Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»


Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»
Комментарий к содержанию
Размышляя о творчестве М.А.Булгакова, ненароком я задумался о скрытном сатирическом содержании повести Н.В.Гоголя « ВИЙ», широко известного благодаря кинематографу с 1967-го года в качестве первого советского триллера. Известно, что Н.В.Гоголь был особо чтим М.А.Булгаковым в качестве его учителя.
Казалось бы, на первый взгляд, обычная мистическая языческая сказка, придуманная автором на основе украинского фольклора, преобразованная авторами художественной картины в фильм ужасов. Скажем дань языческому мышлению российского народа, по сей день верующему во всякие небылицы про ведьм, бесов, нечистую силу.
Но это только на первый взгляд. Для начала стоит помянуть факт того, что никакого «вия» в украинском, да и в русском и славянском фольклоре не существует. Это слово выдумано автором для этой повести, производным от слова «видеть», что большинство читателей направляет по ложному следу! Такой непритязательный приём путает так много читателей.
Стоило мне сосредоточиться, как обнаружилось второе дно, как это часто бывает со знаменитыми сатириками прошлых лет. Постепенно передо мной стала раскрываться потаённая идея автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в повести), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа. И вот этот новый в России человек, посвятивший себе служению наукам, стремящийся получить глубокое образование, привлекается богатым помещиком для отпевания грехов своей умершей дочери.
Читатель сам должен догадаться, что его дочь при жизни никогда не была невинной девушкой, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри какими-то низменными страстями. Иначе с чего бы ночью даже в церковь на похороны к ней слеталась нечисть со всей округи?.. Об этих подробностях её биографии Н.В.Гоголь рассказал в воспоминаниях её односельчан Дороша и Спирида о судьбе Микиты и Шепчихи, замученных какими-то непотребствами панночки. Называть их прямо они опасаются, приписывая всё вселившейся в неё ведьме.
И, естественно, об этих делах не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута, при этом в самой повести о нём автор пишет: «Всё показывало, что хозяин дома любил повеселиться и двор часто оглашали пиршественные крики». Печальный сотник, убитый горем, характеризуется автором так: «…Что душа его была убита и разрушена вдруг, в одну минуту, и вся прежняя весёлость и шумная жизнь исчезли навеки». Значит, ещё вчера он предавался такому загулу, что в придачу к барабану и медным трубам даже пушки прикупил для хорошего фейерверка.
Н.В.Гоголь сопровождает повесть тем, как, по сути, малоимущий бурсак Хома Брут сопротивляется идти отпевать дочку богатого пана за щедрую плату, что само по себе выглядит неправдоподобно. Знать есть у Хомы конкретная причина, сопротивляющаяся прямой корысти, хотя, что за проблема семинаристу отпеть три ночи над покойницей в церкви? Это было уже и в те годы весьма распространённым явлением, когда за выгодным покойником была конкуренция отнюдь не только между рядовыми бурсаками, что говорить про современных священников и организаций по оказанию ритуальных услуг.
История трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, мне напоминают гулянки на припрятанных в глубинках заимках богатых помещиков, где изощрялись в распутных и преступных развлечениях, в том числе и их дети ...
Разве не напоминают вам этот выход за город на хутор учащихся семинаристов публикующиеся систематически в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, имея поэтому право совокупляться подобно им с их женщинами ...
Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого изуверского извращённого сексуального развлечения, в результате которого женщина довела Хому до иступлённого садизма, связанного с нанесением ей физических травм от чувства омерзения. Похотливая красавица дочка помещика, осознав утром, что она умирает, от бессилия и ненависти сообщает своему всемогущему папаше имя своего фактического убийцы. Трудно упрекнуть в распутстве трёх молодых повес, по случаю забредших на ночлег в дом блудницы ... Она сама первой пустила в дом, избрала и использовала Хому в качестве собственного сексуального партнёра ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного, а разложив по разным помещениям своих гостей, как можно догадаться она посещала каждого из них, да и старуха говорила, что у неё двор полон гостями.
Но, возможно, так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, разозлившись от мерзостных фантазий развратной бабы, перескочив из-под неё на неё, за что он и поплатился ...
Но сам длинный многозначительный рассказ их совместного ночного полёта отчётливо отображает сексуальные изощрённые утехи развращённой праздной молодёжи. Как ещё можно понимать повторение слов, говорящих о знакомых всем людям чувствах "он чувствовал какое-то томительное, неприятное, но вместе сладкое чувство...". Или отчего они катаются попеременно друг на друге, меняясь местами, и почему стонет " в изнеможении" панночка от избиений, а не орёт благим матом?..

Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные здоровые невинные души.
И вот весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя добрым, милосердным и щедрым при свете дня, а ночью обращающийся в нечисть, которая страждет запретных наслаждений ...
Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...

И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..

Три героя повести звучно и разоблачительно названы явно вымышленными со специальным значением именами, что в будущем найдёт отражение и в творчестве М.А.Булгакова:

1.Ритор Тиберий Горобецъ – вероятно, отпрыск аристократов с хорошо подвешенным лукавым языком, которого друзья часто использовали «депутатом» (каково пророческое звучание этого слова в современном мире?) или представителем друзей для контактов с властью в бурсе. И владение риторикой и заимствованное императорское имя по мнению Н.В.Гоголя должны указать непростое происхождение Горобца. Он обещал стать хорошим воином, так как любил подраться, несмотря на свою молодость в повести об этом сказано, что он часто приходил в бурсу с «большими шишками на лбу». Можно предположить, читая Н.В.Гоголя, что только юный возраст не позволял ему пить «горелку» и курить люльку. Стоит заметить, что в истории сохранилось много знаменитых людей с именем Тиберий, начиная с Тиберия Клавдия Нерона - римского императора 42 до н.э. - 37 до н.э., позже имя этого императора использует М.А.Булгаков, возможно подражая Н.В.Гоголю.

2.Богослов Халява – скорее всего, Н.В.Гоголь подразумевал в нём еврейского болтуна проповедника, любителя поживиться дармовщиной, который так и не смог выучиться на философа, пристроившись при церкви звонарём. От распространённого обозначения мошенников, и слова «халява», которое происходит от еврейского молока, разносимого даром по пятницам беднякам. Главной чертой персонажа повести Н.В.Гоголя является его вороватость, даже у старухи на хуторе он умудряется «подтибрить с воза карася». Автор опишет: «Всё, что не лежало, бывало, возле него, он непременно украдёт».

3.Философ Хома Брут - единственный из них троих семинарист, именуемый звучным научным именем «философ», которого автор характеризует тем, что «он часто пробовал крупного гороха», то есть подвергался наказаниям. Очевидно, этот факт должен показать читателям, что Хому было некому защитить и нечем откупиться, поэтому он относился к экзекуциям с «философским равнодушием». Его прозвище происходит от имени Марка Юния Брута римского сенатора и друга императора Гая Юлия Цезаря, непосредственного организатора убийства Цезаря. Вероятно, автор хотел указать, что Хома завидовал своим друзьям (?). Слово Хома - обозначает в буддизме ритуал, в котором первостепенное значение имеет предание жертвы священному огню. Впрочем, Н.В.Гоголь, используя нарицательное имя убийцы Цезаря, наверняка подразумевал, что его персонаж представляет общество, из числа которых растут цареубийцы.

В дополнение отмечу то, что старуха даже укладывает спать трёх как бы случайных оболтусов строго по ранжиру: отпрыска аристократов Тиберия в хате, богослова еврея Халяву в келье, смышленого простолюдина потенциального просвещённого русского интеллигента - в хлеву ...

13 января 2013-го года.

В дополнение в качестве примечания.

Бурса - как исторический образец отношения власть предержащих правителей в России к образованию и просвещению со времён самодержавия до сегодняшних дней.
Сначала, что такое БУРСА.

"В Российской империи под именем бурсы известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в бурсе (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако (из-за непрекращающихся военных конфликтов с Речью Посполитой, роспуска казачьих образований, из среды которых поступали и ученики и материальная помощь), очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение бурсаков считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей. Этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII века положение киевской бурсы начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное. В 1786 году сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен[1].
От Киевской духовной академии название бурсы перешло вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это придавало бурсам отрицательный образ. Картина нравов бурсы ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского (СПб., 1865, 2-е издание, 1874), публикация которых вызвала широкий общественный резонанс.
В настоящее время термин «бурса» иногда используется в ироническом смысле к средним специальным учебным заведениям, не только к духовным".

Понятно, что эти факты почерпнуты в основном из трудов Н.Г.Помяловского.

Но стоит понять и принять факт того, что в СССР было очень популярно среди историков и искусствоведов поиск разоблачающих самодержавие очевидцев и современников из самых низших слоёв общества, к которым принадлежал этот господин. Неоднозначный образ несчастного безызвестного автора, Н.Г.Помяловского, вполне для этого подошёл.
Нечто сходное было тогда, когда 90-летние старцы и старухи в провинциях СССР объявлялись гениальными писателями, поэтами и музыкантами. Например, Джамбул в Казахстане был в одночасье провозглашён поэтом, хотя никогда до этого казахи о нём и не слышали.
Позже О.Мандельштам напишет свой ироничный стих на эту тему:

"Там, где край был дик, Там шумит арык, Где шумел арык, Там пасется бык, А где пасся бык, Там поет старик",
- о дагестанском "поэте" Сулеймане Стальском.

Возможно, именно по этой причине именем писателя Н.Г.Помяловского названы улицы во многих городах России, начиная с Иркутска и Воронежа, заканчивая Санкт-Петербургом. Иначе не объяснить, отчего умерший фактически от беспробудного пьянства в 28 лет опустившийся человек, потерявший связь с обществом, пользовался такой популярностью в СССР.

"Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью".
Так характеризуется творчество молодого человека в литературных справочниках и энциклопедиях, доступных в Интернете.

Но вернёмся к БУРС-е.
Н.В.Гоголь, как и я, нисколько не собирался выставлять БУРС-у чем-то выдающимся.
Конечно нет!
Наоборот, он её отобразил грязным бесправным сообществом молодых людей, стремящихся получить достойное образование и вырваться из нужды через просвещение, то есть предшественниками той самой интеллигенции России, аналогов которой нет на всём белом свете.

Но и тогда, и сегодня интеллигенция в России с точки зрения практически всего российского народа представляется каким-то чуждым, больным, гнусным, подлым, непонятным сословием, склонным к пьянству и наркомании ...

Вот об этом и написана повесть "Вий" ...

P.S. Данные из Википедии.

13 января 2013-го года.



Рубрика произведения: Проза ~ Антиутопия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 27
Опубликовано: 01.09.2017 в 20:01
© Copyright: Ержан Урманбаев-Габдуллин
Просмотреть профиль автора








1