Общая рецензия на творчество авторов – участников конкурса для прозаиков «Новая волна-Сентябрь 2017»


Дилемма критика: либо обидеть автора, сказав ему правду, либо, солгав, унизить себя самого.
Сэмюэл Джонсон


Представляю вниманию читателей краткий критический обзор творчества новых авторов ЛитПричала – участников сентябрьского конкурса для прозаиков «Новая волна». Общая оценка творчества каждого номинанта складывается из четырёх номинаций; оценки в каждой номинации сопровождаются небольшим комментарием-обоснованием.
Итак, начнём.

1 место. Андрей Григорович. 18 баллов.
Прочитаны три произведения: «Мастер», «Налево лес, направо лес…», «Ассоль».

Читательская оценка: 5. Тексты читаются легко, сюжетные линии понятны, чётко прослеживается фабула, в общем, выставленной мной оценкой всё сказано. Да, а «Мастер» – просто блестящий рассказ!
Стилистика, выразительность: 5-. Небольшие стилистические шероховатости в текстах (особенно в «Ассоли», над которой я бы ещё поработал) не портят общего положительного впечатления. Лично я подсократил бы немного первую («советскую») часть рассказа «Налево лес, направо лес…», а то есть опасность, что не всякий читатель «долетит» до главных событий в повествовании.
Владение литературным языком: 5-. Минус – чтобы автор не расслаблялся! Да и провал в следующей номинации (см. ниже) не позволяет выставить полноценную пятёрку за владение русским языком.
Грамотность: 3. Есть немногочисленные орфографические ошибки, но такая низкая оценка выставлена не за них. Увы, с пунктуацией у Андрея прямо беда – запятые расставлены в огромном количестве и, откровенно говоря, где попало (особенно пугает их употребление перед союзом «и», здесь-то они зачем по логике автора??). На самом деле это сильно мешает грамотному читателю (а мы, писатели, должны ориентироваться в своём творчестве прежде всего на образованную аудиторию, не так ли?) адекватно воспринимать тексты. Например, совсем не нужны запятые в простом предложении «Прошлым вечером, они со своим армейским дружком Володькой, хорошо посидели в пивбаре на Новослободской». Поскольку талант рассказчика у Андрея налицо, пишет он много и с удовольствием, настоятельно рекомендую ему (как и подавляющему большинству имеющей те же проблемы пишущей братии) обратиться к соответствующей литературе по русскому языку, например, к «Справочнику по правописанию и стилистике» Д. Розенталя. Другого пути здесь нет.

2 место. Борис Голубов. 16 баллов.
Прочитаны три произведения: «Родник», «Граница тьмы», «Первый парень».

Читательская оценка: 4+. Творчество Бориса наверняка вызовет интерес у причальской аудитории, однако полноценному знакомству с ним (с творчеством) может помешать некоторая небрежность в оформлении текстов – зачем-то принудительно укорочена строка (из-за чего особенно тяжело читать большие по объёму произведения), появляются прописные буквы в начале строк в середине предложения, нередко пропущены буквы в словах (вероятно, в спешке?) и пр. Тексты всё-таки необходимо тщательно вычитывать перед их опубликованием! А спешка хороша известно где…
Стилистика, выразительность: 4+. Среди ошибок отметил бы неожиданный ход в рассказе «Граница тьмы»: повествование от первого лица по непонятным причинам внезапно сменяется повествованием от третьего лица. Следовало бы либо от общих воспоминаний о городе перейти к описанию конкретной истории в детстве героя, либо уточнить, что, мол, был такой случай в наших местах, – и уж тогда смело можно продолжать рассказ от третьего лица.
Не совсем выдержан стиль в рассказе «Первый парень».
Владение литературным языком: 4-. Много неверно построенных, неполных предложений: «До девяти часов корзины обычно были полны отменных белых, обабков, красноголовиков, и на той же электричке назад в город» (кто, корзины, грибы?); «Волк», - пронеслось в мозгу, и тут же прикрыл спящего внука» (неоправданно опущено подлежащее) и др. Употребление лишних, однозначных слов: «…принимая кусок бутерброда с маслом» – напишите просто: принимая бутерброд с маслом или уж кусок хлеба с маслом. Логические неувязки: «Тот день в середине августа ничего особенного не обещал. Только грибов в подлеске оказалось мало» – почему «только»? Ведь день и так ничего не обещал! Тавтология («далеко не удалялись»), частое использование некоторых слов-паразитов – «были», «всегда» и пр.
Грамотность: 4-. Имеются орфографические и пунктуационные ошибки. Например, слова «полчаса», «полкорзины» пишутся слитно; «по мере того как, вместо того чтобы» и пр. – составные союзы, запятые внутри них не ставятся; наречие «наконец», союз «однако» и т.п. обычно не выделяются запятыми, если они не используются в качестве вводных слов. Ошибки в управлении: радоваться можно на кого-то, а не по…, а вот сохнут именно «по», тут правильно.

3 место. Алексей Голдобин. 15 баллов.
Прочитаны оба произведения, опубликованные автором на ЛитПричале: «Греческие смоковники» и «Кругосветное путешествие».

Читательская оценка: 4. У Алексея несложный, но сочный язык, близкий к разговорной речи, с достаточной толикой юмора, что облегчает восприятие немалых по объёму произведений. Кстати, одним из недостатков я бы как раз назвал некоторую затянутость рассказов, но это на любителя. Поскольку в баскетбольном триллере «Греческие смоковники» идёт отсылка к известному фильму, я бы взял название в кавычки. Впрочем, не очень понял, чем спортивные злоключения баскетболистов-ветеранов схожи с похождениями начинающей проститутки…
Стилистика, выразительность: 4. В тех же «Смоковниках» я бы немного смягчил излишне фамильярное обращение к читателю, либо уточнил в первом же абзаце, кому именно (юному баскетболисту, племяннику, неважно) веду свой рассказ. Это усилит достоверность.
В начале полудокументального рассказа «Кругосветное путешествие», на мой взгляд, не совсем оправданно применение старо-сказительного «и были, и было». Также нелегко понять, в каком стиле в рассказе оформлена прямая речь. Например, можно голову сломать, выясняя «кто на ком стоял» в абзаце «Вдруг среди морского гула послышалось: – Эй, на баржЕ! Младший сержант насторожился. Почудилось? – Боец, - обратился он к рядовому. - Ничего не слышал? – Ничего. – Салага, - подумал сержант. Крик повторился. Сержант напрягся. – Только начальства не хватало» – где прямая речь, где чьи-то мысли, где текст от автора, непонятно. А если так?
– Эй, на баржЕ!
Младший сержант насторожился. Почудилось?
– Боец, – обратился он к рядовому, – ничего не слышал?
– Ничего.
«Салага», подумал сержант. Крик повторился. Сержант напрягся. Только начальства не хватало!
(Кстати, герой этой знаменитой истории и разбираемого нами произведения младший сержант Зиганшин (между прочим, почётный гражданин города Сан-Франциско!) умер летом этого года…)
Владение литературным языком: 4-. У автора явные нелады с управлением, согласованием в падежах: «Команду, которую хотели послать - распалась, другие отказались»; «Отсутствие пищи, берегов, проходящих судов не оставляли никакой надежды на спасение» и пр. В предложении «Но тогда для нас слово Родина ещё играла огромную роль» роль играет всё-таки «слово», а не «Родина», т.е. «для нас слово… играло». А дальше: «И они ринулись в бой» – раз уж «для нас», то и в бой должны ринуться «мы», а не «они». Встречается также нарушение логики, употребление несопоставимых понятий: «Публика ревёт. Кто по настоящему, кто от восторга» – а от восторга ревут не по-настоящему? Здесь надо выбрать: либо «кто от разочарования, кто от восторга», либо «кто по-настоящему, кто притворно».
Грамотность: 3. Вероятно, пунктуация – настоящий бич многих современных авторов! Не буду повторяться (см. об этой проблеме выше), тем более Алексей наставил столько ненужных запятых, что нет смысла указывать на конкретные ошибки…


Вот и всё. Надеюсь, своим мини-разбором не обидел вас, друзья. Это всего лишь моё мнение, не больше.
Удачи!




Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 7
Количество просмотров: 85
Опубликовано: 03.10.2017 в 19:48
© Copyright: Алексей Сажин
Просмотреть профиль автора

Лидия Левина     (03.10.2017 в 20:19)
Алексей!
Ваши комментарии можно ( а, может быть, и нужно!) вывесить не ссылкой, а открытым текстом!
Благодарю Вас, благодарю, благодарю!!!
С любовью, Л.Л.

Алексей Сажин     (03.10.2017 в 20:53)
Вообще-то я просто хотел вас поддержать. Я же вижу, что на конкурсе прозаиков никакой активности. Обидно...
Знаю, неблагодарное это занятие - писать рецензии, ну да ладно, может, раскочегарим, разгоним со временем этот паровоз!))

Сикорски     (05.10.2017 в 19:36)
Памятник бы тебе:)

Лидия Левина     (05.10.2017 в 20:59)
Кому именно?

Сикорски     (07.10.2017 в 14:43)
Леше, конечно же.

Алексей Сажин     (14.10.2017 в 11:44)
Не, лучше деньгами)) А памятник пусть уж будет нерукотворный!))

Лидия Левина     (03.10.2017 в 21:26)
Не ради пиара! Я просто доверяю вашему мнению. Если будет время и желание, зайдите на мои "Морфологические сказки".








1