Литература будущего: кто представляет, какая она?


Литература будущего: кто представляет, какая она?
                                                                                                  Хотел скачать книгу из Инета, но все ссылки приводят к проституткам.
                                                                               Может, они её сейчас читают?
                                                                                                                                                               Анекдот

          Давно уже заметил, что мне гораздо удобнее работать с электронными текстами. И не только работать. Если хочется что-то почитать, а книга есть и в бумажном, и в электронном варианте, предпочитаю последний. С чего, казалось бы? С ней нельзя устроиться поудобнее: в кресле или лёжа на диване – торчи, как дурак, перед монитором. Да и читать с экрана как-то… Ну, в дорогу, допустим, уже можно взять, и не одну, а целую библиотеку: такую, что и на двух грузовиках не увезёшь. Захватил с собою ноут или планшет – и порядок. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: возможность чтения электронки будет и дальше идти по пути достижения наибольшего комфорта. Опять же, экономия средств какая: ещё не сталкивался со случаем, чтобы способом «скачать бесплатно» не смог заполучить необходимую или понравившуюся мне книгу. И не нужно весьма ограниченное пространство квартиры уставлять книжными шкафами. И пыль с книг раз в два месяца (месяц-неделю-два дня) протирать тоже не нужно. А уж о том, сколько ты сэкономишь времени в поиске понадобившейся книги, и говорить не стоит.
          Это с позиции читателя. А писателю электронный вариант предоставляет просто неограниченные возможности. Пока, правда, мы по-прежнему используем компьютер в качестве печатной машинки «Ремингтон», словно забывая о том, что можно вставить иллюстрации, музыку, даже видео. А гиперссылки? Уже не раз писал о том, какую прекрасную возможность дают они для осуществления мгновенной вариативности. Пока серьёзно надо всем этим не размышлял, но уверен: сейчас перечислил только то, что лежит на самом верху, и существует ещё множество возможностей электронной – и, тем более, сетевой – литературы, которые давно уже ждут того, кто до них додумается и начнёт реализовывать. В качестве доказательства: где-то с полгода назад получил письмо от человека, который пробует использовать в текстах 3D-буквы. Правда, идея, на мой взгляд, несостоятельна: требуется намного бОльший объём да и не сказал бы, что для чтения это удобно, но ведь значит – работают над этим люди!
          Я тоже кое-что в этом направлении пытался делать. Залил в PowerPoint(эту программу взял чисто для простоты достижения результата) один из своих рассказов, поработал над фоном листа, шрифтом, сделал музыкальный фон (приятная инструментальная музыка, меняющаяся в темпе, настроении и прочем в зависимости от содержания эпизода) и этим ограничился. Хорошо ли получилось? А я откуда знаю! Это же надо проверять на читателе, а я пока никуда не выставлял, потому что сам ещё не решил, что это: полный бред или что-то интересное.
          А ещё, поскольку умею работать в программах 3d-анимации, трейлеры своих книг делал и даже начал мультфильм по одному своему рассказу сооружать. Но всё это только вопросов дабавило, а ответа не дало ни одного.
          Вообще, конечно, можно предположить, что электронная (в том числе, и сетевая) литература будет только плодиться и размножаться. Соблазнительно, чёрт возьми, плюнуть на издателей, которые, руководствуясь собственными вкусами, решают, нужна твоя книга читателю или нет. Ведь… хотя нет, мысль важная, начну с нового абзаца.
          Ведь пока ещё только издатель решает, быть тебе писателем или нет. Причина ясна: литература оказалась самым консервативным жанром искусства! Она застыла в своём развитии. Судите сами: с появлением электронных инструментов музыка получила просто невероятное количество тембров, оттенков, просто звуков, которых не было раньше; живопись (вот с кого надо брать пример литературе!) одним только появлением 3D-графики и анимационных gif-файлов сделала такой невероятный скачок, что многие её направления, по сути, становятся уже самостоятельными видами искусства. И только литература представляет собой то же, что и во времена «Слова о полку Игореве»: некую плоскость (бумажную или экранно-мониторную) с нанесёнными на неё в определённом порядке буквенными символами. Вот и узурпировали себе ребята право решать, кто из нас на что гож. Поскольку все мы зациклены на том, что пока тебя не начали публиковать в бумаге, никакой ты не писатель, именно книжные издательства, этакие боги Олимпа, скрываются от нас в заоблачных высотах, ссорятся и воюют между собой, а в перерывах решают наши творческие судьбы. Сунут руку вниз, нашарят наугад кого-нибудь из нас, поднесут близко-близко к глазам, рассматривают и молча думают, что с нами делать. Чаще всего назад вниз швыряют, но бывают и такие, кого они у себя оставляют. И с тех пор те сами богами становятся.
Справедливости ради надо заметить, что так было всегда. Издатель ведь свои деньги вкладывает, рискует не получить ни черта, так что, конечно, решать имеет право. И во времена Пушкина так же было. Только вот какой нюанс. Тогда даже просто грамотных людей мало было, а уж таких, кто ещё и литературно написать что-то хочет, вообще единицы. И журналы (они же книгоиздательства) с таким потоком запросто справлялись. Число грамотных людей со временем увеличивалось, количество среди них писателей гармонично росло, но никакой паники или бума это не вызвало: пропорционально росло и количество издательств: ведь коммерчески это было выгодно! А потому что читатель тогда какой был? Очень литературолюбивый был читатель. Это как надо литературу любить, чтобы прочитать

Наука ободрана, в лоскуты обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита,
Знаться с нею не хотят, бегут её дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы

и совсем даже при этом не поморщиться. А ведь написал это Антиох Кантемир, считается основателем русского стихосложения (а сам – ха! – поляк. А письменность нам болгары дали. А потом один эфиоп нам такой скачок в развитии русского литературного языка обеспечил, что до сих пор дальше развить не можем. И даже печатать нас придумал то ли Гуттенберг, то ли Скорина. А мы, русские, чо? Обидно! Но это так, попутно обиделось, к содержанию статьи это отношения не имеет).
          Возвращаюсь к сути. Как бы гармонично и пропорционально это ни развивалось, наступил момент, когда была пройдена точка возврата, после которой сложившееся положение дел уже невозможно и необходимо переходить в новое состояние. Вот тут-то мы с издательствами и разошлись в средах обитания: они к себе в заоблачные выси взлетели, а мы ещё какое-то время бежали, изо всех сил подпрыгивали, но взлететь не получилось, поэтому остановились, головы кверху задрали и стоим в надежде, что они за нами вернутся.           Оно и понятно: легче грамоте выучиться и потом написать что-нибудь вроде

Птичка прыгает по ветке,
Распушив свой хохолок…

чем приобрести новую книгопечатную аппаратуру, нарастить мощности, найти новые рынки сбыта и т.п. Поэтому нас-то год от году всё больше, даже стоять, глядя в небо, некомфортно стало: то на ногу наступят, то плечом толкнут, а то вообще нагло заявят: «Вон из очереди! Вас здесь не стояло!», а издательств – наоборот.
          Правда, есть ещё аудиокниги. Тоже интересная возможность. Помню, в детстве и молодости любил радиоспектакли. Тогда это было прерогативой радиоредакций. Нынешние компьютерные программы позволяют всё это сделать дома на персональном компьютере. Огромный бесплатный банк звуковых файлов в Сети (скачай один архив и найдёшь там звуки на все случаи спектакля: погодные явления, шум листвы деревьев, рёв водопада, звуки толпы, машин и механизмов и пр.) словно приглашает: хочешь – делай спектакль.   А что? Пригласи таких же, как ты, талантливых друзей, зарази их желанием успеха – и вперёд! Недаром в Сети уже немало студий, которые (не)навязчиво предлагают: присылай нам своё произведение, плати деньги и получишь спектакль в исполнении наших профессиональных актёров!
          Но можно и не столь навороченно: повесь на свою голову наушники с микрофоном, нажми кнопку записи звука, выведи на экран текст своего рассказа или стихов и читай – вот тебе моноспектакль. Или сядь перед веб-камерой, делай то же самое и будешь ты сам себе Кирилл Лавров в проекте программы «Культура», где он читал «Героя нашего времени». Нет, ты будешь даже круче: ведь ты читаешь своё! (Это, конечно, в том случае, если ты круче и Лермонтова тоже).
          Словом, варианты есть. А что же с бумажной литературой? Думаю, если положение дел не изменится, конец ей придёт. Все (по крайней мере, у многих читал), кто занимается книгоиздательством, утверждают: чтобы в наше время в нашей стране достойно жить писательским трудом, нужно выпускать две-три книги в год. Невыгодное это дело стало – книжками торговать. Соответствие цена - зарплата читателя пришло в жуткий диссонанс. А ведь с потребительским рынком как: создай потребителю невыгодные условия, и он отвернётся и переключится на другой товар. Было время, когда продавец книжного магазина по своей значимости приравнивался к нынешнему олигарху: сумел обратить на себя внимание такого великого человека или, того лучше, подружиться с ним – будет у тебя дома и Дюма, и Стивенсон, и Стругацкие; не сумел – покупай то, что на полках стоит: Ленин, Брежнев, другие такие же писатели. А сейчас? Давно смекнули книжные продавцы: будем, как раньше в магазине стоять – ни черта не продадим. Вот и побежали многочисленные курьеры по домам и госучреждениям с огромными сумками книг; пришлось директорам этих заведений строго-настрого вахтёрам приказать: тех, которые тут с книгами шастают – не пущать! Да если какой и прорвётся, толку от этого мало. Разложат они свой товар – а издания-то сейчас какие! одни обложки – поцеловать хочется! – глянет на них потенциальный покупатель и спросит: а эта сколько? А как ответ получит, погрустнеет весь и тихо скажет: иди отсюда, дядя, это пол моей зарплаты вместе с премией. И пойдёт дядя в другое место – кормиться-то на что-то надо! – сгибаясь под весом сумок и проклиная писателей, которые такие умные, а потому очень тяжёлые книги пишут.
          Ещё один момент. В работе с книгой тоже переоценка произошла. Раньше любой здравомыслящий человек за возможность приобрести какую-либо энциклопедию запросто мог от пива отказаться. Лично я несколько раз отказывался, и теперь они у меня есть разные. А нужны они мне? Это ведь надо подойти к полке, снять и начать листать в поисках того, что тебе нужно. А в Яндексе? Раз – и готово. Да ещё из разных источников и уже сразу в электронном варианте. Удобно! Или застряла в голове какая-то цитата, нужна она тебе сейчас очень, а как её в книжках найти? Кто это сказал: Марк Аврелий, Дарья Донцова или вообще Андрей Малахов? И даже если вспомнишь автора и книгу, нужно ещё страницу найти. А тут… ну, вы поняли.
          Придёт вот такое в голову, и невольно задумаешься: а не пора ли завязать с писательством? Ведь написано уже немало, значит, пора задуматься над тем, как это пристроить, в каком виде донести до читателя да так, чтобы на своём труде ещё и заработать, если, конечно, достоин он этого. И какой из вышеперечисленных вариантов – или вообще какой-то новый – выбрать? Красиво оформленная PDF-книга, аудиоспектакль или вот ещё издательство «Мир фантастики» выпускает тексты на CD-дисках, так может для начала это предпочесть? Трудно сделать такое одному? Значит, нужно, как на заре, создавать ЛиТо, только по другому принципу: этот – дизайнер, этот текст может откорректировать, этот в звукорежиссёрских программах работает, а этот – специалист в видеомонтаже, сможет рекламные трейдеры лепить. А этот – вообще самый нужный человек: знает, как это всё можно будет продать!
Вот такие мысли. Грустные, наверное. А может, и нет. Сам не пойму.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 3
Количество просмотров: 30
Опубликовано: 22.12.2017 в 15:10
© Copyright: Михаил Акимов
Просмотреть профиль автора

Лерий Ле     (23.02.2018 в 17:04)
Литература будущего - это метажанр.
Где представлено, помимо текста - видео, звук, изображение и обязательно интерактивное участие самого читателя в сюжетном действии, наравне с авторскими персонажами.

Михаил Акимов     (23.02.2018 в 17:46)
А вы такое делали?
У меня только в замысле.
Причём, на уровне обдумывания

Лерий Ле     (23.02.2018 в 19:40)
У меня пока только теория
https://www.litprichal.ru/work/245099/

Если интересно, можем обсудить.
Смысл в том, что бы в общий сюжет вписать несколько развязок и их закольцевать так, чтобы было неясно чем всё закончилось на деле, предоставив читателю самостоятельный выбор финала.
Следующий этап включить в сюжет универсальные опции, то есть фрагменты, которые имели бы самостоятельный сюжет и не влияли бы на общий ход действия.
И каждый раз адаптировать опции к конкретной теме на злобу дня.
Можно использовать впечатления самих читателей и вписывать их истории в общую фабулу.
Но это крайне сложно организовать поскольку энтузиастов нет.
Я пробовал несколько раз запускать игру-роман но всякий раз всё гасло из-за отсутствия энтузиастов.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1