Живая легенда Астраханского края


Живая легенда Астраханского края
6 сентября отметил день рождения Александр Сергеевич Марков – неутомимый труженик, наша живая легенда. От души поздравляю старейшину астраханского литературного цеха с этим днём и публикую на страницах портала очерк о Писателе и Человеке с большой буквы и о его книгах.

Живая легенда Астраханского края

Есть в Астрахани писатель, благодаря которому оживают страницы истории. В палящий летний зной, в дождливую слякоть, под порывами январского ветра его можно встретить направляющимся в Государственный архив Астраханской области или в Областную научную библиотеку, где он буквально по крупицам собирает историю нашего края.

Книги писателя, изданные и переизданные в Москве, Волгограде и Астрахани, не пылятся на магазинных полках, не залёживаются на книжных развалах, зачастую спустя несколько лет после выхода в свет, становясь библиографической редкостью, поскольку о чём бы ни писал автор, будь то восстания под предводительством Степана Разина или Емельяна Пугачёва, сложный жизненный путь русского историка Василия Татищева или новые факты из жизни в Астрахани польской авантюристки Марины Мнишек, герои его книг под пером художника воскресают, беседуя с читателем со страниц вдохновенно и страстно. Не будет преувеличением сказать, что не найдётся, пожалуй, в нашем городе ни одной семьи, где чтут и любят книгу, чтобы на книжной полке не стояла бы хоть одна из книг Александра Маркова.

«Поистине книги Маркова — словно машины времени — переносят нас в удивительно достоверный живой мир, осененный памятью и историей одновременно. Стремление писателя не удивить, а убедить, придаёт ею книгам особую притягательность, скромность и простоту языка, меткость сравнений. Всё это служит одной цели — учит нас хранить Память, чувствовать причастность к славным делам предков, гордиться этим, соизмеряя их дела меркой сегодняшнего дня, — писал о Маркове в газете «Комсомолец Каспия» Ю. Самарский.

В уникальном рукописном альбоме, хранящем сведения о родословной писателя, об истории родного села Марфино, где Александр Сергеевич родился 6 сентября 1931 года, сопровождённые графическими портретами предков и зарисовками сельских строений, записи о его детстве, проведённом в краю, природа которого будила воображение впечатлительного мальчика: «С террасы дома открывался прекрасный вид на всю южную часть села и на дальние окрестности. На востоке, на самой вершине бугра красовалась небольшая деревянная церковка с изящной колоколенкой. Особенно впечатляла она вечером, когда заходящее солнце посылало на неё огнистые лучи, и она казалась зажжённой кем-то свечой. Внутри она была необычайно уютна. Мерцание паникадил, запах топлёного воска и ладана настраивали на какой-то торжественный, праздничный лад. На стенах её были неплохие росписи, которые я любил разглядывать, когда мама приносила меня на руках в церковь. Она не была религиозной, но по праздникам в силу привычки в церковь ходила и обязательно брала меня с собой. Может быть, она надеялась на какое-то чудо, что её горячая молитва дойдёт до Бога и я стану ходить…» С детства, после тяжёлой болезни писатель может передвигаться лишь на коляске. Однако он, человек волевой и мужественный, с юношеских лет ведёт активный творческий образ жизни — пожалуй, чаще других встречается с читателями, много путешествует, поскольку это необходимо для работы, отыскивая исторические сведения в архивах страны.

В детстве Александр мечтал стать художником. После возвращения с фронта отца, который взял с собой портрет бабушки, нарисованный мальчиком на тонкой бумаге и во время обыска в концлагере чуть было не изъятый немецким офицером, семья Марковых переехала на жительство в посёлок Кировский, где Александр закончил среднюю школу. Художественного училища в Астрахани тогда ещё не было, и Марков в 1957 году заканчивает историческое отделение историко-филологического факультета педагогического института. Темой его дипломной работы стало Астраханское городское антифеодальное восстание 1705-1706 годов. Юноша делал работу на архивных материалах.

Работая в городском архиве, он познакомился с Николаем Афанасьевичем Рюмшиным, участником гражданской войны, создававшим вместе с большевиком Георгием Михайловичем Непряхиным первые пролетарские литературные кружки в нашем городе. Узнав, что Марковым выявлено множество неизвестных ранее документов, Рюмшин предложил ему написать совместную историческую повесть. Такова история создания первой повести «Восставший город», вышедшей в 1962 году в издательстве «Волга», где показаны характеры народных вожаков Якова Носова, Ивана Шелудяка, Степана Москвитина.

После окончания института Марков преподавал историю в школе рабочей молодёжи, одновременно со дня основания газеты «Комсомолец Каспия» сотрудничая в ней художником-ретушёром, пробуя перо и публикуя наравне с рисунками ряд очерков о рыбаках, строителях, борьбе с браконьерами. Как историк, он нашёл себя чуть позже, чему способствовала успешная преподавательская деятельность в течение двадцати одного года (Александр Сергеевич Марков — Заслуженный учитель школ Российской Федерации) и бесконечная кропотливая архивно-исследовательская работа. Выход к читателю первой самостоятельной книги-сборника исторических рассказов «Мозаика» — относится к 1965 году. В нём автор с гордостью рассказывает о выдающихся людях, в разное время побывавших на астраханской земле. Очерк «Здесь быть граду Астрахани» посвящен первому воеводе нашего города Ивану Черемисинову и началу строительства каменного Кремля. С периода работы над этим сборником можно говорить о рождении писателя-историка и краеведа — Александра Маркова, нашедшего во время архивной работы так много неожиданно интересного материала что тяга к истории взяла верх над всеми прочими увлечениями.

В повести «Тайный советник» (1968) о первом историке России, астраханском губернаторе Василии Никитиче Татищеве, о котором ещё Пушкин писал: «Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мысли», Марков, как художник слова, раскрылся полнее. Его Татищев говорит с читателем языком современным, понятным. Автору пришлось немало потрудиться над страницами документов, написанных давно устаревшим стилем.

1970 год стал для писателя плодотворным. В этом году вышли сразу две его книги, одной из них стала книга исторических очерков «Ульяновы в Астрахани», выход которой был отмечен в журнале «В мире книг» (№ 10, 1970) в статье М. Непряхина «Домик на Косе». А в июле этого года состоялось сразу три долгожданных встречи в Москве, куда Марков поехал, чтобы побывать в Государственном историческом музее, в Центральной государственной библиотеке, в Центральном государственном архиве древних актов и во многих других библиотеках и книгохранилищах. «Зачастую в столице материала об истории нашего края куда больше, чем в Астрахани», — сетовал писатель позже, описывая эти встречи в очерке «Три встречи одного месяца». Именно тогда состоялась встреча с Мариэттой Шагинян, автором романа «Семья Ульяновых», в которой Маркова восхищало «умение вдохнуть жизнь в факты, добытые кропотливыми поисками в архивах, придать им яркость и образность». Надо отметить, что эти качества свойственны и самому Александру Сергеевичу — внимание к деталям, умение за частным видеть общее целое, исследовать явления жизни в их сложной взаимосвязи, философски осмысливая действительность. Две другие встречи состоялись с Владимиром Солоухиным, которого Марков просил поспособствовать в защите церкви Николы Гостиного, в здании которой располагался бывший Астраханский государственный архив и Василием Макаровичем Шукшиным, пожелавшим встретиться с астраханским краеведом здесь, на месте — обоих живо интересовала разинская тема. Все эти встречи в дальнейшем описаны в очерках Маркова, которому удалось сделать графические зарисовки к каждой из них.

Ни из одного учебника истории не почерпнёшь столько разнообразных и интереснейших сведений, как из книги Маркова «Были Астраханского края», издававшейся дважды — в 1971 и 1976 годах. Именно из этой книги многие узнали, что некогда на месте села Селитренное Харабалинского района находился один из крупнейших городов Золотой Орды — Сарай-Бату, что в селе Началово и в городе Астрахани около трёх лет проживал великий русский полководец Суворов. До выхода этой книги в свет даже коренные жители Астрахани не знали о многих событиях, связанных с их родным краем, либо имели о них смутное представление. В восемнадцати очерках, расположенных в хронологическом порядке, в популярной форме рассказано об интересных фактах, связанных с историей области.

Следом вышла книга «Революционные были» (1978) — очерки о событиях, связанных с установлением Советской власти в Астраханском крае, в центре каждого из которых — героическая судьба человека. Воскресить подвиг героев автору помогли забытые архивные документы, редкие фотографии, беседы с непосредственными участниками героических событий, их воспоминания, дневники, письма. Вошедшие в книгу очерки рассказывают об астраханском агенте ленинской «Искры» Лидии Михайловне Книпович и её товарищах, об астраханских революционерах А. Е. Трусове и М. Л. Аристове, об одном из двадцати шести бакинских комиссаров астраханце Г.К. Петрове, о рядовых революции. С позиций некоторых современных историков Октябрьская революция считается ненужной и преступной. Но люди, которые творили эту революцию, считали, что капиталистическое общество враждебно трудовому народу, видя источник бед в частной собственности, что и доказывает день сегодняшний. Идеалом этой искренней веры в победу истины были герои французской революции, на которых они равнялись в своих подвигах. Этим беззаветным борцам за свободу и посвящена книга Маркова. В 1960 году А. С. Марков был удостоен премии имени А. Е. Трусова, присуждённой Областной организацией Союза журналистов.

Книга «По следам Разина» (1980 г) пронизана памятью о народном заступнике, мятежном атамане Степане Тимофеевиче. Материалы истории рождают яркие ассоциации с сегодняшним днём, память и современность сплетены воедино. Всё встреченное привлекает пристальное внимание автора: редкая мореходная карта, случайно найденная рукопись старой, забытой кем-то на чердаке покинутого дома книги, подшивки газет более чем столетней давности. И всё, что бы ни привлекал исследователь в качестве справочного материала, прямо или косвенно касается Степана Разина. Автор описывает своё путешествие вниз по Бузану на катере, чтобы «выпытать у Бузана-реки то, что не вошло в книги и летопись о Разинском восстании». Именно по этому полноводному рукаву дельты Волги прошёл со своими казаками на Каспий, минуя Астрахань, Степан Разин в 1667 году. Открыты неизвестные страницы разинского восстания, даётся ряд конкретных уточнений его хода. В очерке «Вечная тема» Марков описал свои встречи с В. М. Шукшиным, неоднократно при работе над сценарием фильма «Я пришёл дать вам волю» советовавшегося с астраханским краеведом.

Для создания исторической повести «Поход в Персиду» (1982), где изображены перипетии Каспийского похода Петра, автору пришлось и самому проехать легендарным путем описываемых событий. Его маршрут включил и аул Тарки, что близ Махачкалы, и Дербент, и Баку. В книгу включена также повесть «Атаман Метёлка», посвященная трагической судьбе одного из сподвижников Емельяна Пугачёва, беглого астраханского колодника Григория Касьянова, пытавшегося поднять в низовьях Волги мятеж против крепостного ига. В 1986 году эти две повести и повесть «Тайный советник» выходят в Нижне-Волжском книжном издательстве под одной обложкой.

Ко многим книгам А. С. Маркова можно применить слово «впервые». Часто сведения, о которых сообщает автор, являются подлинными открытиями. Так в книге «Забытые страницы» (1984), где за каждым очерком — многие месяцы поисков в книгохранилищах и архивах, — нечаянно попавшееся описание герба г. Красного Яра положило начало работе над забытыми и малоизвестными страницами из истории Великой крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Для Маркова история — это людские судьбы и характеры, бесчисленные необыкновенные происшествия, необычные подробности и факты, составляющие основу его книг.

Трудно переоценить значение книги «Найдено в Астрахани» для наших земляков. Изданная в 1988 году, она обращена к культурнымценностям Астраханского края — неизвестным рукописям, архивным документам, забытым библиотекам. С 1962 года писатель начал коллекционировать книги, открытки, предметы старины, хранящие людскую память, которым Марков даёт вторую жизнь, открывает потрясающие судьбы, спасает поистине бесценные документы. Он — истинный патриот родного края, поскольку принёс в дар Астраханскому историко-архитектурному музею -заповеднику воистину бесценные сокровища — рукописный Синодник Успенского собора, начатый в 1626 году, Синодник Астраханского Вознесенского монастыря и Троицкого монастыря, охватывающие период жизни края и Астрахани за XVII-XVIII века, рукопись Ключаревской летописи середины XIX века, рукописное Евангелие XVII века, сборник, где имеется стихотворный Псалтырь Симеона Полоцкого, изданный в 1680 году, Хронограф рукописный XVII века, рукописный сборник копий жалованных царских грамот Троицкому монастырю, челобитные монастырских служителей и другие поистине бесценные документы, собранные в течение десятков лет. Содержание этих документов даёт богатое представление о жизни астраханского духовенства, посадских стрельцов и ловецкого населения края.

Историко-документальную ценность представляет и книга «Реестр открывает тайны», вышедшая в Волгограде в 1989 году. Исследователь старины не пропускает ни одного знаменательного события, происходящего в нашем краю. Очень интересен очерк «Марево над буграми» о случайно вскрытом при раскопках захоронении сарматского вождя близ села Косика Енотаевского района. В одном из очерков Марков рассказывает о коллекционировании икон. Каждая зарисовка представляет собой уникальную литературную или архивную находку по истории и культуре.

В 1990 году в московском издательстве «Росреставрация» вышла брошюра «Астрахань и Астраханская область», содержащая материалы к Своду памятников истории и культуры края. Написанная сочным художественным языком, она содержит ценные сведения о памятниках старины и современности Астраханского Кремля, которые писатель собирал годами. Автору удалось в небольшой по объёму книге сообщить самое ценное о нашем городе и области, о которых узнала, благодаря его исследованиям, вся страна. Как видим, не только прошлое волнует писателя. Не только были, но и боли Астраханского края тревожат его. «Если Волга умрёт, то моя жизнь потеряет всякий смысл», — такими словами определил отношение к реке-кормилице один из героев очерка А. С. Маркова «Вопреки здравому смыслу», опубликованного в сборнике публицистических очерков волгоградских и астраханских публицистов «Стоны Волги» в 1990 году. Писатель-публицист рассказывает о болевых проблемах Волги, стонущей под напором плотин, задыхающейся от ядовитых сбросов, производимых промышленными предприятиями. У Маркова Волга — боль, святой долг, не только физическое, но и нравственное здоровье нации. Он убеждён: ни Россия, ни Волга друг друга не переживут.

«Чтобы лучше разобраться в сегодняшнем дне, надо глубже знать свою историю», — убеждён писатель. В книге «Пётр Первый в Астрахани», выпущенной издательством «Форзац» в 1994 году, автор собрал всё, что объединяет Петра Великого и его державный интерес к нашему древнему городу, южному форпосту России. До Маркова эта тема была бедно освещена в исторической литературе, поскольку почти не были исследованы связи Петра I с Востоком и его интерес к укреплению государства Российского на южных рубежах, в Астрахани. Великодержавный правитель представлен в книге Маркова не как проезжий путешественник, а как заинтересованный и властный хозяин.

В издательстве «Форзац» в 1996 году выпущена книга «История Астрахани в событиях и фактах», содержащая новые сведения о жизни в Астрахани Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, штрихи к временам В. Н. Татищева, о национально-патриотической деятельности «неугомонного корсара» грека Ивана Варвация, щедрость которого в от ношении к Астрахани была удивительна, о канале, связывающем Волгу с Кутумом, названном автором памятником гражданской доблести и справедливо именовавшемся Варна киевским Каналом, о нервом войсковом атамане В.Ф.Скворкове, о жизни в Астрахани Марии Исаевой - жены Ф.М.Достоевского. Особого внимания заслуживает очерк «Заговор, которого не было», отражающий события грозного 1919 года, при работе над которым автор впервые был допущен к ранее секретным документам астраханского архива КГБ. Марков опровергает рад неверных и неточных сведений, кочующих из издания в издание, которые подтверждает неопровержимыми документальными фактами. «Я буду рад, если хотя бы один из очерков заставит читателя сказать про себя: «Какие удивительные люди жили на этой земле. Хорошо, что мы узнали о них», — сказано автором в предисловии.

К образу легендарного Ивана Андреевича Варвация Марков вернулся в книге «Варвакис», посвящённой греческому и русскому патриоту, для которою Астрахань была не менее дорога, чем далёкая Греция. Это повествование построено на чисто документальных фактах с множеством документальных иллюстраций. Собран материал будущей книги «Прошлое и настоящее», составленный из многолетних дневниковых записей. Готова книга-альбом «Астрахань на старинных открытках», материал для неё собран в соавторстве с краеведом Сергеем Львовым. В настоящее время А. С. Марков собирает материал об астраханских коллекционерах и собирателях. В планах писателя, которым по праву может гордиться любой астраханец, столько живого и ценного материала, что впору в очередной раз подивиться доброй мудрости и неиссякаемому мужеству и трудолюбию этого человека, одарённого свыше усердием, редким даром исследователя и писателя, художника-графика и философа. Стоит ли говорить о том, с каким нетерпением ждут выхода его новых книг читатели в Астрахани и далеко за её пределами, все, кому небезразличны история и судьба родного Отечества!

Эту книгу писатель А.С. Марков посвятил книгу российскому дворянину греческого происхождения, кавалеру орденов Святого Владимира и Святой Анны, члену тайного греческого общества «Филики Этерия», активному участнику греческой национально-освободительной революции, Назвав свою книгу «Варвакис», автор нашёл очень точное название своему документальному повествованию, взяв за основу прозвище, которым Иван Андреевич Варваций именовался на родине в Греции. «Варвакис» означало «владеющий силой» или «пользующийся влиянием». Прозвище довольно ёмко определяло реальные дела этой незаурядной личности. Варваций родился, по новым данным, в 1732 году на небольшом острове Псара в центре Греческого архипелага, среди рыбаков, мореходов, торговцев и судовладельцев. В 35 лет он – известный корсар, за голову которого турецкий султан обещал тысячу пиастров, затем герой Чесменского морского сражения, вошедшего в историю русского флота как одна из самых славных и выдающихся баталий.
Вскоре Варваций вынужден был уехать в Россию и местом своего постоянного проживания в ней выбрал город Астрахань. Здесь он занимался разнообразной коммерческой деятельностью и предпринимательством. Он был крупным судовладельцем, рыбопромышленником, участником соляных и винных откупов, став одним из богатейших людей своего времени. Но Иван Андреевич был и щедрым благотворителем. Огромные пожертвования вносил Варваций на нужды русской армии, ведшей военные действия с Персией… Он был активным участником каспийской морской секретной экспедиции по поиску удобного места для русской фактории с целью определения новых торговых путей в Индию.

Жители Астрахани хорошо знали о его безмерной щедрости. Именно на средства Варвация была построена новая колокольня для Успенского собора. Он финансировал сооружение мостов через Кутум и канал. Он был награжден императором Александром I двумя бриллиантовыми перстнями. Второй был пожертвован за успешную борьбу с моровым поветрием – эпидемией чумы и внесением в Московский воспитательный дом сорока тысяч рублей, огромной по тем временам суммы. Он кавалер орденов Св. Анны II степени (за завершение строительства астраханского канала) и Св. Владимира IV степени (за выделение средств на строительство дома в Астрахани для неимущих и больных).

А сколько было всяких пожертвований, сделанных незаметно, как бы мимоходом, упоминаний о которых не найдешь ни в одном печатном источнике. Только просматривая документы, к которым десятки лет не дотрагивалась рука исследователей, автор с удивлением обнаруживал, сколь ко многому причастно усердие щедрого дарителя.

Имя Варвация хорошо известно в Таганроге, где им были построены монастырь и храм, в Пятигорске, где он своим капиталом участвовал в сооружении курортных строений еще в начале XIX века. Так, весной 1813 г. им было возведено здание лечебных ванн, которые он подарил Пятигорску, и оно функционировало в течение 60 последующих лет, возвращая людям здоровье. Ванны, получившие название «Варвациевские», в июне 1841 г. принимал Михаил Юрьевич Лермонтов. В Греции он и сегодня почитается как национальный герой. Иван Андреевич был видным членом тайного греческого общества «Филики Этерия», активным участником греческого национально-освободительного движения. Умер он в Греции в 1825 году, отдав все средства ради освобождения страны. Потомки И. А. Варвация продолжали и продолжают славные дела своего знаменитого предка.

В 2009 году в типографии «Новая линия» была издана книга А.С. Маркова «Одна из рода Ахматовых». Эта книга — документальное повествование, в котором впервые показана жизнь замечательной астраханки Елизаветы Николаевны Ахматовой — известной писательницы, переводчицы, издательницы. В XIX веке её хорошо знали многие выдающиеся деятели русской литературы.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия основания Астрахани в серии «Астраханская губернская библиотека» вышло в свет документальное повествование «Братья Сапожниковы» А.С. Маркова. Иллюстрированное документальное повествование «Братья Сапожниковы» впервые подробно прослеживает историю рыбопромышленной купеческой фирмы, которая была известна своей благотворительностью и торговыми оборотами не только в Поволжье, но и в Москве и Петербурге. Сапожниковы были людьми высокой культуры. Александр Петрович Сапожников обладал прекрасной коллекцией западноевропейской живописи, где имелась работа кисти Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), украшающая сейчас залы Эрмитажа. Сапожниковы дружили с многими русскими художниками, декабристами, встречались с учёным Карлом Бэром, поэтом Тарасом Шевченко. Александр Марков собрал уникальный материал о жизни знаменитого семейства и сопроводил его редчайшими иллюстрациями, что придаёт книге особую ценность. В книге – альбоме «Братья Сапожниковы» А.С. Марков впервые подробно прослеживает историю рыбопромышленной купеческой фирмы, которая была известна своей благотворительностью и торговыми оборотами не только в Поволжье, но и в Москве и Петербурге. Сапожниковы были людьми высокой культуры. Этой работе писателя-краеведа А.С. Маркова посвящена статья Н.И. Куликовой «Здравствуйте, «Братья Сапожниковы»! ( «Волга» 05.09 Волга: №132 (25415).

Участник одного из проектов телевизионного канала «Семь плюс» «Встречи с интересными людьми» писатель-краевед Александр Марков на творческих встречах не только отвечает на многочисленные вопросы представителей творческой интеллигенции, но и рассказывает о своих новых работах. «Его знают все. Его книги можно найти в каждом доме. Живая легенда Астраханского Понизовья», — именно так назвали Почётного гражданина Астрахани, художника, писателя-краеведа Александра Маркова на заседании Общественного совета при Министерстве Астраханской области по вопросам культуры и туризма. Уже много лет Александр Сергеевич пишет историю нашего края. Он в прямом смысле стал хранителем нашей истории», — этими словами открыла встречу телеведущая Анна Сагунова и задала писателю вопрос о его творческих планах.

По мнению журналиста Нины Куликовой «именно Марков сформировал в астраханцах историческое самосознание, именно он познакомил нас с земляками, которые жили в восемнадцатом-девятнадцатом веках и многое сделали для развития города. Марков в прямом смысле стал хранителем нашей истории. Именно он, никто более, полез в эти развалины и стал оттуда спасать старинные книги, причём такие редчайшие, как «Синодики Троицкого монастыря». Потом всё, что собрал, он передал Краеведческому музею. То, что делал и делает Марков, вызывает самое искреннее восхищение».

«Как стать писателем? Где взять столько трудолюбия и воли? В чём секрет неиссякаемой любви к родному краю?» — на встрече с представителями культурной общественности города и области писателю пришлось отвечать на огромное количество вопросов. Ответ краеведа стал ёмким и лаконичным: «Надо торопиться и надо побольше жить. И надо, чтобы люди читали, потому что слово, прочитанное в книге, западает в душе больше, чем слово, считанное с Интернета».

Писатель поделился своими воспоминаниями о детстве и юности, о родителях, размышлениями о прошлом и настоящем.

«Каждая его книга – это настоящее событие. И сегодня писатель продолжает плодотворно работать. Новую книгу, которая вышла в свет совсем недавно, Александр Сергеевич назвал «Ускользающее время». Автор посвятил её событиям, происходившим в его жизни, людям, встреченным на его пути. Ежедневные дневниковые записи писатель ведёт с 1970-го года. У этой книги уже есть продолжение», — отметила ведущая творческой встречи.

Директор Астраханской картинной галереи Ирина Перова подвела итог творческой встречи, наметив перспективы подобных мероприятий: «Встреча с таким замечательным человеком, который давно живёт, много знает, очень любит землю на которой родился, любит и уважает людей, дорогого стоит. Конечно, такие встречи необходимо проводить. Мы думаем, что это только начало, и если к этому проекту присоединятся и школы, и вузы, это будет очень полезно для молодого поколения».

Эффективность данной телевизионной передачи заключается в том, что вскоре после её выхода в эфир были изданы книги А.С. Маркова «Краеведческие россыпи», куда вошли исторические очерки об интересных людях нашего края, а также «Жизнь и труды Александра Дмитриевского».

О последней из названных книг краевед сказал особо: «Книга посвящена выдающемуся византинисту и литургисту XIX — первой трети XX века секретарю Императорского Православного Палестинского Общества А. А. Дмитриевскому. Алексей Дмитриевский жил на переломе двух эпох. Его судьба неразрывно связана с царской и советской Россией, с духовными учебными заведениями и первым Астраханским университетом, где он был проректором и некоторое время ректором. Список его трудов в разных областях гуманитарного знания настолько велик, что одно его прочтение займёт довольно внушительное время. Однако астраханцы мало знают о своём земляке, и именно для восполнения этого пробела и создана эта книга».

11 февраля 2016 года писатель представил общественности книгу с метафоричным названием «Ускользающее время».

«Более точного названия для этого издания трудно придумать. Писатель умеет остановить время, запечатлеть его с помощью кропотливых архивных изысканий, превращающихся в литературные интересные произведения. В издание вошли уникальные материалы, написанные с семидесятых по девяностые годы, среди них — воспоминания о встречах с интересными людьми, известными земляками. Отражена в книге история регионального союза писателей», — подчеркнул на творческой встрече, посвящённой выходу в свет нового издания Борис Свердлов.

«В издании отражена жизнь Александра Маркова, который много лет собирает историю нашего края по крупицам. Каждая его книга становится библиографической редкостью. Это и «Были Астраханского края», книга, переизданная дважды, и книга очерков «Реестр открывает тайны», и историческая повесть «Атаман Метёлка», и многие другие», — выступила перед аудиторией, в основном состоящей из студентов астраханских вузов, литературовед Нина Носова.

«Почётный гражданин города Астрахани, сама жизнь и подвижнический труд которого — тоже одна из славных историй края, Александр Сергеевич Марков создал столько книг и очерков, что все враз не перечислишь. Он продолжает доносить до нас исторические документы и свидетельства, спасая их из архивного забвения, и в том, что не только мы, астраханцы, лучше знаем свою историю, но и об истории нашей знают далеко за пределами области, — несомненная заслуга А. С. Маркова, писателя-краеведа и гражданина. Новая книга А..С. Маркова — собрание воспоминаний, её выхода в свет читатели и собратья по творческому цеху краеведа ждали много лет с большим нетерпением. В издание вошли многие рисунки писателя. Ранее с ними можно было познакомиться по публикациям некоторых глав из этого издания на страницах газеты «Волга», — константировал Юрий Щербаков.

«Трудно сегодня в нашем городе отыскать читающую семью, на книжной полке которой не стояло бы хоть одно издание неутомимого труженика Александра Маркова. Стыдно считать себя астраханцем и не прочесть за свою жизнь хотя бы одну из книг Маркова. Александра Маркова, живущего по принципу «Ни дня без строчки», называют летописцем Астраханского края», — в своём выступлении я подчеркнула роль писателя в литературной жизни нашего региона.

«У меня дневниковые записи и дальше продолжаются, — говорит писатель, — кроме того, я намерен издавать и другие книги».

Цитирование отрывков из новых книг – излюбленный приём выступлений перед публикой Александра Маркова. Он всегда рассказывает не просто интересные, но познавательные и поучительные истории. К примеру, представляя первую часть книги «Ускользающее время», писатель-краевед процитировал отрывок, в котором описан визит писателей и поэтов Волгограда на 60-летие выдающегося советского поэта Михаила Кузьмича Луконина, ставшее большим событием в культурной жизни Астрахани и села Килинчи, где родился наш земляк:

«Чествование Луконина началось в Килинчах в четверг, но я не мог туда поехать, заболел. А мне очень хотелось присутствовать при открытии мемориальной доски на доме, где жил поэт. Вчера я побывал на торжественном собрании в зале Партпроса. Вместе с астраханскими писателями, партийными работниками, представителями интеллигенции города на встрече были известные советские поэты Сергей Наровчатов, Михаил Хонинов, Михаил Шевченко, Михаил Горбачёв, критики Майя Луговская, Лев Аннинский, волгоградские поэты Юрий Окунев и Лев Кривошеенко, вдова поэта Анна Васильевна Луконина. Было сказано много тёплых, проникновенных слов о Луконине — поэте, воине, труженике, замечательном товарище. Всех рассмешил эпизод, который привёл в своём выступлении волгоградский поэт Юрий Окунев. В Волгограде должны были отмечать 50-летие Луконина. Туда прибыл сам поэт. Что же ему подарить особенное, думал Окунев. И решил: подарю я ему гирлянду воблы в виде ожерелья. Но не так-то просто было достать осенью астраханскую воблу. И всё же воблу достали, и нужно было видеть лицо Луконина, когда на него надели астрахано-индейское ожерелье».

Цитировал стихотворение Юрия Окунева, поэта-шестидесятника астраханский краевед А.С. Марков, сетуя о том, что дневниковые записи писатели публикуют крайне редко:

Ведите дневники! В них искренности корни,
Души наивной первозданный лик.
Мне всё равно, писатель или дворник –
Ведь там, где исповедь – любой из них велик!
…Что в дневнике поддался чувству меры.
И сразу карлик, а не великан…
Молю: не следуйте его примеру.
Умрите, но не лгите дневникам!

«То, что кажется нам подчас мелочами, подобно мозаике, словно пазлы, складывают воедино историю нашу. Каждый день открывает что-то интересное, — говорит писатель, — мимо этого обидно проходить. Недаром же Пушкин считал, что мы не любопытны», — аллегорично отметил писатель.

«Как бы стремительно ни ускользало время, благодаря таким его Хранителям, как Александр Сергеевич Марков, отжившие страницы истории будут оживать вновь и вновь», — подвёл итог презентации книги литературовед Олег Севастьянов.

Известный астраханский писатель-краевед, журналист, почётный гражданин Астрахани Александр Марков написал более тридцати книг, некоторые из них ещё не изданы. Его вклад в развитие краеведения огромен. Многим астраханцам знакомы его произведения — «Были Астраханского края», «Сквозь времена и годы», «Найдено в Астрахани», «История Астрахани в событиях и фактах», «Сто лет назад», «Астрахань на старинных открытках» (в соавторстве с С. Г. Львовым), «Поход в Персию», «Атаман Метёлка» и другие. При этом писатель отмечает, что для него важны все его книги, потому что в каждой есть что-то новое. «Я никогда в своих книгах не повторяюсь. Этим интересна история — она настолько многопланова, в ней столько ещё неизвестного и наша астраханская история никогда не будет исчерпана до конца. Столько было людей в астраханском крае, столько они внесли нового в его жизнь — этому можно позавидовать», — делится астраханский краевед.

В 2004 году увидела свет книга историка и собирателя А. Маркова, самая дорогая и долгожданная для автора, который назвал её «Иконы, коллекции, открытия» и скромно именует жанр, в котором книга написана, как «записки собирателя». С первых же строк книги читатель погружается в удивительную историю астраханских икон, чудотворных и особо чтимых, знакомиться с именами земляков- иконописцев, открывает для себя мир искусных астраханских серебряников, создавших необыкновенной красоты серебряные оклады для ликов святых.

В приложении к книге автор разместил великолепные цветные фоторепродукции 50 икон из свое частной коллекции, а также их краткое описание. Уже сейчас можно говорить о том, что издание этой книги уникально и в недалеком будущем станет раритетным.
В альбоме А.С. Маркова «Надежда Папаян» (Астрахань, 2014) впервые представлены неизвестные ранее фотографии, театральные афиши, письма и вещи певицы. Данная книга-альбом ярко отражает творческий путь замечательной астраханки Надежды Амвросиевны Папаян, жизнь которой трагически оборвалась в родном городе в 1906 году. Надежда Папаян по праву заняла почётное место среди крупнейших представителей русской оперной сцены своего времени, какими являлись Фигнер, Тартаков, Яковлев, Давыдов, Шаляпин, Собинов, Мравина, Славина, Нежданова и др. Она пользовалась широкой известностью за границей и пела в лучших театрах Милана, Неаполя, Парижа, в концертных залах Лондона и в других городах Европы. В России Надежда Папаян была связана с оперными театрами Тифлиса и Петербурга (Мариинский театр).

В альбоме «Рисунки писателя Александра Маркова» ( Астрахань, 2014) читатель увидит церковь Николы Гостинного, здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, от которых сейчас осталась лишь башня XVII века. Нет и некоторых деревянных зданий оригинальной архитектуры, которые запечатлены только на рисунках. Страсть к рисованию проявилась у Александра Маркова в раннем детстве, но он не смог получить профессионального художественного образования. Значительное совершенствование в графике основывалось в основном на врожденном даровании. Вначале у него проявился талант художника, а уже позже писательский талант. Свои первые издания он оформлял сам. Он рисовал многих своих друзей, знакомых, родных и дарил им эти портреты. Также немало в частных коллекциях находится его графических видов родного Понизовья, городских пейзажей Астрахани. Художнику удалось повернуть время вспять, несмотря на то, что меняется облик города, уходят безвозвратно старинные дома. Александра Сергеевича интересует все новое, необычное и, поэтому, в путевых зарисовках много любопытного, исторического материала. В уникальной книге «Рисунки писателя Александра Маркова» представлен как автобиографический материал, так и исследовательский, где с точностью до деталей изображены люди, события, архитектура города. Материалы, которые мы можем найти в этой книге, представляют большой интерес. Во-первых, для многих автор открывается как превосходный художник, во-вторых, в путевых зарисовках краеведа достаточно любопытного исторического материала. В предисловии к его новой книге так и говорится: «Меняется облик города, уходят в небытие старинные дома, безвозвратно исчезает окружающая среда. Но художнику удалось повернуть время вспять». Действительно, сейчас уже не сохранились некоторые здания оригинальной архитектурной постройки, храмы и строения монастырей, теперь мы можем их увидеть только на редких архивных или музейных фотографиях, доступных не каждому. На рисунках же Александра Сергеевича Маркова многие ушедшие, разрушенные памятники архитектуры отражены. Определённый интерес представляют зарисовки, сделанные автором при раскопках в Успенском соборе в феврале–марте 1973 года, когда были вскрыты погребения астраханских иерархов и грузинских царей.

В 2016 году в честь 85-летнего юбилея Александр Сергеевич Марков был награждён знаком отличия «Честь и слава Астраханской области» — за успехи, достигнутые в многолетней плодотворной творческой и общественной деятельности, за высокий профессионализм, за вклад в сохранение историко-культурного наследия региона.

Говорить и писать о живой легенде нашего края можно бесконечно. Мне хочется по-дружески обнять Александра Сергеевича, пожать его мужественную руку и пожелать ему жизненного и творческого долголетия на радость всем нам и нашему солнечному краю.

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ

Иллюстрация: Александр Марков. Автопортрет. 1958 год.

Более подробно с биографией и творчеством Александра Сергеевича Маркова можно познакомиться здесь: http://www.blge.ru/gosti/markov.htm



Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 64
Опубликовано: 08.09.2017 в 15:56
© Copyright: Дина Немировская
Просмотреть профиль автора








1