Заход в Джибути


Заход в Джибути
Летом 1978 года заканчивался промысловый рейс СРТМ "Альциона" в Аденском заливе Индийского океана. План мы выполнили всего на пятьдесят процентов, а кто тому виноват, не берусь судить, не компетентен. На машинную команду вины не возлагали, и мне, делающему первый рейс старшим механиком, этого было вполне достаточно.

Тем более, что нам пообещали выплатить так называемый "гарантированный заработок", а на количество заработанной иностранной валюты это и вовсе не отражалось. Экипажам судов, работающих на промысле в Индийском океане, будь то Йемен, Кергелен, или район Новой Зеландии, валюту насчитывали в размере двадцати двух с половиной процентов от месячного оклада, независимо от показателей выполнения плана. Вот не знаю почему, тайна сия велика есть.

Потому что подавляющему большинству судов валюту в то время начисляли по другой схеме: семь процентов от рейсового заработка. Но что интересно, и давали её далеко не всю. Сколько денег выплатить в иностранном порту, решало руководство управления перед заходом. И выплачивало не более семидесяти процентов.

Остальные тридцать, плюс семь процентов от рейсовой премии, выдавали чеками Внешторгбанка, и тратили мы их в спецмагазинах. Моряки называли их торгсинами, хотя это и неправильно было. Купить там что-то путное можно было только по знакомству.

Но это лирико-финансовое отступление к теме рассказа отношения не имеет, просто вспомнилось. Через десять лет, кстати, постоянную валюту стали платить всем. Рыбакам стало легче, но производительность труда резко упала, так как вдвое снизился стимул вкалывать в рыбцеху.

Капитаном у нас в том рейсе на "Альционе" был Сергей Ефимович Чернат, моряк опытный, но работавший ранее на БМРТ Дальнего Востока. В Адене же специфика промысла совершенно другая, и объект лова тоже. Пришлось ему приноравливаться, не всё сразу получалось.

Вот и с заходом у нас получилось недоразумение. Откуда взялось это Джибути, никто не знал, кроме капитана, никогда туда наши суда не заходили. Но заход разрешили, и денег экипажу выделили столько, сколько попросили. Вот только попросили мало.

Государство Джибути - это бывшее французское Сомали, получившее независимость в 1977 году, за год до нашего туда захода, и у них, как и во Франции, в ходу были франки. Только франки местные, не французские, минимум в десять раз дешевле французских, а мы этого не знали, и валюты заказали в десять раз меньше, чем нужно было.

Идти туда было недалеко, Джибути - в том же Аденском заливе находится, только с африканской стороны. Французы владели государством около ста лет, и столица за эти годы превратилась во вполне современный город. Напомню, речь идёт о том времени, когда независимости был всего один год.

Почему я это повторяю, потому что сейчас, по свидетельствам моряков и туристов, Джибути представляет собой грязный и загаженный донельзя порт.

Но это сейчас, а французы после себя оставили вполне себе неплохой и чистенький город. Мы подошли в порт утром и сразу же встали к причалу. Официальной причиной захода капитан назвал пополнение запаса пресной воды. Агент привёз на борт деньги, тогда и выяснилась ценность местных франков.

Мастер решил для начала послать на берег разведчиков: старпома и меня. Задача была определиться, что можно приобрести на наши деньги, и не лучше ли их просто сдать агенту снова. Мнение у нас сформировалось быстро: в городе нам делать было нечего.

Но моряки с нашими выводами не согласились, подняли гвалт, и во избежание склок мастер отпустил на берег всех желающих. Пошел с ними и я, и пошёл в шортах. Дело в том, что на должности стармеха, и на креветках с каракатицей, я за пять месяцев набрал пятнадцать килограмм веса, и домой мне было ехать не в чем.

Воду к тому времени мы уже взяли, и нас попросили отойти от причала. Для стоянки у причала следовало назвать реальную цель захода - "для пополнения запаса пресной воды и отдыха экипажа".

На берег поехали на шлюпке, и благодаря приливу, смогли высадиться в самом центре города. Помполитов у нас на СРТМ не было, поэтому демократия была полнейшая, разбрелись, кто куда. Я занялся поиском джинсов, но только под вечер набрёл на фирменный магазин джинсовой одежды.

Магазин был небольшой, по периметру висели рубашки и джинсы, а посредине, на большом столе лежали уценённые товары.

За кассой же сидела умопомрачительной красоты продавщица, девушка европейской внешности, в ослепительно белом костюме, глаз от которой я оторвать был не в силах. После пяти месяцев воздержания такая живая картина была болезненно мучительной.

Джинсы я купил не торгуясь и без примерки.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Ключевые слова: море, рейс, заход,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 11
Опубликовано: 21.11.2017 в 00:44
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1