Рецензия на фильм "Оптимисты" А.Попогребского


Рецензия на фильм "Оптимисты" А.Попогребского
 

Замечательное кино, друзья.
Продюсерская компания В.Тодоровского раз за разом стала радовать телезрителей даже пресловутых федеральных каналов (в частности телеканала Россия-1) прекрасными премьерами своих сериалов. После классной «Оттепели» вчера закончился показ многосерийной ленты «Оптимисты» режиссера А.Попогребского.
Друзья – это нечто великолепное! С самого начала, со вступительной заставки автор просто вставляет вас в атмосферу рубежа 1960-го года, когда распадающийся культ личности И.В.Сталина взрывает людям сознание противоречиями. Сама по себе заставка - натуральный шедевр, где знаковые раритетные предметы тех лет, смешиваясь с сюрреалистичной мультипликацией характеризуют исторические события, пробуждая в душе ностальгию по прошлому, по молодости наших родителей.
Сама картина погружает нас снова во времена разгула хрущёвской оттепели, где совершенно вывернутая советская реальность вынуждает людей совмещать несовместимое. Подавление народного возмущения в Венгрии 1956-го года, ненависть к бывшим служащим Вермахта и поиск взаимопонимания с США, Францией, попытки усвоить международный язык дипломатии и убийство перебежчиков в Берлине, реабилитация невинно осуждённых и неудачный дворцовый переворот в Кремле …
Но старое бьётся с новым не на жизнь, а на смерть, поэтому героям фильма неизвестно, кто и что победит завтра. Они противостоят друг другу и судьбе всерьёз. Очевидный дипломатический выигрыш, извлечённый Бирюковым из ситуации со сбитым американским самолётом-разведчиком и лётчиком Пауэрсом, сам Н.С.Хрущёв аннулирует глупым поведением на встрече в верхах с Президентом Д.Эйзенхауэром, которые он прерывает с громким скандалом. Хотя возможность получить множество политических выгод в Европе была в образовавшейся политической ситуации абсолютно реальной. Но вместо того, чтобы торговаться Н.С.Хрущёв, изображая оскорблённую невинность, покидает встречу, предпочитая показное возмущение прагматичности …
Потом будут полёты собак в космос, неудавшаяся попытка государственного переворота в 1960-ом году, выяснение отношений между жертвой маккартизма в США Рут Кларовны и Бирюковым, уполномоченным сотрудником, участником венгерских событий 1956-го года, специалиста по тайным акциям и провокациям КГБ СССР. Оба они столкнутся в отделе информационной аналитики в МИД СССР. Для самого МИД СССР - это был специальный отдел, где пристраивали «нужных» людей, как бы «консервировали» их в расчёте на будущую перспективу, где ждали своего часа талантливые молодые люди и подозрительные тайные функционеры с «историей»..
Обязательно надо заметить, как мистическая фантасмагория общественных отношений в изложении авторов произведения целиком ложится на современную повестку дня в России. Взаимодействия между высшим руководством страны и непосредственными исполнителями их воли на международной арене сильно напоминают современность, когда сбиваются самолёты, а в освоении космоса соревнуются учёные и военные, нарождающаяся номенклатура противостоит незаметно старой «гвардии»…
В чём-то они буквально аналогичны.
Вокруг и внутри всего этого нарастает волна возмущения от освободившихся только вчера из лагерей писателей (за Коноваловым ясно просматривается образ А.И.Солженицына), стремящихся опубликовать свои произведения, где только это возможно. Рядом с ними подросшая золотая молодёжь отпрысков номенклатуры жаждет запретных развлечений, устраивая оргии в доступных им злачных местах, то есть в ресторанах, домах отдыха, санаториях … В спортивных залах функционеры ради результата мучают и насилуют юных провинциальных девиц, пичкая их патриотическим пафосом.
Замечаете сравнение с современностью?
Режиссёр фильма «Оптимисты» А.Попогребский в форме гротеска, почти тем же эзоповым языком, как излагали творческие люди времён хрущёвской «оттепели» 1960-ых годов, предупреждает современного зрителя о том, что на страну вновь надвигается бремя тирании. Возможно, гораздо более мягкой, но всё также бессмысленной и жестокой, когда свободу подменят на цензуру и рамки законодательных запретов на всё и вся …
Замечательная игра актёров в нарочито контрастной форме навязывает нам представления о Добре и Зле, когда каждый шаг персонажей картины окрашен в чётко определённый цвет. Даже элементарная распущенность героев выглядит случайной вынужденной ошибкой, а не простой безнравственностью, когда люди тянутся друг к другу в поисках любви, ласки, доброты и понимания, а власть грубой силой вмешивается во все самые интимные отношения героев, чтобы навязать им нечто абсолютно утопичное. Метаниям персонажей между подписками о секретности и близостью родного человека можно посвятить отдельную главу.
Зрители так и остаются в неведении, за кем осталась победа, и что завтра случится с героями фильма.
Наверное, Григория Бирюкова скоро убьют, как нежелательного свидетеля, предателя и участника тайных преступлений, Рут Карловна вернётся в США, А.Муратов эмигрирует во Францию, А.Голуб сделает карьеру в МИД, Галина повторит судьбу В.Леонтьевой (программа «От всей души»), Н.Черных станет жестоким беспощадным орудием КГБ, Валентин Варейников – влиятельным пенсионером …
И только досмотрев весь фильм сознаёшь насколько наивны были оптимистичные надежды наших родителей в 1960-ых … И задумаешься, разве мы сами не оказались столь же восторженными альтруистами в 1990-ых, когда свобода сыграла со всеми нами злую шутку, оставив власть в очередной раз невеждам и проходимцам …

Рекомендую посмотреть всем любителям мудрого и сложного кино.
Впрочем, художники и модельеры тоже вложили в фильм много восхитительных деталей в одежде, интерьере, атмосфере, чтобы передать в точности то время.
Спасибо им.



Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 20
Опубликовано: 31.08.2017 в 20:31
© Copyright: Ержан Урманбаев-Габдуллин
Просмотреть профиль автора








1