Почему так безграмотна современная молодежь?


Различные опросы, викторины, интервью, проводимые в последнее время среди молодых людей: школьников, студентов, порой шокируют представителей нашего поколения, получившего образование в СССР. Простейшие вопросы: кто воевал друг с другом в гражданскую войну, кто такой Ленин – оказываются для молодых людей непосильными. Австрию они путают с Австралией, термин «честолюбие» понимают, как любовь к чистоте, а миссис Россия, жена известного футболиста Ю.Жиркова, не смогла ответить на вопрос: солнце вращается вокруг земли, или земля вокруг солнца? Десятки раз в жизни, а также в телепередачах и интернете, я сталкивался с проявлениями такого вопиющего невежества. Представители нашего поколения охают, ахают, смеются ляпам молодых, но, может быть, это вовсе не смешно?

Перечислю несколько возможных причин рассматриваемого явления:

1. Плохое качество образовательной системы.

2. Избыток информации в современном мире, невозможность всю ее усвоить, переварить. Молодые люди инстинктивно отбирают лишь ту информацию, которая может принести им пользу или прибавить уважения, среди друзей и знакомых.

3. Источники получаемых знаний. Если раньше молодые люди пополняли свои знания через книги, высокохудожественные фильмы, качественные телепередачи (в СССР), то сейчас они делают это, чаще всего, через глянцевые журналы, ТВ сериалы и низкопробные шоу, интернет.

4.Отсутствие любознательности и тяги к знаниям, как результат сытости, комфорта, физической праздности. Такую закономерность подметил Г.Уэллс в своей фантастической повести "Машина времени". Люди, живущие вне условий борьбы за существование, утрачивают гибкость ума, любопытство, интерес к знаниям.

В связи с последней причиной, интересно сравнить нынешнее молодое поколение, с советским поколением двадцатых годов прошлого века. Тогда тяга к знаниям, среди малограмотного народа, пережившего гражданскую войну, была чрезвычайно велика. К чести большевиков, они не только ввели всеобщее, обязательное обучение для детей, но и дали возможность приобщиться к знаниям значительной части трудящихся, через вечерние школы, ФЗО и т.д.

А что сейчас? Витрины разнообразных магазинов слепят глаза блеском своих товаров, базары и продовольственные супермаркеты соблазняют видом экзотических фруктов, крупных и красочных овощей, десятки развлекательных телеканалов предлагают сотни увеселений и необычных зрелищ, с обложек желтых газет и глянцевых журналов на нас смотрят звезды мирового кино и эстрады, приглашая присоединиться к празднику жизни.

Какие тут знания! Какой от них толк? Где прямая связь между знаниями и жизненным успехом, процветанием? Совсем другое нужно! Не упустить вот это великолепие, которое окружает со всех сторон, найти способ отхватить кусок пожирнее, полакомее, найти дорогу к быстрым, легким и большим деньгам. И, "пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу"!

На первый взгляд, вышесказанное справедливо, но кто знает, кто знает? А, может быть, все гуманитарные знания, это просто балласт? Может быть, лучше молодому человеку знать марки клея, устройство автомобиля, способы предотвращения нежелательной беременности, компьютерное программирование и тому подобные вещи, чем знать всю эту «ненужную» историю, географию, литературу?

Может быть, обществу нужнее специалисты узкого профиля, умеющие трудиться и приносить пользу на своем месте, а не «продвинутые интеллектуалы»? В конце концов, настоящая интеллигенция образованной будет всегда. Люди, относящиеся к этой категории, как правило, научаются читать задолго до школы и получают образование, в первую очередь, через книги. Они всегда будут обладать необходимым запасом гуманитарных знаний. А остальные люди пусть развлекаются, лишь бы они приносили пользу обществу своим трудом. Может быть, так правильнее считать? Не знаю.

Мне, почему-то, нравится американская система образования. Мне нравится, что ученики имеют возможность сами выбирать для себя бОльшую часть предметов обучения. Нравится, что для оценки успеваемости учеников, чаще всего используются тесты, а не экзамены. Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, при таком подходе к образованию дети чувствуют себя в школе свободно и комфортно, не испытывая страхов, внутреннего напряжения, стрессов. Я охотно признаю, что качество знаний, при таком обучении, ниже, чем оно было, скажем, в школах СССР. Но так ли уж важно качество обучения?

Интеллигенция (а это % 10 населения) всегда найдет способ пополнить тот недостаток знаний, который у нее возникнет в школе. Она будет знать и географию, и историю, и литературу, и все остальные важные предметы на высоком уровне, независимо от качества школьного преподавания. И ничего страшного нет при этом, если остальные выпускники школ станут узкими специалистами, важно, чтобы они были хорошими профессионалами своего дела. На заре цивилизации, люди знали гораздо меньше, чем мы знаем сейчас, зато гораздо больше умели.

Да, у нас, в Советском Союзе, образование в школах было получше, чем в США. Всякий слесарь знал, что "Войну и мир" написал Л.Толстой, что Бетховен был композитором, что США находится в северном полушарии. Но, с другой стороны, эти знания были ему совершенно бесполезны, т.к. Толстого он все равно не читал, Бетховена все равно не слушал, а в США все равно не имел возможности побывать.

Читал: американская певица Бритни Спирс получила в школе плохое образование. Но когда ей нужно было лететь в Австралию, ее подвели к глобусу, объяснили, что земля круглая и показали, где находится Австралия. И никаких проблем!

На мой взгляд, в начальных 4 классах школы, детям из предметов, достаточно физкультуры, уроков музыкального и изобразительного искусства, арифметики, чтения и элементарного естествознания. В этом возрасте детям полезнее всего бегать, прыгать, гонять в футбол, кувыркаться в спортзалах, петь, танцевать, рисовать. Дополнительно к этому их можно научить читать, писать, считать. Можно рассказать им о том, что земля вращается вокруг солнца, что стоит за такими явлениями как дождь, снег, гроза.

В средней школе (5-8 классы) можно дать детям общие и элементарные знания по основным предметам: истории, географии, биологии, физике, химии, алгебре и геометрии. Плюс трудовое обучение. И, кажется, все.

В средней школе неизбежно произойдет ОТБОР, за 4 года у учащихся обнаружатся различные склонности и предпочтения, появится или не появится желание учиться дальше. Для желающих учиться в старшей школе, можно уже устроить экзамены и произвести набор в специализированные классы. Старшая школа, полагаю, должна быть специализированной и готовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.

В старших классах школы нужны уже и дисциплина, и настоящие экзамены, и высокие требования. В средней школе можно ограничиться тестами вместо экзаменов, а в начальной школе знания детей лучше вообще не оценивать, чтобы не травмировать низкими оценками. Одним словом, я хотел бы в начальной и средней школе максимально разгрузить детей психологически, а к напряженному умственному труду приучать лишь тех, кто продолжит обучение дальше.

Все высказанное в этой заметке является моим личным мнением, вытекающим из желания избавить детей от лишнего принуждения и стрессов.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 85
Опубликовано: 18.06.2017 в 19:48
© Copyright: Евгений Терещенко
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1