широкое призвание. В США опытно - селекционные станции и лаборатории были организованы в каждом штате. Селекцией занимались и целые семеноводческие компании. Американский селекционер Л.Бербанк (1849 -1926) вывел новые сорта плодовых и декоративных растений...
   Вместе с развитием агротехники совершенствовались и сельскохозяйственный инструмент, сельскохозяйственные машины...
   В 1864 году инженер Д.К.Советкин сконструировал в России передаточный плуг с чугунным корпусом и полувинтовым отвалом. в  70 - е годы девятнадцатого века появился "рязанский" плуг А.Г.Павлова. Начиная с 70 - х годов девятнадцатого века в Западной Европе широко распространяются многокорпусные (от 2 до 7) плуги, двойные зигзагообразные,  S - образные бороны и кольчатые культиваторы системы немецкого инженера Н.Ф.Эккерта. Для приведения их в движение использовали паровую машину или локомобиль, который тянул плуг, борону или культиватор по пашне с помощью проволочного каната. Использование паровых машин позволило увеличить глубину вспашки до 48 сантиметров. Средний урожай пшеницы на участках, где применялись эти машины, повысился на 24% Паровая машина обрабатывала в день от 2 до 10 гектаров, а при использовании конной тяги вспахивали не более 1,5 - 2 гектаров. В 80 - е годы девятнадцатого века стала широко известна немецкая рядовая сеялка Фоулера. В  конце 90 - х им же была построена паровая рядовая сеялка, к которой присоединялись культиватор и борона. В 1870 году была разработана жатка - самосброска "Варшавянка". Несколько позднее появились жатки - сноповязки. Жатки получили большое распространение как в Европе, так и в Америке. К 1870 году в США применялось около 50 тысяч жаток. К  началу двадцатого века заводы Чикаго выпустили 5 миллионов жаток, которые экспортировались во все страны мира. Механизировался и обмолот зерна. Наряду с простой молотилкой, изобретенной еще в конце восемнадцатого века, стали использовать и сложную, которая сортировала и очищала зерно. Все шире стали применять паровые молотилки. 
    Однако еще большинство сельскохозяйственных машин было на конной тяге. Попытки приспособить паровые колесные тракторы для обработки земли без рельсов потерпели неудачу, так как колеса тракторов утопали в пашне или сильно уплотняли поля. Только появление тягачей на гусеничном ходу улучшило положение в этой области.
   В 1888 году пароходный механик Ф.А.Блинов (1832 - 1902) построил и испытал в России первый в мире гусеничный трактор мощностью 20 лошадиных сил. Посредине "вагона особого устройства с бесконечными рельсами", как называл его Ф.А.Блинов, стоял паровой котел с двумя паровыми машинами. Перед котлом размещалась будка и баки для воды и топлива. Однако из - за несовершенства конструкции трактор не получил практического применения. Начиная с 1890 года в США, а затем и в других странах стали использовать паровые тракторы. Идея построить трактор с двигателем внутреннего сгорания принадлежит изобретателям Э.Харту и Парру, предложившим проект такой машины в 1896 году. В 1901 году было построено несколько паровых колесных тракторов названных "Харт - Парр". Использование их в сельскохозяйственной практике началось с 1907 года, а массовый выпуск - в годы первой мировой войны.
   В России создание тракторов с двигателем внутреннего сгорания связано с именем ученика Ф.А.Блинова Я.В.Мамина (1873 -1955). Он одним из первых сконструировал бескомпрессорный дизель, работавший на сырой нефти, пригодный для установки на тракторе. В 1911 году Мамин изготовил колесный трактор мощностью 25 лошадиных сил и дал ему имя "Русский трактор". Последующие усовершенствования позволили увеличить мощность трактора до 45, а затем и до 60 лошадиных сил. Производство этих тракторов было налажено на Балаковском заводе. В 1914 году он выпустил более 100 машин. Тракторы стали изготовлять на заводе "Аксай", в Ростове на Дону, а также на заводах Харькова, Коломны и Брянска. До 1917 года, до Великого Октября было выпущено всего 165 тракторов. В  целом энергетическая мощность сельского хозяйства дореволюционной России составляла 23, 9 миллионов лошадиных сил, однако лишь 0,2 миллиона лошадиных сил (менее 1%) из них были механическими. Энерговооруженность крестьянских хозяйств в 1913 - 1917 годах не превышала 0, 5 лошадиных сил на одного работника, энергообеспеченность составляла 20 лошадиных сил на 100 гектаров посевов. В 1913 году сельским хозяйством России был потреблен лишь 1 миллион кВт часов электроэнергии (в основном помещичьими хозяйствами).
    В  первые десятилетия двадцатого века начинается производство еще одной  важнейшей сельскохозяйственной машины  - комбайна то есть комбинированного устройства для одновременного выполнения нескольких процессов обработки зерновых культур. Предшественником комбайна была сложная молотилка. Первые конструкции комбайнов изготовленные в 1905 - 1915 году производили жатву, обмолот и очистку зерна. Однако несовершенство их механизмов и частые поломки сдерживали развитие комбайностроения.
    А  применение передовых приемов обработки почвы, внесение минеральных удобрений, селекция и внедрение новых продуктивных сортов растений, изготовление машин и механизмов позволили увеличить и производство зерновых в мире. Например, в Западной Европе и Америке урожайность зерновых культур в 1909 - 1913 годах составляла 14 - 20 центнеров с гектара. В Канаде на душу населения в среднем тогда производилось около двух тонн, в Аргентине - около полутора тонн, в США -свыше тонны зерна в год. В России урожайность зерновых культур была в среднем 7 центнеров с гектара, а на душу населения производилось 455 килограмм в год. Из России вывозили 26% мирового экспорта зерна. Такие "успехи" достигались за счет систематического недоедания крестьян, а в неурожайные годы - голода. Помещикам было выгоднее вывозить основную массу хлеба за границу, чем продавать на внутреннем рынке.
    В  последней четверти девятнадцатого века широко распространяется возделывание картофеля. В Германии этой культурой было занято около 3,3 миллиона гектаров, в России - около 1,6  миллиона гектаров. Большие площади засеивались картофелем во Франции, Австрии и других странах. Способность картофеля приспосабливаться к различным природным условиям ( от экватора до 70 градусов северной широты) сделала его одним из самых популярных пищевых продуктов. Были выведены новые высокопродуктивные сорта картофеля, приспособленные к конкретным местным условиям: ранний, средний и поздний, столовый и кормовой, белый, синий и красный. Уборка картофеля в основном осуществлялась тогда в ручную, а также плугом, сохой или окучником на конной тяге. К  концу девятнадцатого века появилось множество специальных машин. Наиболее известными были картофелекопатель - швырялка английского инженера Гансона и картофельный плуг Сакка. Для сортировки картофеля применялась сортировальная машина...
   В советское время комбайновые заводы выпускали не только эти сложные машины - комбайны но и всякие приспособления к ним, которые бы позволяли убирать различные зерновые и масленичные культуры: пшеницу, рожь, овес, кукурузу, сою, гречиху, подсолнечник и многие другие. И  еще одна маленькая деталь. Оказывается при работе на влажных рисовых полях комбайны устанавливают не на пневматические колеса, а на гусеницы...



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Проза ~ История
Ключевые слова: История, комбайн, сельскохозяйственная техника и ее развитие, хлеб, зерно, картофель, техника, трактор, изобретатели комбайна,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 48
Опубликовано: 30.12.2017 в 23:48
© Copyright: Дмитрий Выркин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1