Самая главная Горка - в Петров день


Самая главная Горка - в Петров деньЯкъ iдяшуть отре конче Святы окуде Святы iдоуть до ны I тоi Святы первено Колядь i друзе Ярь i Красня Гуре i Овсiена Влiка i Мала
Как идут четыре конца Света, так и оттуда и Праздники идут к нам. И те Праздники: первейший Коляда, и другие - Ярь и Красная Гора и Овсени Великие и Малые – Дощ.37а
То бо покрпiшем о Колядi ягнчем а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура Ту бо то дяехомо во спомiнь гуре Карпенсте А тон щас се iменова род наше Карпене Якоже стахом сме бяще во лЪсЪх то iмЪмо назов Древiще а на полi сме бяшехом iмено iмахом Полены
Это ведь подкрепляем (мы) на Коляду ягненком, и на Русалии в день Яров также, и на Красною Гору. То ведь делаем (мы) в воспоминание гор Карпатских. И в то время звался наш род Карпени (Карпы). (А) как стали (мы) жить в лесах, то имеем прозвание Древичи (Древляне), а на поле (мы) живем - имя имеем Полены (Поляне) – Дощ.7а
На Печоре, в заповедной Усть-Цильме и окрестных селах, живет этот прекрасный народный праздник - Горка: пора брачных союзов и место игрищ, пик веселья и вершина года. Усть-Цильма - место среди всех русских сел совершенно особое, глубина памяти народной тут от постороннего глаза во многом скрытая, незаметная. По преданию, заложили это село в середине XVI века новгородцы, осваивавшие новые охотничьи угодья и земли. Потом бежал сюда в поисках воли крепостной люд, приходили таежными тропами староверы, несли с собой древние книги. Великое множество песен, сказок и былин было записано в этих местах…
Ритуальные праздничные хороводные композиции — Горки — в старину были распространены по всему русскому Северу. Горки водили три-четыре раза в год...Заклинают, ворожат, сеют, урожай собирают, любят, женятся, род продолжают — все можно выразить языком народной хореографии...«Столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны» («Иванов монастырь»), «долгая» («большая вожжа»), «плетень» — название шести основных фигур хороводного действа, сменяющих друг друга в строго определенном порядке и сопровождающихся хоровыми песнями, закрепленными за каждой фигурой...Как Горка начинается? Сначала - столбами - ходим. Идем по дороге по трое: задние наперед переходят...Самая главная Горка - в Петров день
- Долгая вожжа - беремся рука за руку и поем:
Я по реченьке потеку,
Да я ко бабушке забегу,
Скоро бабушка добра, добра
Да сладка, сладка, сладка,
В огородах-то чиста, чиста,
В огородах сажено,
Что земля-то была оранная,
Земля оранная, да не борованная,
Семена те были куплены,
Да не окуплены,
А вода вожена, да заморожена
Заплетайся, плетень, заплетайся!
Так вот и ходили - мужчина и женщина, мужчина и женщина. А потом - в - плетень - заплетаются, как в косичку, а потом расплетаются
Заплетайся, плетень, заплетайся!
Ты завейся, труба золотая!
Эта песня поется протяжно, повторяется несколько раз. А уж последнее - прососеянье - снова на сторону.
Раньше мы на Горку днем ходили, праздновали, с обеда пойдем и до ночи - ночи у нас светлые.
Вкусная каша - петровщина
Ночью и кашу ездили за реку варить - петровщину - девицы с парнями вместе. Из пшена, риса - какая крупа есть, из той и варили. А еще варить кашу на кострах ездили далеко на лошадях. Место найдем, песни поем, из деревни в деревню скачем, в одном попляшем кадриль, в другом попляшем. Самая главная Горка - в Петров день. А с утра все на луг - сено страдать…
А.С. Миловский. Песнь жар-птицы. Усть-Цилемские краснопевы. Рассказы о народных праздниках. М.: Детская литература, 1987. 200с.http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1121.htmhttp://www.twirpx.com/file/578001/http://www.bookre.org/reader?file=1469559http://uspeh-i-udacha.ru/gorka_ust-cilemskaj.htmlДощечка 17. Кисек: О то рцехомь на вы – Вот то, о чем говорим мы вамhttp://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_518.htmhttp://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_519.htmhttp://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_520.htmПетровщина- ежегодный обрядовый праздник, который отмечается в ночь с 11 на 12 июля только в Усть-Цилемском районе Республики Коми и сопровождается жжением костра и варкой каши. В ночь на Петров день (с 11 на 12 июля) местные жители отправлялись на противоположный берег реки, на сенокосные луга («пожни») или в лес, где жгли костры – «огнища» - и варили кашу - «петровщину» для коллективной трапезы; пары молодых людей переезжали от костра к костру («ездили по огнищам»). В этом обычае можно усматривать архаические черты предков, актуализируемого перед началом напряженных летних работ, от которых зависело благосостояние устьцилем в течение всего года. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых. По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала,соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени. Каша – непростая пища из злаков. В старину именно она являлась главным ритуальным блюдом. Поеданием каши начинали и завершали добрые дела. Жжения костров связывались с архаическими представлениями об очищении земли. Староверы не прыгали через костры, как это было принято в других местностях. Здесь семьями рассаживались вокруг них, трапезничали, пели песни. Вспоминали и славных представителей родов, их дела. Транслирование семейной памяти было делом чрезвычайно важным. На трудовых примерах строилось воспитание детей. В полной мере расцвет природных сил олицетворяла молодежь, безудержная энергия которой, по мнению крестьянства, обладала созидательными способностями. У костров игрались игрища – плясовые кружания под исполнение песен, бытовали и элементы озорства. Словом, создавалась радушная атмосфера празднования, которая и должна была повлиять на благополучный исход уборочных работ. В годы советского периода в этот обычай были привнесены некоторые изменения, связанные с местом его проведения. В селах и деревнях утверждалась механизация, отпала надобность в семейном переселении на луга. И хотя жизнь на селе изменилась, обычай варить «петровщину» остался. В обычай привносятся изменения и по сей день. Но главное в традиции – это объединение людей, утверждение в родстве, способности сохранять этническую и конфессиональную общность.Сохранить лучшие человеческие качества жителям Усть-Цилемского района помогли вера и опыт поколений. Крестьяне Усть-Цилемского края сумели вопреки всему сохранить уникальную культуру Древней Руси, которую в советские времена поторопились объявить пережитком прошлого. И не только сохранить, но и соединить воедино культурные достижения современности и духовное наследие предков.
- Аще где что погрешено будет моего ради небрежения, бога ради исправляите...а не клените. Понеже не писа дух святый ни ангел, но рука грешна и брена - Игорь Иванович Печкин. Печатник з Москвы



Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 24
Опубликовано: 12.07.2017 в 10:36
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора










1