Когда ты, один из «28 панфиловцев».


                                                                                                          «А видал ты вблизи пулемет или танк?
                                                                                                            А ходил ли ты, скажем, в атаку?
»
                                                                                                                                              В.С.Высоцкий

Фильм закончился – пошли титры – зал молчит. Будто на короткое мгновение зрители замерли перед огромным колоссом. И вдруг, кто-то «захлопал». Ещё один, ещё… Медленно проявлялся в зале свет, люди вставали со своих мест и аплодировали. Комок к горлу подкатил от этого короткого, внезапно нахлынувшего чувства единства…

Насколько я знаю, у художественного фильма «28 панфиловцев» режиссёра Андрея Шальопа необычный путь к зрителю. На какую-то часть картины деньги собирали «всем миром». Потом эту «часть» заметили в Мин.Культе РФ и выделили средства на полнометражную работу. Наверно на извращённое киноискусство бесталанного Бондарчука мл., с его комиксом на «Сталинград», таких проблем не было.

Если говорить коротко, фильм — потрясающий. И потрясает он своей правдивостью. Для сравнения, на память сразу приходить «Горячий снег». Иди, что называется, и смотри. Но в том-то и случай, что «слово» здесь как раз «золото», а не «молчание». На самом деле, фильм «28 панфиловцев» это не обычная история о великой войне, это огромное событие. Событие уровня возвращения Крыма. Событие масштаба «Бессмертного полка». Подобных подвигов единства, когда энергия памяти идёт без посредников — от народа, наша Родина давно уже не знала. Родина, растоптанная ложью демократов, ограбленная либеральным олигархатом, давно не чувствовала связь со своими народами.

Все эти события, это священные знамёна Правды нашей страны, нашего отечества. Это знаки того, что мы были, мы есть, и мы будем. И последнее слово всегда будет за нами, какие бы фильтры не ставила элита времени. Заметил, как только появляется что-то настоящее, истинно народное, идущее из «низов», так тут же его пытаются «приватизировать». Вот уже РПЦ мутит там что-то с «Бессмертным полком». Возможно и Крым сделают таким доступным, что обычному «панфиловцу» увидеть его будет возможным только по ТВ. Да и фильмы, подобные этому, даже не пылинка в российской кинематографической индустрии, которая очередями пошлятины расстреливает сознание российского зрителя. А ведь именно на таких шедеврах, где показана невиданная жертвенность во имя Отечества, — должна воспитываться молодёжь.

И всё-таки, вопреки, наши знамёна реют. Впервые наверно за 25 лет, если не считать «Брестской крепости», мне не стыдно будет посоветовать сыновьям посмотреть Наш фильм. Много кривотолков шло, идёт и ещё будет идти о самом факте подвига. Некоторых из российских СМИ в припадке бьёт, как чертей перед ладаном, внушая общественности — «о художественном вымысле». Они бы с большим удовольствием и ВОВ определили в жанр фантастики, но очевидность событий прошлого настолько встроилась в народный ген, что все потуги развенчания не выдерживают никакой критики. Либеральное Оно, что-то говорит, открывает рот за стеклом вакуума своей глупости, даже видя документальные подтверждения.

Была война. Был подвиг многих народов. И был подвиг у разъезда Дубосекова. И был он, именно таким, каким показали его авторы фильма. Осень сорок первого года. Пять немецких дивизий развернули наступление в направлении Волоколамска, чтобы напрямую выйти к рубежам нашей столицы. Силы противника в несколько раз превосходили силы защитников у Дубосекова, где закрепилась рота. Врага встретили огнём противотанковых ружей и бутылками с зажигательной смесью. Взвод, один взвод (!) отражал атаки пехоты и пяти десятков вражеских танков. Погибли почти все, уничтожив 18 немецких машин, тем самым на 6 часов задержали наступление гитлеровцев, которые так и не смогли прорваться сквозь линию обороны.

Начало фильма меня даже как-то не удивило своей простоватостью, ну, думаю, ещё один «ширпотреб». А потом случилось чудо. И не заметил как провалился в атмосферу того времени. Вот ты обтёсываешь топором бревно, чтобы сделать макет танка. Вот ты стоишь в строю и слушаешь приказ командира. Вот идёшь на позиции, пряча огонёк самокрутки в ладони. Образность эпизодов потрясает своей глубиной. В штабе, сквозь маленькое окошко мы видим как солдаты перетаскивают макет танка будто сани. Отрабатывают «упражнение». Неожиданная заминка. И вдруг начинают играть в «снежки», весело, как дети. Они ещё и не догадываются, что история выбрала их стать святыми.

А этот эпизод, где строй перед комбатом в зимней ночной тишине. Говорит обычные правильные слова на первый взгляд, пока ты не различаешь где они стоят, и что у них за плечами. Великолепная режиссёрская находка как усилитель произнесённых слов комбата. Бой в фильме настолько психологически выверен, что зритель непроизвольно «неспокоен» на своём месте. Наблюдал. Музыка и первоклассный звук только усиливает «картинку». Впечатление такое словно «бой» попал в турбулентность «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича. Вот они – посланники ада, безликие техноинфернальные сущности, тучей наползают на наши рубежи. И против этого фраза бойца: «Спокойно жгём танки».

Команде А. Шальопа, на мой взгляд, профессионально удалось передать чувство страха с экрана в зал. От выстрелов непроизвольно тянет пригнуть голову, настолько всё реально. То как они звуком и кадром передали «тревожную тишину», ещё ни одному Хичкоку с их «пужалками» не удалось. Но самая сильное впечатление на меня произвела сцена «ожидание рукопашного боя». Это как в скульптуре И. Шадра «Булыжник пролетариата», который снесли на Подоле вандалы киевской хунты. Напряжена каждая мышца, вена, нерв, человек превратился в мощную пружину. Безликие бесы настойчиво крадутся к нашим окопом. У оставшихся в живых бойцов закончился БК и они застыли, влипли в окоп, кто с ножом, кто с лопаткой. Кульминация. Герои напряглись, замерли перед диким, последним прыжком… И застрочил пулемёт! «Наши!», помните как в советском детстве, «наши»… Волна облегчения прокатилась по залу.

И вот что примечательно. Команда создавшая фильм непроизвольно показала высочайшее качество как нужно «подать» настоящее без извращённого натурализма пользования кетчупом. Это не пощёчина, это мощная оплеуха Голливуду с его китайским фейерверком и новыми технологиями. Вся эта западная мишура нужна как хреновой кухарке майонез. Камуфляж для бесталанных режиссёров типа Спилберга.

Уверен, текст фильма разойдется в народ на цитаты. Мастерство автора сценария меня поразило одним диалогом — философским пониманием миропорядка для нашей сегодняшней России, в которой не спокойно из-за «отсутствия» национальностей у народов. Бойцы с противотанковым ружьём заняли оборону в окопе. Идёт разговор: «Давайте покажем как воюют русские…» «Я вообще-то казах». «А казах, что ни русский что-ли? Что ты мне голову тут морочишь? Мы сейчас Россию защищаем, или что? Вот как будем Казахстан защищать так и покажем им как казахи воюют…»

Знаменитые слова политрука Клочкова, звучат какой-то праведной искренностью. В них нет надрыва, эпики, всей этой энергии советских лозунгов. Как батя говорит. Вот Бог, а вот порог. Позади наша Родина, здесь наше отечество. Выпала так – отступать некуда, да и незачем. Поэтому задача одна, остаться в живых и спокойно жечь танки… Перед боем, свою речь комбат усиливает репликой – «Будем достойны этой чести!» Он говорит это так просто и проникновенно, словно это мне говорит, тебе. И ты размышляешь, а действительно, достоин ли их чести? И если ты пришёл на этот фильм и он тебя не оставил равнодушным, то ты смело можешь сказать своему сердцу, да, ты достоин чести! Понимать, любить, хранить свою Родину, значит иметь честь.

Обязательно посмотрите этот фильм, и детям своим рекомендуйте.



Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 57
Опубликовано: 14.02.2017 в 14:15
© Copyright: Владимир В.Сухарев
Просмотреть профиль автора








1