Глава 51. Остановка в озере


Глава 51. Остановка в озереМихаил Бортников
Глава 51. Остановка в озере.

Машина мостику. Говорит капитан. Срочно сообщите, что происходит. Сколько оборотов на вашем тахометре?
Дед беспомощно посмотрел на второго.

- Привод! - догадался Дмитрий. - Электрон, привод! Коля, быстро посмотри число оборотов на аварийном посту!

Механики выбежали из поста управления. Валера спустился на нижнюю палубу машинного отделения, где на гребном валу был установлен тахогенератор, и снял ступеньку над промежуточным валом, служащую защитной крышкой тахогенератора. Затем опустился на колени и включил фонарь.

- Машина мостику, - настаивал капитан, - стармех в машине?
- Да, мастер, это стармех. Машина работает на девяноста оборотах, как заказывали.
- А что случилось с нашими тахометрами? У нас не работает ни один прибор.

Коля вернулся и показал деду девяносто оборотов на пальцах.
- Механический тахометр на аварийном посту двигателя показывает ровно девяносто оборотов. Все электрические тахометры имеют общий привод от гребного вала, и одновременно вышли из строя. Электромеханик уже выясняет, что случилось. Дайте нам хотя бы десять минут, доложим сразу, как определимся сами.

- Вы сумеете управлять главным двигателем по команде телеграфа?
- Да, конечно, сумеем. Никаких проблем.
- Хорошо. Лоцман требует остановки судна, говорит, что он не гарантирует безопасность при неработающих тахометрах. Он хочет уйти в сторону от основного фарватера и вызвать буксир для подстраховки. Мистер Янакис пошёл в машину, поможет вам разобраться.

- Будем сбавлять обороты по вашей команде. Напоминаю, полный маневровый ход - восемьдесят пять. Сейчас у нас девяносто.
- Переходите на восемьдесят пять. Дальнейшие команды машинным телеграфом.
- Принято. Перехожу на полный маневровый.

Валера вернулся в ЦПУ одновременно с суперинтендантом.
- Ну что там, Элек?
- Нужно останавливать главный. На ходу ничего сделать нельзя. Да и опасно.
- А что случилось, разобрались? - поинтересовался Янакис.
- На гребном валу находится тахогенератор постоянного тока. Медный коллектор и щёточный аппарат, ничего сложного. Крепление одной щётки от вибрации ослабло, и она сдвинулась.

- А у нас есть запасные щётки? - спросил стармех.
- Менять щётки надо одновременно, это не так просто. Сейчас лучше попробовать поставить на место старую щётку. Я думаю, будет работать. Только потом придётся найти её правильное положение, иначе будут неточные показания. Возможно, придётся несколько раз запустить главный.

- Сколько вам нужно времени на всё это?
- Если получится, это недолго. Но точно не скажу.
- Хорошо, - сказал суперинтендант. - Чиф, скажите на мостик, что нам нужно остановиться. А я пойду наверх и объясню ситуацию капитану и лоцману.

Через десять минут работы на полном ходу начались манёвры. Положения топливной рукоятки на среднем, малом и самом малом ходу были помечены фломастером, все приборы работали, так что управлять двигателем без тахометра было хоть и непривычно, но возможно. Третий механик, сменивший на вахте Николая, периодически спускался на одну платформу к местному посту управления двигателем и проверял число оборотов. Наконец, двигатель остановили, судно легло в дрейф.

- Василий Иванович! Спросите, не будет ли больше пусков. Иначе мне там пальцы оторвёт.
- Мостик - машине. Разрешите вывести главный двигатель из строя для ремонта тахометра.
- Добро, дед. Пускай электрон работает.
- Вова, пойдём со мной. Дедушка, мне связной нужен. Будете запускать двигатель по его команде. Или нет, я вас вызову по рации, так будет лучше.

Необходимые инструменты были уже внизу, возле вала. Туда же Валера подтянул шланг со сжатым воздухом, принёс канистру с жидкостью для мойки электрооборудования. Он полностью снял щётку, промыл её, осмотрел и промыл коллектор, установил щётку на место. Износ обеих был в пределах нормы. Валера проверил соединения и вызвал ЦПУ.

- Иваныч, запускайте главный на самый малый вперёд. После пуска скажете мне, сколько оборотов показывает тахометр.
- Осторожно, запускаем дизель. Есть, показывает. Сорок четыре оборота.
- Пусть поработает. Володя, посмотри , сколько на механическом... Сорок три?
- Василий Иванович, на дизеле сорок три. Давайте проверим на малом ходу, потом на среднем.

- Отлично, Элек, не нужно ничего регулировать. Один-два оборота погрешность - это допустимо, не будем задерживаться. Закрывай крышку.
- Мостик, машине. Как ваши тахометры, все показывают? Ну, тогда можно продолжать движение. В машине всё нормально.

- Ну что, злектришен, молодец. Можешь идти мыться, переодеваться. Обедай, отдыхай пока. Только...
- Знаю, знаю. Рацию носить с собой и не выключать.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Повесть
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 73
Опубликовано: 03.03.2017 в 10:25
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1