О поэзии и любви




Эрато. Муза любовной поэзии.
.

О ПОЭЗИИ И ЛЮБВИ. МИР РЕАЛЬНЫЙ И МИР ВИРТУАЛЬНЫЙ.
_______________________________________________________________________________


Я давно заметил, что глядя на картину, читая роман или рассматривая иное произведение искусства, например, музыкальное – наблюдаешь одно и то же повторяющееся явление: рождение Галатеи, и совершенно неважно – из камня она рождается или каким-либо иным способом. Любовь Пигмалиона к своему творению, видимо, не является закономерным финалом, поскольку творение его прекрасно. Пигмалион влюблен в свою Галатею еще до ее явления.

В 1979 году я как бы случайно и невзначай начал писать поэму «Странствие», и писал ее почти три года, лишь в какие-то моменты, фиксируя в своем сознании картины, в общем, реального мира, но одновременно это был мир моей фантазии и моих юношеских воспоминаний. Все три года этот мир юношеских видений и юношеской любви никуда от меня не уходил, и никак не оставлял меня в покое. Помню, один из адептов и кумиров ленинградских поэтического бомонда назвал эту написанную, в общем-то, очень простым языком поэму наиболее готовой для публикации в официальных изданиях, хотя я как-то и не стремился к этому – любая работа кажется автору еще не вполне совершенной, еще не оконченной, иногда в течение нескольких лет.

Немногие знают, что мир виртуальных переживаний может быть для автора еще более реальным, чувственным и осязаемым, чем мир реальный, часто реально лицемерный, придуманный и далеко не прекрасный. Автор может искренне любить и сопереживать своим лирическим героям, совершенно не представляя, как они в его воображении поведут себя в следующее мгновение, что будут чувствовать, от чего страдать и чем восхищаться.

Эта виртуальная любовь к своей Галатее может на несколько порядков превосходить в своей силе и страсти те, не всегда безобидные «увлечения», которыми переполнен реальный и более, чем материальный мир. Роман в стихах, это совершенно не обязательно много слов и сменяющих друг друга картин, если он развивается как роман со всеми, как говориться, вытекающими последствиями.

Любил ли мечтатель Александр Грин свою Ассоль из «Алых парусов»? В этом как бы нет, и не может быть сомнений. Любил, страдал, возможно, обливался слезами, когда видел ее образ. Не случайно священники так говорят об исповеди: от грехов может очистить только слезное покаяние…
Так ли это? Да, это так. Слезное покаяние позволяет душе человека на время выйти из реального мира и как бы погрузится в мир тонкий, параллельный, и в этом мире все тяготы материального мира становятся отчетливы, и совесть сжигает душу дотла, до исступления, она же душу и очищает.
Можно сказать, что творчество, и совсем не обязательно это любовная поэзия, также позволяет художнику или музыканту подняться, воспарить, взлететь над осязаемым и видимым миром, дает, может быть единственную возможность увидеть этот мир совершенно иным.

Вообще, постепенно приходишь к выводу, что любое значительное произведение искусства, это всегда некое неустойчивое равновесие между добром и злом. Даже уже устоявшиеся эстетические категории в философии искусства всегда двойственны, всегда противоположны и дополняют друг друга, как «добро и зло», «прекрасное и безобразное», «великое и смешное».

Видимо, художник постоянно испытывает острый дефицит именно в Любви.
Но реальный мир просто не в состоянии его удовлетворить, и тогда автор рождает свою Галатею, свою Музу любви красоты в мире тонком, который, по-видимому, гораздо более реален и несет в себе больше информации, чем материальный мир.

В древности «прозрения» неоплатоников в том, что Любовь единственный и незаменимый инструмент познания, творения и совершенствования Вселенной представлялись уже не столь фантастичными. Творчество движимо только Любовью, тогда как Ненависть способна лишь на разрушение. Но и разрушение, это тоже творческий акт, и это тоже большое искусство. Никакое Совершенство немыслимо без разрушения изживших себя форм бытия.

В.Высоцкий. «Ко мне сегодня Муза приходила, немного посидела, и ушла».
Здесь, конечно больше едкой иронии и сарказма, чем предчувствия любви.

И все-таки:
«Я поля влюбленным постелю…», или
«Купола в России кроют чистым золотом…»

Высоцкий остается верен себе в главном. Его лирические герои, иногда яростные, иногда и смешные только подчеркивают и безконечно повторяют одну и ту же мысль: мир стоит и держится отнюдь не на ненависти. Ненависть способна только на разрушение, чем успешно и занимаются его сказочные короли, агенты иностранной разведки и злые колдуны. И уже совсем другое дело, это «бывший лучший, но опальный стрелок»…

Тема любви никогда не уходит из литературы и искусства. Меняются только «действующие лица и исполнители». Сегодня, это детская любовь, и она прекрасна, как прекрасно и само детство. Позже автор обращается уже непосредственно к собственной душе, в которой он и проносит свою любовь через всю жизнь. Потом на смену ей приходит Муза, да, та самая Галатея, как ни посмотри.
Ярость солдата, так ясно видимая и ощущаемая в военных песнях Высоцкого, например, ни в коей мере не отрицает любви к миру, напротив – проявляет себя как единственная и возможная мера для его сохранения, опять же во имя сохранения самой любви.

«Шерами» или роман «Милый друг» Мопассана. Что, это – веселенький водевиль, или комедия положений? Нет, это трагедия, и это трагедия человека, для которого любовь стала лишь способом, для достижения своих, в общем-то, низменных интересов. Как тут обойтись без оскорбленных чувств и разбитых сердец? Да, увы, сердец как минимум четырех женщин – любовницы, чужой жены и стареющей матери соблазненной дочки этим самым лирическим героем, «Шерами»…
Лев Толстой в своей статье о Мопассане назвал роман «грязным», но это не возможно в принципе, потому, что драма – это все-таки драма, а трагедия – это трагедия. Любовь и разлука, счастье и печаль – они всегда рядом, сколько же можно это повторять?

«Разделились безпощадно мы на женщин и мужчин…» /А.Долский/

В наше время все чаше мы слышим об иных мирах и цивилизациях, сами относясь к галактике Млечный Путь. Чаще всего упоминается созвездие Ориона. Трудно сказать, откуда происходит эта информация, возможно, информация передается и воспринимается самой молекулой ДНК человека Земли, пусть даже и в качестве гипотезы. Согласно этой информации существуют и инопланетные расы. Если на Земле мы имеем мы имеем людей белой, черной, желтой расы, и даже расы краснокожих (все это достаточно условно, конечно), то по утверждению многих исследователей во Вселенной есть иные расы очень похожих на землян тоже людей, но с другим цветом кожи. И совсем не важно, чем это обусловлено – климатом, радиацией или чем-то другим. Интересно другое, представители неземных и гораздо более развитых, чем люди Земли, цивилизаций так же, как и земляне разделены на женщин и мужчин. Может быть, это единственно возможная и практически конечная и высшая форма существования жизни во Вселенной?

Известно, что интеллектом и даже чувственностью обладает все живое, и даже «косная материя» способна накапливать и передавать информацию, этим объясняется воздействие на человека разного рода талисманов и даже некоторых минералов и металлов, которым издавна присваивали некие магические свойства. Но сейчас речь не об этом.

Издревле разделение разумных существ на собственно людей, богов, богинь, муз или нимф, по-видимому, имело вполне осмысленный характер. Боги и богини, нимфы и музы, как и люди, олицетворяют собой все-таки мужчин и женщин, и им также присущи многие человеческие качества,
в том числе и Любовь.

Здесь как бы напрашивается вывод: любовь не эфемерное понятие и не состояние безумия. Любовь как бы стремиться к Гармонии, к Единому. И объект любви часто принимает формы близкие и понятные человеку.

Богородица ведь тоже родилась женщиной, пусть это и красивая сказка, и многократно интерпретируемая? Видимо, человечество еще настолько несовершенно, что не может понять и осознать простых истин – мир, Вселенная, Пространство и Время бесконечны, но и в бесконечности его определены и некоторые его конечные формы.


.

.




Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 10
Количество просмотров: 80
Опубликовано: 04.11.2017 в 02:02
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора

Багира     (05.11.2017 в 18:42)
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки…
………………………………….
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

С Есенин написал это стихотворение в двадцать восемь лет.
Вы что-то припозднились Но лиха беда – начало и лучше поздно, чем никогда! Тема отличная, лишь бы Ваши «доброжелатели» не внесли свою лепту!

Олег Павловский     (05.11.2017 в 20:08)
Отчего же припозднился? Вовсе нет...
https://www.litprichal.ru/work/277451/

Какого чорта мы лепечем? –
нет, – это праздная листва
как дождик падает на плечи
и превращается в слова.
И ты, единственная, только
пусть надвое и сердце, и
скорлупку – на две равных дольки,
и как птенец – заговори!
Ты мой единственный посредник
прокрадывайся сквозь туман
за дверь…
мы все еще в передней
и, кажется, сошли с ума.

____________________________________
Поэма "Странствие", финал...

...впрочем, поэму лучше читать с начала.
Мне тоже было 30 лет, ну и что?

А моим "доброжелателям" здесь и делать нечего, и нечего сказать.

______v______

Юлия Акатова     (08.11.2017 в 19:48)
БРАВО, ОЛЕГ РОСТИСЛАВОВИЧ!!!!
ОЧЕНЬ ЛЮБОВНОЕ СТИХО....МММмм...

Олег Павловский     (08.11.2017 в 19:51)
Да уж, Юля... В 30 лет и я сам был еще ничего еще!

Юлия Акатова     (05.11.2017 в 14:23)
Добрый день, Олег Ростиславович!

Очень животрепещущую и интересную тему подняли... Возможно, это стремление к виртуальной любви заложено в каждом настоящем художнике, потому что душа художника не может смириться с недостатками реальной женщины? И создаёт идеал. Свой идеал. И всю свою неистовую жажду страсти выплёскивает на этот идеал! Я задумывалась и раньше над этим вопросом. Не все могут быть снисходительными к несовершенству живых женщин( это моё любимое создание, пусть сопливенькое, пусть глупое, но моё-премоё:)))

Вот Вам песенка Пигмалиона:) Когда-то сочинила на ходу...:)

О, почему ты, Галатея,*
Бледнеешь и краснеешь
Всё время на заре?
Плоды ж тому даёт любовь
Кто ждать умеет, видит бог,
С горячей, страстною мольбой
Сгорая на костре.

Пока спала ты, Галатея,
Я сердцем всем тебя лелеял
Душою всей своей.
Прекрасна статуя в ночи!
Но столько времени молчит...
Не всем дано язык постичь
Светящихся камней.

С тобой безмолвной, Галатея,
Я в восхищении - немею
От дела рук своих.
Для всех твой совершенный вид -
Хмель лёгкий выдержанных вин.
Но всё ж хочу я оживить
Тебя хотя б на миг
:)

СПАСИБО ЗА ТЕМУ.
(Поставлю в РА, возможно эти вопросы заинтересуют и других читателей..)
С теплом-теплом

Олег Павловский     (05.11.2017 в 15:05)
Юля, проблема где-то рядом, но это уже совершенно другая проблема.
Любовь мужчины к женщине (и наоборот) всего лишь очень небольшая частичка мироустройства.
Похоже, за 200 лет небывалого доселе развития технологий, человечество не только усложнило
свой быт обилием новых игрушек, но и загадило планету отходами от их производства.
Но хуже всего, что из человека духовного, человек земли все более превращается в потребителя,
а не творца, а, следовательно, в ненавистника, но уж никак не в директора благотворительного общества.

Багира     (06.11.2017 в 15:08)
Олег! Судя по зловещему молчанию на сайте пахнет бойкотом темы. А у Вас как у автора есть какой-либо план её ведения, хотя бы пунктирный? Может, начать для затравки пассажами о платонической любви на примере таковой , скажем, Франческо Петрарки и Лауры, И Тургенева и Полины Виардо,А Блока и Любы Менделеевой? Последний пример заключает в себе такую интригу, что, как сейчас выражаются, закачаешься. А. Блок, когда шел свататься к Любе, нёс в кармане пистолет, оставив дома предсмертную записку, так как планировал застрелиться в случае отказа. Предложение было принято и стреляться не пришлось. Зато позже А.Блок совершенно разочаровался в жене, не найдя в ней признаков своей Прекрасной Дамы, и пустился во все тяжкие по любовницам, меняя их, как перчатки.
А может «раскрутить» бессмертный сюжет пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак»?.Интересно !
Есть ещё варианты - рассмотреть платоническую любовь:
- с точки зрения медицины как заболевание, когда секс невозможен из-за физических или психических болезней, блокирующих сексуальное влечение;
- как неразделённую любовь;
- как мировосприятие….
Думайте, Маэстро, думайте, шевелите мозгами!

Олег Павловский     (06.11.2017 в 17:20)
Ольга, не беспокойтесь, пожалуйста, по пустякам. Какая еще тема, какой еще сайт?
Жалкая кучка жадных до оваций потребителей ширпотреба, в том числе и в литературе.
Людей здесь единицы, остальные гомо-сапиенсы (есть такое подвид двуногих и прямоходсщих...).
Стоит ли обращать внимание?
Но есть Сеть, и есть читатели из Сети, их большинство.
А вот кто они, незарегистрированные читатели, мы, конечно, можем только догадываться.

Багира     (07.11.2017 в 11:04)
Ну зачем же так – всех под одну гребёнку? Ведь есть же на сайте умные, здравомыслящие, справедливые и уравновешенные люди, такие как Герман Грю, Сикорски, Галина Карташова, Татьяна Аркадьевна Кувшиновская и многие другие, им подобные.
Может, стоит слегка попридержать коней?

Олег Павловский     (07.11.2017 в 11:13)
Да уж, Кувшиновская... скажете тоже. Старушонка еще та, лазила на страницу покойного
Паши Логинова, все вынюхивала... не ты? Так я же их читал! (Высоцкий).
Если ты человек, то и будь человеком, значит, - выступай против нечистого
администрирования, и прочей плесени. Что же ты этого не делаешь, если человек?
А если не человек, так хрюкай, то есть занимайся прямым своим делом.








1