О пользе сомнения



.


"Безумием, о, мать, смутился ум!..."

11.
_______________________________________________


Легки шаги и слезы на помине –
скупы слова и кошельки пусты,
стучат часы на мраморе каминной,
а на гладильной морщатся холсты...

Казалось, гром попахивал вендеттой,
Казалось, город замышлял побег,
мостам передавая эстафету
столбов, и колокольчик на столбе…

_____________________________________
(Поэма Времени)


На третьем в ночь справляли торжество…
едва погасли окна магазинов,
едва пахнуло в сумерках листвой
черемухи и лампой керосинной,
в тот час, когда гостинные поют
и башенные отбивают ровно
двенадцать – пережевывай уют
и вздох дверей, и обмороки комнат;
когда кипит игристое ручьем,
а возгласы беспечны и игривы –
наутро и не вспомнится ничье
отображенье взглядом объектива;
пускай идея уповает на
лишь кодекс невиновности презумпций –
настолько же безумна и верна –
настолько же верна, как и безумна,
безумен мир, безумны тень и свет,
безумна ночь в своем сиянье белом
безумцем представляется поэт…
в тот час, когда шампанское кипело,
мы просто забавлялись, как игрой
теней и слов под сенью этих комнат –
шагов и жестов – словно мишурой
и болтовней «прекрасных незнакомок»…
на вернисаж, на плаху, на верстак
муз`ыку слез и жестов, и ужимок,
но чудное мгновение не так
волнительно, как и непостижимо,
когда слова трещат как веера
отдай концы, пусть пол скрипит как сходни –
идешь, не зная завтра и вчера,
по ниточке вчерашнего сегодня,
по проволоке, лезвию ножа –
и чуден миг, и оступиться страшно –
мой бог! совсем ужель не дорожат
мгновением как будущим вчерашним?
_________________________
Поэма «Путешествие»

Св. Александр Ельчанинов писал, что наиболее опасными для души человека формами человеческой деятельности являются, как ни странно, занятия искусством, литературой и фундаментальной наукой. Просто «наука и техника», и география, например, это еще менее опасно. Безусловно, полезен только физический труд, особенно на природе. Да уж, излишняя «урбанизация» жизни едва ли может показаться полезной, а работа на конвейере превращает человека в придаток машины.

Но я бы посмотрел на все это несколько шире. Любая деятельность человека (материализованное и овеществленное сознание) имеет и ряд ограничений. Зимой не сеют и не пашут, а по весне не убирают урожай, сама природа не позволяет этого делать. А вот наука и искусство как бы снимает ряд ограничений. Интуиция и фантазия – великолепные инструменты для познания мира.

Талант – кратчайший путь к познанию. Но одновременно с этим выдающиеся ученые или поэты, музыканты и философы часто представлялись безумцами в окружающем их обществе людей.

Известно, что искусство – это область интуитивных озарений, но это и своего рода сфера чувственного восприятия мира, а, следовательно, и сфера чувственных наслаждений.

Скажем, музыка воспринимается человеком на уровне ощущений, а не путем какого-либо анализа и сопоставления. Литература и искусства, а часто философия и фундаментальная наука не могут, по-видимому, существовать отдельно от эвристического мышления, открытия делаются не посредством логических рассуждений, и не всегда художниками или учеными, которые хорошо знают, что «это не возможно». Открытия делают те, кто не знает, что это невозможно. Первооткрыватели не ограничивают себя узкой специализацией.

Кто такой Николо Паганини? Величайший скрипач и композитор, виртуоз в своем деле. И этого великого человека многие годы духовенство не позволяло похоронить на освященной земле. Кто такой скрипач? Работник подмостков, разве что не балаганный шут… Таких не хоронили рядом с благоверными христианами. Вот такой парадокс.
Хорошо известно, что многие великие поэты, артисты, музыканты более других людей имели пристрастие к вину и наркотикам. Пуританами они, как правило, тоже не были.
Поэт Франсуа Вийон был разбойником.

Дон Жуан или Джакомо Казанова отнюдь не образцы добродетели, а вот на тебе? Их популярность очень велика. Разве можно назвать литературного героя Уленшпигеля, прохвоста и пьяницу примером нравственности и благочестия? Однако же, «народный герой», хоть и придуманный Шарлем де Костером персонаж.

Медики и психологи нередко ставили диагноз: шизофрения, – художникам Кандинскому и Ван Гогу.
20-й век являет нам немало примеров из области практической психологии, это и метод проектирования «сенектика», и FDM (фундаментальный дизайн Мэттчета), группы психологов Т.Лери, использующих в своих опытах по расширению границ сознания препараты ЛСД, всю жизнь тяжело больной Ч.Дарвин, который не мог заснуть без таблеток опиума, и многие другие.

Возможно, то, что мы называем безумием, и есть та грань между познаваемым миром, и миром параллельным, однако существующим и не менее реальным, чем видимый и осязаемый материальный мир. Атом, это мельчайшая частичка вещества? Как бы не так, для нейтрона (нейтрино) атом вроде футбольного поля для мяча. Если рассматривать теорию распространения света с позиций волновой или квантовой, то мы придем к совершенно разным результатам.

В поэзии существует понятие: образ художественный. Это может быть удивительно точным воплощением мысли или явления. Но одновременно с этим интуиция и фантазия художника могут показаться неподготовленному читателю безумием. И это вполне нормально, поэзия, наука, искусство вообще, – это не для всех. А «для всех» есть «низовые жанры», раешный стих, например. Но сказки Пушкина («О царе Салтане» и «О золотом петушке») написаны именно райком, и только таким способом можно было донести их до неграмотного в целом простого народа, сказки Пушкина воспринимались на слух, как и устное народное творчество. Гениально?
Да, гениально, ведь Пушкин писал свои сказки, будучи уже известным и признанным поэтом, достигшим для своего времени, не имеющего равных мастерства и давшим народу действительно светскую поэзию.

И изобразительное искусство в допетровскую эпоху было преимущественно культовым, за исключением, разве, парадных парсунных портретов 17 века, полотен сохранивших в традициях византийской иконописи «кузнь», надписи на поле картины. Но эти надписи имели уже скорее пояснительный характер. А любая надпись вроде ICXCпо обе стороны лика (инкарната) делали изображение иконой.

А в поэзии художественный образ вообще, по-видимому, не имеет границ.
Все, что выходит за рамки понимания простых обывателей, обыватели ничтоже сумняшеся называют безумием. Возможно, со своей позиции массового потребителя обыватель и прав. Но искусство – не для массового потребления. Номинальную стоимость шедевров (лотов на аукционах мирового уровня) можно вообще во внимание не принимать, как бы велика она не казалась. По сравнению с мировым оборотом ширпотреба, это капля в море. Ведь ширпотребом, по сути, являются и «Мерседесы» и малолитражки, и иные «бренды», поверьте, – разница не велика.

Алкоголь и наркотики едва ли со стопроцентной уверенностью можно назвать «добровольным сумасшествием», если ими не злоупотреблять.

В некоторых странах ближнего Востока употребление вина запрещено законом, но употребление легких наркотиков не запрещено. Культура, это реализованное сознание народа, и, если это сознание управляется законами выработанными веками, то и легкие наркотики можно рассматривать как простые антидепрессанты. Но когда мы говорим о наркобизнесе, то уже не стоит тешить себя враньем рекламодателей и торговцев. Наркобизнес никогда не считался с культурными традициями.

Может быть, я занимаюсь рекламой табака и алкоголя, и это безнравственно? Ничуть. Зайдите в любой супермаркет вроде «5» или «Лента». От обилия бутылок и этикеток, от разных «акций» в глазах рябит.
Алкоголь везде, и на стойке магазина, и прямо на кассе. Алкоголь нам навязывают, и навязывают грубо и примитивно. А суррогатные сигареты с пониженным содержанием никотина только увеличивают потребление сигарет и доходы табачной мафии. Так, кто из них безумец? Торговец или покупатель? Скорее всего, и тот, и другой.

Христианские попы то и дело твердят: Бог есть любовь. Но они не объясняют ни кто такой Бог, ни как и за что собственно его любить.
А вот платить за каждую «требу» – плати,.. Кто-нибудь задумывался, сколько стоит обвенчаться в церкви? Очень не мало. Кроме платы за обряд (требу) заплатишь еще и за молебен, и в кружку опустишь сторублевку, да и много чего еще. А ведь по православным канонам за венчание вообще не полагается ничего платить, ну, если только за свечи… Все требы в православной церкви – бесплатные. За «сорокоуст» или за заочное отпевание прихожане тоже не обязаны ничего платить, а платят.
О каком еще безумии можно говорить в этом безумном мире?



.

.





Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 1
Количество просмотров: 45
Опубликовано: 03.11.2017 в 10:38
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора

Багира     (03.11.2017 в 22:51)
Эссе весьма любопытно и заставляет призадуматься об очень многом! Спасибо!









1