13/ Литера 22. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»


13/ Литера 22. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»
 

Какабадзе Манана
Фурсин Олег.

Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно… увы, сия чаша не обошла и нас…

***
«Петербуржские* неологизмы**»,
или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру»,
или «Хочу в Москву!».

***


Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...

***

13-ое число, за окном четвертый понедельник.

***


Когда-то череда достойнейших Архангелов
Явилась к Амадею, соблюдая ранги…*
И первым, как обычно, был от Бога Михаил,
Вторым зашёл посланник смерти Гавриил…

Вослед – властитель мыслей и целитель Рафаил,
Пришел холодный просветитель Ураил,
И Рагаил, судья, что наказует мир светил,
Водитель духов, что к греху склоняют, Сариил..

И тень Архангелов, надежды ангел – Ремиил…
Кто знает, что святой в тот миг курил?!
В итоге: папа Риму храм от сердца подарил…
А Монферанн Исаакий чудом одарил!


***

P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить…

***


* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш).
** петербургский-петербуржский
*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.


******** Имена семи архангелов и их функции приведены в XX главе (абзаце) эфиопского апокрифа «книга Еноха» (II век до н. э.). Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.
Семь ангелов упоминается также в книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). И в Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20).
Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, — появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва (Амадей Португальский, †1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе.
До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие Четье-Минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середина XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея Португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года.
В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit. («Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.»)

Словарь.

мэр - губернатор
подъезд - парадная
подъезд №13- лестница №13
батон - булка
белый хлеб - батон
черный хлеб - хлеб
буханка - кирпич
бордюр - поребрик
шаурма - шаверма
дом 13/1 - дом 13 литера 1
асфальт - брусчатка
курятина - кура
ластик - резинка, (детс.) стерка
учет - переучет
палатка,киоск - ларек
лавка - скамейка
(толстый) блин - блинчик
(тонкий) блинчик - блин
(колечком,донат) пончик - пышка
пышка - пончик
(габаритный) занос - вынос
шлюпка - вельбот
проездной - карточка
(в поликлинике)талончик - номерок
(с соской)бутылочка - рожок
(полиэтиленовый) пакет - мешочек,мешок
гречка - греча
утятница - латка
дача,участок - сад,(устар.)мыза
(товарищество)дачное - садоводческое
(1000) штука - тонна
мобильник,мобила - труба,трубик
(магазин)"букинистический" - "старая книга"
"входа/прохода нет" - "нет входа/прохода"
тротуар - панель
ярлык - этикетка
водолазка - бадлон
подворотня - арка
(чернильная) ручка - вставочка
(трамв.-тролл.) депо - парк
(трамв.) конечная,кольцо,круг - кольцо, петля
(дом) башня, одноподъездный - точка, односекционный
салочки - пятнашки
классики - классы
(рубашка) безрукавка - бобочка
(школьные парты) 3 ряда - 3 колонки
растяжка - перетяжка
пункт (ремонта/приема/обмена/заправки) - центр
"пирожки", "чебуреки" - "пирожковая","чебуречная"

***




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Поэмы и циклы стихов
Ключевые слова: Поэма. Петербуржские неологизмы, Путеводитель сумасшедшего по Питеру, Хочу в Москву!,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 147
Опубликовано: 26.12.2017 в 10:07
© Copyright: Олег Фурсин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1