Лебединая песня


Лебединая песня
Улетают люди-лебеди
В невозвратные края,
Тает дымкой в лёгком трепете
Белокрылая семья.

С хохолка лебяжьим кивером,
Словно сжав гитарный лад,
Вслед за лебедем Владимиром
Устремляется Булат.

Точно вырванный из вихря,
Усмиряя крыльев дрожь,
Лебединый профиль Игоря
Уплывает в летний дождь.

Искрой взгляда запредельного
Сберегая Божий дар,
В недрах неба акварельного
Растворяется Эльдар.

Затянула тьма разгульная
Неба радужный альков:
Анна, Белла, Юнна, Юлия
Тонут в рифмах облаков.

Льётся песня лебединая
Вдоль и поперек небес...
И покинуто-пустынно я
Вслед гляжу в закатный крес.

Да такая вот беда ещё
Протянула боли нить:
Их, земное покидающих,
Просто некем заменить.

Серопёрые уродины -
Велика их вранья рать!
Ах, как Шариковы-Швондеры
Научились рифмовать!

Кто на брошенных оглянется?
Мир печалью опалим.
Только знаю: тень останется
С горьким именем моим.
(1 мая 2016)



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Лирика гражданская
Количество рецензий: 9
Количество просмотров: 29
Опубликовано: 13.11.2017 в 01:08
© Copyright: Павел Манжос
Просмотреть профиль автора

Александр ---     (13.11.2017 в 11:55)
А вот это - отличное же! Автор пишите еще

Павел Манжос     (13.11.2017 в 14:30)
Спасибо. С одной стороны, о ком-то говорят: "Его (её) творчество неравноценно" (что в переводе означает: "Автор полуграмотный"). Но ведь и уровень критики вместе с культурой в целом упал, да при совке он высотой не отличался. Ну, то есть и критики тоже поуграмонтые, и так называемые профессиональные, но те за красивый отзыв ещё и деньги гребут лопатой. На вкус и цвет фломастеры разные, уважаемый Александр. Это как в старом одесском анекдоте: "Берите птишурчик!" - "Спасибо, я уже взяла один". - "Ну, не один, а четыре, но хто же вам считает?" Мои стихи далеко не всем нравятся, и лайками не блещут. Много философской и интеллектуальной поэзии, а хочется - чтобы было романтично и чуть-чуть патриотично. Я не обижаюсь и за конструтивную критику даже благодарен. Девчонка мне прекрасно перевод Байрона поправила, а самого - глаз замылен, непросто это - Байрона переводить. Ещё ра спасибо. Но "люди-лебеди" - их действительно уже только единицы среди живых. И в этом - вся печаль страны.

Александр ---     (13.11.2017 в 14:41)
Знаете, у одного и того же автора бывают вещи, прям прекрасные - зачитываюсь, а бывает такое, что например мне было бы стыдно выкладывать в интернет. Но поэзия и ее восприятие субъективны, да это и здорово!
Поэтому мои комментарии никогда не принимайте на свой счет - я всегда только по тексту

Павел Манжос     (14.11.2017 в 00:26)
Вот именно это я и утверждаю: одно и то же - в частности, вот это - произведение - у разных рецензентов вызывает самые разные оценки. Но говорить об этом всё равно стоит: я заметил, что философская, интеллектуальная поэзия (а "В ночном троллейбусе" - именно такое) сегодня просто не вострбованна: подавляющее большинство читателей ждёт от поэта чего-то "лирично-романтичного и чуть-чуть патриотичного". Сатиру и юмор (если там нет ничего про "нашего человека" и что "они тупые") практически никто не воспринимает. Нет, впрочем, почему же, воспринимает: хорошо "легла" "Щука" Дмитрия Быкова - но это просто потому, что поэт талантливо перевёл русский фольклор в русло сатирической поэзии, а архетип "Щука" всем известен. Интеллектуальная же и сатирическая поэзия, как таковая, без опоры на лирико-фольклорные элементы, рассчитана на очень небольшой круг людей, знающих в этом толк; такие стихи и книги вообще не будут покупать, и это понятно: людям сегодня просто нечем думать, у них мозгов нет. Привычка к неторопливому и обстоятельному рассуждению утрачена вместе с её носителями - в Гулаге, на Соловках, на полях сражений Первой и Второй мировых войн, в холодной эмиграции нескольких поколений русских людей. То же самое, но с опорой на патриотику, хоть и липовую (в "Бородино" Лермонтов купился именно на такую) воспринимается очень хорошо. И поэтому мысль "Богатыри - не вы!" на фоне тех, былых, богатырей, - расхватана и одобрена. А кто одобрит мысль, что герои сегодня выродились?.. что осталась серая толпа - "на поле, вспаханном великими"?.. Да как красиво ни пиши на эту тему, всё равно одобрения не получишь: не 19 же век, с его уклоном к рассуждениям в стихах: "Печально я гляжу на наше поколенье - Его грядущее иль пусто, иль темно...", "Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано..." и проч. Критический взгляд на всеобщий портрет, таким образом, не найдёт одобрения и поддержки у большинства. Ну, вы представляете себе, что было бы со, светлая ему память, но и как правду не сказать, - с Михалом Задорновым, если бы он продолжил восхвалять Америку и откровенно высмеивать "нашего человека", как он это делал в конце 80-х?! Вот поэтому и "В ночном троллейбусе" многим не нравятся, хотя не так уж мало и тех, кто приходит от него в восторг, - поверьте, есть и такие, могу привести примеры - с пяток наберётся!
Но есть надежда на другое: пусть мозгов у людей нет, но хотя бы чувства остались, и то дело. Мозги - дело наживное, хотя интелекту, культуре в последние годы нанесён очень тяжёлый удар. И недаром спрашивали меня: "Для кого вы пишете?" Именно поэтому приходится писать - в пустоту. Именно поэтому моя публика чаще всего состоит из двух слушателей: это часто - Глухая Тишина и (или) Звонкое Эхо.

Александр ---     (14.11.2017 в 08:08)
"Но есть надежда на другое: пусть мозгов у людей нет, но хотя бы чувства остались, и то дело. " - не знаю, как там наличие- отсутствие мозга, в любую эпоху хватает и умных и просто красивых, но для меня поэзия - это именно зарифмованные эмоции. В том же троллейбусе нет эмоциональности, нет жизни что ли... Там озвучены по сути пословица "Если бы молодость знала (***)", и в концовке - про Гоголевского маленького человека.
Я не нашел в стихе ничего нового, он ни к чему не сподвигает, просто констатирует факты, уже описанные как минимум в 19 веке, так над чем я должен задуматься, и почему я должен его читать?

Павел Манжос     (14.11.2017 в 12:59)
"Если б молодость знала..." (с продолжением "...если б старость могла!") тут совсем ни при чём. Это разные вещи. Читать вы лично, как и кто-либо другой, ничего не должны. Гоголевский "маленкий человек", да, - это из той же корзины. С той только разницей, что там он - один, а тут - огромная масса. Но, Александр, упадок человека в человеке - это одна из вечных тем, и тут нет никаких творческих повторов. Потом, поэзия, стихотворное произведение - это не зарифмованные эмоции - это вам навязано и вы это отстаиваете, как свою собственную мысль. Да не вы тут первый: так о поэзии "думают" почти все. Существует интеллектуальная поэзия - с приглушёнными эмоциями. Если это не так, то большую часть Лермонтова и Тютчева, по вашей логике, нужно выбросить в корзину, поскольку там нет "зарифмованных эмоций" - только мысли. А читать - если не вам, то кому-то - это всё-таки надо: поэзия - это сигнальщик на корабле. И стихотворение свидетельствует - сигналит - об очень опасном явлении - гуманитарной катастрофе, вырождении человека, одичании посредством простенькой алгоритмизации, "жизни мышьей суеты": "поел - поспал - и на работу", путём физического устранения (об этом - намёком) из сферы влияния на умы и сердца людей, живущим согласно высоким началам и устранения самих этих высоких начал. Современное поэту общество ни к чему высокому не стремится - люди заняты процессом биологического существования. Общество вырождается - вот о чём печаль поэта, она же его зарифмованная эмоция. А, кстати, про "зарифмованные эмоции" - это, к сожалению, шаблон мышления и бич нашего времени. Я же и говорю, что требуют от художника чего-то "лирично-поэтичного и чуть-чуть патриотичного". Но это ложь - безответственная и фальшивая постановка вопроса, предполагающая ложные ответы. Поэзия построена не только на эмоциональном порыве, но и - прежде всего - на мышлении и отражает мышление, как бы вам ни хотелось это отрицать. Само слово "муза", хотя и греческое, а всё же имеет савянские корни и происхоодит от слова "мысль". Уж поверьте мне, как русскому филологу далеко не последнего разбора.
Вот видите, какое это сложное стихотворение, уж коль скоро приходится столько объяснять и расшифровывать. Но думаю, что если человек это не понимает сразу - ничего ему или её уже не объяснишь. В лучшем случае - посеешь сомнение, век которого опять же недолог. Поэтому давайте лучше оставим эту дискуссию. Ищите свои "зарифмованные эмоции". В конце концов это тоже неплохо.

Александр ---     (14.11.2017 в 14:12)
"Если это не так, то большую часть Лермонтова и Тютчева, по вашей логике, нужно выбросить в корзину, " - если честно - то да. Я всегда зачитывался Есениным, заслушивался Тальковым и Высоцким (хотя у них тоже довольно философских песен и текстов).
И почему же вы решили, что в нашей жизни нет места чему то высокому? То же благородство, дружба, любовь наконец - никуда не делись. Надо верить в хорошее, автор, а не уходить в "никтоменянепонимает, потому что", ну вы же умный человек, нельзя так разочаровываться, иначе зачем это все?

Если хотите - давайте закончим ибо спор сей бесконечен...

Павел Манжос     (14.11.2017 в 21:02)
Я так чувствовал, да и сейчас так чувствую. Более того, у меня есть серьёзные подозрения, что всё так и обстоит, как я чувствую. А чувства - это факт действительности, и спорить тут не о чем. И почему вы решили, что я решил, что в нашей жизни нет места чему-то высокому? Нет, я совсем о другом - о том, что воплощать это высокое, строить его некому. И это не меня не понимает никто, а огромная масса людей - если честно - не понимает Лермонтова и Тютчева. Я-то что, вот они по-настоящему одиноки со всеми своими мыслями, которые они так и не донесли ни до современников (отчасти), ни до потомков (полностью). Но от этого не понявшим их современникам и потомкам только хуже, вот в чём фокус. Потому что поэты пишут о гармонии мира, и если толпа их не слышит, гармония в мире нарушается, происходят войны и массовое одичание... Да, давайте закончим.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1