Талант, как движущая сила материи


.


Иероглиф "Творчество". Книга перемен.
.

ТАЛАНТ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАТЕРИИ
__________________________________________________________________________


Если мы задумаемся, кто, когда и каким образом воздвигал дворцы и храмы,
делал научные открытия, создавал величайшие в мире теории и учения,
произведения литературы и искусства, то мы заметим, что во главе того или
иного достижения человечества стояли очень немногие люди. Таких людей
принято называть одаренными, талантливыми и даже гениальными (гениями).
Все объекты и предметы живой и неживой природы мы считаем объектами
материальными, а материю (вспомните уроки в школе) объективной реальностью
данную нам в ощущениях, и это, в общем, верно.

Но и с древнейших времен люди все-таки понимали, что материя может быть
не такой уж и материальной, и, тем не менее, существовать и ощущаться человеком.
Музыка материальна? Да, если понимать ее как звук, колебания воздуха и звуковое
давление. Картина, скульптура или искусно выполненная чугунная ограда позволяют
даже потрогать их руками. А как быть с литературой, особенно с поэзией, которая
многое доносит до нас в переносном смысле, то есть неконкретном (над-, или мета-
материальном, однако воздействие ее на человека весьма ощутимо?

Еще более ощутимо действие медитации (сосредоточения, созерцания),
молитвенного стояние или азартные зрелища – это разные вещи, но сходные
по своей структуре. Если мы задумаемся, а что в этом мире более всего
запоминается, а значит, и воздействует на сознание человека и человечества,
то к удивлению своему обнаружим, что на первом месте окажутся религиозные
(философские) учения, на втором литература и искусство, тогда как мало кто и
вспоминает о такой уникальной постройке, как Эйфелева башня или об открытие
свойств Радия, хотя достижения науки и техники в гораздо большей степени
способствуют развитию ремесел, машинного производства и… чтобы сытно поесть,
поспать в тепле и уюте, и «кое-что еще…». Следовательно, две основополагающие
силы, развивающие и совершенствующие цивилизацию и материальный мир,
располагаются где-то рядом с товарным производством и строительством, не
имеют к ним прямого отношения, по сути – ничего не производят, но ценятся очень
высоко.

Надо сказать, что религия, как политическая и управляющая система ничем,
по существу, не отличается от коммунистической теории, учения Конфуция или
философии вообще. Политика и все что стоит перед политикой – экономика и
социальное устройство общества, это всего лишь инструменты для обеспечения
базовых потребностей и производства всех производимых для себя людьми
материальных благ.

Иными словами то, что мы относим к сфере сознания и духовности, предшествует
всему материальному, находится как бы над ним и управляет им, хотя это может
быть и не так уж заметно. Организация зрелищ и развлечений также скорее
можно отнести к чему-то, если и не духовному, но необходимому для
нормального существования человеческого общества, будь то пляски дикарей,
классическая итальянская комедия дель арте (в качестве массового зрелища и
действия) или футбольный матч с участием команд международного уровня.
Стало быть, сознание все-таки первично, даже если это просто желание купить
квартиру или автомобиль. Не осознав необходимость, а также и возможные
удовольствия от достижения цели, едва ли мы когда-нибудь ее достигнем.

Причем здесь талант? А притом, что талант, это кратчайший путь к познанию и
достижению результата. Мы как-то не говорим о талантливых вагоновожатых
или носильщиках, но в науке и искусстве для достижения цели талант конечно
необходим в большинстве случаев, особенно если и сама цель
еще не окончательно определена. Согласно определению великих мыслителей
от Платона и Плотина до Вернадского и Бергсона, цель самой Вселенной,
это – Творчество, развитие и совершенство.



.





.



Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 28
Опубликовано: 08.09.2017 в 16:46
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора








1