Художники слов


Новые    произведения    на    различные    темы :   стихи    ,   рассказы  .  Стихотворение   " Остров   муз "   об    истинных   художниках   слов .

      Эльдорадо      надежды
                           ***
Чувство светлое снова не ложно ,
Я поклонник кувшинок реки .
Бремя всякое сбросить не сложно
И свободно поплыть без тоски .

Будто книги страницы листают
Тени прошлого в тишине .
Вот и лилии рядом блистают ,
На широкой , привольной волне .

Эльдорадо - загадочный остров ,
Под звездою мечты золотой .
Вижу мачты немыслимый остов ,
С алым парусом бриг не пустой .

А на бриге я юный и смелый ,
Всех люблю без причин бытовых .
Добрый парень , радушный , умелый ,
И желаю ценить таковых .

Я плыву по реке озарений ,
Ветер встречный не пахнет грозой .
Я освечен лучом откровений
И сияет надежда слезой .

Может это мираж и картинка
Из иллюзий , фантазий души ?
А в руке лишь сырая тростинка
И слегка шелестят камыши .

      Небесное     перо
                      ***
Уронила перо свое птица
На траву у тревожной стези .
И узрел я счастливые лица ,
С миролюбием общим в связи .

Я перо дорогое погладил
И подумал о прежних творцах :
Пушкин с музами вышними ладил ,
Гоголь с тройками в бубенцах.

Перья птиц окунали в чернила
И писали шедевры легко ...
Жизнь менялась и всех изменила ,
Стали делать сухим молоко .

Стали делать высокие краны ,
Корабли с орбитальным крылом .
Только блеют как прежде бараны ,
Когда топчут загон огулом .

Нажимаем на кнопки приставок ,
Чтоб узреть мониторов зеро .
Но важнее немыслимых ставок :
Гладь бумаги , талант и перо .

   Вольная    шалость
                 ***
Согласными не стали
И гласными представ ,
Вновь щебетом достали ,
Как лодку ледостав .
Ты говори стихами ,
Простору говори ...
Пусть светит лемехами ,
Соха и плуг зари .
Ты все дождю простила ,
Намокнув у дверей ,
Но милого впустила
В обитель поскорей .
И стала встреча алой ,
В устах растаял лед .
Была ты с вольным шалой ,
Горячь желаний мед .
Игра греховной браги ,
С душевным огоньком ,
Сморила вас стиляги ,
В кругу любви тайком .

                                                                                                   Дамоклов        меч

Съемки эпизодов завершились , но в привокзальной кофейне Козлова за столиком сидели исполнители разных ролей и оживленно обсуждали события . Юрий Поляков исполняющий роль генерала Мамонтова был сегодня на редкость прямолинейным и резким . Обращаясь к местному литератору Анатолию Трубе , игравшему роль чекиста , он выпалил -- Толян , ты пошто крестьян - сермяжников у пакгауза расстрелял без суда ? Чекист ты или палач ? -- Труба в кожанке с маузером нисколько не смутился -- Ну зачем вы так Юрий Михайлович ! Все сделано как прописано в сценарии . Ведь красный террор в ответ на белый ! И чекист обязан пресекать саботаж и воровство -- Поляков аж побагровел : -- Ты забываешься комиссар! Я генерал Мамонтов сегодня , а не Поляков . Мамонтов я! Извольте отвечать убийца-зачем расстрел,когда можно в Козловскую кутузку посадить подозрительных и допросить ? -- К спорящим подлетел половой - официант , некто Алешин и принес бутерброды с черной икрой , кофе и коньяк . -- Извольте с откушать Ваше превосходительство ! Извольте поесть товарищ комиссар ! -- Спорящие исполнители выпили коньяк и осмотрелись . Вокзал был бутафорский и прилегающая территория тоже стилизована под 18 - 21 годы 20 века . Подошел загримированный актер или поразительно похожий человек на председателя местной думы согласившийся сыграть Льва Давидовича Троцкого . -- Присаживайтесь товарищ главвоенмор . Вы наверное из Штаба Южфронта ? -- предложил и спросил актера - депутата Поляков . -- Мерси господин Мамонтов ! Я от гадалки -- ответствовал Троцкий . Все сидевшие за столом и бывшие подшофе мгновенно протрезвели и уставились на Лейбу Бронштейна , то бишь Троцкого.Робко , почти извиняясь его спросил Труба :-- Товарищ нарком Вы атеист - безбожник или ...? -- Для вас атеист , но верю в учение каббалы -- Троцкий выдохнул воздух и залпом выкушал стакан коньяка . Все ахнули . -- Лев Давидович , что случилось ? - спросил Мамонтов - Поляков . -- У меня пока ничего , а вот у Вас скоро случится ! Вы зачем все штабы красных уничтожаете , взрываете и поджигаете ? Генерал , народ восстал против тирании буржуазии и имеет право на свободу ! А Вы его хотите опять плетью да в загон , как быдло ?! Не выйдет товарищ Мамонтов , не дадим ! -- Я вам не товарищ Лейба - жид ! И вообще евреи обнаглели , в России революцию устроили . Фарисеи - лавочники . Перемутите всех и продадите Россию по частям жиды ! -- убедительно высказался Поляков - Мамонтов и еще выпил коньяка . Спорить с предводителем корпуса казаков было бесполезно . Его корпус прошелся по тылам красных и натворил много бед противнику . Ротмистр Колпаков негромко поинтерисовался: -- Лев Давидович что Вам изрекла Козловская гадалка?- Троцкий допил кофе и объяснился : -- Сказала она мне о каком - то Дамокловом мече над головой . О жаркой Мексике и испанском мачо - обманщике . Ничего не понял. Я здесь военный комиссар . Провожу совещания в Козловском Штабе Южфронта а она бред несет о Мексике и Дамокловом мече.Сумасшедшая ! -- Все стали поддакивать ему , кроме Мамонтова - Полякова . -- Как знать Лев Давидович , как знать где он упадет меч сей ? -- сказал генерал , сел на коня и с казаками поскакал сниматся в эпизодах похода - рейда по тылам красных и возвращения в Новочеркасск . Остальные загримированные актеры пили спиртное и ждали своей участи на съемочной площадке . Актеры - исполнители так вжились по Станиславскому в судьбы героев , что никак не могли изжить их из себя еще долго , долго . Поэтому делали все правдоподобно , буд - то это они сами и есть герои . Каждый искренне проживал свою роль и не жалел об этом !

             Стезя     предков
                       ***
Не тупик , а развилка дороги
Камня нет указующих строк .
Мне туда , где степные отроги
И за речкой сосновый лесок .

Мне туда , где плакучие ивы ,
Отражаются в тихой воде .
Мне туда , где просторы красивы
И легко , как не будет нигде .

Луг низинный не встретил бурьяном ,
Встретил трепетной , нежной травой .
Я иду и дышу дурнопьяном ,
Как когда - то мой дед вестовой .

Он за красных сражался бесстрашно ,
За антоновцев дрался другой .
Мне светло и немножечко страшно ,
Что не кошен весь луг дорогой .

Все иное теперь , все иное ,
Села многие как хутора ...
Только время свершений шальное
Началось для страны не вчера.

       Жасмин      окраины
                     ***
Пахнет жасмином и липами ,
Пахнет июльской грозой .
Мчатся кроссоверы с джипами
Мимо старушки с козой .

Дом ее старой окрайны ,
Древний как оно времен .
Мчатся за " хамами каины ",
С оттиском чуждых знамен .

Травушку щиплет рогатая ,
Козонька утром легка .
Будет хозяйка богатая
С крынкой ее молока .

Зорька лучами игривая ,
Перед дождем проходным .
Бабушка летом счастливая ,
Рядом с жасмином родным !

       Клад      Родины
                ***
Как не Иван Купала
Лунная дочь в Челновой ,
Местных русалок купала
И осыпала травой .

Голая лунная пава ,
Необъяснимо мила .
Лысая горушка справа ,
Слева строенья села .

Лес вдруг зарделся огнями ,
С искрами чУдной лозы .
Дали заржали конями ,
В воздухе запах грозы .

Клад там татарского хана ,
Спрятанный от казаков .
Ждет он простого Ивана ,
Лучшего из мужиков .

                 Сивиллы

Ему не стало легче и с царицей ,
Он слово дал не грабить до поры .
Была она в объятиях не жрицей ,
А женщиной возвышенной игры .

Не собственность , не жалкая рабыня
И все же не владычица миров .
Александрия -- древняя твердыня ,
Как феникс восставала из костров .

От Клеопатры в партии горячей
И Цезарь был на страсти рубежах .
Но в Риме на пророчице телячьей
Сивиллы предвещали о ножах .

Союз условен без любви сердечной ,
Поэтому не нужен никому .
И станет Клеопатра музой вечной ,
Антонию кумиру своему .


            Башня      плевков
                        ***
В старинном городе Козлове ,
На площади торговых дел ,
Стояла башня наготове ,
Что б каждый в небо поглядел .
Была на башне крепь из реек
И доски в круге от земли .
Чтоб смелые без душегреек ,
Залезли выше , как могли .
И лезли смелые к вершине ,
Как тараканы по стене .
И видела мамаша в сыне ,
Владыки силу в чудном сне .
Забрался сын лихой мамаши ,
На самый верх и стал плевать .
-- Ей гопота и чушки наши ,
Всем на коленях уповать ! --
Плевал и скалился владыка ,
Своей безбашенной судьбы .
И разбивали ради бзыка ,
Козлова дурни свои лбы .
Кружилась гнусь у башни власти ,
Метался согбенный урод .
И только мудрые отчасти ,
Не оглупляли свой народ .

                 Плевелы
                      ***
До жжения чувства раняться ,
Когда заставляют кланяться .
Когда принуждают славить ,
Которому проб не поставить .
Не сбудется честь по чести ,
Когда ты исходишь от лести .
Когда ты -- не лгать -- табу
Спускаешь в поветрий трубу .
Газетная суть коллектива ,
Глаголить : как тема красива!
Как дщери и чада власти ,
Божественной , избранной масти .
Пишите о ярких колоссах
И сейте ответы в вопросах .
И плевелы вырастут новые ,
Где лгут фавориты пановые !
Поклонных писцов газета ,
Для нужника и клозета .

                 Гегемоны
                       ***
Формируют товарное мнение ,
Что причастие -- местоимение .
И вершать дорогое участие ,
Что наречие -- деепричастие .
Капиталы -- важнее Заветов
И счета поважнее советов .
Не поспоришь с дельцами мамоны ,
Всех базаров они гегемоны .
Но в дому , где сверчок Филимон ,
Я с подругой в любви гегемон .

    Пегас    ее    у    Туголуково
                    ***
Дельцы унизили ее ,
В журнале Наш ,
Как буд - то сбросила трепье ,
На патронташ .
Как буд - то струсила она ,
Вблизи огня .
И с колокольчиком рожна ,
Пойдет звеня .
Есть доля Струковых судьбы
И есть село ,
Где духом люди не слабы ,
Беде назло .
Там конь поэта вороной
И рать сельчан .
Там озарений лук тугой
И стрел колчан .
Стреляй строфой без суеты
С родной слезой ,
Что б деготь скверной клеветы ,
Смыть под грозой .

        Веер      озарений
                  ***
Видимо ложь во спасение ,
для извращенных элит .
Но развернув озарение ,
лгать им Господь не велит .

Веером мудрость лучистая ,
видится всем в вышине .
Если душа твоя чистая ,
совесть светлее вдвойне .

Дело порочное скверное ,
вносится вновь в негатив .
Дело душевное верное
вечность внесет в позитив .

Селфи стези продолжается ,
даже где воет шакал .
Ложь чернотой отражается ,
в круге небесных зеркал .

           Тайна       любви
                       ***
Гаснет светильник любви под луной
И догорает под солнцем .
Снова в пустынной округе земной ,
Дом не сияет оконцем .

Все исчезает в печальном бреду :
Встречи , надежда и вера .
Даже в приветливом райском саду ,
Смрадом разит атмосфера .

Жутко в тени бытия пребывать ,
Тайна любви отгорела .
Я не стремился огню воздавать ,
Ты воздавать не сумела .

Я не виню никого в роковой ,
К далям взывающей воли .
Может блистающий луч зоревой ,
Женщину высветит доли .

    Неоценимая       высота
                         ***
Все не так происходит как надо ,
Жаждем зрелищ невесть для чего .
Видит снова умильное чадо ,
Как родители курят его .
Наблюдаем танцульки и спевки ,
Буд - то нет ничего поважней .
И водилами трудятся девки ,
И с машинами парни нежней .
Видим вновь суету и метанье ,
Молодых и поживших людей .
Наших судеб теперь обитанье ,
Без высоких и низких идей .
В центрах строят арены футбола ,
В них сыграют в футбол мировой .
А во поле хлеба для помола ,
Уберет комбайнер центровой .
В трендах смыслы того и иного ,
Если деньги в ответе за быт .
Хорошо , что в оценках земного ,
Бог небесный в сердцах не забыт .

    Бесприютные      дали
                       ***
Грустно в городе , не уютно ,
Раздражает людей суета .
Одиночество дней бесприютно ,
Вся палитра округи не та .

За машинами едут машины ,
Разных марок и разной цены .
А духовных событий вершины ,
В миражах неземной пелены .

Сердцу муторно и тревожно ,
Смыслы сводятся всюду к счетам .
И торгуют проныры безбожно ,
Что б за трендом идти по пятам .

И любви заповедные дали ,
Постигает народ на ходу .
Мы достигли того , что желали ,
Но узрели мамону к стыду .

     Атомное       чудо
                  ***
Сама земля была чиста
И реки все чистюли .
И люди славили Христа ,
Как славят небо гули .

От всей души не роковой
И роковой до срока ,
В России прошлой таковой ,
Лишь царь был за пророка .

Но смуты шли из - за грехов
Наместников и злыдней .
И пламя красных петухов ,
Сметало с тронов сидней .

То Стенька Разин бедовал ,
То царь -- Пугач Емеля .
То всем Булавин воздавал ,
Кто гордым был от хмеля .

Потом Ульянов так встряхнул
Расеюшку в печали ,
Что ад ворота распахнул
И звезды закричали !

Теперь иные времена ,
Инфляций и дифляций ,
Но даже в капельках вина
Нет истин светлых наций .

Одна туфта и маята ,
С игрой мамоны блуда .
И вся земная красота ,
В тон Атомного чуда .

  Бесценные      дары
                   ***
Кому доверял -- продали !
Кого уважал -- отвернулись .
А зори мне лучики подали
И дали светло улыбнулись .
За место под солнцем грошовое
Торгуют менялы лживые :
Пройдохи для кривды кондовые ,
Подонки -- худобы служивые .
Природа ко мне приветлива ,
Ветрами мечты окрыляет ...
Цветеньем долина ответила
И блеском река умиляет .
Найдутся кто дружбу не продали :
Не подлые , не отвернулись .
Бесценно что зори мне подали
И петь соловьи вернулись .

              Стужа
                ***
Стала в округе стужа,
Воет бирюк на луну .
Злыдня обидела мужа ,
Нежить унизил жену .

Вновь гордецы величавы
В лучших своих углах .
В грубых порывах прАвы ,
ПрАвы в любых делах .

Слабым нельзя и пикнуть,
Статусом с сильными врозь .
К стуже им как привыкнуть ,
Если пронзает насквозь ?

Кто - то скорбит привыкая ,
Кто - то уходит прочь ...
Жизнь у людей такая :
Утро мудрее чем ночь .

       Ценник      муры
                    ***
Когда чиновник не творец ,
Не " ювелир в дыре " ,
Любой пройдоха и подлец
Ва банк берет в игре .

Срывает куш авантюрист
С ухмылкой стервеца .
Один талант душою чист
И аурой венца .

Где суть мурой заволокло
Творцы и игроки ,
Как бриллианты и стекло ,
Ценой не высоки .

               Тесальщик

Не случайно , не от безделья ,
Он скульптуры ваял от балды .
Захмелев от продажного зелья ,
Он тесал свои глыбы беды .

Применял он зубила из стали ,
Закаленной , в руках дорогой .
И огромные глыбины стали
Щебнем теса с палитрой другой .

Разрушал он ударами камень ,
Измельчал вековечность скалы .
Что б желаний неистовых пламень,
Утолить пустотой кабалы .

Под ногами хрустела щебенка ,
Под руками зияла дыра .
И назойливый крик вороненка ,
Уносили в пустыню ветра .

Пил холодную водку тесальщик ,
Заедал огурцом на заре ,
Наблюдал как невзрачный ваяльщик ,
Делал граций на светлом дворе .

      Не     волчья      суть
                                " О провинция ! Ты -- строга !
                                   Гы - гы - гы ! Га - га - га !"
                                                                    С . Б .
                      ***
Сергей Бирюков и Миша Волчихин
Из логова мира сего .
Но любит Серега заумные книги ,
А Миша себя одного .

В фамилиях зверь откликается эхом ,
Из смутных житейских глубин ...
Сергей на приколы закатится смехом ,
А Миша взметнет карабин .

Звериная метка не истина рока ,
Фамилий похожих не счесть .
Серега прочтет изреченье пророка ,
А Миша сразится за честь .

Бытует легенда сравнимая с веком ,
Прошедшем сквозь бури идей :
Бирюк неожиданно стал человеком ,
Пристреленный стаей людей .

                                                                                         Код        профессора        Горелова

В Казначеевске что - то случилось невероятное,необычное.Алик Горелов сразу это почувствовал всем телом и трепетной душой.Алик стал размышлять и сопоставлять события последних дней с причинами и следствием . Он сопоставлял и анализировал события жизни и казус текущего времени несколько дней и никак не мог понять в чем причина . Было тревожно и невероятно тоскливо . Горелов зашел в кафе и заказал легкий ужин с водкой . В графинчике уместилось граммов триста горькой . Она была необходима чтоб отвлечься . Горелов выпил и стал кушать салат с крабовыми палочками .К нему за столик подсели двое незнакомых людей . -- Вы профессор Горелов ? - спросила молодая женщина . -- Да ! А что вам собственно нужно от меня ? -- не сильно возмутился профессор . -- Вы нужны нам , как свидетель прошлого времени -- ответил Алику молодой человек .-- Вы сами и ваши воспоминания -- Но кто вы есть ? Я вас не знаю и не намерен с вами откровенничать - еще раз возмутился Горелов . -- Попрошу вас удалиться , я хочу спокойно ужинать -- дополнил он . -- Кушайте , кушайте ! Но знайте что ваше прошлое время украли ! -- поерничал молодой человек . Ужин был испорчен незваными гостями . Профессор допил водку , доел салат и вскоре вышел на улицу . Тут же появились молодые люди . -- Скажите профессор вы в 1968 году присутствовали при закладке капсулы - послания комсомольцев к будущим комсомольцам ? -- Какой к черту капсулы ? Вы что шутите на ночь глядя . Разыграть меня вздумали ? -- Нисколько не шутим . Мы знаем , что вы присутствовали при закладке послания в 68 году , осенью , в стену монастырского здания -- Алик Горелов остановился и вспомнил несущественный эпизод из своей жизни . Он вспомнил , как 50 лет назад их студентов сняли с занятий , важных лабораторных работ , и привели к монастырю для участия в митинге закладки капсулы с посланием . -- Профессор вы вспомнили ? -- спросила девушка . -- Предположим вспомнил ! Что из этого вытекает . Точнее зачем вам знать что - то об этом событии ? -- Затем , что нет доски на стене и возможно судьбоносные письмена украли ! -- Ну и что ? -- спросил профессор . -- Украли же прошлое время , все 50 лет жизни города . Эта кража хуже революций и войн . Мы ищем капсулу времени . Вы нам должны помочь в поисках шифра - кода -- Профессор посмотрел на молодых людей как на странных существ , с другой планеты . -- Ребята мне кажется вы ерундой занимаетесь . Лучше бизнесом займитесь -- сказал он . -- Если мы не найдем исчезнувшую капсулу и не прочтем послание нам потомкам , то связь времен прервется и все в жизни нарушиться и разрушиться . Может грянуть катастрофа ! -- Предположим вы правы . Но откуда я знаю где украденная из ниши монастыря капсула с посланием -- Вы не знаете . И мы пока не знаем . Но вы можете вспомнить текст послания озвученный 50 лет назад на митинге . Мы введем вас в глубокий гипноз и вы вспомните текст . Помогите временам не прерываться и не случиться катастрофы безвременья и заблуждений -- Профессор согласился впасть в сомнамбулический сон . Молодые люди на автомобиле довезли Горелова до дома , где практиковал гипнолог . В состоянии глубокого гипноза профессор Алик Горелов подробно вспомнил весь текст послания , качество бумаги , размеры и цвет капсулы . Настоящий естественный сон его был крепок и безмятежен . На следующий день смутная тревога не терзала психику профессора . Приключение казалось ему каким - то мимолетным видением по пьяной лавочке . Жизнь продолжалась в прежнем суетливом ритме , современного бытия . По набережной Казначеевска шли молодые люди .Полная луна освещала им стезю , потому что свет городские службы отключили из - за аварии .Но эта мелочь была не существенной . Новая капсула с прежним текстом послания была ими заложена в нишу , в стене монастырского здания . Связь времен и событий теперь не прервется . Беды не будет . Город Казначеевск и люди будут жить долго и счастливо . Двое влюбленных спасли будущую жизнь многих Казначеевцев . Ангелы просияли и воспарили над ними . Созвездия не гасли до утра . Молодые люди шли вдоль реки и мечтали о чем - то
хорошем .

                                                                                                       Яблоки        Наукограда

Нвукоград хорошел день ото дня.Расположенный в Черноземье он был связующим звеном многих дорог и путей . Автомобильных дорог , железных , развития промышленности и садоводства , проходивших через весь город и рядом было предостаточно.Одна дорога - стезя власть предержащих,привела высоких чиновников из Наукограда сразу в Казначеевскую областную администрацию . И славные попутчики - наукоградцы стали активно управлять всем регионом . Через весь город проходили еще дороги истории страны России . Ведь в самом Наукограде находился сто лет назад Главный Штаб Южного фронта Красной армии . И для его разгрома , хотя бы на короткое время , в августе 19 революционного года в город ворвались казаки генерала Константина Константиновича Мамонтова . Белые громили красных по всей округе,но затем красные разгромили белых напрочь.Главоенмор и Председатель РВС Лев Давидович Троцкий ликовал по этому поводу . Много раз произносил речи и славицы . Повсюду и везде трендил как трибун Троцкий ! Новые , современные пути развития привели нукоградцев к празднику , фестивалю в честь местного яблока . Яблоки были отменные ! Их с любовью покупали многие россияне и кушали с аппетитом !Сочные , ароматные , полезные яблоки Наукограда были нарасхват!Фестиваль Яблока проводился к месту и ко времени в начале сентября . В преддверии очередного фестиваля , местные культуртрегеры решили снять корометражный фильм на историческую тему , но всячески прославляющий яблоко . Режиссер вольничал как хотел.Рыночная площадь напоминала яблочный склад - лабаз . На прилавках лежали яблоки гуртами и кучами .Яблоки лежали в корзинах , мешках и просто на земле в щедром количестве . Все билборды сообщали только о значении и полезности яблок . Режиссер скомандовал : -- Мотор ! -- И началось на импровизированной сцене лицедейство самодеятельных актеров всех времен и народов . На деревянный помост вначале вышел матрос - анархист Хвалешин , в тельняшке с пулеметной лентой и наганом . Рядом чекист Трубадуров Толян в кожанке , в шапке - ушанке и лаптях с маузером , крестом попа и внушительным обрезом . Хвалешин пел частушки и при этом стал в такт приплясывать . Трубадуров как бы отвечал ему частушками и периодически то вынимал маузер , то показывал обрез . Хвалешин -- Ех, яблочко , да куда котишься ? Ко мне в рот попадешь -- да не воротишься ! Эх , яблочко , да закатилося , а деникинская власть провалилася ! Эх , яблочко , да краснобокое , все у власти коммуняк кривобокое ! Эх , яблочко катись к Миронову , я матрос - анархист примкну к Антонову ! -- Трубадуров не отставал в раже запел -- Ех , яблоки вы народные , стали нищими буржуи сумасбродные ! Ех , яблоки , да с червоточиной , анархист лежит ничком за обочиной ! -- Толян достал правой рукой обрез , а левой маузер и продолжил -- Эх , яблоки новой властюшки , охраняют их братки или батюшки ! -- Зрители азартно и активно захлопали дуэлентам анархисту и ряженому охранителю бизнеса . На дощатую сцену выбежали еще двое , он и она . Он запел -- Ех , яблоко , да сбоку зелено , как Арманд меня люби , словно Ленина ! -- Она ответила -- Эх , яблоко , ты подгнившее , я нещадно забываю время бывшее ! -- Он продолжил -- Эх , яблоки , соком классные , бабы ныне за рулем все опасные ! -- Она с легкостью ласточки поддержала шутейное действо -- Эх , яблоки здесь не ворские , но курорты хороши черноморские !-- Он и она стали отплясывать с задором под " матаню " по всей сцене . Он -- Ни большой , ни маленький , лишь бы небыл вяленький . Если сила вверена , гусь обскачет мерина ! -- Она -- Если яблоки большие , значит ствол как колонча . Если бабы не святые -- мужики как саранча ! -- Певчая парочка плясала под гармонь и балалайку так заразительно , аж заходилась в порывах . Потом выходили другие певцы и затейники со своими номерами . Женщины в ярких , разноцветных сарафанах и юбках , мужчины в рубахах и шароварах . Все же преобладали народные одежды светло - розовых и кумачовых оттенков . Выступавшие импровизировали как хотели и как могли , в рамках традиций и житейской позволительной морали . Публика не расходилась.Некоторых требовала на бис , чтоб повторили оригинальные шутки - прибаутки . Режиссер долго , долго наблюдал за потешным спектаклем и не торопился крикнуть -- Стоп ! Снято ! -- Оператор снимал праздник Яблока и нисколько не переживал за свою аппаратуру . Было весело и интересно многим . Труженики садов и полей могли позволить самим себе площадную вольность и художественную самодеятельность . А исторические типажи и современные лицемеры - авантюристы изображались так зеркально - правдоподобно , что спектакль воспринимался как приключения , которые происходили в нашей безалаберной , заблудшей и невероятно прекрасной добрыми поступками , душевным милосердием народной жизни . Плоды яблонь благодатной земли не сулили людям никакаго раздора . -- Кушайте яблоки Наукограда , вам Россия будет рада ! -- говорила всем молодая , очень красивая девушка солнечной мечты .

                Белокнижник
                         ***
Не ночь страшна гнетущей тьмой ,
Кошмарный сон страшнее ночи .
Идут мои враги за мной
И у беды пылают очи .

Такое снится -- просто жуть !
Потом другое вдруг приснится .
Иду один и светлый путь ,
Как мехом кролика лоснится .

И перья птиц вокруг белы ,
И я счастливый белокнижник .
В ладонях горсточка золы ,
Бела как кипельный булыжник .

Слова пишу я молоком ,
На белых шелковых страницах :
Как белым мудрым стариком ,
Стою на белых половицах .

Как даль судьбы белым бела ,
Как веси белые повсюду .
Как - будто нет людского зла
И я нигде грешить не буду .

    Ботало     мамоны
                 ***
Край моей стези богат ,
Злобными людьми .
Тенью кто лихой рогат --
Господи уйми !
Не беснуйтесь гордецы ,
В миражах тщеты .
Не спасут вас леденцы ,
Всех от нищеты .
Нищих духом навалом ,
Рядом и кругом .
За невиданным селом
И в селе другом .
На базаре золотОм ,
БОтало звенит ...
Кто судачит о пустом ,
Тот и знаменит .

         Смотрины
                ***
Все смотрят сквозь меня ,
На Лену и Марию .
А я с лучами дня ,
Смотрю на всю Россию .
Все видят что хотят ,
Винить других не смею .
И мне не запретят ,
Смотреть как я умею .
Вы ожерелья грез ,
Дарить любимым вправе .
А я среди берез ,
Как бриллиант в оправе .

     Публика      бублика
                     ***
Зачарована странная публика ,
Обожают метрессу глупцы .
Бесподобную дырку от бублика ,
Покупают пиара купцы .
Из Москвы понаехали Замшевы ,
Хвалят местных раскованных баб .
И поют о доверье Предамшевы ,
Буд - то вяз у реки баобаб .
Буд - то Лене Марина Цветаева ,
Подарила возвышенный сан .
И блистает вовсю Горностаева ,
Словно прадед ее Мопассан .
Нагуляются вдоволь , натешатся ,
Поменяют партнеров не раз .
У зеркал как русалочки чушутся ,
Словно омут глубокий рассказ .
Так вскружили туманы нечистые,
Многим головы чудакам --
Что бесстыжие крали речистые ,
Все широкие по бокам .

                  Штабисты
                       ***
Лежит газета местной прессы
И дождик хлещет по статьям .
Эх , смыл бы он следы метрессы
И отогнал ее к сватьям .

Меркуют пусть в своем Козлове ,
В Штабу Южфронта смутных дел .
И говорят на старой мове ,
Где к ним Петлюра охладел .

Перехлестнул дела Петлюра ,
До самых проклятых затей .
Пришлось подобием аллюра ,
Бежать кагалу от смертей .

Козлов спаситель для изгоев ,
Хоть на иврите говори .
Юваль Шакет и Трубагоев
Поют Нагилу до зари .

Готовит мацу пан Рашанский ,
Что б Маньку кралю угостить .
Еврей он ныне Россошанский ,
Стремится случку подсластить .

Смешалось все в домах Облонских ,
И в Ивановых кавардак .
Матильду видят у Поклонских
И Птушкина в цепях чердак .

Козловский Штаб без сантиментов
И Троцкий Лейба посещал .
Рубил узлы он элементов ,
Враждебных нови как вещал .

Былое в туне наваждений ,
Модерном кличут на кругу .
Штабисты вновь без снисхождений ,
О кознях круга ни гу - гу .

Гуляют с хреном по Козлову ,
Свободно Сара и Ренат .
Надев заморскую обнову ,
Любя Хазарский каганат .

Тоскливо в логове Тамбова ,
Поэту духом бытовать .
Вновь остается доке Слова ,
На Бога сердцем уповать .

   Наследница      пустоты
                         ***
Наследница крылатых лебедей ,
А может шалашовок и бля ...ей ?
Ты уточни Еленушка кого ,
Наследница ты прошлого всего .
Я как - то пил водяру из горлА
И был крутым наследником орла !
И Коля выпив три Кровавых Мэрь ,
Стал королем находок и потерь .
Сказал он : -- Лена выпита до дна ,
Как в луже отраженная луна .
Как пиво разливанное за грош
И квас , который мутью не хорош --
Ты выпита и в образе пуста ,
Свистят твои лукавые уста .
Пустая ты наследница пустот
И пыл твоей души уже не тот .

            Остров      муз
                        ***
Появился вдруг остров Медон ,
Посредине Челнавской запруды .
И читают там Бустрофедон
Вновь русальницы водной причуды .
Сотворила Марина шедевр ,
Для Кудемы времен и Кудима .
Засиял приснопамятный нерв ,
У степного прибрежного мима .
И у тайны рассветным лучом ,
Вдруг меня красота озарила .
Я опять оказался при всем ,
Как душа под луной говорила .
Вот казачка сидит на коне
И стреляет по нетям из лука .
Все у Струковой в зыбком огне ,
Если дух растревожила мУка .
Музы неба незримы вблизи
И амуры восторженных Граций .
Им Вергилий читает в связи ,
Чтоб не спал на Парнасе Гораций .
Остров классиков не опалим ,
Он иных зоревых измерений .
Проплывет мимо звездный налим
И осветится     мост    поколений .

                                                                    РЕЦЕНЗИИ  --  ТВОРЧЕСТВО      ХВОРОВА     ВАЛЕРИЯ

 Хворов    Валерий – Творчество.
Рецензии авторов – Аркадий Макаров, Геннадий Минаев,
Денис Исаев , Маргарита Матюшина .



                                                                               «Пролегла       тропинка     в      травах»

Новые поэтические сборники, в невероятном множестве издающиеся на средства самих авторов, как пухлявые бабочки однодневки, едва успев расправить крылья-страницы, тут же исчезают в небытие. Но это не останавливает новых и новых энтузиастов поэтического ремесла, этих глашатаев добра, любви и справедливости. Не знаю, хотя и сам принадлежу к этому творческому племени, что движет таковой категорией людей? Тщеславие? Возможно, и это. Но не только, наверное, еще и душевный порыв в первую очередь.
Издательство -“Книжная лавка писателя” на днях выпустила в свет маленькую, чуть больше ладошки, книжку стихов автора Валерия Хворова (здесь надо заметить, что это как раз тот случай, когда лучше меньше да лучше). Книжка называется “Затихает эхо за спиной”.
Ну, что ж! Откроем глянцевую, цвета ранней осени обложку, и вот он, автор, сразу раскрылся нам весь, как есть: “И даль светла, и солнечные блики/ Блуждают по взволнованной воде./ И миражей изменчивые лики/ Росточек ищут в черной борозде./ Еще неделя, солнечных волнений,/ И на полях появятся ростки./ И ветер, припадая на колени,/ Обнимет бедра ласковой реки”.
Эти строчки меня как читателя заинтересовали. Стой! Кажется, в этом что-то есть! Признаться, я в последнее время испытываю от большинства скороспелых ; стихов самую настоящую аллёргию, с предубеждением гляжу на только что выпорхнувшие из типографской машины сборники. Но здесь что-то другое: пахнуло свежестью весеннего разлива, вечной изменчивостью природы, где начинаются трепетные роды холодных ручейков из белых льдин". Или вот еще — осеннее: 3апеленал туман рябину, щедры на слякоть холода./ Я ж растерял наполовину свои червонные года./ Остались мне одни полушки да потускневшие гроши./ И щеки ситцевой подушки ночами стали хороши». Восхищает в сборнике Валерия Хворова предельная искренность и наивность, но та наивность, которая делает стихотворца художником. Стихи автора метафоричны, с неожиданными образными решениями. Смотрите: “Окно откроешь, звук машинный Влетает в комнату стрижом./ Визжат раскрученные шины. Как свиноматки под ножом”.
Какая экспрессия! Какой образ! Или вот: «Смех взаимный был бы кстати, / Поддержу и помогу. Ты скучаешь на кровати,/ Как ладья на берегу. Эти примеры показывают нам, что вместе с книжкой “Затихает эхо за спиною” родился еще один поэт нашей богатой на талантливых людей Тамбовщины. Конечно, в первой книге Хворова не все равнозначно, вместе с произведениями, наполненными несомненной поэзией сосуществуют и ничего не значащие проходные стихи. Хочется понудить В.Хворова к более тщательной отделке стихотворений, а то рядом с безусловно талантливыми строчками ложатся, невнятные. Вот только один характерный пример: “Легка ли жизнь? Когда кругом обвалы,/ Как будто Русь на оползнях живет. (!) Вранье, обманы, беды и скандалы,/ Ударили под сердце, под живот. /Расколотые грани режут тело, /Россия умирает по частям” (?!)
Насколько же различны две первые и две последние строчки. Но не это определяет лицо книги, а вот такие стихи:

Вдоль деревни петляет
дорога,
Тонет степь золотая
во мгле. Мне осталось, возможно,
немного
Жить на этой
прекрасной земле.
Я не знаю и знать не желаю,
Я иду по дороге пешком.
Ни о чем для души
не мечтаю,
Забавляюсь любым
пустяком.
То нет степь, а луна
выплывает
Из небесной густой синевы.
И заря невесомая тает
В чистых заводях
сонной травы.
Жизнь меняется
неудержимо.
Лунный свет над рекою
дрожит.
И проносятся ласточки
мимо,
И туман в теплой шубе
лежит.

Пожелаем же автору более точной работы над словом и усидчивости, а вдохновение присутствует у него в каждом стихотворении. Хорошо бы, чтобы его тропинка, где “не раскинешь руки вширь", привела бы Валерия Хворова к широкой дороге большой литературы.
Автор рецензии - Аркадий МАКАРОВ, Член Союза писателей России,
Лауреат премии им. Боратынского.
Газета – «Тамбовская жизнь».



                                                                                «Я     ВЕРЮ    В    ПРАВЕДНУЮ   РУСЬ...»

О новой книге стихов Валерия Хворова .
Поэт Валерий Хворов часто радует почитателей своего таланта сборниками стихов. Недавно вышла очередная поэтическая книга –
"Прозреваю душой понемногу". Валерий Хворов не изменяет своей традиционной теме - это любовь во всем ее разнообразии. Но наивысшим проявлением любви поэт считает любовь к Родине.
Признанием в любви к родной Земле поэт открывает свою книгу:

"Любили Родину свою
И в солнечном,
И в лунном свете,
И тишину
В родном краю,
И буйный ветер
На рассвете».

Но любовь поэта к родине не бездумна. Содержание книги – это своего рода духовное поэтическое путешествие по сегодняшней России. И взгляду поэта предстают отнюдь не благостные картины. Ложь, разврат, пустая суета, звон металла – такой видит поэт свою страну. Но в его голосе нет отчаяния. «Да, и такой, моя Россия, я больше всех тебя люблю», - мог бы вслед за Блоком сказать Валерий Хворов. Он словно видит вечную духовную Русь, которая, как старинная фреска, проступает сквозь наслоения позднейших веков. Рука об руку с любовью к Родине идет у Валерия Хворова вера в Бога: «Бог – небесный наш Отец, Мать у нас – Россия», - заключает он одно из стихотворений. И в конце концов, любовь и вера сливаются в едином поэтическом порыве:

«Ни от чего не отрекусь,
Что было, есть и будет.
Я верю в праведную Русь
И жизнь меня рассудит ".

Поэт предпочитает традиционные хореи и ямбы. Валерий Хворов не боится заявить о своих чувствах во всеуслышание, с вызовом и задором:

«Расступись толпа,
лютую,
Всех могу поколотить.
Русь мою,
не золотую.
Словом буду золотить».

Здесь слышаться есенинские кабацкие мотивы, которые в свою очередь глубоко уходят корнями в русскую песенную традицию.
В которой несомненно прослеживается – задушевная откровенность.
В стихах Хворова слышатся ее отголоски - печальные и удалые, задумчивые и разбитные. Они словно сами просятся в песню,
словно хотят облечься в музыку и уйти в народ.
А завершает книгу снова признание в любви Родине. Но на этот раз это не абстрактная категория, а вполне реальная Тамбовская земля:

«Ненаглядная сторона.
Ковыли здесь блистали
когда-то.
Где течет
Заповедная Цна,
И долина лесами
объята».

Автор Рецензии – Геннадий Минаев, публицист, журналист.
Газета «Новая Тамбовщина», 2008 г.


                                                                                     «Останется     мост     над    рекою»

Больше всего на свете я люблю мосты. В детстве я любил дороги, а в юности полюбил мосты. Возможно, потому, что я встретил свою первую любовь «на мосту, что покрыла метели, отобрав позолоту Пространства...». Для меня дорога - это одинокая лирика, а мост - это зрелая философия, приближающая небо...  Летом я ныряю с Кривого или Саратовского моста, заплывая против течения, пока не осилю три с половиной версты, а зимой, как впервые назначив свидание, я могу взирать с моста на потухшие скрижали листвы, курить и размышлять о Поэзии. О Поэзии в целом, и о поэзии моих современников, скупо дорабатывающих золотые строки уходящего века. И если сказать образно, то Мост для поэта - это середина листа, половина пути, соединяющего берега – временной жизни и жизни вечной. Мост и есть творчество поэта, которое останется над рекой обыденности и суеты.
Конечно и реки, и мосты, которые строят и оставляют после себя поэты, бывают разными: от небольших деревянных до подвесных магистралей... Мой современник, поэт Валерий Хворов, уже построил мост. Он успешно издал несколько поэтических книг, ставших его универсальным собранием сочинений, вобравшим более трехсот лирических и философских произведений; По первой книге был принят в Союз писателей России, провел несколько поэтических вечеров... Но мост в Вечность, давший ему право считаться профессиональным литератором, Валерий строил не год и не два, а несколько десятилетий.не издаваясь и не предавая свои стихотворения огласке... Тем не менее, продолжая работать творчески и меняя деревянные перекладины юности на металлические ребра и каменные сваи Вечности… Валера часто встречал препятствия и в литературной среде и в чиновничьей. Его пытались сбросить на глубину бытия, скинуть под мост забвения, украсть очередной образ и публично осмеять… Попытки злодеяний, осуществляли «апологеты» зависти, снедаемые ревностью к высокоодаренному Поэту. Но, несмотря на искушения и личные неприязни, Хворов оставался поэтом и человеком. Ибо настоящему писателю - человеку отнюдь не низменных нравственных качеств никакие заслуги не достаются просто, легко и беспрепятственно... Тем более, если писатель, перебиваясь с хлеба на квас, вышел из обычной рабочёй семьи... Так он и остался добрым «поэтом в халате» из Криуши, до сих пор зарабатывая на жизнь совсем не писательским трудом... Да и мосты теперь строятся проходимцами от поэзии, бесплатно или за свой счет. Только разваливаются быстро - до первого тепловоза или несчастного пешехода, забираемого в ученики... Да и поэтом уже не почетно быть, намного проще стать сетевым компилятором в прозе. Но об этом не думает Валерий Хворое, остающийся тонким лириком и тонким образчиком, выбирающим самый тяжелый путь:


Утонула даль в тумане,
Смутно видится река
Как небесные цыгане
Проплывают облака…

Или немного упрощенно:

Улетело облако
На закате дня,
Ты присела около,
Около меня.

Берег тихо плавится,
Глядя на волну,
Ты прижмись,
красавица,
Я не оттолкну.


Из другой книги:


Душа не хочет
быть пустой
И чувства жалкими
от боли.
Судьба не вяжется
с мечтой,
Как совесть
с водопадом воли.


На образной системе держится мост поэта, она - основа, каменный блок - наполовину зримый и на половину находящийся в воде и грунте. Но гармония поэтических тем достигается с помощью дополнительных звуковых окрасов образа, незримо создающих уникальную паронимическую аттракцию. Это не только стальные «остуженные» дали, но и «одинокий и босой» строитель или лирический герой поэта, имеющий сходство с ним самим, всегда искренне «золотящий словом свою не золотую Русь» и обретающий «светлую даль» в более откровенном контексте:


Я поэт, творец от Бога,
Проводник
Небесных сил.
Я бы голым ушел
в леса,
Только б Бог
не оставил Россию!

Цитировать Валерия Хворова можно бесконечно, но это будет лишним. Лучше прочитать самому, наслаждаясь глубоким и нежным образом, слегка и почти беззвучно, построенном на Православии.
Читая стихи Валерия Хворова, я часто бываю в Трегуляе, где с севера не юг над рекой проходит металлический мост, а перпендикулярно ему на вековом откосе стоит новый Храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима…
Почему-то всегда, останавливаясь на мосту, я думаю, что этот мост построил Валера, вспоминая его ранние строки:

Работа волчицей
кружилась в силках,
Ни в лес, ни в поля
не бежала.
И мощная дрель
В моих твердых руках
Надрывно и тонко
визжала.
Силки и канаты
и ребра моста
Надежно держали
друг друга.
На каменных сваях
лежала верста
Стальная от луга
до луга,
И сварка сияла
огнем золотым
И плавила шов
под рукою.
Рассеется шум
и развеетcя дым,
Останется мост
над рекою.

На мой взгляд, Валерий Хворов построил надежный мост, который тоже останется в веках, подобно Небесному мосту ведущему к Храму, покрытому платиновой пастелью.

Автор рецензии – Денис Исаев.
Газета «Тамбовский курьер» - 2007 г.

«Я ВСАДНИК И ЧУВСТВАМИ ВЕСЕЛ» Небольшой поэтический сборник В. Хворова , изданный недавно тамбовской типографией «Пролетарский светоч», начинается поэмами «По­следняя любовь атамана Антонова» и «Гуляй - поле Тамбовское». Тем самым автор сразу акцентирует внимание на важности и для него самого , и для читателя этих двух произведений. Надо отметить , что Валерий Xворов один из первых , кто попытал­ся свое осмысление трагедии тамбовского кре­стьянства изложить в такой литературной форме , как поэма. Причем все части обоих произведений написаны в духе русских народных песен. Стихи Хворова очень ритмичны , мелодичны и при этом весьма разножанровы. Данный прием особенно силен в «Последней любви...». В поэме встречают­ся и лихие разбойничьи мотивы , и лирически про­тяжные песни , и эпически былинные сказания.
Ритм , заданный автором , хорошо передает настроение героев и в то же время помогает, я бы сказала, кинематографически выстроить окру­жающую их картину. Вот так , к примеру, в поэме «Последняя любовь...» описана ночная дорога братьев Антоновых;

За затоном лес взлетел
Частоколом сосен ,
Атаман в нем захотел
Встретить тайно осень

А седьмая чась поэмы начинается , как песня - плач:

Соловьи поют соловушки
Грустно - грустно у реки .
Многие гуляй - головушки
Потеряли мужики .

Читая поэмы Хворова, не только понимаешь, но и чувствуешь, что мысли, сложившиеся в эти поэтические строчки , выстраданы поэтом. Он не просто констатирует те или иные факты, он опла­кивает вместе с народом и горькую судьбину и лихие головы : "Слава битвы - кровавая птица,,Размахнется затмит и зарю . Всем бы надобно в храмах молиться, Кто кричал : Я победу творю ! " Хворов любит и Россию , и свой край как истин­но русский человек.То со всей щедрой душой : "И потому вглядевшись в дали , Где каждый край светлеет весь , Забудем прежние печали ,Чтоб к жизни возродиться днесь ". То с надрывом : "Бедняку из тамбовской глубинки Из каких-нибудь Нижних Яруг, Совершать по былому поминки , Все равно , что покаяться вдруг" . То с лихой удалью : "Вся Россия теперь Гуляй - поле !
Приглянулась торговля властям . Каждый может по собственной воле Продавать все , что есть , по частям " то с благоговением перед ее тихой красотой : "Лег на пажити туман , Легкий белогривый . Едет мимо атаман , Конь под ним игривый ".

Философская составляющая присуща и лирике поэта. В той подборке стихотворений, что вошла в сборник «Тень судьбы», есть размышления и о судьбе страны, и о моральных аспектах тех или иных поступков людей. Автора волнуют извечные вопросы: что есть истина, куда ведет грех мести или какая цена у любви? Он старается отыскать самые верные слова, самые яркие сравнения , ме­тафоры.
Хотя все же в стихах В. Хворова больше лю­бопытных наблюденй: "Когда тени лежат под ногами головастыми черными кобрами. Я встречаюсь нежданно с врагами И встречаюсь с прохожими добрыми" мудрых раздумий: "Свет небес никогда не погаснет, если любим родителей мы"; есть и настоящий крик души по умирающим деревням :
"Для кого расти им? Для кого цвести? Если вновь в России села не в чести . Все вокруг не просто , если наяву Каждый крест погоста падает в траву . Ивушки , тем паче , над речной косой , Как сиротки плачут светлою росой " Мож­но в чем-то соглашаться с поэтом, а какую-то его мысль и не принимать, но одно верно, что человек он страстный, отзывчивый, болеющий душой не только за личное счастье, но и за все, что проис­ходит вокруг него. А еще очень важно, что взгляд Валерия Хворова в основном все -таки оптимисти­чен:" Я всадник и чувствами весел , и светлая совесть при мне " .


Маргарита Матюшина - газета " Тамбовская жизнь " январь 2009 год




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 72
Опубликовано: 12.11.2017 в 16:50
© Copyright: Валерий Хворов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1