"Сибириада" или кино ещё искусством не стало ...


Картина, сотканная под заказ партии и правительства ...

Много лет назад я был поражён последним фильмом Андрона Кончаловского, который он снял перед эмиграцией. Тогда мне казалось, что он потому и снял его, чтобы на прощание искренне высказаться обо всей этой стране и её истории. Теперь я понимаю, что ошибался. Слишком много в этой картине прямых и косвенных фальсификаций или измышлений, которые оправдывали преступления советского власти и очерняли традиции богатых представителей русского народа и оскверняли образы малых народностей Сибири.
Но давайте поговорим предметно, чтобы смыть мои прошлые юные восторги современной пожилой мудростью.
1.Разве есть нечто оригинальное в стремлении людей к лучшей жизни, к самореализации, то есть в картине в пути к мерцающей в небесах звезде, влекущей Афанасия на "чертову гриву", в реальности, к природным залежам нефти, современному главному энергоносителю?
И стоит ли романтизировать это устремление русского человека якобы ввысь, а на самом деле ради грабежа чрева Матери Природы? Тем более, что это чрево принадлежало по праву первых поселенцев малым народам Сибири?
На пороге могущественного индустриального 20-го века Россия всё ещё прозябает в мечтах, которые Европа уже пережила за 400-500 лет до неё.
Если это судьба России, то её путь возвращает нас к мыслям о языческой бесовщине, когда вся страна добровольно прёт в кромешный ад.
Но последний вывод был бы очевиден, если бы фильм закончился на первой серии.
Бескорыстие Афанасия граничит с безумием, когда он, бросив пушной промысел, обрёк свою жену на смерть, но подобрал безумную бессловесную девицу, очевидно для сексуальных утех.
2. К слову, в первой части есть некий самоед Федька, который просит заступничества, чтобы выжить в тайге в чуме. Но мне не верится, что зажиточные русские люди стали бы спаивать бесплатную рабочую скотину, готовую практически задарма носить им ценные пушные меха на продажу круглый год. Нет, это логика уголовников и черни, живущей одним днём по принципу "после меня хоть потоп". С такой логикой в Сибири не стать богачом. Впрочем, как и нигде в мире. Возможно, жадные Соломины платили Федьке мало, но точно они не могли обрекать того на смерть, ибо споить его было раз плюнуть. Но это было запрещенно царским указом и абсолютно не выгодно самим купцам.
3. Почему в деревне нет старообрядческой церкви? Без неё нельзя даже представить себе русскую деревню в Сибири.
4. Образ народовольца-бомбиста Родиона Климентова (почему-то однофамильца А.Платонова) отчаянного фанатика, прародителя современных исламских террористов, слишком идеализирован, чтобы восприниматься серьёзно. А ведь эти ребята уже успели убить даже самого царя-реформатора Александра Второго, а скоро убьют замечательного и дальновидного премьер-министра Столыпина. Что, кроме бессмысленного разгула натуральной уголовщины, несли с собой эти беспредельщики в Россию? Чем тут можно восхищаться?
5. Какая-то звериная страсть Анастасии и Николая, смешанная ради мелодраматизма с платоническим и благородным чувством Филиппа ( будущего советского партийного деятеля и полководца), вообще не поддаётся человеческому пониманию. Да и как столь благородный Филипп мог примкнуть к большевикам, когда те прямо декларировали в Гражданскую войну насилие над женщинами, как заслуженное право борцов с самодержавием?.. Разве исключительно белоказаки жгли всех подряд на своём пути? Или не Тухачевский применил химическое оружие против восставшего крестьянства?
6. Пожалуй, единственный положительный образ Спиридона Соломина с малолетства борющегося с воровством и безрассудством Устюжаниных, запачкан гнетущим отношением авторов картины к сословию богатеев. Но у кого из современных людей повернётся язык хоть в чём-то упрекнуть Спиридона? Нет, все его поступки вызваны желанием спасти и сохранить своё добро, сестру, семью, деревню, Родину, память, наконец ...
7. В советской среде дружба между военачальниками пресекалась на корню поголовно, ибо сулило им обвинением в заговоре, поэтому фронтовая преданность Филиппа и Фёдора Николаевича абсолютно противоестественна. Как и то, что в руководстве СССР могли оказаться столь отважные персоны. Там выживали только перестраховщики и приживалы...
8. А торжественная минута молчания в честь погибшего на трудовом посту Алексея Устюжанина просто обыкновенная показушная манера советской власти откреститься и забыть о родне несчастной жертвы посредством объявления бессмертной славы, за которой народу оставляли право гордиться, но ничем материальным не поддерживали близких...
9. Любовь легкомысленной Таи вообще вызывает массу вопросов. Что-то не встречал я примеров верности в среде язычников из сибирских деревень, где традиционно отмечают праздник Ивана Купалы, сопровождая его распутством всех со всеми. Особенно это было популярно в среде невежественной черни, где толком не прижилось Православие.
Как и сомнительно забеременеть женщине под сорок лет от одного пусть и долгожданного соития ...

Вот сколько вопросов породил у меня этот старый фильм, удостоенный множества наград ...

Или Вы считаете, что я не прав?..




Рубрика произведения: Проза ~ Антиутопия
Ключевые слова: Кино, искусство, критика,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 36
Опубликовано: 29.08.2017 в 09:08
© Copyright: Ержан Урманбаев-Габдуллин
Просмотреть профиль автора








1