Тема любви в "Мастере"


Любовной коллизии в полной версии романа Булгакова «Мастер и Маргарита» отведено меньше места, чем ненависти к прохиндеям, чем супружеским изменам, чем использованию денег и служебного положения с целью получения интимных услуг.

Неожиданно вспыхнувшей любви главных персонажей посвящена единственная тринадцатая глава под названием «Явление героя» – пожалуй, наиболее скучная и наименее убедительная во всем повествовании. Порой возникает подозрение, что автор не знаком с этим чувством или преднамеренно изображает его недостоверно.

Михаил Афанасьевич повстречал Елену Сергеевну – третью жену – за одиннадцать лет до собственной кончины. Он был уже больным человеком и первое, что потребовал от возлюбленной после решительного объяснения – быть при нем на смертном одре и похоронить достойно. Она поклялась, и к ее чести слово свое сдержала.

Е.С. была женщиной свободных нравов. Она имела связи на стороне, представляла интерес для программы Малахова «Пусть говорят». Но в то же время ее самолюбию льстило то, что М.А. – известный драматург, на которого обратил внимание Сталин, что он печатается заграницей, что его приглашают на приемы в посольство США, что близкие родственники живут во Франции, куда при удаче можно переехать.

Ее тщеславие получало полное удовлетворение оттого, что Булгаков был заметен остроумием и метким словом в любой приличной, на ее взгляд, компании. Иногда ей бывало очень весело с ним, когда он был в ударе и животики надрывались от смеха.

Если Елене Сергеевне надоедала такая жизнь, она куда-нибудь уезжала на неделю, на месяц, а однажды – на три, оставляя «на хозяйстве» свою старшую сестру Ольгу Бокшанскую, которая находилась у нее, властной, в подчинении, которая перепечатывала набело основные рукописные материалы, выходившие из-под пера М.А.

Упомянутая нами глава «Явление героя» любопытна тем, что там впервые появляется и героиня. Маргарита сворачивает с Тверской улицы в переулок, в руках у нее желтые цветы – цвет измены, о чем автор умалчивает. Она сама неожиданно заговаривает с оказавшимся на ее пути Мастером, спрашивая, нравятся ли ему цветы. Они ему не нравятся, и она швыряет их на мостовую, беря героя своевольно под руку.

Мастер в сумасшедшем доме делится воспоминаниями с Иваном Бездомным: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Потом Маргарита стала появляться в съемной квартире Мастера и первым делом готовила завтрак, потом они смотрели на огонь, пылающий в печи. Потом их отношения свелись исключительно к чтению рукописи о Понтии Пилате. Впоследствии Маргарита винила себя в том, что уговорила возлюбленного попытаться опубликовать ее.

Когда любят, тогда не думают о завтраке, о рукописях, публикациях и Понтии Пилате, тогда видят неизреченный свет и радость вокруг, тогда забывают всякий страх и мелочи быта. Но ничего подобного мы не наблюдаем, мы наблюдаем как раз обратное. Горяч только огонь в печи, от остального веет холодом, болезнью, безумием.

Где нет Бога, там не может быть любви. Сознавал ли это Булгаков? Если да, то написал гениально. Если нет, то мы имеет дело с обычным заурядным чтивом.

19.05.2017




Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 58
Опубликовано: 19.05.2017 в 08:44
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора








1