О реинкарнации. За и против


В наше время, чрезвычайно распространенной стала вера в реинкарнацию, в многократное перевоплощение человеческой души. Никого не смущает тот факт, что христианство отрицает наличие этого феномена, хотя, кстати сказать, христианский персонализм вполне совместим с идеей перевоплощения. Труднее совместить эту идею с философией индуизма, проповедующей реинкарнацию, но отрицающей реальность индивидуальной души, "дживы". Но отбросим в сторону чужие мнения, чужие утверждения и попытаемся посмотреть на идею реинкарнацию собственными глазами. Я вижу несколько аргументов, в пользу реинкарнации и несколько аргументов против нее. Сначала остановлюсь на аргументах против.

1.Если человек, в своем новом воплощении, появится в другое время, в другой стране, у других родителей, он будет совершенно не похож на себя, каким он был в предыдущем воплощении. Он будет иметь другие наследственные качества: другой психотип личности, другой темперамент, другие природные склонности и способности и, как следствие, другие интересы, увлечения, убеждения и т.д. Неповторимое лицо, неповторимое выражение глаз, все то, что мы любим и ценим в близких нам людях и они ценят в нас, все это также исчезнет без следа и заменится в новом воплощении чем-то иным и чуждым для нас нынешних. Фактически, это будет другая индивидуальность.

2. Идея реинкарнации, в её привычном понимании, сообщает онтологическую реальность физическому времени, что является предпосылкой и ошибкой. Если мы отбросим эту предпосылку, то увидим, что с таким же успехом, как новые перевоплощения в будущем, мы можем предположить новые перевоплощения в прошлом, или повторяющиеся перевоплощения в настоящем, в одно и то же время, у одних и тех же родителей. Последний вариант наиболее предпочтителен с точки зрения «сохранения» индивидуальности, его труднее представить, но логичнее помыслить. Тем не менее, и этот вариант – всего лишь предположение.

3. Третий аргумент направлен против свидетельств тех людей, которые вспоминают свои прошлые воплощения и связанные с ними разнообразные детали и обстоятельства. Обычно, мы знаем об этих случаях с чужих слов, из прессы или эзотерической литературы. Но насколько мы можем доверять таким свидетельствам? И даже если такие случаи: узнавание местности, зданий, интерьера комнат и т.д. существуют, они еще не доказывают реальность реинкарнации. Наше «Высшее Я» есть микрокосм, кладезь информации о прошлом (а также настоящем и будущем), через него нам может быть доступна любая информация, не обязательно связанная с нашей эмпирической индивидуальностью. Вспоминая свои прошлые воплощения и связанные с ними детали, человек, возможно, лишь «считывает» информацию из «коллективного бессознательного», если эти случаи вообще не выдумка.

В то же время есть два аргумента в пользу реинкарнации и эти аргументы тоже очень весомы. Что же это за аргументы?

1. Смерть маленьких детей.
Если человеку дается одна только жизнь и она обрывается, едва начавшись, как он сможет получить необходимый опыт, реализовать себя, сформировать свою личность? Для этого нужно время, нужна эволюция, нужен длительный «алхимический» процесс чередования удовольствия и страдания. И если мы не признаем наличие реинкарнации, то должны либо отрицать ценность человеческой личности, как таковой, либо стать на точку зрения христианства и допустить бессмертие детей, еще не успевших сформировать свою личность.

2. Неравные условия рождения и детства у разных людей.
Этот аргумент вряд ли нуждается в пояснениях. Само собой, что рождение в благополучной семье, хорошая наследственность, хорошее воспитание и образование создают выгодные стартовые условия для формирования нравственной личности. И напротив, рождение в неблагополучной семье, дурная наследственность, приобретенные в детстве порочные наклонности способны направить человека на путь, гибельный для его души. И не только неблагополучная семья, роковое стечение обстоятельств также способно искалечить жизнь человеку с самого раннего возраста. Когда наблюдаешь жизнь непредвзято, порой создается впечатление, что одни люди изначально предопределены к «спасению», а другие к «гибели». Христианство, правда, говорит нам о том, что и разбойник может покаяться на кресте, но много ли таких кающихся разбойников? И если мы отрицаем наличие реинкарнации, то либо должны допустить вечный ад для грешников, либо отрицать бессмертие личности. И то и другое лично мне допустить трудно.

Так существует или не существует реинкарнация, исходя из вышеприведенных аргументов? Какие из них более весомы? Не знаю. Ничего не знаю. Полагаю, вопрос реинкарнации является неподъемным для человеческого ума, в перевоплощения можно лишь верить или не верить. Я почему-то не верю.




Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 28
Опубликовано: 17.07.2017 в 16:07
© Copyright: Евгений Терещенко
Просмотреть профиль автора










1