ЛИТЕРАТУРНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПАВЛОВСКОГО ИЛИ...начало



                                                ЛИТЕРАТУРНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПАВЛОВСКОГО ИЛИ о записках  " образованца".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         
Недавно на своей авторской странице наш коллега Олег Павловский напечатал ряд литературно-критических статей или скорей литературоведческих, таких как "Свой голос", Авторская интонация", "Профессионализм и мастерство", "Три кита литературы". Я начну разбор этих статей с последней-" Три кита литературы". Ну сначала о названии. Ничего неординарного в нём нет. Во первых,Бог любит троицу, во вторых- соображают на троих, и в третьих, в старое время считали, что Земля покоится на трёх китах. Вот и Олег Павловский в преамбуле сообщает, что в школе изучал три закона Ньютона и произведение В.И. Ленина-"Три источника-три составляющих части марксизма". Мне кажется, что изучение последнего не оказало на Олега должного влияния, поскольку в отличии от Ленина, он не кончал гимназий и не учился в прежних университетах и потому в своих произведениях употребляет иностранные слова и выражения значения которых понимает чрезвычайно своеобразно. Вообще то я считаю, что для написания статей на подобные темы необходимо по крайней мере иметь высшее филологическое образование и достаточный опыт работы в соответствующих разделах филологии и в литературоведении. Но "нам нет преград", и хотя за плечами Павловского много чего есть, как он говорит(и чему я только не учился), но не филолог он, не лингвист и не литературовед. Впрочем, в этом отношении мы с Олегом наравне и именно это позволяет мне ответить автору и читателям статьи "Три кита литературы".

Итак, поехали. В начале своей статьи Павловский выделяет трёх "китов", на которых по его мнению покоится литература и в частности поэзия. Это-мастерство, умение видеть и внутренняя энергия. Ну кто бы спорил с таким умозаключением, если бы это же не было основанием музыкальных произведений и живописи. И вообще основанием для любой творческой деятельности. Но есть и ещё одно более существенное возражение против предложенного Павловским триединства. Это то, что и умение видеть, и внутренняя энергия, и многое другое- всё это входит в понятие мастерства, и поэтического в частности. В качестве примера поэтического мастерства Павловский приводит следующие строчки великого Пушкина:" Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой..". В этих двух строках Павловский неожиданно обнаруживает и сообщает несведущему читателю о следующих своих находках, подтверждающих мастерство поэта. По словам Павловского это "изысканная аллитерация, сочетание гласных и шипящих звуков довольно редких в 19-ом веке". Опёршись на строчки великого поэта, как на костыли, Олег павловский по давней его традиции употребляет литературоведческий термин, значение которого он не знает или не понимает. Потому что согласно Большой Российской энциклопедии(Москва,1998 стр.27) или Большому энциклопедическому словарю под редакцией В.Н. Ярцева или учебнику А.И. Николаева" Основы литературоведения" для студентов-филологов, АЛЛИТЕРАЦИЯ -это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Подразумевается бОльшее по сравнению с обычной частотность согласных звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Приведу примеры аллитерации(из вышеуказанных мною литературоведческих работ). В.Маяковский- "Лет до ста расти нам без старости, год от года расти нашей бодрости, славьте, молот и стих землю молодости". Или у Б.Пастернака- "И шальной шевелюру ...в замешательстве смысл темня, ошарашит тебя нехорошей глупой сказкой своей про меня". И наконец читаем у Н.Глазкова-" На диване Надю Ваня".

Ничего подобного нет в пушкинских строках. приведённых Олегом Павловским. Тем более нет ничего такого, что говорило бы о мастерстве автора. Уверен, что если бы Павловский не назвал автора, то тем более не смог бы найти понимания у читателей, потому что определить мастерство по этим двум строчкам невозможно. Другое дело вот такие строки другого известного русского поэта:
" В твоей руке моя рука-такое чудо,
А на земле два светлячка-два изумруда".
В этих двух строках законченная картина жизни, в этих двух строках мастерство поэта, за которым и умение видеть и внутренняя энергия, в просторечии-вдохновение. При этом, поэтический дар- это дар Божий, а мастерство и его составляющие приходит к поэту со временем, в результате упорного литературного труда и зависит от многих иных факторов, в том числе и от личной жизни. Но об этом в статье Павловского ни слова.

Перейдём к понятию 2-ого кита в литературе по Павловскому-к умению видеть. Я уж не говорю, что это свойство скорее характерно для живописи и скульптуры(в меньшей степени, но для поэзии? А как быть с Гомером, с Эдуардом Асадовым, со Сулейманом Стальским и со многими другими- поэтами слепыми от рождения или потерявшими зрение и продолжающими сочинять? Поэтому в поэзии мне кажется уместнее говорить не об умении видеть, а об умении чувствовать! Но Олег Ростиславович не был бы самим собой, если бы и здесь не пытался разговаривать с читателями мудрыми терминами литературоведения и психологии. Причём, по принципу- толпа схавает! Так, за умением видеть Павловский разумеет талант. Допустим, хотя я считаю, что талант -это гораздо большее, чем умение видеть. Но далее Павловский пускается в такие дебри психологии, что без бутылки не разберёшься. Итак, автор статьи погружает читателя в мир психологии, где талант- это(по Павловскому) "пятый промежуточный контур сознания"(!!!). Интересно, как это все наши великие или замечательные поэты творили без знания об этом пятом пункте. Нет, конечно Павловский часто сочиняет рифмы и с учётом"пятого пункта" у других авторов. Для того, чтобы разобраться во всё этом необходимо обратиться к помощи интернета и познакомиться с гипотезой ряда зарубежных учёных в области психологии. Согласно этой гипотезе, поведение человека, его психическая деятельность подчинены 8-ми промежуточным контурам сознания. И пятый контур о котором говорит Павловский, это контур, ответственный за интуитивное прозрение(интуиция) и за управление своим здоровьем. Мне понятно желание Олега Павловского поправить здоровье-расшаталось от всяких нарушений, да и печень пошаливает. Но причём здесь талант, о котором ведёт речь Павловский?

Далее автор, желая показать свою учёность в области психологии( хотя ему бы ближе быть к психиатрии), пишет о том. что синонимом таланта является "эвристическое мышление". Час от часу не легче. Это ещё це таке? А это в психологии означает продуктивное мышление в решении нестандартных задач. Как интересно? Это какие же такие нестандартные задачи решали Фет, Майков, Апухтин, Алексей К. Толстой, поэты серебряного века, советски е поэты? а это были всё талантливые люди, в том числе и Борис Корнилов, и  Павел Васильев , в чьей талантливости Павловский до сих пор не сомневался. Но ведь они не сном не духом не разумели про нестандартные задачи. Да был такой поэт Велимир Хлебников, был ещё Хармс. Ну так и всё! Было бы хорошо. если бы Павловский в статье объяснил, что он имеет в виду под нестандартностью задач в поэзии. Но он этого не сделал. А погрузил читателей в "эйдетизм", в очередной психологический термин, напоминающий по звучанию "идиотизм", но на практике означающий разновидность образной памяти, выраженной в сохранении ярких наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Заумно? Да, но это же Павловский!  Одно не понятно, ну какое это имеет отношение к таланту?  В конце концов этот эйдетизм -это просто чувственность, о которой я уже говорил. Но чувственных людей достаточно много, в том числе и среди читателей. Поэтов мало.

                             (окончание следует)




Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 35
Опубликовано: 27.09.2017 в 17:07
© Copyright: Раиса Гостева
Просмотреть профиль автора

Белла Минцева     (27.09.2017 в 20:09)
Хорошо, Раиса, продолжайте.
Вы проделали большую и полезную работу по псевдонаучным исследованиям господина Павловского.

Andrew Akeens     (27.09.2017 в 20:06)
Мнда........
Похоже, на фоне этого маразма даже Минцева со Спасателем тоскуют по Vik Starr`у...








1