Блудный сын и Старший сын


Я надеюсь, что эта история известна большинству взрослых образованных людей, но здесь несомненно важно правильное ее понимание. Притча о «Блудном сыне» помещена в 15-й главе Евангелия от Луки. Рассказывает ее нам Иисус Христос.

Начинается она со слов: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Вспомнил я об этой фразе, когда смотрел, как Илларион Алфеев и Тихон Шевкунов – высокие церковные чиновники – с высокомерным видом и поучительным тоном высказывались о «Матильде». Фильм заслуживает порицания, но для Бога важнее то, как это сделать и делать ли вообще, ибо осуждать никому никого Он не позволяет...

Младший сын, попросив у отца причитающуюся ему долю наследства, забрал деньги, отправился заграницу и промотал в кутежах все до копейки. Голодно и совестно ему стало, и он подумал: «Пойду к отцу и скажу: отче! я согрешил против неба и перед тобою» (стих 18-й) ... Взял и отправился домой. И когда Блудный сын был еще далеко, увидел его отец и сжалился, побежал, пал ему на шею и целовал его (20-й) ...

Иными словами, только помыслит человек справедливо и правильно, как Господь готов простить ему наихудшие прегрешения...

Через какое-то время Старший сын возвращался с поля, где трудился в поте лица своего, и услышал, как в отчем доме пир идет горой. Выяснил у слуги, в чем дело. Тут вышел отец и звал Старшего сына присоединиться к пирующим, но тот осердился и не хотел войти.И наговорил грубостей: мол, ты для меня ничего подобного никогда не устраивал, а я верно служил тебе. Меньшому же гуляке, прокутившему состояние с проститутками, ты подготовил торжественную встречу (25-й – 30-й стихи) ...

Отец же возразил Старшему сыну: радоваться и веселиться надобно тому, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (32-й).

На этом возражении и завершается притча о «Блудном сыне». Но, поскольку евангельские сказания метафорически связаны между собою, смыл их отнюдь не прямолинеен. В ряде мест Нового завета проводится мысль о том, что главная задача жизненного поприща человека попасть на пир (или на брачный пир), то есть спастись.

Получается, что Блудный сын в данной ситуации оказывается в более выигрышном положении, нежели Старший. Эту тонкость очень хорошо подметил Достоевский: Митя Карамазов, идущий на каторгу, много лучше своего брата Ивана, который отрицал Бога, общался с дьяволом и замыслил убить папашу руками Смердякова...

Николай II получил от Александра III имение – не в лучшем, но все же в приличном состоянии. По неопытности, легкомыслию, неспособности к управлению промотал его. Однако в какой-то миг понял, что согрешил и отрекся от престола. Покаяние его было не полным (да и мы в большинстве своем не до конца понимаем, что покаяние – не признание греха, а отказ от него). Оно было не полным, поскольку отрекшийся император не сомневался, что ему и его близким будет предоставлено убежище в Англии.

Подлинное покаяние пришло уже в Тобольске и Екатеринбурге. Беды сплотили царскую семью: Ники и Аликс помирились. Ильзе (Елисавета) Лиепа как-то сказала, что Николай Александрович воспитал изумительных дочек – отзывчивых, скромных и трудолюбивых. Это заслуга перед Господом. За несколько дней до трагической гибели царь читал вслух Салтыкова-Щедрина – человека искренней веры. Именно по этой причине Михаила Евграфовича ценили как писателя все слои российского общества...

А что Алексей Учитель? В отличие от «девяноста девяти праведников», он еще может покаяться – и в махинациях, и прелюбодеянии. Если получит дар покаяния.

13.10.2017




Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 31
Опубликовано: 13.10.2017 в 12:43
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора








1