Сотворение мира


.



СОТВОРЕНИЕ МИРА
_____________________________________________________________________________


Большинство современных ученых в этом вопросе придерживаются как мнения
неоплатоников, так и бергсонианцев, позиции академика Вернадского, Ле Руа и
Шардена. Бог, как таковой, не обязательно некий полумифический объект по образу
подобный человеку, однако «видимый же всем и не видимый». Бог скорее некая
условная величина, присутствующая везде и всем управляющая. Еще Плотин
определял это основополагающее Начало, как Единое, к единению с которым
стремится Разум, преображенный в Дух, то есть сконцентрированное Сознание
в высшем его проявление.


_________________________________________



« Плотин писал об истечении непознаваемого Единого, создающего все сущее.
Сначала создается мировой Ум, представляющий собой совокупность множества
идей. Ум порождает мировую Душу, которая, одушевляя неживое вещество,
творит чувственный мир. Однако, достигнув определенной ступени развития,
существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и
стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Полное слияние
с Единым, осуществленное в космическом масштабе, в принципе аналогично
схлопыванию Вселенной.

Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского повторяет
основные положения неоплатонизма.
Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описаны авторами
теории Ноосферы на уровне современного научного знания, но принципиальная схема
их концепции соответствует принципам неоплатоников.

Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума,
чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории Ноосферы человек
также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге
(Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться
в направлении постижения Божественных законов (Вернадский)»

___________________________________________

Вероятно, академик Вернадский все же более других придерживался именно
естественнонаучных взглядов, что, в свою очередь никак не противоречит ни
богословию, ни современной науке. Бог уже представляется как объективная
реальность и, наконец, становится ПОЗНАВАЕМ, вопреки утверждениям теологов-
монотеистов. БОГ как бы объединяет в себе вселенский Разум, Дух и объединяющее
и созидающее Начало всех Начал, то есть выделяемое еще Плотином ЕДИНОЕ.
Продолжая и развивая учение Платона, Сократа и «досократиков», Плотин был
одним из наиболее известных философов-неоплатоников.

Как видим, теоретикам христианства было, откуда черпать свои формулировки и,
в соответствии с привычкой теологов их искажать и переделывать, но уже совершенно
в других целях. Если Сократ и его последователи были свободны в выражении своих
идей в лоне политеизма, то монотеисты являли собой уже политическую систему и власть,

а не философскую школу.


___________________________________________________


«Идеи Плотина были восприняты Ле Руа, Вернадским и Тейяром де Шарденом
в бергсонианском духе. Влияние Бергсона на создание теории Ноосферы заключалось,
главным образом, в выдвинутом им положении о «творческой эволюции».

По его мнению, жизнь – такая же «вечная составляющая бытия, как материя и энергия»,
а ее развитие связано с творческим порывом космического значения.

В то же время, если Ле Руа и Тейяр де Шарден развивали свои концепции в рамках
католического модернизма, Вернадский опирался на круг научных и религиозных идей,
выдвинутых русским космизмом. Теория «экстрема» – лучезарной духовной личности
в составе бессмертного человечества – А.П. Сухово-Кобылина («Учение Всемира»),
получившая оригинальное развитие в трудах Н.Ф. Федорова и материалистический
панпсихизм Циолковского были творчески переработаны Вернадским, который учел
прозрения Флоренского, писавшего ему в 1929 о существовании в биосфере «того, что
можно было бы назвать пневматосферой, т.е. ... особой части вещества, вовлеченного
в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа». Вернадский истолковал эту идею
в свете собственной теории развития биосферы Земли».


_________________________________________________________


Как видим, рассматривать какую-либо гипотезу без рассмотрения теории Ноосферы
уже не представляется возможным. Наиболее полное воплощение теория Ле Руа нашла
в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза
(оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития Ноосферы будет
слияние с Богом. Вернадский придерживался несколько иного мнения, полагая, что
природа косного и живого вещества различна и НЕ РАССМАТРИВАЛ НООСФЕРУ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ЭСХАТОЛОГИИ.

Я думаю, что в этом вопросе следует согласиться с профессором А. В. Шабага.
В наше время любой вопрос о сотворении мира и возникновении жизни в любой
точке бесконечной Вселенной рассматривать вне теорий о Биосфере и Ноосфере
Земли также было бы некорректно. Вселенная едина и каждый из нас, как и все живое

и неживое на Земле является ее частью неотделимой от целого.





.



Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 4
Количество просмотров: 65
Опубликовано: 08.09.2017 в 16:41
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора

Багира     (28.09.2017 в 20:25)
Олег! Материал очень интересный, но его трудно воспринимать людям без специальной подготовки - гуманитариям. Я считаю себя человеком верующим, у меня много литературы о религиях мира и их специфике, но верю я давно и . как-то интуитивно только в Высший Разум. Имеется у меня и "Четвероевангелие" Л. Толстого и только благодаря ему я поняла, что не Церковь его отлучила, а он сам отрёкся от неё согласно своему пониманию веры, религии и связанных с ними обрядами.
Мне кажется, что зря Вы подняли эту тему на Форуме, это всё равно, что воду решетом носить, зрячему объяснять прелесть пейзажей Левитана , портретов Серова или Брюллоаа, пытаться исполнить глухому что-либо из Вивальди или Баха, например... Простите за многословие и пустое разглагольствование с Вашей точки зрения, но я полностью разделяю Ваше мнение о бесперспективности сайта с такими кормчими, которые посланы ему не знаю даже кем.Совершенно недавно открыла для себя Вас, , Вещего Олега, Петю Весеннего, который уже поплатился за возможность свободно высказывать своё мнение и задавать неприятные для активистов сайта вопросы. Ольга



Олег Павловский     (28.09.2017 в 20:35)
Ольга, Вещий О.Сукаченко - нацист и ксенофоб, если вас это, конечно, устраивает.
Православные кликуши и патриоты - так, мелюзга, флюгеры, которые закрутятся юлой, стоит
лишь ветру подуть в другую сторону.
Я, как и многие мои друзья, крестился еще в эпоху застоя, в 1984-м, в свои уже 33 года.
А с 1995 начал воцерковляться, и этот процесс длился лет двадцать. На церковнославянском
свободно читаю без словаря. Каноны и литургику православной церкви тоже знаю неплохо.
Вот поэтому мои размышления как бы без лишних истерик.

Багира     (28.09.2017 в 21:02)
Олег! Благодарю за своевременную и очень полезную информацию, приму её к сведению. Я к сожалению, часто ошибаюсь в людях и приписываю им достоинства, которых у них нет! Правильно говорят: век живи - век учись!
Мои родители были педагогами и членами КПСС, но крестили меня в детстве. С тех пор ношу нательный крест и каждое утро начинаю с молитв - их у меня утром девять! Учитывая Ваши убеждения и религиозный опыт , могла бы я попросить Вас стать моим духовником на сайте? У меня был духовник в Казанском Соборе , но к сожалению он уже умер. Ольга



Олег Павловский     (28.09.2017 в 21:15)
Ольга, духовником я не могу быть по определению, поскольку не был рукоположен.
Да и взгляды мои, нет, не против православных канонов, но с политикой РПЦ в целом на сегодняшний день расходятся (коррупция и все такое прочее). А вот в добром собеседнике я и сам нуждаюсь.
Мне уже и лет почти 67, и я многое помню из жизни прихожан, скажем, в псковской деревне.
Помню и детство в Курске, и все с этим связанное. Это было еще до ХХ съезда...
В партию я вступил в 19 лет, и принимали меня прямо вагоне воинского эшелона, забавно...
Потому ни о каком карьеризме я, естественно и не помышлял.








1