"103" ВЫЗЫВАЛИ? (Городской, специальный транспорт) Очерк № 2


"103" ВЫЗЫВАЛИ? (Городской, специальный транспорт) Очерк № 2
     Известно, что здоровье это одна из главных предпосылок гармоничного развития человека и вместе с тем важнейший фактор повышения эффективности производства. Заболеваемость же становиться тормозом на пути гармоничного развития человечества, наносит огромный  экономический урон народному хозяйству. Охрана здоровья людей - это задача поистине всенародная. В  нашей стране она решается комплексом социально - гигиенических и медицинских мер. И  в этом комплексе огромная роль принадлежит самому человеку. Травмы наносят ощутимый ущерб человеку в отправлении жизненно важный функций. Правильно оказанная первая помощь не только влияет на тяжесть, продолжительность и исход заболевания, но и в ряде случаев спасает жизнь, предупреждает инвалидность. Необходимость в оказании первой медицинской помощи возрастает от года к году. О том, что это так, говорят следующие факты. Травматизм в наше время среди других заболеваний занимает третье место после сердечно - сосудистой и онкологической патологии. Практика свидетельствует, что главной причиной смерти у мужчин в возрасте - 35 - 45 лет является травматизм. Нередко говорят, что лучше вызвать "Скорую", чем самим оказывать помощь при несчастных случаях, дабы не навредить пострадавшему. Подобное мнение неверно по - существу, так как "Скорая" может в идеальном случае приехать через 10 - 15 минут. А  положительный эффект от проведения мероприятий, например, по оживлению возможен лишь в течении первых трех минут с момента клинической смерти. До приезда "Скорой" надо всегда стремиться облегчить состояние больного. У медиков бывают отвратительные дни и часы - когда они чувствуют, что бессильны перед болезнью, понимают, что человека можно было бы спасти, получи он необходимую помощь в первые секунды после несчастья. Но как часто, увы,тот,кто находится рядом с больным, теряется и не знает, что надо делать. А  как же хотелось, чтобы каждый из нас стал надежным помощником врачей...
     Номер "103", а еще несколько десятилетий назад в номере "Скорой" было только две цифры "03", заучивают наизусть, как правило, с малых лет и помнят потом всю свою жизнь. Он может понадобиться неожиданно, когда случается беда и на счету минуты. Произошел несчастный случай, и мы кидаемся к телефону, чтобы набрать спасительное "103".
    "Скорая" слушает..." - раздается в трубке, и становиться чуть- чуть спокойнее: сейчас тебе помогут, вызволят из беды, спасут! И  это действительно так! Служба "Скорой помощи" - организация особая. Она нацелена на необычные, как говорят врачи, экстремальные, ситуации, когда недуг принимает угрожающий характер.
     Интересна по - своему и история скорой медицинской помощи. Мы знаем, что человечество всегда стремилось к облегчению страданий  жертвам несчастных случаев. Понятие о скорой медицинской помощи существовало еще в глубокой древности. До нас дошли сведения о том, что на дорогах, по которым двигались большие массы пилигримов, создавались убежища для нуждающихся в экстренной помощи. Позднее подобные убежища разворачивались на главных пограничных пунктах.
     В  двенадцатом веке рыцари Иерусалимского ордена св.Иоанна в Англии основали благотворительное общество, в задачи которого входило оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев. В  пятнадцатом веке в Голландии появились организации скорой помощи утопающим.
     Рост городов и бурное развитие промышленности неудержимо влекли за собой увеличение числа несчастных случаев. Возникла потребность в создании особой, хорошо организованной службы скорой помощи, которая могла бы в считанные минуты оказываться на месте происшествия. Однако государства неохотно откликались на эту потребность, и поэтому первые формирования скорой помощи возникли по инициативе частных лиц.
     Лишь значительно позднее, когда "Скорая" стала заявлять о себе, городские самоуправления стали оказывать ей поддержку. Но заметим, в ряде капиталистических стран Запада до сих пор основную роль в деле оказания экстренной помощи играют добровольные сообщества.
     Организация скорой помощи окончательно выделилась только в конце девятнадцатого века. И  толчком, пусковым механизмом к тому служили, как правило, трагические обстоятельства. 8 декабря 1891 года во время спектакля в зрительном зале венского театра комической оперы вспыхнул пожар. Погибло около 500 человек. Десятки обожженных людей часами лежали на улице в ожидании медицинской помощи. Но она так и не пришла. Ее не было. И  это в Вене, городе с прекрасно оборудованными клиниками и больницами!
     Потрясенный страданиями несчастных, профессор - хирург Яромир Мунди на другой день - 9 декабря 1891 года выступил инициатором создания организации, которая оказывала  бы экстренную помощь при несчастных случаях. Организацию назвали станцией скорой помощи. В  первый год она оказала медицинскую помощь свыше 2 тысячам пострадавшим и завоевала у населения огромную популярность. Деятельность станции вскоре обратила на себя внимание во многих странах Европы. В Варшаве в 1897 году было создано общество скорой помощи, при котором открылись станции скорой помощи по типу венской.
    Затем появилась такая станция в Одессе. Небезынтересна причина ее возникновения. У  единственной дочери одесского богача Толстого во время еды в ротоглотке застряла рыбья косточка. Перепуганный отец объездил все больницы города, пока нашел нужного врача. А  позже, узнав, что в Вене есть собственная служба, призванная оказывать немедленную помощь при несчастных случаях, Толстой поехал в Вену, изучил там работу станции скорой помощи, и вернувшись в Одессу, организовал такое учреждение в городе.
    В Москве станции скорой помощи открылись 1898 году на пожертвования благотворительницы А.И.Кузнецовой. Содержались они при полицейских частях. На места происшествия выезжали фельдшера в сопровождении полицейских.
    В 1899 году станции скорой помощи были организованы в Петербурге, в 1902 году - в Киеве.
    В 1915 году скорая медицинская помощь имелась лишь в 13 - ти городах, ночные дежурства врачей - в 20, помощь на дому - в 34 городах страны.
    Однако к началу Великой Октябрьской социалистической революции многие станции, в том числе и в Москве, прекратили свое существование. Лишь Советская власть вдохнула живую струю в новую систему организации здравоохранения. В  постановлении Советского правительства от 22 декабря 1917 года "О страховании на случаи болезни", в частности, обращалось особое внимание на"первоначальную помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях". А  11 июля 1918 года Владимир Ильич Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров об организации Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Под руководством Н.А.Семашко и З.П.Соловьева были разработаны основные организационные формы службы  скорой медицинской помощи.
     В июле 1919 года коллегия врачебно - санитарного отдела Московского Совета приняла решение об открытии в Москве на базе Шереметьевской больницы станции скорой помощи. Был подобран штат врачей и фельдшеров. Из трофейных частей был собран автомобиль, явившийся первой санитарной машиной. И 15 октября 1919 года врач В.А.Кругликова приняла первый вызов. Так начала работать первая советская станция скорой медицинской помощи.
    Организационная работа находилась в стадии становления, поэтому на первых порах к телефону подходили сами врачи и записывали вызовы. Единственный автомобиль прибывал из гаража в Миуссах на Сухаревку за врачом и уже тогда отправлялся по вызову. Быстрота, разумеется, была относительной. но и это в то время считалось уже достижением. Станция скорой медицинской помощи работала круглосуточно, дежурство вели два врача.
     Летом 1921 года в Москве разразилась сильнейшая эпидемия брюшного тифа. Для перевозки больных прибыло несколько автомобилей с фронта. При Мосгорздраве организовали Центропункт, который просуществовал до 1923 года, а затем слился со станцией скорой медицинской помощи. Главным врачом этой станции стал А.С.Пучков. "Встав на эту почетную и высокую должность, я чувствовал себя генералом без армии" - писал он впоследствии. Действительно, в организационном плане станция делала первые робкие шаги. А.С.Пучков энергично взялся за ее строительство и через семь лет превратил станцию в образцовое учреждение этого рода.
   Аналогичные учреждения стали появляться и в других городах. К 1924 году, например, в стране уже насчитывалось 33 станции, к 1926 году - 68, а к 1939 году их было уже 1049.
   Важное значение имел и тот факт, что в 1923 году в Москве на базе Шереметьевской больницы образовался Институт скорой помощи имени Н.Ф.Склифосовского, призванный заложить основы теории и практики новой отрасли советского здравоохранения. Станция скорой медицинской помощи стала отделением института.
    По мере роста материально - технической базы совершенствовалась и система службы скорой помощи, отрабатывались новые формы работы, дифференцировались задачи. Расширение Москвы, например, потребовало иного подхода к организации службы. Расположенная в центре города, станция  уже не могла удовлетворить потребности населения окраин.
     В  отдаленных районах столицы были созданы подстанции, тесно связанные с центральной станцией, ибо вызов на подстанцию передавался только оттуда и все руководство подстанциями осуществлялось главным врачом станции. Оборот санитарных машин сразу резко возрос. На место происшествия они стали прибывать через 6 - 7 минут после вызова.
     В 1937 году первая Всероссийская конференция по скорой помощи подвела итоги проделанной работы. Наметила новые рубежи и перспективы развития. В 1938  году Наркомздрав утвердил "Единое положение о работе станций скорой помощи в городах".
    Опыт службы скорой медицинской помощи, накопленный в предвоенное время, оказался очень ценным в годы Великой Отечественной войны. Бригады скорой помощи руководили организацией спасательных работ после бомбежек, проводили сортировку и эвакуацию пострадавших. Учреждения скорой медицинской помощи давали фронту десятки тысяч хирургов и терапевтов, прошедших хорошую подготовку в мирное время.
   Благодаря самоотверженной работе советских врачей здравоохранение страны, в том числе и служба скорой помощи, с честью справились со своими задачами, результатом чего явилось возвращение в строй 72, 3% раненных, свыше 90% больных солдат и офицеров. 
   В  последующие годы развитие советского здравоохранения шло по пути массового строительства лечебно - профилактических учреждений, широкого их материально - технического оснащения, активной подготовки кадров. Наряду с увеличением санитарного автопарка происходит улучшение оснащения современной медицинской аппаратурой и инструментарием. Для оказания скорой медицинской помощи населению отдаленных и труднодоступных районов создана сеть станций санитарной авиации. Организована служба спасения на водах. Думаю, что ныне нет такого города или поселка, который бы не располагал бы станцией, отделением или больницей скорой медицинской помощи.
   В  последние годы существования советского государства в СССР  насчитывалось свыше 4 тысяч станций и отделений скорой и неотложной помощи, где работало более 30 тысяч врачей.  Успешно функционировало более 80 - ти специализированных больниц. К  больным и пострадавшим уже тогда выезжали кардиологические, противошоковые, токсикологические, травматологические, неврологические,акушерско - гинекологические, педиатрические бригады, бригады интенсивной терапии. Если говорить, о принципах в руководстве работой  учреждений скорый  медицинской помощи то здесь преобладает доступность,оперативность, бесплатность, полнота объема первой помощи, беспрепятственная госпитализация в специализированное лечебное учреждение.
     Думаю, что читателю будет небезынтересно познакомиться и с организацией работы скорой медицинской помощи. Итак, что же представляет собой структура станций скорой медицинской помощи?
     Крупная станция скорой и неотложной помощи - это сложное внебольничное медицинское учреждение, состоящее из отделов и подстанций. Одним из основных подразделений станции является оперативный отдел, от четкости работы которого зависит своевременный выезд бригад к внезапно заболевшим и пострадавшим.
    Оперативный отдел осуществляет прием вызовов и организует их исполнение. Вызов от населения принимает эвакуатор по единому телефону "103" и передает их диспетчеру, который, в свою очередь, группирует наряды по срочности исполнения и районам поступления, а затем по телефону сообщает о них на подстанции выездным бригадам. Эвакуатор, принимая вызов, может задать вопросы, на которые набравший номер "103" должен ответить.
    Набирая "103",  необходимо назвать свою фамилию, телефон, адрес и возраст больного, коротко сообщить, что случилось с ним. Эти и другие сведения дают возможность определить, какая бригада (линейная или специализированная) потребуется, и установить ближайшую подстанцию, которая ее направит к больному. Руководит всей оперативной деятельностью станции старший дежурный врач. Только он может принять решение об отказе в вызове, разумеется обоснованном.
    Обращу внимание читателя и на такую деталь. В зависимости от причины, повлекшей за собой вызов, наряды регламентируются и дифференцируются. В первую очередь ( не позднее чем через 4 минуты), выездные бригады направляются к месту несчастного случая, произошедшего на улице и в общественных местах, а также туда, откуда поступили сигналы о "болях в сердце", "болях в животе", "кровотечении", о родах.
     Отдел госпитализации ведет учет коечного фонда в городе и обеспечивает планомерную экстренную госпитализацию в соответствии с наличием свободных мест, профилем медицинского учреждения и местоположением больного, выполняет заявки врачей больниц и поликлиник на перевозку больных в специализированные лечебные учреждения. Отдел госпитализации рожениц и острых гинекологических больных осуществляет экстренную перевозку женщин, нуждающихся в родовспоможении и срочной гинекологической помощи. Он принимает заявки как от врачей лечебно - профилактических учреждений, так и непосредственно от населения. Наряды выполняют акушерки.
     Инфекционный отдел занимается перевозкой больных и ведает распределением мест в инфекционных больницах. Он имеет свой транспорт  и выездной персонал. Сведения о больных и пострадавших, доставленных в больницы машинами скорой медицинской помощи, накапливает справочное бюро, которое дает справки как по телефону, так и при личной явке граждан.
    Непосредственную помощь больным и пострадавшим оказывают выездные бригады подстанций, находящиеся в различных районах города. Мощность и расположение подстанций определяются временем прибытия бригады в любую точку закрепленной зоны - не позднее 15 - ти минут с момента получения вызова. Бригады подразделяют на два вида: скорой медицинской помощи и бригады перевозки больных в лечебные учреждения. В  свою очередь, бригады скорой медицинской помощи могут быть линейными и специализированными. В  среднем машина скорой помощи затрачивает на обслуживание одного вызова 38 минут.
   В  большинстве крупных населенных пунктов скорая медицинская помощь складывалась и развивалась по принципу территориального деления с учетом архитектурно - планировочного районирования. Этот принцип предполагает создание центральной станции скорой  медицинской помощи и сети районных подстанций, которые дислоцируются по всей территории города, с учетом численности населения, массового скопления людей, интенсивности движения автотранспорта.
    В  сельских районах страны служба скорой помощи строиться по - разному, в зависимости от местных условий. Как правило, станция работает на правах отделения центральной районной больницы.
    Здесь круглосуточно дежурит несколько санитарных машин, вызовы выполняют как врачи, так и фельдшера. Если населенные пункты удалены от районного центра, то дежурные машины располагаются на территории участковых больниц и получают наряды по радио или телефону с районной станции.
     Деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи регламентируется нормативными актами Министерства здравоохранения. В  зависимости от количества выездов, выполняемых за год, станции подразделяются на шесть категорий: внекатегорийная (свыше  100 тысяч выездов год), первой категории (100 - 75 тысяч выездов), второй категории (75 - 50 тысяч выездов), третьей категории (50 - 25 тысяч выездов), четвертой категории (25 - 10 тысяч выездов), пятой категории (10 - 5 тысяч выездов). Станции третьей - пятой категории размещаются при крупных городских и центральных районных больницах и работают на правах отделений.
     Считается, что эффективность экстренной медицинской помощи во многом определяется быстроходностью санитарных машин и техническим оснащением выездных бригад. Ныне на вооружении станций скорой медицинской помощи находится современная портативная аппаратура: лечебно - диагностическая, наркозно - дыхательная. Широкое применение нашли аппараты  для искусственной вентиляции легких, электрокардиографы, лабораторный инвентарь для экспресс - анализа. Инструменты, медикаменты, перевязочный материал комплектуют в специальный переносной ящик - укладку который при необходимости легко доставляется к месту  происшествия.
     Для быстрого распознавания санитарная машина имеет отличительные признаки: бело - желтый цвет и надпись на красной полосе в центре кузова "Скорая медицинская помощь", световой фонарь, специальный сигнал - сирену.
     Также известно, что автомобили скорой медицинской помощи имеют право преимущественного проезда по улицам. Водители при выполнении оперативных заданий  могут превышать установленную скорость и пересекать перекрестки независимо от сигнала светофора, но при этом они обязаны соблюдать все меры по сохранению безопасности движения.
     По - существу "Скорая медицинская помощь" - понятие собирательное, которое подразумевает, во - первых, материально - техническую базу ( помещение, оборудование, штаты, транспорт), во - вторых, комплекс мероприятий по организации экстренной помощи, в - третьих, методы и приемы оказания медицинской помощи в критической для жизни человека ситуации.
    При оказании экстренной медицинской помощи учитываются и "неотложные состояния", под которыми понимают изменения в организме человека, приводящие к резкому ухудшению здоровья, а иногда и угрожающие самой жизни. Схематически их можно представить так:
   существует реальная угроза жизни, которая без своевременной медицинской помощи может привести к смертельному исходу;
   реальной угрозы жизни нет, но поскольку патологическое состояние прогрессирует, критический момент может наступить в любое время;
   реальной угрозы жизни нет, но  при отсутствии экстренной помощи в организме могут произойти стойкие изменения;
   угрозы жизни нет, но есть необходимость облегчить страдания больного.
   Статистика свидетельствует, что от населения в 1000 человек за сутки поступает в среднем от 241 до 327 вызовов, причем мужчины прибегают к услугам скорой медицинской помощи в 1,5 раза чаще, чем женщины. На долю внезапных заболеваний приходится около 80% всех вызовов, на долю несчастных случаев - до 10%. Прибегать же к услугам скорой медицинской помощи заставляют преимущественно пять классов болезней. Какие именно? Это болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, отдельные симптомы и неточно обозначенные состояния.
   Основным местом вызова при несчастных случаях и внезапных заболеваниях стала квартира. Второе место занимают уличные травмы.
   В  советский период жизни общества в год станции неотложной скорой медицинской помощи осуществляли более 70 - ти миллионов выездов к больным. А  сами вызова машин скорой медицинской помощи и бригад врачей распределяются следующим образом: с 1 до 6 часов - минимальное количество обращений, с 16: 00 до 23:00 - максимальное. Как правило, чаще всего люди обращаются за помощью зимой. И  все эти перечисленные выше факторы принимаются во внимание службой скорой помощи и при повседневной организации выездов к внезапно заболевшим непременно учитываются.
   Заканчивая разговор об организации и работе службы скорой медицинской помощи в нашей стране, нельзя не сказать о роли современной науки в практике скорой медицинской помощи.
   Достижения медицины и здравоохранения коренным образом повлияли на характер оказания скорой медицинской помощи. Создание специализированных бригад, например, резко изменило подход к лечению инфаркта миокарда. Научные исследования, проведенные в клиниках, позволили сделать вывод о возможности и целесообразности транспортировки больных инфарктом миокарда независимо от сроков и тяжести заболевания, что привело к резкому снижению смертности при кардиогенном шоке.
   Успешно решаются вопросы по созданию специализированных центров реанимации по лечению ишемической болезни сердца, отравлений и ряда иных заболеваний. Были предложены и новые специфические способы и методы оказания первой медицинской помощи. В  свое время при Академии медицинских наук СССР функционировал научный совет "Скорая и неотложная медицинская помощь", задача которого заключалась в дальнейшем совершенствовании теории в области неотложных состояний. В  его состав входили две комиссии, а именно "Научные основы скорой медицинской помощи" и "Научные основы реанималогии". А  главными учреждениями этих проблемных комиссий являлись Московский городской ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно - исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифасовского и Научно - исследовательский институт общей реаниматологии АМН СССР. Ученые указанных двух учреждений вели и ведут ныне изыскания по целому ряду направлений. В  частности, они изучают и научно обосновывают объем и характер скорой медицинской помощи в городах различного типа, определяют потребности населения в различных видах скорой медицинской и неотложной помощи. Ученые также работают над совершенствованием организационных форм деятельности станций скорой медицинской и неотложной помощи. Кроме этого важным рычагом ускорения научного прогресса в здравоохранении явилось создание на базе Института имени Н.В.Склифосовского Всесоюзного научно - методического центра по организации скорой медицинской помощи в стране.
    Каждый из нас знает, что станции скорой медицинской и неотложной помощи работают круглосуточно, медицинская помощь предоставляется бесплатно, она доступна всем. Это великое наше достижение. Однако некоторые граждане им злоупотребляют, обращаясь за скорой медицинской помощью без должного повода. Нам всем нужно помнить, что скорая медицинская помощь это служба, рассчитанная на экстремальные ситуации, а это значит, что она в минимальный срок должна успевать к тем, кто в ней действительно нуждается. В  то же самое время, в связи с тем, что в гараже многих станций скорой медицинской помощи в наличии есть ряд автомобилей на которых медицинские бригады выезжают на вызова, а в авиации есть такое понятие как санитарная авиация с использованием вертолетов и турбовинтовых самолетов, скорую медицинскую неотложною помощь можно отнести и к специальному виду городского транспорта и подразделению авиации о которых на страницах истории сохранилось много интересных фактов и сведений... 
         
   



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Ключевые слова: История, Скорая медицинская и неотложная помощь, "103", Специальный вид городского транспорта, история медицины, медицина, врачи.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 60
Опубликовано: 30.12.2017 в 18:35
© Copyright: Дмитрий Выркин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1