ОГНЕННАЯ ВОЛГА ...


ОГНЕННАЯ ВОЛГА ...
Уже более семидесяти лет прошло с тех пор. Считается, что Великая Отечественная война стала самой тяжелейшей войной. Дорогой ценой заплатили мы за чистое небо над своей головой, за мир, счастье своих детей. Враг вероломно напал на нашу страну, рассчитывая сломать сопротивление за считанные недели. В  огне боев плавился металл, горела земля. Враг напирал всей своей мощью. Ему казалось, что еще немного - и мы дрогнем, у нас не останется сил.
    Но фашисты жестоко просчитались. Они не учли главного - стойкости, патриотизма, крепкой дружбы народов нашей страны. Силы и резервы нашлись. Они были собраны воедино для сокрушительного ответного удара.
    В едином строю с воинами Красной Армии были и транспортники.: железнодорожники, речники, моряки. Этот рассказ- очерк я посвящаю речникам Волги. Именно здесь, на берегах великой русской реки, захватчики потерпели сильнейшее поражение, от которого так и не смогли оправиться до конца той войны. Именно здесь, на волжских просторах и берегах, рождалась она, Победа.
    Мне рассказывали об одном дальнем рейсе который проходил на грузовом теплоходе СТ - 16. Осень 1967 года. Маршрут Ярославль - Волгоград. Капитаном судна был Николай Степанович Гасенин - опытный волгарь. В Ярославском порту грузили автопокрышки. Один из журналистов, не преминул тогда, поинтересоваться  сколько за 20 лет капитанства доставил Гаселин "обуви" для машин - ведь это был его постоянный груз.
   Капитан взял карандаш и на обрывке старой газеты быстро набросал колонки цифр. Получилось, что с 1947 года он перевез около 4 миллионов покрышек. 
    Как оказалось Николай Степанович в войну был матросом на судне, ходил в Сталинград. Пережить ему довелось немало. Сам же он по скромности не любил вспоминать об этом.
    А  было так. По ночам Волга погружалась в кромешную тьму. Пароходы шли по воде без опознавательных огней, боясь налетов авиации.
    В  такую ночь с 26 на 27 августа сорок второго года капитаны теплохода "Парижская коммуна" и парохода "Михаил Калинин" и "Иосиф Сталин" получили задание прорваться вверх по реке через участок, простреливаемый насквозь противником. Головным шел теплоход, замыкающим - пароход "Иосиф Сталин".
   Когда "Парижская коммуна" подошла к опасному участку, гитлеровцы заметили судно, дали сигнал немедленно подойти к правому берегу. Капитан П.Д.Галашин применил маневр: создав видимость беспрекословного подчинения приказу, подготовил экипаж к действиям по пожарной тревоге, а затем резко изменил курс и стал уходить из опасного места. Гитлеровцы открыли огонь, но выло уже поздно.
   Благополучно прошел этот участок и пароход "Михаил Калинин"
   В  более трудном положении оказался пароход "Иосиф Сталин". Когда он приблизился к простреливаемому участку, фашисты обрушили на него шквал огня. На судне возникло несколько очагов пожара. Потушить их не удавалось. Вышло из строя рулевое управление. Погиб на своем посту капитан И.С.Рачков. Под обстрелом врага судно сгорело.
   Николай Гаселин, тяжело дыша, плыл к левому берегу Волги. Намокшая одежда тянула ко дну, руки отказывались повиноваться, но он все плыл и плыл к далекому берегу. Что - то скользкое и тяжелое ткнулось в плечо. Оказалось - обломок доски. Ухватился за него. Плыть стало легче. Прислушался: вблизи кто - то барахтался в воде. Окликнул: "Кто здесь? Цепляйся за доску!"
    Из темноты показалось бледное, наполовину прикрытое спутанными мокрыми волосами женское лицо. Это была пассажирка с их парохода. Вдвоем кое - как они и добрались до отмели.
    На берегу собрались все вместе: уцелевшие члены экипажа и пассажиры. Николай в ту далекую ночь тяжело заболел, его валил наземь острый приступ ревматизма. Но ведь не отставать же от товарищей! И  он пошел, превозмогая боль, опираясь на палку. В Иловатке его забрали на баркас до Саратова.
    На этом не кончается биография Николая Гаселина военных лет. Он снова не раз ходил под Сталинград, но уже рулевым на пароходе "Александр Пушкин" ...
    Тысячи волжских речников выполняли  тяжелую, сродни ратной, работу под огнем противника. Водный путь, порты и суда ежедневно подвергались ожесточенным бомбардировкам авиации противника. Не ограничившись только налетами, немецкие самолеты в навигацию сорок второго года минировали Нижнюю Волгу от Астрахани до Саратова. Были сброшены с воздуха сотни мин. С 25 июля по 9 августа в результате бомбардировок и подрыва на минах затонули 25 самоходных и 42 несамоходных судов, погибло много людей и конечно грузов.
    Всего на Нижней Волге в 1942 году погибло 335 судов.
    Военный совет Сталинградского фронта и командование войск ПВО  страны приняли срочные меры по организации обороны судов на нижней Волге. Была сформирована специальная группа ПВО бассейна Астрахань - Камышин под командованием подполковника И. Желтякова. Суда вооружались зенитно -пулеметными установками. Во время движения флот прикрывали истребители.
   Но обстановка накалялась. С 23 августа 1942 года, после выхода гитлеровцев к Волге транзитное судоходство по ней фактически прекратилось. Был уничтожен почти весь запас горючего. Полыхающая нефть спалила причалы порта. Подвоз людей и грузов по дорогам правого берега стал невозможен. Теперь вся надежда была на суда Нижне - Волжского  речного пароходства и Волжской военной флотилии.
   В сентябре и октябре в полосе Сталинградского фронта переправы через Волгу действовали в десятках пунктов. Работа на переправах проходила под непрерывным огнем противника и почти всегда была сопряжена со смертельной опасностью.
   Жестокой бомбардировке с воздуха подвергли фашистские самолеты пароход "Александр Невский", шедший с эвакуированными женщинами и детьми. Были потоплены "Тимирязев", "Лядов", "Хользунов" и другие суда. Но речники продолжали помогать Красной Армии.
    По постановлению Государственного Комитета Обороны крупные волжские суда были вооружены. На каждое из них назначили помощника капитана по военной части. На личный состав этих судов распространялось действие устава Военно - Морского Флота. В затоне Саратовского судоремонтного завода с 7 по 26 августа 1942 года на 79 судах установили 42 орудия и 154 пулемета. Это позволило речникам защищать флот от немецких воздушных стервятников и сил  противника подступивших к Волге.
   На буксир "Сократ", которым командовал капитан А.И. Кривцов, в один из осенних дней сорок второго года большие группы самолетов противника нападали 9 раз. Все эти атаки были отбиты, а расчет зенитного орудия во главе с младшим лейтенантом С.И.Цапом сбил три самолета.
   - Ура! - кричали речники и зенитчики. - Так их, ребята! Значит можно бить гадов!
   Успешно отражали вражеские атаки пароходы "Гончаров" и "Михаил Калинин"
   Экипажем "Гончарова" командовал А.Белодворцев, начальником госпиталя был военврач 2- го ранга Н. Гордеев. Каждый из них беспредельно любил свою работу, отличался храбростью и стойкостью. Под стать им были и члены экипажа.
   Все лето и до глубокой осени 1942 года пароход совершал рейсы под огнем врага: брали в районе фронта вышедших из строя по ранению бойцов и направлялись с ними вверх по реке, чаще всего к Саратову.. Двое - трое суток, и снова они были во фронтовой полосе, снова прячась от воздушных налетов, пробирались по узкой ленте фарватера, всякий раз рискуя налететь на мину...
   Среди судов, действовавших на сталинградских переправах, не раз отличался и пароход "Гаситель" и его капитан П.Воробьев. 62 - ю армию обслуживали четыре переправы. Важнейшее значение имела Краснооктябрьская. В  течение трех с половиной месяцев она работала днем и ночью под непрерывным огнем противника.
   Вот лишь один из примеров работы речников в те грозные дни. Баркас "Абхазец" вел баржу с пятьюстами тонн боеприпасов. В результате вражеского обстрела на барже вспыхнул пожар. Пренебрегая смертельной опасностью, команда бросилась на баржу, потушила пламя и доставила груз по назначению.
   Сотни  рейсов совершил  под огнем врага и катер "Тринадцатый" с капитаном П.Кошенским. Словом, несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речники по боевому несли нелегкую вахту, обеспечивая доставку людей, оружия, боеприпасов на оба берега Волги. 
    Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы. Дважды они, можно сказать, буквально спасали город. 14 сентября 1942 года, когда фашистские войска, захватив вокзал станции Сталинград  I,  бешено рвались дальше в город, а положение 62 - й армии было критическим, речные суда и корабли Волжской военной флотилии начали перевозить с левого берега Волги подразделения 13 й гвардейской дивизии генерала А.И. Родимцева. Прорвавшиеся в течение ночи два полка с ходу атаковали противника и выбили его из города.
  16 сентября уже все полки дивизии участвовали в боях, и это обеспечило перелом в боевой обстановке,  и на следующий день советские войска штурмом взяли Мамаев курган.
   В  конце сентября - начале октября 1942 года через Волгу в Сталинград были переправлены еще шесть стрелковых дивизий и одна танковая бригада. Но, невзирая на огромные потери, противник продолжал наступать. 62 - я армии нужны были новые подразделения. И  снова ей на помощь пришли команды речных судов и кораблей Волжской военной флотилии. Они перебросили на правый берег Волги 138 - ю  стрелковую дивизию полковника И.И.Людникова, которая контратаковав врага, пробилась к блокированным частям 37 -й гвардейской и 95 -й стрелковой дивизии.
   Известно, что на Волге между Саратовом и Астраханью было 50 паромных переправ, работало 130 паромов. Кроме этого, речной флот выполнял и дальние воинские перевозки,доставлял в район Сталинграда грузы из Астрахани, а также Горького, Куйбышева, Саратова и других городов.
   Осенью работа речников усложнилась. На Краснооктябрьской переправе только с 7 по 28 октября погибло 10 пароходов и 7 барж. 12 ноября лодочная переправа обеспечившая перевозку 138- й стрелковой дивизии и ряда других соединений, прекратила свою работу:  на Волге начался ледостав, задули студеные ветры. Однако бойцы 107 - го отдельного понтонно- мостового батальона, работая в ледяной воде, восстановили лодочную переправу и поддерживали ее до 19 ноября, когда бронекатера Волжской военной флотилии доставили на правый берег реки боеприпасы и продовольствие, вывезли в тыл раненных.
   Статистика говорит и история подтверждает, что через волжские переправы Сталинградского фронта за время их работы, по неполным данным, было перевезено 543 тысячи человек, около 30 - ти тысяч автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 140 тысяч тонн боеприпасов, продовольственных и иных грузов, а через переправы Донского фронта - 524  тысячи человек, больше 56 - ти тысяч автомашин, 40 тысяч повозок, почти две с половиной тысячи тягачей, тракторов и танков, более 60 тысяч тонн прочих грузов.
   Во время битвы только в районе  реки Волги на участке Сталинград - Астрахань, речники эвакуировали  более полутора миллионов голов скота, свыше 3500 автомашин. Речные суда доставили в пункты назначения примерно 4 миллиона тонн нефтепродуктов, сотни тысяч других народохозяйственных грузов - хлеба,хлопка, угля, леса. В  безопасные места речники Волги вывезли 200 тысяч челровек гражданского населения страны.
   Попытки гитлеровцев взять Сталинград и закрепиться на Волге закончились, как известно, сокрушительным ударом и крахом. Окруженные деморализованные фашисты тысячами сдавались в плен. Они уже и не помышляли о блицкриге, они мечтали лишь об одном - спасении.
   Красная Армия начала свое движение на Запад, она гнала врага туда откуда он пришел. Впереди еще были кровопролитные бои на Курской дуге и на Днепре, на Сандомирском  плацдарме и под Кенигсбергом. Впереди была грандиозная Берлинская операция, поставившая решительную точку на бредовых замыслах гитлеровцев и их приспешников. Но первый сокрушительный удар захватчики получили под Сталинградом. И  в этом есть заслуга, и причем огромная и волжских речников. Спасибо им за их труд в огненные годы Великой Отечественной войны! Однозначно среди них много героев, отважных людей и простых патриотов своей страны!!!  



Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Ключевые слова: Великая Отечественная война, река Волга, речной транспорт, речники - герои, Сталинградская битва, пароходы, теплоходы, переправы, история.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 39
Опубликовано: 22.12.2017 в 22:40
© Copyright: Дмитрий Выркин
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1