Сила и слабость в Священном Писании


Сила и слабость в Священном Писании
ЦАРСТВО БОЖИЕ НЕ В СЛОВЕ, А В СИЛЕ(1 коринфянам 4:20), - так апостол Павел расставляет приоритеты, поругивая коринфян за то, что новоявленные фарисеи не хотят подражать его страданиям. СИЛА… В НЕМОЩИ(2 коринфянам 12:9), - транслируя эти прямые Божьи слова, апостол Павел ещё раз разочаровывает коринфян, зациклившихся на «царствовании»(1 коринфянам 4:8). «Сила слабых» - да, мне запомнился этот оксюморон в названии книги гэдээровской писательницы Анны Зегерс, собравшей под такой шапкой рассказы психологического и философского характера, но я в то время революционного торжества ещё не был верующим и не мог читать апостола Павла. «Не в силе Бог, а в правде» — а это крылатое изречение воина князя Александра Невского, чтившего евангельский крест актуальней победного меча. Но посмотрите: мудрейший Низами развенчивает христианский символ смерти:

Миру тысячи лет, тесен миром раскинутый стан.
В юность мира не верь, многокрасочность мира — обман.
Схожий с юношей старец, исполненный тёмной угрозы,
Держит пламень в руке. Этот пламень ты принял за розы.
Воды мира — лишь марево жаждой охваченных мест.
Что он сделал киблой? Христианский неправедный крест.
(Низами, Сокровищница тайн, О порицании мира)

Приземляет Низами и Христа:
Иисус был пророком, но был от зерна он далёк.
А в пророческом доме не принят безотчий пророк.
(Низами, Сокровищница тайн, Восхваление четвёртое).

Так пишет мусульманский поэт в традиционно обязательном восхвалении пророка Мухаммеда. Я далёк от мысли, чтобы расставлять здесь Божьих посланцев по ранжиру — для меня все они равноценны и притягательны. Но ведь и Христос, отдавая предпочтение последним перед первыми, может быть, грубоват: ВСЕ, СКОЛЬКО ИХ НИ ПРИХОДИЛО ПРЕДО МНОЮ, СУТЬ ВОРЫ И РАЗБОЙНИКИ(Иоанн 10:8). Так же точки над i расставляет апостол Павел, перечисляя десятки и сотни значимых иудейских подвижников древности, - И ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:39). Однако, чтобы не вызывать болезненный спор о корифеях веры, я лучше переведу речь на способы передвижения и транспортировки: пешеходы, лошади, бурлацкая тяга, пароходы-паровозы, автомобили, сапсаны, самолёты и, наконец, космические корабли, - что соответствует нынешнему духу времени? Приоритеты за последними, но лошадиные силы вхожи в новинки науки и техники и ими измеряются,и апостол Павел не ошибается, объединяя «разбойников» и привилегированных, тем более, что человек на своих двоих тоже накрепко вклинен в технические новшества. Но разве Истина не такова: судя по корню, онапостоянно ищется, а что обретается и сыскивается в норах и гнёздах, подвержено ржавчине и моли, обессоливается и обессиливается! Да и правда вовсе не конкретность, а то, что всегда несколько правее. Но каковы неожиданные итоги слабости: они ого-го! — остаток Божий всегда больше того, что мы имеем.

В воздвигаемом доме мы лучшей красы не встречали,
Чем последний кирпич и вода, налитая вначале.
(Низами, Сокровищница тайн)

Так что пусть христиане не считают Низами нехристем, он — сокровище знаний о Боге и Божьем домостроительстве, Христос тоже вошёл в пламенное сердце Низами.
Итак, признаем, что сила и слабость — перетекающие в друг друга противоположности, как, впрочем, богатство и убожество, праздник и поражение, устье и исток, рыдание и радость, уродство и урода(красота по-польски), крона и корни, жертва и жратва, преданность и предательство… В Боге, надо заметить, они едины.
Это можно проследить по цитатам из Священного Писания, например, из Корана: ПРОСИТЕ ПРОЩЕНИЯ У ВАШЕГО ГОСПОДА, ПОТОМ ОБРАТИТЕСЬ К НЕМУ; ОН ПОШЛЁТ НА ВАС С НЕБА ОБИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ И ПРИБАВИТ ВАМ СИЛЫ К ВАШЕЙ СИЛЕ(11:55), АЛЛАХ — ТОТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ВАС ИЗ СЛАБОСТИ, ПОТОМ ПОСЛЕ СЛАБОСТИ ДАЛ ВАМ СИЛУ. ПОТОМ ПОСЛЕ СИЛЫ ДАСТ ВАМ СЛАБОСТЬ И СЕДИНУ(30:53), И МЫ НАПИСАЛИ ДЛЯ НЕГО(МОИСЕЯ) НА СКРИЖАЛЯХ О ВСЯКОЙ ВЕЩИ УВЕЩАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ. ВОЗЬМИ ЖЕ ЭТО С СИЛОЙ И ПРИКАЖИ ТВОЕМУ НАРОДУ, ЧТОБЫ ОНИ ДЕРЖАЛИСЬ ЗА ЛУЧШЕЕ В ЭТОМ! Я ПОКАЖУ ИМ ОБИТАЛИЩЕ НЕЧЕСТИВЫХ!(7:142,170)
О силе сказано и в Библии: ЧЕЛОВЕК МУДРЫЙ СИЛЕН, И
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ УКРЕПЛЯЕТ СИЛУ СВОЮ(Притчи 24:5), ЗАКОН И ПРОРОКИ ДО ИОАННА; С СЕГО ВРЕМЕНИ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ БЛАГОВЕСТВУЕТСЯ, И ВСЯКИЙ УСИЛИЕМ ВХОДИТ В НЕГО(Лука 16:16),(Притчи 14:4), КОГДА СИЛЬНЫЙ С ОРУЖИЕМ ОХРАНЯЕТ СВОЙ ДОМ, ТОГДА В БЕЗОПАСНОСТИ ЕГО ИМЕНИЕ; КОГДА ЖЕ СИЛЬНЕЙШИЙ ЕГО НАПАДЕТ НА НЕГО И ПОБЕДИТ ЕГО, ТОГДА ВОЗЬМЕТ ВСЕ ОРУЖИЕ ЕГО, НА КОТОРОЕ ОН НАДЕЯЛСЯ, И РАЗДЕЛИТ ПОХИЩЕННОЕ У НЕГО(Лука 11:21-22). Но я не могу втиснуть в статью тысячу с гаком библейских упоминаний о силе, и хоть она, как уже сказано, не константа, я попробую её, ради читателя, конкретизировать. А конкретизируется она, как обычно, мерой, числом и приурочена к седмине творения. Но поскольку Бог и доселене устаёт творить, а человеческие возможности ограничены жизнью в семьдесят лет, да и любить Бога требуется крепостью этого числа, завет с Богом исчисляется балансом в семьдесят седмин или масштабированной седминой. Что меньше этого числа, в Коране звучит как укор, как малая цена за договор с Богом. Впрочем, Коран, как привилегированное последнее Писание, требует уже сто седмин и даже их удвоения(Коран 2:263 по Крачковскому). Давайте расшифруем некоторые библейские притчи о силе!
ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО - СИЛЬНЫЙ НАРОД. Я, ГОСПОДЬ, УСКОРЮ СОВЕРШИТЬ ЭТО В СВОЕ ВРЕМЯ(Исайя 60:22). Сильный здесь по десятичному исчислению определяется тысячью, но время в Библии представлено в семеричном исчислении(Откровение 12:14). Значит, тысяча приравнивается к семидесяти седминам или к масштабированной, утрясённой семёрке.
ЧТО СТРЕЛЫ В РУКЕ СИЛЬНОГО, ТО СЫНОВЬЯ МОЛОДЫЕ(Псалтирь 126:4). Сильный — семёрка, лук, который за счёт стрел, колчана семёрок, может достичь далёкой цели. Эта притча показывает, что любовь к Богу не ограничивается седминой, она НЕ ПЕРЕСТАЁТ(1 коринфянам 13:8)
ГДЕ НЕТ ВОЛОВ, [ТАМ] ЯСЛИ ПУСТЫ; А МНОГО ПРИБЫЛИ ОТ СИЛЫ
ВОЛОВ(Притчи 14:4). Волк и вол — это тоже противоположности, как смерть и жизнь, как разрушение и созидание. Семьдесят седмин — волк, смерть, но хищник в Царствие Божие не входит, поэтому созидание начинается с вола, единицы или единой масштабированной седмины.
ЛЕВ, СИЛАЧ МЕЖДУ ЗВЕРЯМИ, НЕ ПОСТОРОНИТСЯ НИ ПЕРЕД КЕМ(Притчи 30:30). Как и в предыдущей притче, льва, хищника, можно противопоставить волу. Лев — «левый» по отношению к «правому» волу. В подобной же исайевской притче шуйные хищники, то есть семёрки, противопоставляются «правым» домашним животным, то есть единицам. Но семёрка, смерть — одновременно рождение, единица, ведь и семьдесят седмин одновременно единая масштабированная седмина, поэтому в исайевской притче мир и благодать: ТОГДА ВОЛК БУДЕТ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С ЯГНЕНКОМ, И БАРС БУДЕТ ЛЕЖАТЬ ВМЕСТЕ С КОЗЛЕНКОМ; И ТЕЛЕНОК, И МОЛОДОЙ ЛЕВ, И ВОЛ БУДУТ ВМЕСТЕ, И МАЛОЕ ДИТЯ БУДЕТ ВОДИТЬ ИХ(Исайя 11:6).
СЛАВА ЮНОШЕЙ - СИЛА ИХ, А УКРАШЕНИЕ СТАРИКОВ — СЕДИНА(Екклесиаст.10:10) А в этой притче всё наоборот: у единиц, юношей — сила и слава, а у стариков — слабость и седина(ассоциированная седмина), которую можно назвать мудростью.
ЕСЛИ ПРИТУПИТСЯ ТОПОР, И ЕСЛИ ЛЕЗВИЕ ЕГО НЕ БУДЕТ ОТТОЧЕНО, ТО НАДОБНО БУДЕТ НАПРЯГАТЬ СИЛЫ; МУДРОСТЬ УМЕЕТ ЭТО ИСПРАВИТЬ(Песнь песней 3:7). Притупившийся топор даже по форме семёрка, смерть, тупик. Как это исправить мудрости? Рождением от Бога, помазанием Святого Духа можно себя опять заострить, ещё сильней умудрить.
ВОТ ОДР ЕГО - СОЛОМОНА: ШЕСТЬДЕСЯТ СИЛЬНЫХ ВОКРУГ НЕГО, ИЗ СИЛЬНЫХ ИЗРАИЛЕВЫХ(Песнь песней 3:7). Соломон сравнивается с нарциссом(Песнь песней 2:1), а у этого цветка шестилепестковый околоцветник и посередине коронка, символизирующая самого царя. Так что опять получается семьдесят седмин или масштабированная семёрка.
Иоил.3:10 ПЕРЕКУЙТЕ ОРАЛА ВАШИ НА МЕЧИ И СЕРПЫ ВАШИ НА КОПЬЯ; СЛАБЫЙ ПУСТЬ ГОВОРИТ: "Я СИЛЕН"(Иоиль 3:10). Орудия земледельца, а земля сотворена в первый день, олицетворяют слабенькую единицу. Мечи и копья — семёрки, орудия смерти, поэтому владеющий ими — силён.
ШЕЯ ТВОЯ - КАК СТОЛП ДАВИДОВ, СООРУЖЕННЫЙ ДЛЯ ОРУЖИЙ,
ТЫСЯЧА ЩИТОВ ВИСИТ НА НЕМ - ВСЕ ЩИТЫ СИЛЬНЫХ(Песнь песней 3:4). Здесь тоже снаряжение войны и смерти, только в десятичном исчислении, которое легко переводится в семеричное.
ВОТ, КРЕПКИЙ И СИЛЬНЫЙ У ГОСПОДА, КАК ЛИВЕНЬ С ГРАДОМ И
ГУБИТЕЛЬНЫЙ ВИХРЬ, КАК РАЗЛИВШЕЕСЯ НАВОДНЕНИЕ БУРНЫХ ВОД, С СИЛОЮ ПОВЕРГАЕТ ЕГО НА ЗЕМЛЮ(Исайя 28:2) Притча указывает на первый день седмины, под которым утопла изжившая себя семёрка.
НАДЕЮЩИЕСЯ НА ГОСПОДА ОБНОВЯТСЯ В СИЛЕ: ПОДНИМУТ КРЫЛЬЯ, КАК ОРЛЫ, ПОТЕКУТ - И НЕ УСТАНУТ, ПОЙДУТ - И НЕ УТОМЯТСЯ(Исайя 43:31). Размышляя над этой притчей, Христос несколько подсократил её в Евангелии, сделал афористичной: ГДЕ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТСЯ ОРЛЫ, то есть где конец, там и начало, где смерть, там и рождение, где семёрка, там и единичка.
ВОССТАНЬ, ВОССТАНЬ, ОБЛЕКИСЬ В СИЛУ ТВОЮ, СИОН! ОБЛЕКИСЬ В ОДЕЖДЫ ВЕЛИЧИЯ ТВОЕГО, ИЕРУСАЛИМ, ГОРОД СВЯТЫЙ! ИБО УЖЕ НЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ВХОДИТЬ В ТЕБЯ НЕОБРЕЗАННЫЙ И НЕЧИСТЫЙ(Исайя 52:1). Это как призыв к революции, часто повелевающий человеку встать в полный рост с колен или с седалища, то есть во все семьдесят седмин. Но если такая возможность достичь потолка представилась, значит надо уходить из этого тесного предела: ВСТАНЬТЕ, ПОЙДЕМ ОТСЮДА(Иоанн 14:31). Куда? В масштабированную седмину и дальше: есть только Путь!
В Коране тоже есть численные определения сильных. Впрочем, сильные они или слабые, чтобы не путаться в разномастье, я выбрал цитату, где они названы терпеливыми: «О пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать ТЕРПЕЛИВЫХ, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ не понимающий. Ныне облегчил вам Аллах. Он знает, что у вас есть слабость. А если будет среди вас сотня ТЕРПЕЛИВАЯ, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с позволения Аллаха: ведь Аллах с ТЕРПЕЛИВЫМИ!»(8:66-76). Покоритель природы Порфирий Корнеевич Иванов воздержание от воды и пищи называл терпением, и я обращаю внимание читателя, что терпение — это усердие в посте, а если это называть джихадом(по-арабски усердие), то джихад против собственного неверия и маловерия. КТО ИМЕЕТ, ТОМУ ДАНО БУДЕТ И ПРИУМНОЖИТСЯ, А КТО НЕ ИМЕЕТ, У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ(Матфей13:12) — так говорится о последовательной поступательности в посте, а кто не постится, веру того съест ржавчина и моль. Когда Христос накормил народ пятью хлебами и двумя рыбками, то от этих семи бутербродов получился остаток несъеденного в двенадцать коробов. Но это говорится о посте, о небесном хлебе, который сколько бы ни кусал, остаток всегда больше, потому что у Бога всегда больше, чем у тебя. Так и в коранической притче малое число подводит к бОльшему. Единицы открывают десятки, десятки открывают сотни, сотни открывают тысячи.
Почему вера Петра не оскуделая? Только ли оттого, что Христос молился за него? Троякое отречение Петра от Христа и троякое его утверждение Учителем говорит о поступательности его веры посредством увеличения рамок или форматов поста.
Когда кается человек? Когда предел его сокрушён, только так можно перейти в новый предел. Но необязательно ходить к священнику на исповедь, если ты постишься библейским постом. ЕСЛИ БЫ МЫ СУДИЛИ САМИ СЕБЯ, ТО НЕ БЫЛИ БЫ СУДИМЫ(1 коринфянам 11:31) — эта сослагательная мысль апостола Павла предполагает обойтись без приставника и начальника(Притчи 6:1-11).
Да, для многих христиан Порфирий Корнеевич Иванов — неавторитетный безумец, но ведь и апостол Павел первым фактором достижения любви называет долготерпение(1 коринфянам 13:4). Но почему не сказать прямо: постись! а не скрываться за двусмысленными фразами? Да потому что достаточно богодухновенности Священного Писания, чтобы донести даже до каждого ту или иную преамбулу завета. Зачем поститься и сокрушаться ребёнку, вкусившему радость Царствия Божия: как прекрасен этот мир, посмотри! Зачем поститься юным, истекающим истомой от всверленного в них голоса жениха и невесты! Да даже старым нипочём пост, если их избрал новоявленный и неожиданный жених Иисус Христос. И больным не всем по шерсти пост: с какими-то болезнями он показан, с какими-то - противопоказан. Или, допустим, зачем женщине долготерпеть, когда сама инстинктивная природа наделила её долготерпением и фанатичной любовью к рождённым чадам? Апостол Павел уверяет нас, что женщина спасётся чадородием и заботливой опекой, ведь она, как волчица, способна перегрызть горло всякому врагу, и нет больше той любви, как положить душу за подопечных(Иоанн 15:13). Или занятому на тяжком производстве, чтобы кормить семью, череда собирания небесной манны, когда плотскую пищу ешь только по седьмым дням, такому трудоголику «не по карману», разве что православное вегетарианство временами. Отказавшемуся же сполна от кесарева служения апостол Павел говорит прямо: КОГДА МЫ БЫЛИ У ВАС, ТО ЗАВЕЩЕВАЛИ ВАМ СИЕ: ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ(2 фессолоникийцам 3:10). А в общем-то апостол Павел, исходя из жизненного разнообразия, высказывается за толерантность: КТО ЕСТ, НЕ УНИЧИЖАЙ ТОГО, КТО НЕ ЕСТ; И КТО НЕ ЕСТ, НЕ ОСУЖДАЙ ТОГО, КТО ЕСТ, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРИНЯЛ ЕГО(Римлянам 14:3). Я только позволю себе реплику: уж если не есть, так не есть, поскольку православное вегетарианство хоть удобоваримое для организма, мозги от мракобесия не совсем очищает.
Нигде так ярко не сказано о посте, как в 58 главе Исайи. ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ, А ТЫ НЕ ВИДИШЬ? СМИРЯЕМ ДУШИ СВОИ, А ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ?(Исайя 58:3). Оказывается, надо снять покрывало с числа, и тогда гюльчатай откроет личико. Почему в притчах Христа так важна и эффективна потерянная десятая драхма, заблудившаяся сотая овца, десятый очистившийся прокажённый, вернувшийся воздать хвалу Иисусу? Исайя круглые числа, подобия единства, называет высотами(Исайя 58:4, 14), именно здесь снимается жатва с поста, итог, результат, плод. А числа неотшлифованные, не расплавленные, дабы избавиться от примеси, не выутюженные, они эгоистичны, как эгоистичны люди нашего множественного и разделённого мира. Каждый просит что-то у Бога, не понимая, что он тянет одеяло на себя, обнажая и обездоливая ближнего.

Меж ДА и НЕТ — какая бездна слов!
Какое нечто — средне и бесполо…
Я медлю… только бешенее кровь!
Я медлю… только в горле бьётся голос!
Извечный выбор: слава и позор.
Как гулко в вечность падают минуты.
И если выбрать меньшее из зол,
То большее останется кому-то.
(Светлана Ляшова)
Высоты поста Исайя называет ещё субботами, отрадами, святыми днями(Исайя 58:13), а я назову их просто семёрками, а лучше утрясёнными, нагнетёнными и переполненными семёрками(Лука 6:38) с заготовленной небесной манной. Исайя разворачивает знамя на этих высотах, зажигает софиты света, воспевает гимн всякому доброму делу, но я не хочу всё это перечислять, чтобы не поднимать вверх указательный перст мистификатора. Христиане, в том числе, священники, как правило, читая эти постулаты добра, справедливости, милосердия, мира, единения, любви, усматривают в этом чуть ли не бойкот поста, во всяком случае, барское к нему отношение. А ведь молитва Моисея подразумевает секрет в числе: НАУЧИ НАС ТАК СЧИСЛЯТЬ ДНИ НАШИ, ЧТОБЫ НАМ ПРИОБРЕСТИ СЕРДЦЕ МУДРОЕ(Псалтирь 89:12). И в десять, и в двадцать и в сорок лет человек впитывает в себя, насыщается, крысятничает, и только к семидесяти-восьмидесяти приходит настоятельная потребность разбрасывать камни, расточать себя, раздавать… Лучшей порой жизни, способной к состраданию, Моисей называет труд и болезнь… Но Моисей здесь не столько о жизни говорит, сколько о степени умудряющего поста. Разве всякий, доживший до старости, мудр?..
Силами поста или просто силами принято считать дары Святого Духа. Конечно, есть силы, которые Бог даёт посредством милости, благодати, но развитые мускулы всё же на тех, кто упражняется в посте и молитве. Именно за слабость мышечного корсета журит Христос своих учеников, потому как они, хиляки и неверные, не смогли поборать бесов. Апостол Павел перечисляет силы христианской общины: вера, отчасти какое-то знание, отчасти какая-то мудрость, различение духов, дары исцеления, чудотворение, пророчество, новые языки и их толкование. Но не зря апостол Павел упоминает про идолов, они, эти идолопоклоннические языческие силы были стержнем духовной жизни и до христианства(1 коринфянам 12:2). Ведь силы входят в духовную иерархию: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.
В восточных религиях силы называются сиддхами. В индуистской, джайнской, буддистской литературе, в шаманских культурах они представлены даже шире, чем у апостола Павла. Но я всё же укорочу их перечисление чтобы не нарушать стиль статьи: ясновидение, яснослышание, телепатия, осведомлённость о будущем и прошлом, левитация, совершенная интуиция, способность быстро перемещаться на любые расстояния(телепортация), становиться бесконечно малым или большим, очень лёгким или тяжёлым, делаться невидимым, обходиться без сна, задерживать дыхание и сердцебиение неделями, месяцами и годами, проходить сквозь стены, являть себя одновременно в двух и более местах, лечить неизлечимые болезни, воскрешать умерших, направлять события в нужное русло(достигать желаемого силой мысли), подчинять себе время, погоду, понимать языки других наций, зверей, птиц , читать мысли, возможность знать прошлое, настоящее и будущее, иметь стойкость к огню и холоду, помнить о прежних рождениях и т.д.
Конечно, это и сегодня далёкая, непонятная для нас Индия, в религиях которой вплетается и магия, то бишь колдовство, а зачастую йоги, как и западные экстрасенсы, оказываются шарлатанами или фокусниками вроде Дэвида Копперфильда. Однако до наших времён дошла в фрагментах поэма древнегреческого мудреца Эмпедокла «О природе», где излагается его мировоззрение о противоположных космических силах единства и множества, любви и вражды. Видимо об этом, достойном предшественнике христианства и идёт речь у апостола Павла, обращённая к коринфским грекам. Привожу конечные строки из поэмы Эмпедокла.

Если, в мои поучения твердым уверовав сердцем,
Чистою мыслию станешь ты их созерцать благосклонно,
То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой.
Множество также других обретешь из них ценных стяжаний,
Ибо они вытекают одно из другого согласно
С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
В чем бесконечных скорбей и забот притупляющих бездна, —
Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
К милому лону, родившему их, воротиться желая.
Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
Только тебе одному и открыть это все собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
Если ж захочешь — обратное вновь их воздвигнешь дыханье.
Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень —
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида!

Тем не менее христианская традиция считает Эмпедокла экстрасенсом и колдуном, да и сверхнормальные силы-сиддхи вызывают подозрительность. Однако когда человек развивается духовно, идёт путём знаний, многие совершенства проявляются сами собой, но они не являются целью, а лишь отклонением от высшей цели. При отсутствии отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, без воздержания, силы - сиддхи способны вовлечь человека в практики черной магии, привлекать из тонкого мира мёртвые сущности. Очищает человека сполна только любовь, и на этот превосходнейший путь склоняет подопечных апостол Павел.
Что собой представляет церковное тело без надлежащей любви? Оно такое же, как и любой мирской организм, слепленный из частей, и каждая часть требует не столько любви, сколько справедливости, чтобы не посягали на её границы, на её жизненное пространство, то есть основа здесь конституция, иерархия: кости, жилы, внутренние и внешние органы, кожа. Так и море, как не посягает на сушу, всё же нападки его не более приливов и отливов. И женщина с мужчиной, хоть и созданы для любви, они собачатся за свой суверенитет вплоть до развода. Но апостол Павел, перечисляя дары, таланты или функции каждого члена тела, каждого органа, вопрошает: ВСЕ ЛИ АПОСТОЛЫ? ВСЕ ЛИ ПРОРОКИ, ВСЕ ЛИ УЧИТЕЛИ? ВСЕ ЛИ ЧУДОТВОРЦЫ? ВСЕ ЛИ ИМЕЮТ ДАРЫ ИСЦЕЛЕНИЙ? ВСЕ ЛИ ГОВОРЯТ ЯЗЫКАМИ, ВСЕ ЛИ ИСТОЛКОВАТЕЛИ? РЕВНУЙТЕ О ДАРАХ БОЛЬШИХ, И Я ПОКАЖУ ВАМ ПУТЬ ПРЕВОСХОДНЕЙШИЙ(1 коринфянам 12:29-31). То есть апостол Павел намекает на взаимозаменяемость! А следующая цитата уже не намекает, а требует взаимности и взаимозаменяемости: НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА, И ТАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНИТЕ ЗАКОН ХРИСТОВ(Галатам 6:2). В человеческом теле это было бы неслыханной и редкой новацией. Да, пальцы слепым заменяют глаза. Бывает, что безрукий изловчается ногами рисовать. Функцию вырезанного желудка иногда исполняет кишка. Когда известного перезрелого артиста Олега Табакова, женатого на молодой, спросили в интервью, как он справляет супружеский долг, ответ был таков: пока есть хоть один палец, я — мужчина. Не называть же продвижение по службе иеромонахов, архимандритов и митрополитов взаимозаменяемостью — это чистой воды карьеризм! Но если пообещал апостол Павел показать путь любви, то во Втором послании коринфянам он обещание обнародует. Вера без дел мертва — это известная крылатая фраза. Так вот усердное дело в Библии — пост. СОВЕРШИТЕ ЖЕ ТЕПЕРЬ САМОЕ ДЕЛО, ДАБЫ, ЧЕГО УСЕРДНО ЖЕЛАЛИ, ТО И ИСПОЛНЕНО БЫЛО ПО ДОСТАТКУ. ИБО ЕСЛИ ЕСТЬ УСЕРДИЕ, ТО ОНО ПРИНИМАЕТСЯ СМОТРЯ ПО ТОМУ, КТО ЧТО ИМЕЕТ, А НЕ ПО ТОМУ, ЧЕГО НЕ ИМЕЕТ. НЕ [ТРЕБУЕТСЯ], ЧТОБЫ ДРУГИМ [БЫЛО] ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ, НО ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ. НЫНЕ ВАШ ИЗБЫТОК В [ВОСПОЛНЕНИЕ] ИХ НЕДОСТАТКА; А ПОСЛЕ ИХ ИЗБЫТОК В [ВОСПОЛНЕНИЕ] ВАШЕГО НЕДОСТАТКА, ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ, КАК НАПИСАНО: КТО СОБРАЛ МНОГО, НЕ ИМЕЛ ЛИШНЕГО; И КТО МАЛО, НЕ ИМЕЛ НЕДОСТАТКА(2 коринфянам 8:11-15).
«Кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» - цитируемая апостолом Павлом выдержка из Исхода напоминает о собирании небесной манны: шесть дней собирай, в седьмой — передых. Таким постом постились израильтяне, чтобы достичь обетованной земли. И хотя многие её не достигли, пост умудрил на века еврейский народ, что видно даже невооружённым глазом. «Избыток» и «недостаток» этого усердного дела поочерёдно возводил и христианских общинников то в «хвост», то в «голову» церковного тела, и эта взаимозаменяемость и равномерность приносила радость, и чем дольше «питались» манной, тем сильней она проявлялась. Только не надо думать, что здесь покушались на власть церковного администратора или старосты, нет «хвост» и «голова», конец и начало — это многократное восхождение по спирали для снискания любви. Впрочем, у Соломона и Сираха такой термин отсутствует, оба мудреца взяли на вооружение премудрость. Но это одно и то же. У Единого в Коране 99 имён.
К сожалению, этот эпизод и вся восьмая глава Второго послания к коринфянамтрактуется, а в современных переводах и явно подгоняется под собирание денег. Такова, увы, сегодняшняя специфика христианства, замешанная на сребролюбии.
А вот как остроумно преподаётся притча о круговороте наращивания силы в Коране — пост здесь называется оружием, оружием джихада: КОГДА ТЫ НАХОДИШЬСЯ СРЕДИ НИХ И СОВЕРШАЕШЬ ДЛЯ НИХ МОЛИТВУ, ТО ПУСТЬ СТОИТ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ ОДИН ОТРЯД ИЗ НИХ, И ПУСТЬ ОНИ ВОЗЬМУТ СВОЁ ОРУЖИЕ. А КОГДА СОВЕРШАТ ПОКЛОНЕНИЕ, ТО ПУСТЬ БУДУТ ПОЗАДИ ВАС, И ПУСТЬ ПРИДЁТ ДРУГОЙ ОТРЯД, КОТОРЫЙ НЕ МОЛИЛСЯ, И ПУСТЬ ОНИ МОЛЯТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, НО ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ И ОРУЖИЕ. ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРУЮТ, ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ВЫ НЕБРЕГЛИ СВОИМ ОРУЖИЕМ И ДОСТОЯНИЕМ, И ОНИ НАПАЛИ БЫ НА ВАС ЕДИНЫМ УСТРЕМЛЕНИЕМ(Коран 4:103, перевод Крачковского). Невежественные буквалисты поднимают верующих к террору, но против врага, врага света, надо бороться в себе самом.
У Соломона есть притча о женщине, которую мудрец сравнивает со смертью: она — силки, оковы, ловушка, западня, капкан(Екклесиаст 7:26). А я скажу, что она как раз те чары и силы, на которых не стоит зацикливаться. Мужчина, привязанный через неё к наслаждению, уже ни о каком восхождении к Богу не помышляет, а пустота, обнаруживаемая с каждым актом любодеяния, болезненно требует заполнения, и её приходится заливать алкоголем, в конце концов человек спивается. Но таков и всякий евангельский ловец. Христос, штампуя ловцов человеков, предупреждает, что это охотники на легковеров.

Обрываясь с неведомых крон,
Уходя в непомерные дали,
Только ржавые крики ворон
Над Россией рассвет означали.
Так бывало всегда и везде.
На рассвете вороны толкутся.
Ну, а певчие, певчие где?
Ждут, когда легковеры проснутся.
(Фазиль Искандер)

Не велит Он никого называть отцами, наставниками, учителями(Матфей 23:8-10), ибо книжники, фарисеи и лицемеры обходят море и сушу, чтобы уловить хотя бы одного, делая его сыном геенны, вдвое худшим ловца-охотника(Матфей 23:15). Да и участник Евангелия апостол Иаков таких ретивых и скороспелых предупреждает: БРАТИЯ МОИ! НЕ МНОГИЕ ДЕЛАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ, ЗНАЯ, ЧТО МЫ ПОДВЕРГНЕМСЯ БОЛЬШЕМУ ОСУЖДЕНИЮ, ИБО ВСЕ МЫ МНОГО СОГРЕШАЕМ(Иакова 3:1-2). Соломон говорит, что добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею. Но эти слова справедливы и в отношении попавших в силки религиозных охотников. Поэтому мне симпатичен евангельский «еретик», который уповает на имя Божие, не причисляя себя ни какой конфессии(Марк 9:38-40).
В заключение я приведу ещё одну цитату, как доказательство превосходства круглого числа перед другими постами: И УХВАТЯТСЯ СЕМЬ ЖЕНЩИН ЗА ОДНОГО МУЖЧИНУ В ТОТ ДЕНЬ, И СКАЖУТ: "СВОЙ ХЛЕБ БУДЕМ ЕСТЬ И СВОЮ ОДЕЖДУ БУДЕМ НОСИТЬ, ТОЛЬКО ПУСТЬ БУДЕМ НАЗЫВАТЬСЯ ТВОИМ ИМЕНЕМ, - СНИМИ С НАС ПОЗОР". В ТОТ ДЕНЬ ОТРАСЛЬ ГОСПОДА ЯВИТСЯ В КРАСОТЕ И ЧЕСТИ, И ПЛОД ЗЕМЛИ - В ВЕЛИЧИИ И СЛАВЕ, ДЛЯ УЦЕЛЕВШИХ [СЫНОВ] ИЗРАИЛЯ. ТОГДА ОСТАВШИЕСЯ НА СИОНЕ И УЦЕЛЕВШИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ БУДУТ ИМЕНОВАТЬСЯ СВЯТЫМИ, ВСЕ ВПИСАННЫЕ В КНИГУ ДЛЯ ЖИТЬЯ В ИЕРУСАЛИМЕ, КОГДА ГОСПОДЬ ОМОЕТ СКВЕРНУ ДОЧЕРЕЙ СИОНА И ОЧИСТИТ КРОВЬ ИЕРУСАЛИМА ИЗ СРЕДЫ ЕГО ДУХОМ СУДА И ДУХОМ ОГНЯ(Исайя 4:1-4).
Почему здесь упоминание об Иерусалиме? Да потому что это столица обетованной земли, Иерусалима небесного, высоты в семьдесят седмин, а если утрясти и масштабировать, то будет просто святая седмина(Даниил (9:24,27). Кстати сколько постится неугодно постящийся ДЛЯ ССОР И РАСПРЕЙ И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕРЗКОЮ РУКОЮ БИТЬ ДРУГИХ?(Исайя 58:4). Сколь малое число — два, три, четыре дня — входит в арсенал такого грубияна и разбойника?
Вопль Христа отвечает на этот вопрос: ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ,
ИЗБИВАЮЩИЙ ПРОРОКОВ И КАМНЯМИ ПОБИВАЮЩИЙ ПОСЛАННЫХ К ТЕБЕ! СКОЛЬКО РАЗ ХОТЕЛ Я СОБРАТЬ ДЕТЕЙ ТВОИХ, КАК ПТИЦА СОБИРАЕТ ПТЕНЦОВ СВОИХ ПОД КРЫЛЬЯ, И ВЫ НЕ ЗАХОТЕЛИ!(Матфей 23:37). Оказывается, семьдесят седмин — это цыплята, а утрясённая, масштабированная седмина — клушка. И если цыплята не захотели, то почти до семидесяти седмин набранный пост будет сомнительным.
Как и о силе, о Иерусалиме упоминается в Библии тоже тыщу раз. Но я приведу опять же только некоторые притчи.
ВЫ ПРИМЕТЕ СИЛУ, КОГДА СОЙДЕТ НА ВАС ДУХ СВЯТЫЙ; И БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ В ИЕРУСАЛИМЕ(Деяния 1:8). Семьдесят седмин и семь женщин — это, конечно, мера(се мера), но Бог даёт Святого Духа не мерою, а поверх её, как мужчину напротив семи женщин. Это как раз поверх. И святая утрясённая седмина — то, что надо.ИИСУС ГОВОРИТ ЕЙ: ПОВЕРЬ МНЕ, ЧТО НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ, КОГДА И НЕ НА ГОРЕ СЕЙ, И НЕ В ИЕРУСАЛИМЕ БУДЕТЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОТЦУ. ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕМУ КЛАНЯЕТЕСЬ, А МЫ ЗНАЕМ, ЧЕМУ КЛАНЯЕМСЯ, ИБО СПАСЕНИЕ ОТ ИУДЕЕВ. НО НАСТАНЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ, КОГДА ИСТИННЫЕ ПОКЛОННИКИ БУДУТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОТЦУ В ДУХЕ И ИСТИНЕ, ИБО ТАКИХ ПОКЛОННИКОВ ОТЕЦ ИЩЕТ СЕБЕ(Иоанн 4:21-23). Не в Иерусалиме и не на горе-высоте — а опять поверх меры. Но то, что поверх, находится в водах нового первого дня творения, над которыми парит Дух — вот Его трон! И когда Христос говорит о вере, способной сбросить гору в море — это как раз притча о завете в утрясённую седмину.Я ПОШЛЮ ОБЕТОВАНИЕ ОТЦА МОЕГО НА ВАС; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ(Лука 24-49). То есть здесь повеление пребывать в посте, наращивать его до семидесяти седмин, пока помазание Духом не осуществит завет.
КТО В ГОРОДЕ, ВЫХОДИ ИЗ НЕГО; И КТО В ОКРЕСТНОСТЯХ,
НЕ ВХОДИ В НЕГО(Лука 21:21) То есть, кто насобирал семьдесят седмин манны, утряси её до одной седмины завета и можешь собирать дальше, ведь любовь не перестаёт.
ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ ЛУЧШЕ ХРАБРОГО, И ВЛАДЕЮЩИЙ СОБОЮ [ЛУЧШЕ] ЗАВОЕВАТЕЛЯ ГОРОДА(Притчи 16:32). То есть, кто ещё не достиг семидесяти седмин, всё ещё осаждает Иерусалим, а кто масштабировался до седмины завета, владеет не только городом, но и собой.
ТРУД ГЛУПОГО УТОМЛЯЕТ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТ [ДАЖЕ] ДОРОГИ В ГОРОД(Екклесиаст 10-15). Да, глупый, попавший под влияние лжеучителей, предсказанных Христом и апостолами, не знает дороги в Иерусалим в семьдесят седмин. Правда, у православных есть «великие» и другие длительные (вегетарианские) посты, но они тоже не дают результата: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ СВОЕМУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СОБИРАЮТ СМОКВ С ТЕРНОВНИКА И НЕ СНИМАЮТ ВИНОГРАДА С КУСТАРНИКА(Лука 6:44). Если считать растительную пищу постом, то барашки быстрее окажутся у финиша, ведь эта их пища повседневная.




Рубрика произведения: Проза ~ Эзотерика
Ключевые слова: пост, семьдесят седмин, завет, лжеучители,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 33
Опубликовано: 29.10.2017 в 12:55
© Copyright: Виктор Долгалев
Просмотреть профиль автора








1