"Спящим" пора просыпаться


Достоевский прочитал о том, что некий студент убил старуху-процентщицу в газете. Когда роман «Преступление и наказание» вышел в свет, многие упрекали писателя в том, что никакой нормальный молодой человек не может ни за какие коврижки убить пожилую женщину, какой бы отвратительной она ни была. Тем более что Раскольников описан как натура тонкая, образованная и склонная к философствованию.

Конечно, в газетном репортаже, послужившем отправной точкой романа, речь шла о клиническом психопате, который не мог быть предметом реалистического художественного разбирательства. Но как роман-метафора «Преступление и наказание» вошел в сокровищницу мировой литературы. Идеи Раскольникова не в последнюю очередь привели к революционному перевороту в России, повлекшему за собой сотни тысяч, если не миллионы жертв. Что же это за такие удивительные откровения ума?

Россия находится на обочине цивилизации, дикая, варварская, бесперспективная страна, ошибка природы, которую надо исправить. Апофеозом этих свежих до сих пор мыслей является в романе «Сон о забитой кляче», где наша держава представляется одной огромной площадью перед кабаком. У входа в него спившийся до безумия ямщик Микола усаживает в повозку столько кабацких завсегдатаев, что дряхлая лошадка не может сдвинуться с места, пока возница не начинает бить ее кнутом по глазам...

Раскольников убивает старуху не ради собственного обогащения, а для того, чтобы осчастливить человечество, вывести его на правильную дорогу. А результат – этот кошмарный сон и отрезвляющее пробуждение и последующее горькое раскаянье.

Одним из родоначальников подобных сугубо русских либеральных мыслей являлся Чаадаев. При встрече с Александром I он сказал ему, что мы безнадежно отстали от цивилизации и надо вводить западную конституцию. Царь – чистокровный немец – велел объявить «доморощенного философа» сумасшедшим, а русские тем временем вошли в Париж. Не как завоеватели, а как оборонявшаяся сторона...

Пишу по памяти и возможны некоторые ляпы, сути не меняющие.

Не Юрий, а Дмитрий Быков спросил Познера, понимал ли он, будучи подростком, что «Над пропастью во ржи» Сэлинджера – сатира. Познер с большим удивлением посмотрел на знаменитого писателя и сказал, что хотел подражать главному герою романа Холдену Колфилду и воспринимал эту историю совершенно серьезно.

О чем «Над пропастью во ржи»? О том, что США – государство, где тупость, ханжество, выгода, безразличие к другим и безжалостность не являются недостатками...

Восхищение Америкой у многих до сих пор не проходит, потому что единицы наших сограждан знают ее изнутри. Еще меньше людей осознают, что идеология американской элиты ведет к краху не только США, но и оставшуюся часть мира.

Тут всем надо просыпаться – и нам, и им. Думаю – об этом сериал «Спящие» со всеми его недостатками и достоинствами. Я не понимаю, какие визгливые претензии к картине у наших либералов, их взгляды изложены подробно и добротно и даже не слишком упорно опровергаются. Корни предательства надо искать не во взглядах, а в корысти. Кстати, среди «кровавой гэбни» изменников показано авторами не меньше...

Первые пять серий сделаны почти безукоризненно с художественной точки зрения, а не с точки зрения работы спецслужб, которая должна оставаться тайной, да и, возможно, художественного интереса не представляет. 6, 7 и 8 серии сделаны по-стахановски – с перевыполнением плана. Им, на мой взгляд, убедительности не хватает.

В целом же фильм актуален и полезен, а для молодого режиссера – просто успех.

23.10.2015



Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 23.10.2017 в 10:54
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора








1