Чем
дальше уходит время, отделяющее нас от
последних дней героини нашего
повествования, тем очевиднее становиться
загадочность личности юной художницы,
покорившей наши сердца .
Откуда
появилась и кем всё же была для нас эта
молчаливая и скромная девочка с
миндалевидным овалом лица и слегка
восточным разрезом глаз? Кто создал из
неё человека,
видевшего гораздо
дальше и зорче, чем мы?
Надя родилась
в семье художника и балерины, в городе
со странным, гулким названием: Улан-
Батор. Потом семья переехала в Москву.
Рисовать девчушка начала с трёх лет,
много раньше, чем читать.
Рисунок
стал для неё как бы ещё одним языком —
загадочный, порывистый, лёгкий. Как
дыхание. Она и сама была лёгкой, подвижной,
весёлой, любила танцы, смех, шутки,
безобидное озорство.
Но над рисунком
всегда — затихала, замирала. Над рисунком
она как бы погружалась в другой мир,
неведомый остальным. Сама говорила не
раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую».
Чем
она рисовала? Цветными мелками, карандашом.
Пока отец вслух читал ей «Сказку о царе
Салтане», Надюша сделала к ней в альбоме
более тридцати шести рисунков... Кстати,
в художественной школе она никогда не
училась, и никто и никогда не мог заставить
её рисовать насильно.
Первая
выставка Нади Рушевой состоялась, когда
ей был всего на всего двенадцатый год.
Она училась школе, любила кататься на
лыжах, играть в куклы. «Браво, …. браво!»
— Эти слова написал на одном из рисунков
художницы итальянский поэт и сказочник
Джанни Родари. «Тонко, темпераментно,
талантливо», — можно услышать в США,
Италии, Индии, Японии, ГДР, где
экспонировались ее рисунки. «Восхищены»
— это слово встречается чаще других и
в книге отзывов на выставке ее работ,
которая открылась в МГУ.
Бумага
сохранила впечатления девочки от
прочитанных ей родителями сказок и
мифов, от наблюдений за окружающим её
миром. Великое множество сюжетов -
характерная черта юной героини нашего
повествования. Художница спешит,
взрослеет удивительно быстро. Рисунки
стремительно наполняются глубоким
содержанием. Уже в 13 лет она создаёт
серию рисунков к "Евгению Онегину"
с трепетом Татьяны, пишущей письмо, и
бесконечно трёхгранной проблемы любви.
Я не знаю другого подобного примера
в истории изобразительных искусств, –
писал о нашей героине доктор искусствоведения
А. Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов
редко, но были необычайно ранние
творческие взрывы, у художников же –
никогда. Вся юность у них уходит на
студию и освоение мастерства”.
За
пять последних лет жизни Нади Рушевой
у неё состоялось пятнадцать персональных
выставок: в Москве, Варшаве, Ленинграде,
Артеке. Пришла известность, слава,
признание. Правда, гонораров из-за
возраста юной девушке почти не платили
— не принято было в те времена выплачивать
деньги ребенку. Все уходило в карманы
вышестоящих устроителей выставок,
взрослых дядей и тетёнек, в неведомые
союзы и комитеты. (Лишь однажды на скудно
выплаченную часть какого-то гонорара
родители смогли купить ей демисезонное
детское пальто). Впрочем, о деньгах никто
и не спрашивал, это тоже было не принято
в тогдашнем «сверхблагополучном»
советском обществе. Но вот любопытный
и трогательный штрих. На многих рисунках
девочка изобразила себя в джинсах. На
самом деле у Надюши их не было — семья
со скромным достатком не могла позволить
себе купить дочери, пусть и «самой лучшей
девочке в Союзе» (так писали газеты)
очень модную вещь. И она позволяла себе
изредка мечтать о ней — хотя бы в
рисунках!
Девушка умерла шестого
марта. А на следующий день мальчишки
решили поздравить одноклассниц с 8
Марта. Всем девчонкам поставили на парты
какие-то игрушечки. А она не пришла.
Класс был потрясен известием о её смерти.
Бывает, что в классе кого-то любят. И
Надю любили... Незадолго до этого она
гуляла с подругой по улице и заметила
похоронную процессию. Печальная музыка...
И она сказала: ну как же? И так тяжело —
человек умер, а тут вдруг такая музыка.
Ещё больше людей добивают. Вот, говорит,
если я помру, я бы хотела, чтобы меня
похоронили в артековской форме (её
любимой форме) и чтобы играли «Битлз».
И, между прочим, так и было...»
Все так
и было. Она ушла под музыку Битлз и
оставила рисунки, рисунки, множество
рисунков...
Идут годы, всё забывается,
стайки современных девчонок в ярких
джинсах, беззаботно щебеча, проносятся
мимо и не знают о ней ничего. Это не
правильно, это не справедливо, это не
честно - я очень, очень хочу, что бы Надю
Рушеву нынешние сверстники и будущие
сверстники и сверстники будущих
сверстников помнили и знали юную
гениальную художницу, родившуюся в
городе со странным, гулким названием:
Улан- Батор.
Мне нравится: 0 |